Анатомия и физиология выделительной системы

Выделение — это совокупность процессов, обеспечивающих под­держание оптимального состава внутренней среды организма путем удаления чужеродных веществ, конечных продуктов метаболизма, избытка воды и других веществ.

Конечные продукты метаболизма представлены различными по своей структуре и свойствам веществами. Основное из них — уг­лекислый газ, мочевина, мочевая кислота, аммиак, билирубин. Не­которые вещества практически не подвергаются серьезным превра­щениям в организме, но определяют собой постоянство внутренней среды. В первую очередь к ним относятся вода и ионы. Вода, являясь универсальным растворителем, обеспечивает удаление из организма продуктов метаболизма.

Углекислый газ — конечный продукт клеточного дыхания. Он в основном выводится из организма легкими. Из растворенного в плазме крови состояния он проходит через аэрогематический барь­ер, переводится в газообразное состояние и выделяется во внешнюю среду.С выдыхаемым воздухом также выводится из организма вода, ис­паряющаяся с поверхностей слизистых оболочек дыхательных путей и альвеол.

Продуктом распада белков и аминокислот является аммиак. Он представляет собой токсичное для организма соединение. Обез­вреживание аммиака происходит в печени путем образования неток­сичной мочевины — хорошо растворимого в воде соединения. Про­цесс образования мочевины в организме был открыт в 1932 г. Г. Креб­сом и назван циклом мочевины.Из печени мочевина попадает с током крови в почки и выводит­ся с мочой. Некоторая часть мочевины выводится из организма по­товыми железами.

Продуктом распада пуриновых нуклеотидов является мочевая кислота. Она выводится из организма почками и в значительно мень­шей степени — кожей. Нарушение обмена мочевой кислоты и ее накопление в организме приводит к заболеванию, носящему назва­ние «подагра».Билирубин образуется при распаде гемоглобина. Попадая в пе­чень, он связывается с глюкуроновой кислотой, при этом образует­ся так называемый связанный билирубин, который и выводится из организма с желчью. При нарушении механизмов выведения били­рубина он накапливается в тканях. Это внешне проявляется желтуш-ностью кожных покровов и видимых слизистых оболочек, в некото­рых случаях присоединяется кожный зуд.Чужеродные вещества (ксенобиотики) — химические соединения, которые не образуются в организме и не являются естественными компонентами пищи. Ксенобиотики — это различные лекарства, как правило, синтетического происхождения, токсины, консерванты, поступающие в организм человека различными путями из внешней среды. Несмотря на отсутствие эволюционно выработанного меха­низма превращений этих веществ, они часто подвергаются метабо­лизму в организме. Связано это с тем, что в них присутствуют хими­ческие группы, схожие с таковыми у веществ, характерных для че­ловека. Печень и почки — основные органы, в которых происхо­дят превращения ксенобиотиков.В результате чужеродные для человека вещества изменяют свои свойства: из нерастворимого состояния переводятся в растворимое, снижают или повышают свою химическую активность и т.д. Выде­ляться они могут как в измененном, так и в неизмененном состоя­нии. Знание закономерностей метаболизма и выведения ксенобио­тиков помогает в лечении отравлений, разработке новых лекарств.Процессы выделения в организме человека осуществляются орга­нами, относящимися к различным системам: почками, легкими, печенью, кожей и слизистыми оболочками желудочно-кишечного тракта. Несмотря на то что эти органы принадлежат к различным системам, имеют разное местоположение и выделяют различные продукты обмена, они функционально тесно связаны между собой. Несмотря на существующую взаимозаменяемость названных ор­ганов, основной системой выделения у человека является мочевыде­лительная система, на долю которой приходится удаление более 80 % конечных продуктов обмена веществ. Мочевыделительная система включает в себя органы, которые обеспечивают образование мочи — почки, и выведение ее из организма — мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

40. Гигиенические требования к оборудованию школу

В первых 3-х классах плотность учебной работы учащихся на уроке не должна превышать 80 %.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках должно выделяться время для физических упражнений и гимнастики для глаз.

Продолжительность уроков в школах не должна превышать 45 мин. В первых классах школы учебная нагрузка должна наращиваться постепенно. Перемены продолжительностью менее 10 мин не допускаются.

Период максимальной умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в расписании уроков для младших школьников наиболее трудные предметы должны ставиться 2-3 уроками, а для учащихся старших классов – 2, 3 и 4 уроками.

Неодинакова работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень возрастает к середине недели и снижается к концу (пятница) и в начале (понедельник) недели. Поэтому наибольший объем учебной нагрузки должен приходится на вторник и среду.

Объяснение нового материала следует проводить на 2-4–х уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей, в которой трудность каждого предмета оценивается в баллах (от 0 для самых простых до 12 для самых трудных).

Наибольшее количество баллов по сумме всех предметов должно приходится на вторник и среду для старших школьников, и вторник и четверг – для младших и средних. При этом среда должна быть облегченным днем.

Объем домашнего задания должен быть таким, чтобы на его выполнение ученики первого класса затрачивали не более 1 часа, а ученики старших классов – не более 4 часов.

Состояние здоровья детей во многом зависит от соблюдения гигиенических требований к планировке детских учреждений.

На земельном участке школы выделяют несколько зон: учебную, спортивную, зону отдыха и хозяйственную зону.

Площадь помещений должна соответствовать гигиеническим нормам. Ширина класса не должна превышать 6 м, длина – 9 м, причем увеличение размеров не допустимо, т.к. это может привести к напряжению зрения и слуха.

Наиболее благоприятной ориентацией учебных классов является южная и юго-восточная.

Школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. Несоответствие школьной мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает их утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрии плеч, лопаток, сколиоза и др.).

Выделяют шесть групп школьной мебели, в зависимости от роста детей (в соответствии с принятыми в России «Санитарными нормами и правилами»). Каждая группа имеет особую цветовую маркировку в виде кружка или прямоугольника на боковой поверхности стола.

Парты (столы) расставляют в учебных помещениях таким образом, чтобы меньшие располагались ближе к доске, большие – дальше.

Расстояние между рядами столов должно быть 60 см, между столами и стеной – 50-70 см, от первой парты до доски – 2,4 – 2,7 м. Доска должна быть шириной не менее 3 м.

41. Гигиена кожи ребенка, требования к одежде

Для ухода за кожей необходимо иметь специальные ванны для купания, мягкие мочалки, детское мыло, растворы марганцевокислого калия и борной кислоты, стерильное вазелиновое или подсолнечное масло, рыбий жир, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.С 2—2,5 лет надо учить детей самостоятельно умываться, мыть руки при всяком их загрязнении, после игры с песком, животными, после посещения уборной и в особенности перед едой.Дети не должны находиться в мокрой или влажной одежде, способствующей быстрому охлаждению. Пеленки и другую одежду, пропитанную мочой, не следует подсушивать непростиранными, т. к. при этом они становятся жесткими, сохраняют запах мочи, способствуют размножению микробов. Если грудной ребенок помарался, его следует подмыть теплой водой (36—37°), обсушив осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки, и завернуть в чистое сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнечным маслом те места, где легко возникает опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, т. к., скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи.Если ребенок часто срыгивает, для предупреждения образования опрелостей на шее и за ушами следует прокладывать между шеей и бельем небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, концы которой закладывать за голову.Гигиеническую ванну надо делать детям до двух лет не реже двух раз в неделю, а в последующие годы не реже одного раза в неделю при обязательном ежедневном обмывании половых органов и ног.Перед купанием надо чистыми руками промыть ванну горячей водой с мылом и налить в нее теплую воду (36—37° С). Купание проводят при температуре воздуха 20° С. Тело ребенка обмывают с помощью мягкой губки или варежки, специально сшитой из мягкой ткани. Во время купания надо следить, чтобы вода не попала в глаза, уши и нос ребенка. После того как тело обмыто, голову и лицо промывают чистой кипяченой водой, а затем обливают водой, температура которой на 1—2° ниже температуры воды в ванне.После купания тело ребенка осторожно обтирают мягкой простыней, а кожные складки смазывают жиром. Чистыми, протертыми спиртом ножницами срезают ногти на пальцах рук и ног. Ванну после купания тщательно промывают и просушивают. Стирать в ней белье, даже детское, запрещается.Взрослые, ухаживающие за ребенком, перед тем как подойти к нему, должны вымыть руки, снять кольца, булавки, брошки и другие острые предметы, которыми можно поранить его кожу. Ежедневно надо осматривать тело ребенка. При появлении даже небольшого покраснения или незначительной сыпи ребенка следует показать врачу. Мелкие травмы промывают водой и смазывают йодом, бриллиантовой зеленью или «жидкостью Новикова».
Гигиенические требования к одежде
Одежду составляют: нижнее белье, верхнее платье, предназначенное для помещений и улицы, головные уборы и обувь. Одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту и полу, подбираться согласно росту и пропорциям тела. Теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев и главным образом от качества ткани.Для летней одежды рекомендуются гладкие, светлые ткани, хорошо отражающие солнечные лучи и вместе с тем гигроскопические, т. е. впитывающие и постепенно испаряющие влагу. Этими качествами обладают хлопчатобумажные ткани. Полотно особенно быстро испаряет влагу, а потому пригодно для жаркого времени, так как способствует охлаждению тела. Капрон, нейлон, хлорин почти совсем не впитывают влагу, поэтому для белья и летней одежды применять их не следует. Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную сырую погоду. В теплые сухие дни надевать ее не следует, так как, не обладая достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, она затрудняет испарение пота и способствует перегреванию тела.Одежда должна быть свободной, не стесняющей движений ребенка. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, высокие тесные воротнички, подвязки, перехватывающие ноги.

Наши рекомендации