Пищеварение в ротовой полости желудке и кишечнике.
Отдел пищеварительного тракта | Пищеварительные соки | Что происходит с пищей? | ||||||||
Ротовая полость (от 15 до 20 сек) | Реакция нейтральная Слюна – в состав слюны входит фермент птиалин | 1. Опробование пищи (вкусовые свойства, качественный состав, температура) 2. Механическая переработка начинается расщепление углеводов. | ||||||||
Пищевод | --------------------------------- | Проходит в желудок | ||||||||
Желудок (объем 1-1,5 л., но может растягиваться до 2-3 л. Время переваривания пищи от 3-4 до 10 часов. |
| Под действием пепсина начинается расщепление белков до пептидов (более простые составные части). | ||||||||
Тонкий кишечник (12 перстная кишка) | 1) Кишечный сок (выделяется железами слизистой оболочки) 2) Поджелудочный сок (выделяется поджелудочной железой) 3) Желчь (вырабатывает печень) | Под действием этих соков происходит окончательное расщепление пищевых частиц: Углеводы расщепляются до глюкозы (виноградного сахара). Белки до аминокисот. Жиры до глицерина и жирных кислот. В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ. | ||||||||
Толстый кишечник | Кишечный сок | Переваривается грубая растительная пища – клетчатка, происходит всасывание воды, бактерий. Толстый кишечник вырабатывает витамины, способствующие нормальной деятельности крови. |
Печень – самая крупная железа нашего организма, масса её 1-2 кг.
Функции печени.
1. Образование желчи.
2. Обезвреживание ядов.
3. Разрушение кровяных клеток.
4. Отложение питательных веществ
5. Накопление крови (кровяное дело)
6. Синтез протромбина и гепарина, свёртывание крови.
Всасывание – процесс поступления питательных веществ через слизистую оболочку пищеварительного тракта в кровь и лимфу.
Всасывание происходит при помощи ворсинок, которые увеличивают поверхность кишечника, благодаря им поверхность кишечника в 250 раз больше общей поверхности тела.
Возрастные особенности органов пищеварения.
Наиболее существенные морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребёнка наблюдается только в первые годы постнатального развития. Функциональная активность слюнных желёз проявляется с появлением молочных зубов (5-6 месяцев). Особенно значительное усиление слюноотделения происходит в конце первого года жизни. В течение первых двух лет интенсивно идёт формирование молочных зубов. В возрасте 2-2,5 лет ребёнок имеет уже 20 зубов и может употреблять сравнительно грубую пищу, требующую пережёвывания. В последующие годы, начиная с 5-6 лет, молочные зубы постепенно заменяются на постоянные.
В первые годы постнатального развития интенсивно идёт формирование других органов пищеварения: пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. Меняются их размеры форма и функциональная активность. Например, объём желудка с момента рождения до года увеличивается в 10 раз. Форма желудка новорождённого округлая, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму, а с 6-7 лет ничем не отличается от желудка взрослого. Значительно изменяется строение мышечного слоя и слизистой оболочки желудка. У детей раннего возраста наблюдается слабое развитие мышц и эластических элементов желудка. Желудочные железы в первые годы жизни ребёнка ещё недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. Низкая концентрация соляной кислоты обуславливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6-7 лет, что способствует более мелкой восприимчивости детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям.
Количество желёз в слизистой оболочке желудка интенсивно нарастает до 10 лет и приближается к уровню взрослого в 15-16 лет. В процессе развития детей существенно меняется не только количество и состав желудочного сока, но и активность содержащихся в нём ферментов. Особенно значительно меняется в первый год жизни активность фермента – химозина, действующего на белки молока. У взрослых этот фермент полностью теряет своё значение в пищеварении. С возрастом нарастает также активность других ферментов желудочного сока и в старшем школьном возрасте она достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет активно идёт процесс всасывания в желудке, в то время как у взрослых эти процессы осуществляются в основном только в тонком кишечнике. Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 5-6 лет. По своим морфофункциональным особенностям она достигает уровня взрослого организма к окончанию подросткового возраста (в 11-13 лет завершается её морфологическое развитие, а в 15-16 лет – функциональное).
Аналогичные темпы морфофункционального развития наблюдаются у печени и всех органов кишечника. Таким образом, характеризуя развитие органов пищеварения в целом, следует отметить, что их развитие в известной степени идёт параллельно с общим физическим развитием детей и подростков. Наиболее интенсивный рост и функциональное развитие органов пищеварения наблюдается в 1ый год постнатального жизни, в дошкольном возрасте и , наконец, в подростковом периоде, когда органы пищеварения по своим морфофункциональным свойствам приближаются к уровню взрослого организма.
Первая помощь при отравлении
Отравление возникает при попадании в организм яда, которым может быть всякое вещество, оказывающее вредное воздействие, а иногда даже приводящее к летальному исходу. Важно помнить, что яд может попадать различными путями: через рот, легкие, кожу (чаще у детей), слизистые оболочки (глаза, нос и т.п.), укусы насекомых и змей. От того, каким путем попал яд в организм, а также от состояния больного, во многом зависит первая помощь и лечение отравления.
Задачи первой помощи при отравлении:
· Остановить или ограничить поступление яда в организм.
· Как можно скорее вывести уже попавший яд, если это возможно.
· Обеспечить пострадавшему безопасные условия.
· Привести пострадавшего в чувства, при необходимости - провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
· Как можно скорее доставить пострадавшего в больницу.
Первая помощь может быть оказана как посторонними людьми, так и самим пострадавшим. Часто оказывается, что вовремя оказанная первая помощь в лечении отравления помогает спасти жизнь. Согласно статистике, в подавляющем большинстве случаев бытовые отравления составляют 97-98%, тогда как производственные всего 2-3%.
Бытовые отравления подразделяются на алкогольные интоксикации, несчастные случаи в быту и суицидальные отравления, предпринятые умышленно. В литературе описаны более 500 отравляющих веществ.
Основные признаки и симптомы отравления
· тошнота, рвота
· холодный пот
· озноб
· судороги
· внезапная вялость
· сонливость
· жидкий стул;
· головная боль и головокружение.
· угнетение дыхательной функции и нарушения сознания (в тяжелых случаях)
· слюнотечение и/или слезотечение
· ожоги вокруг губ, на языке или на коже
· странная манера поведения пострадавшего
Что делать при отравлении в зависимости от пути попадания яда:
При отравлении алкоголем, недоброкачественной пищей, грибами, ядовитыми растениями и их плодами и пр. ядами, когда яд в организм поступает через рот.Если пострадавший в сознании, ему дают выпить большое количество жидкости, затем вызывают рвоту надавливанием на корень языка (для лиц старше 6 лет) пальцами, процедуру повторяют до чистых промывных вод.
После промывания желудка в лечении отравления используют растолченный активированный уголь (1 таблетка на 10 кг веса), смекту и др. сорбенты. Можно принять белую глину, солевое слабительное средство.
Пострадавшего укладывают в восстановительное положение - на бок (чтобы он не захлебнулся рвотными массами), согревают с помощью грелок ноги. Дают обильное питье (для этого подойдет чай, вода).
Как можно скорее вызывают бригаду скорой медицинской помощи для госпитализации пострадавшего, так как его состояние может ухудшится. Желательно сохранить и передать врачу вещество, которым отравился больной.
При отравлении кислотами (уксус) и щелочами промывать желудок нельзя.
При отравлении газообразными химическими веществами (угарный газ, окислы азота, аммиака, пары брома, фтористого водорода, хлор, сернистый газ, и др.),когда яд поступает в организм через легкие при вдыхании. По частоте отравлений газами, отравление угарным газом происходит чаще, чем отравления другими газообразными ядами. Угарный газ образуется при сжигании любого вида топлива: газа, нефти, керосина, древесины или угля.
При отравлении угарным газом, пострадавшего в первую очередь нужно вывести на свежий воздух, обеспечить ему удобное горизонтальное положение, освободить от стесняющей одежды.
Необходимо растереть тело пострадавшего, затем тепло укутать, приложить согревающие грелки к его ногам, дать понюхать ватку с нашатырным спиртом, если пострадавший в сознании- ему можно прополоскать горло и рот раствором соды.В случае отсутствия дыхания или его значительного ослабления нужно начать проведение искусственного дыхания.
Независимо от степени отравления пострадавшего госпитализируют в стационар, на случай, если позднее возникнут осложнения со стороны нервной и дыхательной систем;
При отравлении токсическими веществами, проникающими через кожный покров (некоторые ядовитые растения, химические растворители и средствах от насекомых-ФОС-фосфорорганическими соединениями (карбофос, дихлофос и др.)), яд в организм проникает через кожу и слизистые поверхности.
При попадании ядовитого вещества на кожу нужно как можно быстрее снять это вещество с поверхности кожи ватным или марлевым тампоном или тряпкой, стараясь не размазывать его на поверхности кожи.
После этого кожу следует хорошо обмыть теплой водой с мылом или слабым раствором питьевой (пищевой) соды, обработать место поражения на коже 5—10%-ным раствором нашатырного спирта.При наличии раны, например ожога, наложите чистую или стерильную влажную повязку. Далее дважды промыть желудок 2%-ным раствором пищевой соды (1 ч. л. соды на 1 стакан воды).
Затем следует выпить 0,5 стакана 2%-ного раствора пищевой соды с добавлением активированного угля или солевое слабительное. Пострадавшему дают выпить крепкий чай. Дождаться прибытия бригады скорой медицинской помощи.
При попадании отравляющего вещества в глаза надо немедленно промыть их струей воды при открытых веках. Промывание должно быть тщательным в течение 20-30 минут, так как даже небольшое количество ядовитого вещества, попавшего в глаза, может вызвать их глубокие поражения. После промывания глаз следует наложить сухую повязку и немедленно обратиться к глазному врачу.
Чего НЕ делать
· не вызывать рвоту, если человек без сознания
· не вызывать рвоту у беременных
· не вызывать рвоту у тех, у кого слабое сердце и при судорогах
· не вызывать рвоту при отравлении нефтепродуктами, кислотами, щелочью
· не давать слабительное средство при отравлении нефтепродуктами, кислотами, щелочью
· не давать газировку!
· не давать кислоту при отравлении щелочью и наоборот!!!
Строение зуба.
Общее число зубов у взрослого человека – 32. По функции и форме различают резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. В каждой половине верхней и нижней челюстей развиваются 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных и 3 больших коренных зуба. Каждый зуб имеет выступающую из десны коронку которая переходит в шейку (под десной) и корень, погружённый в зубную лунку челюсти. Внутри корня проходит канал, расширяющийся в полость зуба; он заполнен рыхлой соединительной тканью, сосудами и нервами. Коронка, шейка и корень состоят из твёрдых тканей. В полости зуба помещаются мягкие ткани зуба, или пульпа. Главную массу всех частей зуба составляет дентин, покрытый на коронке эмалью, а на шейке и корне – цементом. Эмаль, покрывающая коронку, - самая твёрдая ткань в организме: по твёрдости она приближается к кварцу. Но и она всё же может стираться и давать трещины. Органическое вещество в эмали составляет только 2-4%, всё остальное – минеральные вещества. Дентин и цемент представляет собой видоизменённую костную ткань, по сравнению с которой содержат значительно больше фосфорно-кислого кальция.
Зубы закладываются и развиваются в толще челюсти. У ребёнка сначала появляются временные (молочные зубы). Позднее они сменяются постоянными. Зачатки молочных зубов появляются задолго до рождения, а их прорезывание начинается месяцев через 6 после рождения или даже позднее. Одновременно с развивающимися молочными зубами, внутри от них возникают зачатки постоянных зубов. Прорезывание как молочных так и постоянных зубов не у всех людей происходит в одно и тоже время. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития, качества питания. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; к концу первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и началу третьего года заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Молочные зубы хрупкие и нежные что следует учитывать при организации питания детей.
В 6-7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянных зубов заканчивается к 14-15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых задерживается до 25-30 лет; в 15% случаев они не прорезываются вообще. В связи с тем, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей дошкольного и школьного возраста.
По данным всемирной организации здравоохранения 7-9 человек из 10 обследованных нуждаются в лечении зубов, и в первую очередь, это связано с кариесом, возникающим вследствие разрушения эмали. Одной из основных причин повреждения эмали является её деминерализация под влиянием кислот, которые образуются при распаде остатков пищи.
Наиболее губительное действие на эмаль оказывает молочная кислота – основной продукт брожения углеводов. В дальнейшем происходит уже непосредственное воздействие микробов на деминерализованные эмаль и дентин. В результате происходит распад органических веществ зуба, образуется полость.
Отрицательно сказывается на сохранности эмали резкая смена температуры пищи и воды, поступающих в полость рта, раскусывание зубами твёрдых предметов. На кариозный процесс влияет недостаток витаминов (особенно группы В и Д), солей и кальция, фтора в пище и питьевой воде, отсутствии ультрафиолетовых лучей.
Первостепенное значение в механизме кариеса зубов играют микроорганизмы полости рта, главным образом, стрептококки.
Для предотвращения кариеса необходимы сбалансированное питание, в рацион которого входит достаточное количество кальция, фосфора и фтора, и тщательный уход за зубами.
41. Гигиена нервной системы. Утомление и переутомление. Предупреждение утомления у детей
Утомление, характеризующееся снижением работоспособности, является нормальным, физиологическим следствием всякой деятельности.
Накапливание утомления, которое превращается в ненормальное, патологическое состояние – переутомление.
Практически все функции нервной системы осуществляются путём взаимодействия процессов торможения и возбуждения. Как правило, возбуждение в одних центрах сопровождается торможением в других, и наоборот. Торможение выполняет защитную роль: оно предохраняет нервные клетки от перенапряжения и разрушения. В здоровом организме эти процессы чётко согласованы и обеспечивают оптимальное функционирование организма. Однако даже у здоровых людей любая форма деятельности через определённое время неизбежно приводит к утомлению. Первый признак утомления — общее двигательное беспокойство, которое со временем переходит в вялость и сонливость.
Длительное (хроническое) утомление может закончиться переутомлением. При этом нарушаются восприятие, память, внимание, возможно появление головных болей, бессонницы, снижение аппетита. Переутомление ослабляет регулирующую функцию нервной системы и ведёт к возникновению ряда болезней: психических, сердечно-сосудистых, кожных, желудочно-кишечных.
Благоприятные условия для хорошей деятельности нервной системы могут быть созданы при правильном чередовании отдыха, труда и сна. Бодрое настроение, интересная работа вызывают положительные эмоции, делают труд менее утомительным. Физическая усталость и нервное утомление исчезают при смене вида деятельности.
Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
• дыхательная гимнастика
• гимнастика для глаз
• физкультминутки
• рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
• Обеспечение эмоционального комфорта
Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.
42. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения
Значение пищеварения.
Нормальная деятельность организма возможная при регулярном поступлении пищи.
Питательные вещества являются материалом для роста и развития организма.
Источник энергии
Питательные вещества в таком виде, в каком они употребляются в пищу, не смогут всасываться и быть использованными организмом. Только вода, минеральные соли и витамины всасываются и усваиваются в таком виде, в каком они поступают.
Под влиянием пищеварительных соков питательные вещества расщепляются на более простые, которые всасываются и усваиваются организмом.
Таким образом пищеварением называется процесс физической (измельчение, перетирание) и химической (расщепление) обработки пищи и превращения её в форму, которая сможет всасываться, переносится кровью и в дальнейшем усваивается.