Также для выявления нарушений осанки следует выполнить несколько тестов.

Первый тест: ребенок стоит прямо, наклоняется вперед и руками касается пола. При его наклоне нужно внимательно посмотреть на спину. Ребра по бокам позвоночника должны симметрично располагаться справа и слева. Если нет, то нужно обратиться к врачу.

Второй тест: ребенок должен подбородком коснуться каждого плеча. Поворот головы при этом должен быть не менее 80 градусов. Если нет, то это также является причиной посещения врача.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Несомненно, лучшей профилактикой является соблюдение нормального образа жизни. Но также очень важно периодически выполнять некоторые несложные физические упражнения для дошкольников:

· Кошечка. Выполняя упражнение, ребенок стоит на полу на коленях, руками упирается в пол. Далее выгибает спину как кошка, опустив голову вниз, и прогибает спину, подняв при этом голову вверх. Упражнение нужно повторить около 7 раз.

· Собачка – ребенок находится в положении стоя. Из исходного положения наклоняется вперед и пытается достать пол, далее переставляет руки вперед и возвращается в положение стоя. Во время упражнения происходит тренировка поясница и гибкость позвоночника в целом. Повторить 4-5 раз

· Скручивание. Ребенок лежит на спине. Руки разведены в сторону. Далее каждую ногу поочередно нужно согнуть в колене и отводить в сторону, голову и руку при этом – в другую сторону

· Качели. Ребенок снова на спине. Далее он должен согнуть ноги, подтянуть их руками к груди и раскачивать вперед-назад

· Книга. Ребенку на голову нужно положить книгу. Далее нужно развести руки в стороны и походить с книгой по комнате

Все упражнения желательно выполнять на твердой ровной поверхности. Например, на ковре в детской комнате.

Плоскостопие у детей.

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

· наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду),

· ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой),

· чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),

· чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов,

· рахит,

· паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП),

· травмы стоп.

Чем опасно плоскостопие?

Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обязательно нужно профилактировать и лечить.

Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Предпочтительны физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, мануальная терапия и особый массаж. Медикаменты назначаются в крайнем случае, т.к. вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а наоборот, могут его усугубить. Методами первого выбора для лечения детского плоскостопия являются мягкотканые техники мануальной терапии и массажа. Используются особые методики, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы, и улучшают ее кровоснабжение, также оказывается мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат, проводится корректировка возникшей деформации стопы и голеностопа.

Из-за того, что плоскостопие провоцирует «встряску» костей, суставов ног и нижних отделов позвоночника, при лечении целесообразно обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника). При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.

Ребенку, страдающему плоскостопием, ортопед обязательно назначает для ношения специальную обувь: подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге, с небольшим каблучком. Стельки-супинаторы также подбираются индивидуально, с учетом формы стопы.

Родители должны помнить, что плоскостопие – это недуг, который при отсутствии адекватной терапии, приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернет ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности!

19. Сенсорные системы, их значение для организма, общие свойства и закономерности деятельности анализаторов.

Организм человека не может существовать не получая информацию о том что происходит вокруг организма также как и любой живой организм.

Восприятие как сложный системный процесс приёма и обработки информации осуществляется на основе функционирования специальных сенсорных систем или анализаторов. В современной научной литературе анализатор чаще всего называют сенсорной системой.

Системы осуществляют превращения раздражителей внешнего мира в нервные сигналы и передачу их в центры головного мозга.

На разных уровнях головного мозга сигналы преобразуются и перекодируются. Завершается преобразование сенсорных сигналов в высших отделах головного мозга ощущениями и представлениями, опознанием объектов.

И. П. Павлов впервые создал представление об анализаторе как о единой системе анализа информации, состоящей из трёх взаимосвязанных отделов: периферического, проводникового и центрального (коркового).

Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Они представлены нервными окончаниями или специфическими нервными клетками, реагирующими на определённые изменения в окружающей среде и превращающими энергию внешнего раздражения в нервные импульсы.

Строение, расположение и функции рецепторов.

Рецепторы различны по строению.

Рецепторы органов чувств, несущие информацию в центральную нервную систему об изменениях во внешней среде, называются экстерорецепторами.

Во внутренних органах находятся многочисленные интерорецепторы, увеличивающие тончайшие изменения во внутренней среде организма. Помимо этих рецепторов есть также и другие рецепторы, реагирующие на изменение в температуре – терморецепторы, в осмотическом давлении крови – осморецепторы и т.д. Большое количество рецепторов имеется в слизистых оболочках пищеварительного тракта, в стенках кровеносных сосудов и других органов (мочевой, желчный пузырь, лёгкие, сердце и др.).

И. М. Сеченовым был открыт новый вид чувствительности – суставно-мышечное чувство положения движения конечностей.

Рецепторы суставно-мышечного чувства называют проприорецепторами, сейчас к ним относят и рецепторы вестибулярного аппарата.

Центростремительные нейроны, проводящие нервные импульсы от рецепторов до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел анализатора.

Участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторов, составляют центральную часть или корковый отдел анализатора, в котором происходит анализ и синтез полученной информации.

Все части анализатора действуют как одно целое. Нарушение деятельности одного из отделов вызывает нарушение функции всего анализатора.

В организме существуют следующие анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный, внутренний образующий единую систему воспринимающих аппаратов.

Значение анализаторов.

Раздражение рецепторов, т.е. периферических отделов анализаторов – единственный источник информации мозга о том, что происходит в нашем собственном организме, так и в окружающей нас среде. Организм связан с внешним миром с помощью чувств. Поражение болезнью или частичное выключение органов чувств вызывает у человека резкое снижение его активности. Действуя на наши органы чувств, предметы и явления окружающего мира вызывают ощущения.

С помощью анализаторов человек познает окружающий мир. Особенно велика роль анализаторов в трудовой деятельности. В случаях поражения большинства анализаторов трудовая деятельность практически невозможна, человек погружается в непрерывный сон.

Если ограничить поступление в центральную нервную систему раздражений с разных органов чувств или полностью исключить их, то наблюдается задержка развития мозга и интеллекта.

Анализ воспринимаемых раздражений начинается уже в рецепторной части анализатора. Здесь идёт простейший анализ, и раздражение превращается в процесс возбуждения. Более совершенный анализ происходит в подкорковых образованиях, результатом чего является выполнение сложных врождённых актов (вставание, настораживание, поворот головы к источнику света и т.д.) высший наиболее тонкий анализ осуществляется в коре больших полушарий головного мозга, в корковом отделе анализатора.

Общие свойства и закономерности деятельности анализаторов.

Организация и координация работы всех органов, а также ориентировка в окружающей среде требуют точного и непрерывного анализа информации, поступающей как от анализаторов так и от других органов.

Начинается анализ в рецепторах, которые вследствие особенностей строения легче от других. Раздражители, к которым рецептор приспособлен, называются адекватными, т.е. соответствующими.

Так в обычных условиях рецепторы органа слуха раздражаются только звуком, рецепторы органа зрения – светом.

При действии адекватных раздражителей возникают ощущения характерные для определённого органа чувств.

Рецепторы отличаются очень высокой возбудимостью по отношению к адекватным раздражителям. О возбудимости рецепторов судят по величине порога раздражения.

Порог раздражения – наименьшая сила раздражителя, при которой возникает возбуждение. Чувствительность сложно устроенных рецепторов значительно превосходит чувствительность самых точных физических приборов.

При длительном и непрерывном действии раздражителя постоянной силы возбудимость рецепторов снижается.

Это выражается в повышении абсолютного порога ощущения, т.е. в снижении чувственности к этому раздражителю.

Это явление приспособления рецептора, к силе действующего на него раздражителя получила название адаптации.

Все анализаторы взаимодействуют друг с другом. Это обеспечивает более высокую эффективность их деятельности.

Создание наиболее полного представления о каком-либо предмете достигается благодаря взаимодействию возможно большего числа анализаторов. Так, раздражение слухового анализатора повышает световую и цветовую чувствительность зрительного анализатора.

Взаимодействие анализаторов проявляется и в соощущении. Ощущение холода от скрежета ножом по стеклу. Ощущение холода является соощущением. Благодаря совместной деятельности анализаторов расширяется восприятие внешнего мира, углубляется его познание.

Взаимодействие анализаторов обусловлено переходом возбуждения с центростремительных путей одного анализатора на другой. Так в области четверохолмия возможна передача возбуждения со зрительных путей на слуховые и наоборот.

Взаимосвязь анализаторов очень важна в том случае, когда человек в силу тех или иных обстоятельств лишается того или иного вида чувствительности восприятие и представление у людей, лишённых слуха и зрения возможны на основе развитого чувства осязания, вкуса, обоняния.

20. Зрительная сенсорная система. Строение глаза, возрастные особенности

Строение глаза:
1- белочная оболочка, 2- сосудистая оболочка. 3-стекловидное тело, 4 - сетчатка, 5 - зрительный нерв, 6 - слепое пятно, 7 - роговица, 8 - хрусталик, 9 - зрачок, 10 - радужка

Системы: придатки и части глаза, строение, функции. Вспомогательные: брови, волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза - отводят пот со лба. Веки - кожные складки с ресницами, защищают глаз от световых лучей, пыли. Слезный аппарат: слезная железа и слезовыводящие пути. Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют глаз. Оболочки: белочная - наружная плотная оболочка, состоящая из соединительной ткани, защита глаза от механического и химического воздействия. Вместилище всех частей глазного яблока: сосудистая срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами. Питание глаза: сетчатка - внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов - палочек и колбочек. Восприятие света: оптическая. Роговица - прозрачная передняя часть белочной оболочки, преломляет лучи света. Водянистая влага - прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей, пропускает лучи света. Радужная оболочка (радужка) - передняя часть сосудистой оболочки, содержит пигмент, придающий цвет глазу. Зрачок - отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами, регулирует количество света, расширяясь и суживаясь. Хрусталик - двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей. Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией. Стекловидное тело - прозрачное тело в состоянии коллоида, заполняет глазное яблоко, пропускает лучи света. Световоспринимающие фоторецепторы (нейроны) - в сетчатке в форме палочек и колбочек. Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки - цвет (цветовое зрение). Зрительный нерв: нервные клетки коры, от которых начинаются волокна зрительного нерва, соединены с отростками фоторецепторных нейронов, воспринимает возбуждение и передает в зрительную зону коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов.
Зрительный анализатор представлен воспринимающим отделом - рецепторами сетчатой оболочки глаза, зрительными нервами, проводящей системой и соответствующими участками коры в затылочных долях мозга.

Схема строения глаза человека:
1 - ресничная мышца, 2 - радужная оболочка, 3 - водянистая влага, 4, 5 - оптическая ось, 6 - зрачок, 7 - роговица, 8 - конъюнктива, 9 - хрусталик, 10 - стекловидное тело, 11 - белочная оболочка, 12 - сосудистая оболочка, 13 - сетчатка, 14 - зрительный нерв.

Глазное яблоко имеет шаровидную форму, заключено в глазницу. Вспомогательный аппарат глаза представлен глазными мышцами, жировой клетчаткой, веками, ресницами, бровями, слезными железами. Подвижность глаза обеспечивают поперечно-полосатые мышцы, которые одним концом прикрепляются к костям глазничной впадины, другим - к наружной поверхности глазного яблока - белочной оболочке. Спереди глаз окружают две складки кожи - веки. Внутренние их поверхности покрыты слизистой оболочкой - конъюнктивой. Слезный аппарат состоит из слезных желез и отводящих путей. Слеза предохраняет роговицу от переохлаждения, высыхания и смывает осевшие пылевые частицы.
Глазное яблоко имеет три оболочки: наружную - фиброзную, среднюю - сосудистую, внутреннюю - сетчатую. Фиброзная оболочка непрозрачна и называется белочной или склерой. В передней части глазного яблока она переходит в выпуклую прозрачную роговицу. Средняя оболочка снабжена кровеносными сосудами и пигментными клетками. В передней части глаза она утолщается, образуя ресничное тело, в толще которого находится ресничная мышца, изменяющая своим сокращением кривизну хрусталика. Ресничное тело переходит в радужную оболочку, состоящую из нескольких слоев. В более глубоком слое залегают пигментные клетки. От количества пигмента зависит цвет глаз. В центре радужной оболочки есть отверстие - зрачок, вокруг которого расположены круговые мышцы. При их сокращении зрачок суживается. Радиальные мышцы, имеющиеся в радужной оболочке, расширяют зрачок. Самая внутренняя оболочка глаза - сетчатка, содержащая палочки и колбочки - светочувствительные рецепторы, представляющие периферический отдел зрительного анализатора. В глазу у человека насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек. В центре сетчатки сосредоточено больше колбочек, а вокруг них и на периферии расположены палочки. От светочувствительных элементов глаза (палочек и колбочек) отходят нервные волокна, которые, соединяясь через промежуточные нейроны, образуют зрительный нерв. В месте выхода его из глаза отсутствуют рецепторы, этот участок не чувствителен к свету и называется слепым пятном. Снаружи от слепого пятна на сетчатке сосредоточены только колбочки. Этот участок называется желтым пятном, в нем наибольшее количество колбочек. Задний отдел сетчатки представляет собой дно глазного яблока.
За радужной оболочкой находится прозрачное тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы - хрусталик, способный преломлять световые лучи. Хрусталик заключен в капсулу, от которой отходят цинновы связки, прикрепляющиеся к ресничной мышце. При сокращении мышцы связки расслабляются, и кривизна хрусталика увеличивается, он становится более выпуклым. Полость глаза за хрусталиком заполнена вязким веществом - стекловидным телом.
Возникновение зрительных ощущений. Световые раздражения воспринимаются палочками и колбочками сетчатки. Прежде чем достигнуть сетчатки, лучи света проходят через светопреломляющие среды глаза. При этом на сетчатке получается действительное обратное уменьшенное изображение. Несмотря на перевернутость изображения предметов на сетчатке, вследствие переработки информации в коре головного мозга человек воспринимает их в естественном положении, к тому же зрительные ощущения всегда дополняются и согласуются с показаниями других анализаторов.
Способность хрусталика изменять свою кривизну в зависимости от удаленности предмета называется аккомодацией. Она увеличивается при рассматривании предметов на близком расстоянии и уменьшается при удалении предмета.
К нарушениям функции глаза относятся дальнозоркость и близорукость. С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он становится более уплощенным и аккомодация ослабевает. В это время человек хорошо видит только далекие предметы: развивается так называемая старческая дальнозоркость. Врожденная дальнозоркость связана с уменьшенной величиной глазного яблока или слабой преломляющей силой роговицы или хрусталика. При этом изображение от далеких предметов фокусируется позади сетчатки. При ношении очков с выпуклыми стеклами изображение передвигается на сетчатку. В отличие от старческой при врожденной дальнозоркости аккомодация хрусталика может быть нормальная.
При близорукости глазное яблоко увеличено в размере, изображение далеких предметов даже при отсутствии аккомодации хрусталика получается перед сетчаткой. Такой глаз ясно видит только близкие предметы и поэтому называется близоруким. Очки с вогнутыми стеклами, отодвигая изображение на сетчатку, исправляют близорукость.
Рецепторы сетчатки - палочки и колбочки - отличаются как по строению, так и по функции. С колбочками связано дневное зрение, они возбуждаются при ярком свете, а с палочками - сумеречное зрение, так как они возбуждаются при пониженном освещении. В палочках имеется вещество красного цвета - зрительный пурпур, или родопсин; на свету, в результате фотохимической реакции, он распадается, а в темноте восстанавливается в течение 30 мин из продуктов собственного расщепления. Вот почему человек, войдя в темную комнату, вначале ничего не видит, а через некоторое время начинает постепенно различать предметы (ко времени окончания синтеза родопсина). В образовании родопсина участвует витамин А, при его недостатке этот процесс нарушается и развивается "куриная слепота". Способность глаза рассматривать предметы при различной яркости освещения называется адаптацией. Она нарушается при недостатке витамина А и кислорода, а также при утомлении.
В колбочках содержится другое светочувствительное вещество - иодопсин. Он распадается в темноте и восстанавливается на свету в течение 3-5 мин. Расщепление иодопсина на свету дает цветовое ощущение. Из двух рецепторов сетчатки к цвету чувствительны только колбочки, которых в сетчатке три вида: одни воспринимают красный цвет, другие - зеленый, третьи - синий. В зависимости от степени возбуждения колбочек и сочетания раздражений воспринимаются различные другие цвета и их оттенки.
Глаз следует оберегать от разных механических воздействий, читать в хорошо освещенном помещении, держа книгу на определенном расстоянии (до 33-35 см от глаза). Свет должен падать слева. Нельзя близко наклоняться к книге, так как хрусталик в этом положении долго находится в выпуклом состоянии, что может привести к развитию близорукости. Слишком яркое освещение вредит зрению, разрушает световоспринимающие клетки. Поэтому сталеварам, сварщикам и лицам других сходных профессий рекомендуется надевать во время работы темные защитные очки. Нельзя читать в движущемся транспорте. Из-за неустойчивости положения книги все время меняется фокусное расстояние. Это ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца. Расстройство зрения может возникнуть также из-за недостатка витамина А.

Кратко:
Основную часть глаза составляет глазное яблоко. Оно состоит из хрусталика, стекловидного тела и водянистой влаги. Хрусталик имеет вид двояковыгнутой линзы. Он имеет свойство изменять свою кривизну в зависимости от дальности предмета. Его кривизна изменяется при помощи реснитчатой мышцы. Функция стекловидного тела - поддержание формы глаза. Также имеется водянистая влага двух видов: передняя и задняя. Передняя находится между роговицей и радужкой, а задняя между радужкой и хрусталиком. Функция слезного аппарата - смачивание глаза. Близорукость - это патология зрения, при котором изображение образуется перед сетчаткой. Дальнозоркость - патология, при которой изображение формируется за сетчаткой. Изображение формируется перевернутое, уменьшенное.

21. Светопреломляющий аппарат глаза. Понятие аккомодации, рефракции.

Светопреломляющий аппарат глаза объединяет роговицу, водянистую влагу, хрусталик, стекловидное тело. Это прозрачные структуры, преломляющие свет при переходе его из одной среды в другую.

Рогови́ца — передняя наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока. Обладает большой преломляющей способностью. Роговица выполняет защитную и опорную функции, что обеспечивается её прочностью, чувствительностью и способностью быстро восстанавливаться.

Водянистая влага глаза — прозрачная желеобразная жидкость, заполняющая переднюю и заднюю камеры глаза. По своему составу она похожа на плазму крови, но имеет меньшее содержание белка.

Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу диаметром около 9 мм. Располагается хрусталик позади радужки. Между хрусталиком сзади и радужкой спереди находится задняя камера глаза, содержащая прозрачную жидкость — водянистую влагу. Позади хрусталика находится стекловидное тело. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное. Сосудов и нервов хрусталик не имеет. Хрусталик покрыт прозрачной капсулой, которая при помощи ресничного пояска соединяется с ресничным телом.

Стекловидное тело заполняет всю полость глазного яблока между сетчаткой сзади и хрусталиком спереди. Оно состоит из прозрачного студнеподобного вещества и не имеет кровеносных сосудов.

Аккомодационный аппарат образуют ресничное тело, радужка и хрусталик. Эти структуры направляют лучи света, исходящие от рассматриваемых объектов, на сетчатку, в область её желтого пятна (центральной ямки.) У человека основным структурным механизмом аккомодации являются хрусталик и ресничное тело. При сокращении мышечных пучков ослабевает натяжение волокон ресничного пояска, прикрепляющихся к капсуле хрусталика. Не испытывая ограничивающего давления своей капсулы, хрусталик становится более выпуклым. Это повышает его преломляющую способность. При расслаблении ресничной мышцы волокна ресничного пояска натягиваются, хрусталик уплощается, преломляющая способность его уменьшается. Хрусталик с помощью ресничной мышцы постоянно изменяет свою кривизну, приспосабливает глаз для ясного видения предметов на разном удалении от глаза. Такое свойство хрусталика получило название аккомодации.

Аккомодация является главным механизмом, обеспечивающим ясное видение разноудаленных предметов, и сводится к фокусированию изображения от далеко или близко расположенных предметов на сетчатке. Основной механизм аккомодации заключается в непроизвольном изменении кривизны хрусталика глаза.

Рефракция глаза - преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях. Рефракция глаза как физическое явление определяется радиусом кривизны каждой преломляющей среды глаза, показателями преломления сред и расстоянием между их поверхностями, т.е. обусловлена анатомическими особенностями глаза.

22.Острота зрения, возрастные изменения. Нарушение остроты зрения у детей, причины, виды, профилактика

Острота зрения - способность глаза воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на определенном, обычно небольшом расстоянии. Зависит от рефракции глаза (понижение остроты зрения наблюдается при близорукости, при дальнозоркости она может оставаться нормальной за счет напряжения аккомодации).

Возрастные изменения

Все структуры глаза изменяются с возрастом. Роговица становится менее чувствительной. Хрусталик становится пожелтевшим, менее гибкими и немного мутным. Жировые отложения, поддерживающие глаз, уменьшаются, и глаз погружается в глазницу. Способность глазных мышц сокращаться ослабевает, затрудняя повороты глаз. С возрастом острота зрения может постепенно снижаться. Самой распространенной проблемой является трудность фокусировки глаз на что-то близкое. Такое состояние называется пресбиопия или старческая дальнозоркость. С возрастом количество жидкости внутри глаза может измениться, глаз теряет способность двигаться во всех направлениях. Взгляд вверх может быть ограничен. Область, в которой объекты могут быть видны (поле зрения) становится все меньше. Снижение периферического зрения является общей и может ограничить социальное взаимодействие и деятельность.

С возрастом хрусталик теряет свою эластичность. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.

виды и причины нарушения остроты зрения у детей

Близорукость (миопия) возникает при увеличении силы преломляющей среды глаза и удлинении его оптической оси. При этом лучи фокусируются не на сетчатке, а перед ней. При близорукости дети плохо видят отдаленные предметы. Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии:

1-я группа — факторы, характеризующие общее состояние организма; перенесенные заболевания ; наследственность.

2-я группа — факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение; неправильная посадка во время письма и чтения; нерациональная мебель в школе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.

Для ее лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж и др.

Дальнозоркость (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. Различают три степени дальнозоркости: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6; высокая — свыше 6 D. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие. Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия.

Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д.

Лечение следует начинать сразу же после выявления. Вначале назначают очки, проводят плеоптическое лечение (заклейка лучше пилящего глаза), засветы с помощью специальных приборов, упражнения, направленные на восстановление бинокулярного зрения, искусственно усиливают зрительную нагрузку.

Астигматизм— сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы. Различают также астигматизм: слабой степени — до 3 D; средней степени — от 3 до 6 D; высокой степени — свыше 6 D.

Для лечения и коррекции астигматизма используются следующие методы: очковая коррекция, коррекция контактными линзами, хирургические методы лечения.

Нистагм (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Лечение нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрительных функций.

Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях оиг может привести к амоврозу (полной слепоте).

Катаракта — помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

Глаукома — повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления.

Ретролентальная фиброплазия — заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80—100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего ретролентальная фиброплазия заканчивается слепотой. Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей

Дети с нарушением зрения

Хорошее зрение вашего ребенка играет далеко не последнюю роль в его обучении и в жизненной деятельности. Благодаря статистике можно чётко установить, что у каждого двадцатого школьника возникают проблемы со зрением. И в данном случае адаптация детей с нарушением зрения проходит в школе достаточно сложно, поэтому вам стоит с раннего детства сделать всё возможное, чтобы избежать снижения зрения у детей.

Классификация

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1) слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2) абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений; частично слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

3) слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1) слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2) ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

Симптомы

Родители дошкольников редко приходят с жалобами на снижение качества зрения — у детей этого возраста обычно еще нет обязательных занятий, в ходе которых от них требуется большая зрительная нагрузка. А вот уже первоклассники — наши частые пациенты.

С какими жалобами обращаются дети 7-9 лет? Они чувствуют ухудшение зрения вдаль или двоение в глазах, трудности фокусировки, при переводе взгляда от близи вдаль изображение может расплываться. К чисто зрительным трудностям все чаще присоединяются головная боль, боль в висках, сутулость, плохая успеваемость. Надо сказать, что еще несколько лет назад примерно с таким же набором жалоб приходили ученики старших классов, а сегодня — уже начальной школы.

При подобных жалобах важно не просто измерить остроту зрения, но и провести тща

Наши рекомендации