Глава 1. Краткий очерк истории анатомии.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Анатомо-физиологические основы

физической культуры»

Тема:1.Краткий исторический очерк, этапы развития анатомии.2. Строение, топография. Основные функции органов пищеварительной системы.

.

Исполнитель: Галич К.Г.

с-т группы ЗФКм 116

Руководитель: Югова Е.А.

Старший преподаватель

Екатеринбург 2017

Введение

Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой.

В основе ее у нас, в Советском Союзе, лежит передовая философия диалектического материализма.

Старая описательная анатомия ставила перед собой один вопрос - как устроен организм. Она ограничивалась только описанием структуры, откуда и получила свое название. Она исследовала форму вне связи с функцией и не стремилась вскрывать законы развития организма, т.е. подходила метафизически. Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их.

Если для старой описательной анатомии описание было целью, то для современной анатомии оно стало средством, одним из методов изучения структуры, одной из ее черт (описательная черта).

Однако современная анатомия стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен. Для ответа на этот второй вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.

Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных –филогенез (phylon - род, genesis - развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сравнивает строение различных животных и человека. Кроме сравнительной анатомии, являющейся описательной наукой, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и структурные изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей его среды.

2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества – антропогенез (anthropos - человек). Для этого

используются, кроме сравнительной и эволюционной морфологии, преимущественно данные антропологии- науки о человеке.

Антропология изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.

3. Рассматривается процесс развития индивида – онтогенез (onthos - особь) в течение всей его жизни - утробной, эмбриональной (эмбриогенез) и внеутробной, постэмбриональной или постнатальной (post - после, natus - рожденный), от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии(embryon - зародыш) и так называемой возрастной анатомии. Последний период онтогенеза - старение - составляет объект геронтологии - науки о старости (geron, gerontos, греч. - старик).

Учитываются также индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела и составляющих его органов, а также их топографических взаимоотношений.

В результате анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних условий на протяжении всей его эволюции. Такое изучение строения человеческого организма составляет эволюционнуючерту анатомии.

Все изучение анатомии человека является не самоцелью, а основано на принципе единства теории и практики и служит целям медицины, а также физической культуры (прикладная черта).

Описательная, эволюционная и функциональная черты являются разными сторонами единой анатомии. Главнейшей чертой советской анатомии является ее действенность, т.е. не пассивное созерцание и описание строения организма (как учит созерцательный материализм Фейербаха), а стремление вскрыть закономерности строения и развития организма и овладеть этими закономерностями с целью воздействия на человеческий организм в направлении, необходимом для благоприятного и гармоничного развития человека - строителя коммунистического общества.

Л. Фейербах указывал, что при изучении природы достаточно наблюдать ее, пассивно созерцать, не вмешиваясь в нее, и описывать, ограничиваясь описательным характером науки.

К. Маркс в "Тезисах о Фейербахе", критикуя его, писал: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 3, с. 4).

Из этих слов К. Маркса вытекает, что всякая наука должна решать 3 задачи: описывать, объяснять и управлять.

Анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональная черты ее дают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структуры, а действенность анатомии способствует овладению вскрытыми закономерностями для управления организмом. В итоге анатомия может решать все 3 указанные задачи и потому является наукой с большими перспективами.

В силу обширности материала и трудности изучения целостного организма последний сначала рассматривается по системам, отчего анатомия получает также название систематической. Рассматривая организм по системам, мы искусственно расчленяем его на части, пользуясь аналитическим методом. Но в живом организме отдельные части и элементы построения тела (системы, органы, ткани и т. п.) существуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом в своем возникновении, развитии и жизнедеятельности и оказывают друг на друга формообразующее влияние.

Поэтому для понимания организма в целом необходимо пользоваться также и методом синтеза. Синтез анатомических знаний проводится в процессе всего прохождения курса анатомии путем вскрытия связи формы с функцией и изучения структуры в аспекте ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов. В конце прохождения курса анатомии все системы изучаются, вместе, как они существуют в живом организме. При этом обращается внимание на взаимоотношение их между собой и особенно с нервной системой, объединяющей организм в единое целое (см. гл. "Синтез анатомических данных").

Кроме систематической анатомии, существует топографическая анатомия, рассматривающая пространственное соотношение органов в различных областях тела и имеющая непосредственное прикладное значение для клиники, особенно для практической хирургии, отчего ее называют также хирургической анатомией.

Поскольку анатомия имеет дело с изучением нормального здорового организма, она называется нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, исследующей больной организм и болезненные изменения его органов.

Существующие в целом организме связи могут быть вскрыты только при сопоставлении данных анатомии с данными других сопредельных дисциплин.

Человек является высшим продуктом развития живой материи. Поэтому, чтобы понять его строение, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы. Как человек является частью живой природы, так и наука, изучающая его строение, т. е. анатомия, является частью биологии. Однако человек - это животное, делающее орудия. В этом классическом определении В. Франклина, принятом К. Марксом, отражены 2 стороны: биологическая ("человек - это животное..."), указывающая на родство человека с животным миром, и социальная ("...делающее орудия"), подчеркивающая его социальную природу. Следовательно, необходимо учитывать ведущее значение общественных условий в развитии человека. Поэтому анатомия человека выходит за пределы биологии и соприкасается с социальными науками.

Анатомия в СССР.

К числу наиболее выдающихся советских анатомов относятся следующие.

В. П. Воробьев (1876-1937), академик, профессор анатомии Харьковского медицинского института, рассматривал организм человека в связи с его социальной средой. Использовав бинокулярную лупу, он разработал стереоморфологическую методику исследования конструкции органов и заложил основы макро-микроскопической анатомии, особенно периферической нервной системы. В. П. Воробьев написал ряд учебников по анатомии и издал первый советский атлас в 5 томах. Он разработал (совместно с Б. И. Збарским) особый метод консервирования, с помощью которого было бальзамировано и сохранено для поколений тело В. И. Ленина. В этом величайшая заслуга В. П. Воробьева перед советским народом и трудящимися всех стран. В. П. Воробьев создал школу советских анатомов (В. В. Бобин, Ф. А. Волынский, А. А. Отелин, А. А. Шабадаш и др.), из которых Р. Д. Синельников стал преемником его по кафедре и успешно развил дело своего учителя в области бальзамирования и макро-микроскопической анатомии; он издал также прекрасный анатомический атлас.

В. Н. Тонков (1872-1954), академик Академии медицинских наук СССР, профессор Военно-медицинской академии, использовал для исследования сосудистой системы эксперимент на живых животных и явился создателем экспериментальной анатомии. Вместе со своими учениками (А. П. Быстров, Г. Ф. Всеволодов, В. В. Гинзбург, Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, В. В. Колесников, В. В. Кунцевич, В. В. Курковский, И. Д. Лев, Ф. П. Маркизов, А. А. Смирнов, С. И. Щелкунов и др.) он разработал учение о коллатеральном кровообращении.

В. Н. Шевкуненко (1872-1952), академик Академии медицинских наук, профессор топографической анатомии Военно-медицинской академии, развил созданное Н. И. Пироговым прикладное направление в анатомии. Вместе со своими учениками (Ф. И. Валькер, А. М. Геселевич, П. А. Куприянов, Е. М. Маргорин, А. В. Мельников, А. Н. Максименков, М. А. Сресели и др.) он разработал учение о крайних формах индивидуальной изменчивости. Детально изученные им варианты строения нервной и венозной систем были изложены в большом "Атласе периферической нервной и венозной систем", за который В. Н. Шевкуненко и его ученик и преемник по кафедре А. Н. Максименков были удостоены Государственной премии.

Г. М. Иосифов (1870-1933), профессор анатомии Томского, а затем Воронежского медицинского института, значительно расширил знания по анатомии лимфатической системы. Его монография "Анатомия лимфатической системы" (1930) принесла Г. М. Иосифову мировую славу и показала высокий уровень советской анатомии. Г. М. Иосифов создал школу анатомов (Н. А. Курдюмов и др.), выдающимся представителем которой явился Д. А. Жданов, академик АМН СССР, профессор 1-го Московского медицинского института.

Д. А. Жданов на основании работ своих и сотрудников (В. Н. Надеждин, Г. С. Сатюкова, В. В. Федяй и др.) опубликовал ряд крупных монографий по функциональной анатомии лимфатической системы, одна из которых, "Хирургическая анатомия грудного протока" (1945), удостоена Государственной премии. В дальнейшем это направление развили его ученики (А. В. Борисов, А. В. Краев, М. Р. Сапин, Я. А. Рахимов, Л. Е. Этинген и др.).

В. Н. Терновский, академик Академии медицинских наук СССР и Международной академии истории медицины, кроме работ по анатомии нервной системы, известен своими работами по истории анатомии и переводом на русский язык трудов Везалия и Ибн-Сины. Так как перевод Везалия, сделанный Е. Славинецким в XVII в., не сохранился, то перевод В. Н. Терновского следует считать единственным. Ученики В. Н. Терновского, особенно В. Н. Мурат, а также А. Г. Короткое и др., углубили анатомию вегетативной нервной системы.

Н. К. Лысенков (1865-1941), профессор Одесского университета, занимался всеми основными анатомическими дисциплинами, изучающими нормальное строение человека: нормальной анатомией, топографической и пластической, по которым написал руководства, в том числе "Нормальную анатомию человека" (совместно с В. И. Бушковичем, 1932), выдержавшую 7 изданий (настоящий учебник является 8-м изданием). Я. Б. Зельдович (1870-1949), профессор 2-го Ленинградского медицинского института, один из первых использовал рентгеновы лучи в анатомии и вырастил плеяду анатомов (В. А. Кальберг, И. С. Кудрин, Ф. П. Маркизов и др.). Выдающийся представитель этой школы С. Н. Касаткин,профессор Волгоградского медицинского института, заслуженный деятель науки, вместе со своими сотрудниками (А. Н. Алаев, В. С. Сперанский, Карпова П. В. и др.) разработал анатомию органов пищеварения и их сосудов.

Нужно упомянуть еще ряд советских анатомов, успешно работающих: в области анатомии аппарата движения (В. В. Кованов, А. И. Казанцев, Г. М. Тваладзе, Р. И. Худайбердыев), органов дыхания (К. Д. Филатова), мочеполовых органов (К. А. Балакишиев, И. Н. Маточкин), кровеносной системы (Т. П. Горбашева, Н. А. Джавахишвили и М. Э. Комахидзе, Б. Н. Клоссовский, В. В. Кованов, Е. П. Мельман, Б. В. Огнев), лимфатической системы (Е. А. Выренков, В. Н. Голев, И. И. Косицин, М. С. Спиров с сотрудниками - А. В. Свиридов и др.), нервной системы (Н. И. Одноралов с сотрудниками, П. А. Соколов, Б. М. Соколов с сотрудниками - Лавров и др., Л. А. Шангина), органов чувств (З. И. Ибрагимова, Н. А. Левин).

Вклад в эмбриологию внесли С. И. Лебедкин и его ученики (П. Я. Герке, Н. В. Попова-Латкина, П. Г. Туркевич и др.). Крупный представитель этой школы Д. М. Голуб, профессор Минского медицинского института, академик Белорусской Академии наук, выполнил со своими сотрудниками ценные исследования по анатомии и эмбриологии вегетативной нервной системы и реиннервации органов. Он издал специальный атлас по развитию нервной системы. Успехам эмбриологии содействуют также А. Г. Кнорре, П. Г. Светлов, А. П. Дыбан.

Советская анатомия плодотворно развивает лучшие традиции дореволюционной отечественной анатомии на основе передовой философии диалектического материализма.

Этапы развития анатомии.

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления. История анатомии, являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

История развития анатомии в 5-ти периодах:

1) Начальный:охватывает V столетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).

2) Научного развития: вбирает от IV столетия до н.э. и до XV столетия н.э. Учёные IV века: Аристотель (Система органов. Теория развития организма). Во II веке до н.э.: Гален. (Утверждает, что сердце, мозг, печень – главные органы).

3) Период возрождения: XVI век – и первая половина XVII века. Учёные: Гарвей – учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.

4) Микроскопический период: вторая половина XVII и XVIII веков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.

5) Сравнительно-эмбриональный период: XIX-XX вв. – сегодняшнее время. Учёные: Кювье – теория эмбрионального развития.

Первые этапы развития анатомии предусматривали описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов.

I этап Описательная анатомия– этот метод господствовал вплоть до xx столетия.

II этап Систематическая анатомия – организм человека стали изучать по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием.

III этап Топографическая анатомия (или хирургическая эпоха) – при хирургических вмешательствах хирурги должны были точно определять место положения органа в человеческом теле.

IV этап Пластическая анатомия – формы и выпуклости человеческого тела.

V этап Функциональная анатомия – связана с систематической.

VI этап Возрастная анатомия – изучает человека в разные периоды жизни.

VII этап Сравнительная анатомия – сравнивает тело человека с разными животными.

VIII этап Археологическая анатомия – изучает человека в разные эпохи жизни.

Заключение

Органы, ткани и клетки - это частные структуры, служащие для приспособления организма к среде.

Каждая из них имеет относительную самостоятельность и является в свою очередь целостным образованием.

Следовательно, целостность проявляется по-разному на разных уровнях исследования: на макроскопическом - в виде систем органов, отдельных органов и тканей; на макро-микроскопическом - в виде тканей; на микроскопическом - в виде клеток и неклеточных структур; на субмикроскопическом - в виде неклеточных структур, частей клеток и молекул.

Частные структуры организма - органы, ткани, клетки, будучи связаны в единое целое, вместе с тем представляют собой целостную конструкцию и имеют в системе организма относительную автономию.

Благодаря этому при некоторых видах клинической смерти организма как целого части его сохраняют способность к жизни, и при своевременных мероприятиях по реанимации организм можно снова оживить.

Эта же относительная автономия позволяет отключать сердце от кровообращения для операции на сухом сердце и снова включать его в общий ток крови после операции.

Следует иметь в виду, что организм не складывается из относительно самостоятельных частей, не органы и клетки создают организм, а эти части образуются организмом по мере усложнения его структуры и функций, по мере его дифференциации. Организм дифференцируется, сохраняя свою интеграцию.

И чем дальше идет эта дифференциация, чем больше возникает в организме органов, тканей и клеток, тем сложнее и труднее объединять, интегрировать их в единое целое. Чем глубже дифференциация, тем выше интеграция. Дифференциация и интеграция составляют диалектическое единство.

Список литературы

Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. 'Анатомия человека' - Москва: Медицина, 1974 - с.670

pichevarenie.ru,http://pichevarenie.ru/stroenie-pishhevaritelnoy-sistemyi-cheloveka/,27.11.17

studopedia.su,https://studopedia.su/1_13496_etapi-razvitiya-anatomii.html,27.11.17

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Анатомо-физиологические основы

физической культуры»

Тема:1.Краткий исторический очерк, этапы развития анатомии.2. Строение, топография. Основные функции органов пищеварительной системы.

.

Исполнитель: Галич К.Г.

с-т группы ЗФКм 116

Руководитель: Югова Е.А.

Старший преподаватель

Екатеринбург 2017

Введение

Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой.

В основе ее у нас, в Советском Союзе, лежит передовая философия диалектического материализма.

Старая описательная анатомия ставила перед собой один вопрос - как устроен организм. Она ограничивалась только описанием структуры, откуда и получила свое название. Она исследовала форму вне связи с функцией и не стремилась вскрывать законы развития организма, т.е. подходила метафизически. Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их.

Если для старой описательной анатомии описание было целью, то для современной анатомии оно стало средством, одним из методов изучения структуры, одной из ее черт (описательная черта).

Однако современная анатомия стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен. Для ответа на этот второй вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.

Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных –филогенез (phylon - род, genesis - развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сравнивает строение различных животных и человека. Кроме сравнительной анатомии, являющейся описательной наукой, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и структурные изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей его среды.

2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества – антропогенез (anthropos - человек). Для этого

используются, кроме сравнительной и эволюционной морфологии, преимущественно данные антропологии- науки о человеке.

Антропология изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.

3. Рассматривается процесс развития индивида – онтогенез (onthos - особь) в течение всей его жизни - утробной, эмбриональной (эмбриогенез) и внеутробной, постэмбриональной или постнатальной (post - после, natus - рожденный), от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии(embryon - зародыш) и так называемой возрастной анатомии. Последний период онтогенеза - старение - составляет объект геронтологии - науки о старости (geron, gerontos, греч. - старик).

Учитываются также индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела и составляющих его органов, а также их топографических взаимоотношений.

В результате анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних условий на протяжении всей его эволюции. Такое изучение строения человеческого организма составляет эволюционнуючерту анатомии.

Все изучение анатомии человека является не самоцелью, а основано на принципе единства теории и практики и служит целям медицины, а также физической культуры (прикладная черта).

Описательная, эволюционная и функциональная черты являются разными сторонами единой анатомии. Главнейшей чертой советской анатомии является ее действенность, т.е. не пассивное созерцание и описание строения организма (как учит созерцательный материализм Фейербаха), а стремление вскрыть закономерности строения и развития организма и овладеть этими закономерностями с целью воздействия на человеческий организм в направлении, необходимом для благоприятного и гармоничного развития человека - строителя коммунистического общества.

Л. Фейербах указывал, что при изучении природы достаточно наблюдать ее, пассивно созерцать, не вмешиваясь в нее, и описывать, ограничиваясь описательным характером науки.

К. Маркс в "Тезисах о Фейербахе", критикуя его, писал: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 3, с. 4).

Из этих слов К. Маркса вытекает, что всякая наука должна решать 3 задачи: описывать, объяснять и управлять.

Анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональная черты ее дают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структуры, а действенность анатомии способствует овладению вскрытыми закономерностями для управления организмом. В итоге анатомия может решать все 3 указанные задачи и потому является наукой с большими перспективами.

В силу обширности материала и трудности изучения целостного организма последний сначала рассматривается по системам, отчего анатомия получает также название систематической. Рассматривая организм по системам, мы искусственно расчленяем его на части, пользуясь аналитическим методом. Но в живом организме отдельные части и элементы построения тела (системы, органы, ткани и т. п.) существуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом в своем возникновении, развитии и жизнедеятельности и оказывают друг на друга формообразующее влияние.

Поэтому для понимания организма в целом необходимо пользоваться также и методом синтеза. Синтез анатомических знаний проводится в процессе всего прохождения курса анатомии путем вскрытия связи формы с функцией и изучения структуры в аспекте ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов. В конце прохождения курса анатомии все системы изучаются, вместе, как они существуют в живом организме. При этом обращается внимание на взаимоотношение их между собой и особенно с нервной системой, объединяющей организм в единое целое (см. гл. "Синтез анатомических данных").

Кроме систематической анатомии, существует топографическая анатомия, рассматривающая пространственное соотношение органов в различных областях тела и имеющая непосредственное прикладное значение для клиники, особенно для практической хирургии, отчего ее называют также хирургической анатомией.

Поскольку анатомия имеет дело с изучением нормального здорового организма, она называется нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, исследующей больной организм и болезненные изменения его органов.

Существующие в целом организме связи могут быть вскрыты только при сопоставлении данных анатомии с данными других сопредельных дисциплин.

Человек является высшим продуктом развития живой материи. Поэтому, чтобы понять его строение, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы. Как человек является частью живой природы, так и наука, изучающая его строение, т. е. анатомия, является частью биологии. Однако человек - это животное, делающее орудия. В этом классическом определении В. Франклина, принятом К. Марксом, отражены 2 стороны: биологическая ("человек - это животное..."), указывающая на родство человека с животным миром, и социальная ("...делающее орудия"), подчеркивающая его социальную природу. Следовательно, необходимо учитывать ведущее значение общественных условий в развитии человека. Поэтому анатомия человека выходит за пределы биологии и соприкасается с социальными науками.

Глава 1. Краткий очерк истории анатомии.

История анатомии есть история борьбы материализма и идеализма во взглядах на строение и развитие организма человека. Эта борьба начинается с возникновения классов в эпоху рабовладельческого строя.

В Древней Греции под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение "все течет" (panta rhei), формируется материалистический взгляд на строение человеческого организма.

Так, знаменитый врач Древней Греции – Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре "сока": кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Следовательно, темперамент человека как одно из проявлении душевной деятельности его обусловлен состоянием соков тела, т.е. материи. В этом был материализм Гиппократа.

Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которая многообразна и может изменяться соответственно изменению тех же соков тела (диалектика).

Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввел в практику лечения различные "жидкогонные" средства. Так возникла "гуморальная" (humor - жидкость) теория строения организма, которая в известной мере сохранила свое значение до сих пор, отчего Гиппократа считают отцом медицины.

Врагом материализма и представителем античного идеализма был идеолог аристократической реакции Платон (427-347 гг. до н. э.). По Платону, организм человека управляется не материальным органом - мозгом, а тремя видами души, или "пневмы", помещающимися в трех главнейших органах тела - мозге, сердце и печени (треножник Платона).

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был дуалистом, эклектиком. С одной стороны, он развивал идеалистическое учение своего учителя Платона о душе, которая есть действенное, животворное начало - энтелехия; все в природе, включая и человека, подчинено высшей целесообразности - телеология (telos - цель). С другой стороны, в отличие от Платона он придерживался материалистического взгляда на душу, которая находится в единстве с телом и которая смертна и умирает вместе с ним. Он сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Аристотель высказал верную мысль, противоречащую религии, о том, что всякое животное происходит от животного (omne animal ex animali).

В Древнем Риме Клавдий Гален (130 - около 200 гг. н. э.) был выдающимся философом, биологом, врачом, анатомом и физиологом. В своих взглядах на организм он, с одной стороны, развивал идеализм Платона и телеологию Аристотеля, а с другой - подходил к изучению организма материалистически, т. е. был по существу эклектиком. Как рьяный платоник, он считал, что организм управляется тремя органами: печенью, где вырабатывается физическая пневма, распределяющаяся по венам; сердцем, в котором возникает жизненная пневма, передающаяся по артериям, и мозгом - средоточием психической пневмы, распространяющейся по нервам.

Следуя за телеологическими положениями Аристотеля, Гален смотрел на организм как на дивную машину, созданную для высшей цели, по замыслу верховного художника. Наряду с такими идеалистическими взглядами у Галена уживались и материалистические. Он считал человеческое тело состоящим из плотных и жидких частей (влияние Гиппократа).

Материализм Галена обнаружился и в самом подходе к изучению организма, который он исследовал путем наблюдения над больными и вскрытия трупов. Он впервые применил вивисекции и явился основоположником экспериментальной медицины.

В течение всего средневековья в основе медицины лежала анатомия я физиология Галена.

В эпоху феодализма (V-XVII вв.) из медицинских сочинений были распространены только труды Галена, из которых церковники выхолостили материалистическую сущность. Они покровительствовали пропаганде идеалистических и теологических взглядов Галена о создании человека по высшему плану, т.е. богом, и преследовали за критику их.

Сделав этим учение Галена схоластическим и догматическим, церковь обеспечила господство галенизма на протяжении всей эпохи феодализма, препятствуя дальнейшему развитию анатомии и медицины вообще. Так было в Западной Европе. На Востоке, свободном, от влияния католицизма, медицина продолжала развиваться.

После крещения Руси вместе с православием в ней распространилась византийская культура и была создана монастырская медицина, которая пользовалась лучшими творениями античной науки.

Анатомия и физиология для первых русских врачей были изложены в трактате неизвестного автора под заглавием "Аристотелевы проблемы", а также в комментариях игумена Белозерского монастыря Кирилла под названием "Учение Галинова на Иппократа", а анатомическая терминология - в сочинении Иоганна Экзарха "Шестоднев".

Положительную роль в преемственности античной науки сыграл и мусульманский Восток. Так, Ибн-Сина, или Авиценна (980-1037), написал "Канон медицины" (около 1000 г.), который содержит значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, и к которым Ибн-Сина прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами (треножник Платона), а четырьмя: сердце, мозг, печень и яичко (четырехугольник Авиценны).

"Канон медицины" явился лучшим медицинским сочинением эпохи феодализма, и по нему учились врачи Востока и Запада до XVII столетия.

Ибн-аль-Нафизиз Дамаска (XII в.) впервые открыл легочный круг кровообращения.

Эпоха Возрождения была эпохой, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли... по многосторонности и учености" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 20, с. 346).

Такие титаны появились и в анатомии. Они разрушили схоластическую анатомию Галена и построили фундамент научной анатомии. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, основоположником - Везалий и завершителем - Гарвей.

Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей и явился подлинным новатором в исследовании строения организма. В своих рисунках Леонардо впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела; внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии. Творчество Леонардо да Винчи, как предполагают, оказало влияние на труды революционера в анатомии А. Везалия.

*(Цит. по кн.: Тикотин М. А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии. Л., 1957.)

В старейшем университете Венеции, основанном в 1222 г., образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Падуанская школа) и был выстроен (в 1490 г.) первый в Европе анатомический театр.

На почве Падуи в атмосфере новых интересов и запросов и вырос революционер анатомии Андрей Везалий (1514-1565). Вместо схоластического метода толкования, характерного для средневековой науки, он подошел к изучению организма материалистически и использовал объективный метод наблюдения. Широко применив вскрытие трупов, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он смело разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200) и этим начал подрывать авторитет господствовавшей тогда галеновской анатомии. В тот период, как отметил Энгельс, прежде чем приступить к исследованию процессов, надо была исследовать вещи. Так возник метафизический, аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера.

Поэтому и Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, изложенных в обширном и богато иллюстрированном руководстве "О строении тела человека в семи книгах" (1543), которые И. П. Павлов охарактеризовал следующими словами: "Труд Везалия - это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследующего ума".

Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой - бешеное сопротивление реакционных анатомов-галенистов, старавшихся сохранить падающий авторитет Галена. В этой борьбе Везалий погиб, но дело его развивалось его учениками и последователями.

Так, Габриэль Фаллопий (1523-1562) дал первое обстоятельное описание развития и строения ряда органов. Его открытия изложены в книге "Анатомические наблюдения". Его имя сохранилось до сих пор при обозначении ряда анатомических образований: "фаллопиевы трубы", "фаллопиев канал".

Бартоломео Евстахий (1510-1574 гг.), кроме описательной анатомии, изучал также историю развития организмов, чего не делал Везалий. Его анатомические познания и описания изложены в "Руководстве по анатомии", изданном в 1714 г. Его имя сохранилось до сих пор при обозначении различных анатомических образований: "евстахиева труба", "евстахиева заслонка".

Везалий, Фаллопий и Евстахий (своего рода "анатомический триумвират") построили в XVI в. прочный фундамент описательной анатомии.

XVII в. явился переломным в развитии медицины и анатомии. В этом столетии был окончательно завершен разгром схоластической и догматической анатомии средневековья и заложен фундамен<

Наши рекомендации