Терапевтические подходы к механизмам прерывания контакта.

Противоядием против слияния может быть хороший контакт, дифференциация и проговаривание. Клиент должен понять, что существуют потребности и чувства, принадлежащие только ему и, что они не обязательно связаны с опасностью разобщения со значимыми для него людьми. Вопросы «Что Вы сейчас чувствуете?», «Что Вы хотите сейчас?» могут помочь ему сфокусироваться на самом себе. Чувства, вызванные такими вопросами дают возможность не идти на поводу у общепринятых стандартов. Первым шагом становится разговор о его собственных потребностях и желаниях, сначала с терапевтом, а затем и с тем человеком, с которым связаны его ожидания. Проговаривая свои потребности, клиент может понять, чего он хочет на самом деле и найти способы достичь желаемого. Когда у него есть свои собственные цели, он не ищет слияния с другими, он свободен в движениях и больше не соблюдает «соглашение» заключенное много лет назад.

Работа по преодолению интроекции основана на стимуляции различений между Я и Ты и созданию у клиента чувства, что выбор возможен. Есть много способов достичь этого. Самый простой, рекомендуемый Польстерами, — составлять предложения о себе, которые начинаются с Я и о терапевте, которые начинаются с Ты. Или сочинять предложения, начинающиеся с «Я думаю, что», а затем обратить внимание, какие из этих убеждений основаны на собственном опыте, а какие переняты у других людей. Любой опыт, усиливающий чувство собственного Я — важный шаг на пути освобождения от интроекции. Или освобождаться от представлений, не являющихся ассимилированными, т.е. результатом собственного опыта.

Психотерапевтическая техника работы с проекцией основана на предположении о том, что мы сами создаем свою жизнь и, восстанавливая свою причастность к ней, обретаем силу для изменения мира. Когда проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некоторые качества, которые он прежде не осознавал, а замечал в других, это расширяет и поддерживает его подавленное чувство идентичности.

Это не всегда просто. Когда проекция формирует паранойяльную самозащиту, появляются серьезные трудности. Любые предложения по-новому использовать свои личные качества вызывают сильнейшее сопротивление, которое может связывать руки терапевту. В такой ситуации терапевт профессионально должен вызвать у клиента доверие к себе, проявляя доброжелательность и поощряя даже незначительные успехи, потому что здесь существует очень тонкая грань между восстановлением осознания клиента и появлением враждебности. Такому клиенту очень важно быть уверенным в том, что терапевт его поймет несмотря ни на что. Овладение проективным материалом происходит только при искренней поддержке терапевта, в противном случае оно не происходит совсем.

В этом смысле терапевту необходимо хорошо сознавать свои собственные проекции. В работе с ретрофлексией терапевту необходимо хорошо знать тот факт, что расщепление импульсов, возникающее при ретрофлексии, часто не проявляется в действиях. Для освобождения от ретрофлексии направление внутренней борьбы должно быть изменено на взаимодействие с чем- то внешним, изменение мира, ситуации жизни.

Один из способов определить, что в клиенте происходит борьба, — это внимание к позе и жестам, а также чувствам, направленным на себя, в ситуации взаимодействия с другим. Сдерживание движеений рук, застывшая нижняя челюсть, вжимание себя в кресло, напряженная поза, поглаживание себя, раздирание платка в руках — все это может быть признаками внутренней борьбы, препятствующими направлению импульса в среду, к людям. Еще один признак — чувства, направленные на себя. Терапевт может поинтересоваться кому еще, кроме самого клиента, могут быть адресованы досада или раздражение, страх или ненависть.

На первом этапе освобождения от ретрофлексии — осознается то, что и скованные руки, и сжатые челюсти, и ноги, приросшие к полу, и постоянно нахмуренные брови — результат неосознанного контроля над импульсами. Для того чтобы освободиться от ретрофлексии, клиенту нужно вновь осознать как он сидит, как держит и сдерживает себя на людях. Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова преобразоваться в реальное действие или фантазию. Он может понять, с кем бы ему хотелось посидеть вместе, кого обнять, кому дать в зубы, кого бояться, кому предназначена его реплика.

Человек, для которого характерна дефлексия, пытается избежать непосредственного контакта с окружением, другими людьми, проблемами и ситуациями. Во время сеанса дефлексия, или уклонение от реального контакта, может проявляться в форме общих фраз, болтливости, шутовства, избегания смотреть в глаза собеседнику, ритуальности и условности поведения. В этом случае энергия рассеивается, так как индивид воздерживается от использования ее в полной мере тогда, когда это необходимо, или не умеет ее сконцентрировать таким образом, чтобы предпринять четко направленное действие. Это характерно для симптома избегания, выраженного при ПТСР, который проявляется в избегании обсуждения и работы с травмирующим опытом, поскольку это требует больших психологических нагрузок. Клиент уходит в пустые рассуждения, не касающиеся трудных переживаний, и в этом случае может быть применима импрессивная техника, которая состоит в том, чтобы прерывать клиента в каких-либо действиях, например в избегании контакта или же ухода в болтовню.

Существует противоположная, экспрессивная, техника, которая заключается в максимизации эмоций, жестов, позы, которую принимает клиент, т.е. отслеживая в процессе сеанса невербальные проявления и отметив какую-либо позу клиента или жест, мимику, следует предложить клиенту усилить это. Таким образом, клиент может выйти на новый уровень понимания своего состояния и осознать свою скрытую эмоцию.

Техники гештальт-терапии

Интеграция полярностей

Формирование и завершение гештальтов зависит от нашей способ-ности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением для того, чтобы их удовлетворить. Каждый контакт имеет два разных аспекта. Первый — это способность четко разграничивать окружение и свое «Я». Например, в отношении интроектов важно различать то, что идет от себя, и то, что идет от родителей. Второй аспект — это способность выделять разные стороны своего «Я». Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. Иногда их противоположные полюса сосуществуют вполне мирно. А бывает, что между ними идет борьба за доминирование. По гештальт-теории, все то, что мы воспринимаем как нашу борьбу с другими, обычно отражает подобный конфликт внутри нас самих.

К числу наиболее эффективных упражнений, способствующих установлению контактов между человеком и его окружением, относится работа по методике «пустого стула» или «двух стульев» во время пребывания в «горячем стуле».

Работа по методике «двух стульев» в гештальт-тера- пии имеет некото-рое сходство с использованием «вспомогательного Я» в психодраме. Однако, если в психодраме соответствующее упражнение создает возможность повторно пережить болезненную ситуацию, гештальт-методики побуждают участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Таким образом создаются условия для полного осознания личностью обеих сторон внутреннего конфликта, включая ту, которая обычно отрицается или не осознается по причине ее травмирующего характера. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрировать их. Например, многим присущ внутренний конфликт между собственной пассивностью, податливостью и уступчивостью, с одной стороны, и стремлением казаться напористым и властным — с другой. Адаптивную интеграцию этих двух полюсов можно реализовать, если занять твердую позицию, но при этом сохранять эмоциональность, или если занимать ту или иную крайнюю позицию в зависимости от обстановки. Другие часто встречающиеся полярности — это дилеммы близость/отчужденность, рациональность/эмоциональность, эгоцентризм/самоотверженность.

Невротические механизмы — это процессы, в ходе которых происходит либо смешение различных аспектов личности, как при слиянии или интроекции, либо разделение или отрицание некоторых из них, как при проекции или ретрофлексии. Как уже отмечалось, наиболее частым в ГТ примером полярности является конфликт между «нападающим» и «защищающимся». Доминирующий «нападающий» интроецирует родительские желания и ожидания. Родители неосознанно навязывают индивидууму свое понимание долга. А вечно виноватый «защищающийся» неизменно сопротивляется принуждению со стороны «нападающего», оправдываясь тем, что «он просто из кожи вон лезет, и все равно ничего не получается». Когда человек находится под преобладающим влиянием внутреннего «нападающего», он может жаловаться на постоянное стремление добиваться совершенства во всем без разбора. Когда же в человеке доминирует «защищающийся», создается впечатление, что он ничего не может довести до конца.

Методика «пустого стула» позволяет усилить позиции более слабой или подавленной стороны, участвующей во внутреннем конфликте, так что обе стороны получают равные возможности. Например, человек, который вечно всюду опаздывает, может начать работать по методике «двух стульев» и тем самым дать завязаться диалогу между своими внутренними «нападающим» и «защищающимся». Сидя на одном стуле, он выступает от имени «защищающегося», обращаясь к воображаемому «нападающему», находящемуся на втором стуле. «Защищающийся» может ныть, оправдываться, стараться отыскать причины своих опозданий. Через минуту или две участник переса-жии- вается на другой стул и уже с позиции «нападающего» как следует отчитывает «защищающегося», требуя, чтобы тот все делал вовремя. Потом можно снова сменить роль и так пересаживаться со стула на стул до тех пор, пока полярности не будут прочувствованы полностью, а тема диалога не будет исчерпана. Выполняя это упражнение, не следует отдавать предпочтение лишь одной из сторон и отрицать права другой. Цель диалога — воссоздать процессы формирования и завершения гештальта. Для разрешения конфликта может потребоваться компромисс между обеими сторонами личности или просто спокойное признание наличия в своем «Я» отрицательного компонента. Парадокс гештальт-психологии состоит в том, что «изменение происходит тогда, когда становишься самим собой, а не стараешься стать тем, кем ты не являешься» .

«Большой пес» и «Щенок»

Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: «Большой пес» и «Щенок». «Большой пес» олицетворяет обязанности, требования, оценки. «Щенок» олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания», обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

«Большой пес» пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. «Щенок» не вступает в прямую борьбу, а использует уловки — ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой. Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

Наши рекомендации