Трансперсональная психотерапия.
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРАНСАКТНОМ АНАЛИЗЕ.
1. Основные теоретические идеи.
2. Распознавание Эго-состояний.
3. Анализ трансакций.
Основные теоретические идеи
В 60-е годы американский психолог Э. Берн разработал модель Эго-состояний личности, которая описывает внутреннее устройство психики человека и способы действия. Э. Берн подметил, что в различных ситуациях мы занимаем разные позиции при общении с другими людьми, но основными при этом являются три позиции, которые он условно назвал «Родитель», «Взрослый» и «Дитя». Важно отметить, что названия позиций не имеют никакого отношения к возрасту человека. Каждое из состояний Я определяется мыслями, действиями, чувствами, и их можно описать следующим образом:
Состояние «Я-Родителя». Человек мыслит, чувствует и действует так, как его родители, во многом он повторяет их стереотипы и привычки. «Родитель» осуществляет две основные функции: во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода, во- вторых, благодаря «Родителю», многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают, потому что так принято делать. Это освобождает «Взрослого» от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение «Родителя».
Состояние «Я-Взрослого». Трезвая, объективная оценка реальности, сбор и анализ информации, констатация факта. Взрослый — необходим для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые ему нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. «Взрослый» контролирует действия «Родителя» и «Дитя», является посредником между ними.
Состояние «Я-Дитя». В каждом человеке живет маленький ребенок, он хранит эмоциональные состояния Я, зафиксированные в раннем детстве. Дитя — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.
Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что собственно и отличает зрелую личность от незрелой. Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной жизни каждый из них — «Родитель», «Взрослый», «Дитя» — заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека...
Распознавание эго-состояний
СОСТОЯНИЕ «Я-РОДИТЕЛЯ»
А. Общее поведение | |
Критическое | Кормяще-заботливое |
Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее , ищущее виновного, приказное, авторитарное, запрещающее, догматичное, претендующее на правоту, указывающее как правильно, проводящее границы | Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, защищаю-щее, поддерживающее, советующее, помогающее, утешающее, понимающее, покровительственное, сверхзаботливое. |
Б. Формулировки | |
Ты должен. Ты не должен. Это тебе нельзя! Как ты только можешь! Это следует сделать, этого не следует делать. Сколько тебе еще говорить одно и то же! Прекрати это сейчас же! Я не позволю так с собой обращаться! | Не ломай себе голову. Не так плохо, как кажется. Не вешай нос. Успокойся сначала. Тебе это не по силам. Бедняга! Хорошо получилось. Я могу вас понять. Выше голову! Лучше не делай этого, это может быть опасным |
В: Интонации, манера говорить | |
Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, иронически, цинично, саркастически, остро, ясно с нажимом. | Тепло, успокаивающе, сочувственно. |
Г: Выражение лица | |
Нахмуренный лоб, критический взгляд, сжатый рот, сошедшиеся на переносице или поднятые вверх брови, нос презрительно сморщен, неодобрительное покачивание головой, отчужденное выражение лица. | Заботливое, ободряющее, довольное, счастливое, улыбчивое, опасливоозабоченное , любовно- заинтересованное |
Д: Жесты и положение тела | |
Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены | Протянутые руки, поглаживание по голове и т. д. |
СОСТОЯНИЕ «Я-ВЗРОСЛОГО»
А. Общее поведение |
Раскрепощенно, по-деловому, объективно, внимательно, заинтересованно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, концентрированно, собирая и перерабатывая данные, понимая друг друга по глазам, открыто задавая вопросы, выдвигая и выбирая альтернативы, независимо, сравнивая, в кооперации, задумываясь. |
Б. Формулировки |
Формулировки взрослого в большинстве случаев относятся к одному какому- нибудь делу или предмету, сам способ их выражения допускает возможность дискуссии, они не догматичны. Все вопросы, начинающиеся со слов: Как? Что? Когда? Почему? Где? Высказывания: возможно, вероятно, если сравнивать с, по-моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, я буду и т. д. |
В. Интонация, манера говорить |
Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко (как диктор, читающий новости). |
Г. Выражение лица |
Лицо обращено к партнеру, открытый и прямой взгляд, взвешивающее, задумчивое, ненапряженное , внимательное, прислушивающееся к партнеру, |
частое изменение выражения лица в соответствии с ситуацией. |
Д. Жесты и положение тела |
Жесты подкрепляют то, что говорится, «подлаживаясь» под высказывание, корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед ( выражение заинтересованности). |
СОСТОЯНИЕ «Я-ДИТЯ»
А. Общее поведение | ||
Свободный | Приспосабливающийя | Бунтарский |
не заботясь о реакции окружающих людей, спонтанное, игривое, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, воодушевленное, вялое, раскрепощенное, открытое, веселое, естественное, бесстыдное, забавное, дразнящее, нетерпеливое, эгоистичное, полное энергии, мечтательное, творческое. | ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, сдержанное, опасливое, думающее о последствиях, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, беспомощное, обиженное, покорное, скромное, неуверенное, сдержанное, подавленное, предъявляющее повышенные требования к себе, жалующееся, придерживающееся хороших норм обращения, следующее правилам и договоренностям. | протест против более сильных, капризное, своенравное, заводит других, строптивое, грубое, противоречащее другим, гневное, неприязненное, непослушное, агрессивное. |
Б. Формулировки | ||
Я хочу, Мне хотелось бы, Я бы очень хотел, Прекрасно! Великолепно! Шикарно, Мне без разницы. Так тебе и надо! | Я не верю в свои силы, Я не смогу это сделать, Я боюсь, Я хотел бы, Я попробую, если ты так думаешь. Это моя вина. Я правильно сделал? Я хотел только... Почему всегда я? Что же мне делать? | Я этого не хочу! Оставьте меня в покое! Проклятье! |
В. Интонации, манера говорить | ||
Преимущественно громко, быстро и горячо, захлебываясь, печально. | Тихо, прерывающимся голосом, плаксиво, подавленно, сокрушенно, подобострастно, нудно, жалуясь, привередливо, покорно бравируя. | Гневно, громко, упрямо. |
Г. Выражение лица | ||
Воодушевление, возбуждение, ошеломление, открытый рот, блеск глаз, хитрость, лукавство, любопытство, печаль, слезы. | Глаза опущены вниз, выражение согласия, губы, дрожат, глаза на мокром месте, нервное, потерянное, тактичное, с оглядкой на других. | Жесткое, упрямое, отсутствующее. |
Ж. Жесты и положение тела | ||
Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность, свободный, усталый, взволнованный. | Поднимает руку, если что-то хочет сказать, опущенные вниз плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, мил. | Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова. |
Анализ трансакций
Трансакция (ТА) — это единица общения. Она начинается с трансакционного стимула — того или иного знака, осведомляющего о том, что присутствие одного человека вопринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием — трансакционной реакцией: улыбается или, напротив, хмуро отводит глаза. Люди, как правило, четко улавливают трансакци- онные стимулы. Когда в метро человек предупредительно отодвигается, чтобы вы могли сесть рядом, понятно, что ваше присутствие замечено и возможна следующая трансакция: обмен короткими репликами и более продолжительное общение. Каждый знаком и с противоположной ситуацией, когда попытка пройти к выходу в тесном вагоне наталкивается на железобетонную неподвижность окружающих, невозможность поймать ответный взгляд и каменное молчание на просьбу потесниться. Разумеется, дальнейшая трансакция будет крайне затруднительна, а если возникнет, то пойдет с отрицательным знаком.
Все трансакции делятся на дополнительные, перекрестные и скрытые. Цель анализа трансакций — научить клиента различать, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционныи стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием.
Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает уместную и естественную реакцию. Основная особенность дополнительных трансакций в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Эти правила не зависят ни от природы ТА, ни от их содержания. Пока ТА сохраняют дополнительный характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники сплетнями (Родитель — Родитель), решают ли реальную проблему (Взрослый — Взрослый) или просто играют вместе (Дитя — Дитя или Родитель — Дитя).
При дополнительных (параллельных) трансакциях человеческие коммуникации открыты, отношения искренни и плодотворны. Обязательно, чтобы невербальные сообщения (взгляды, жесты, выражение лица, интонации) не противоречили смыслу произносимых слов.
Перекрестные трансакции возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. В перекрестных трансакциях активируется неожиданное и неприемлемое в данный момент состояние Я второго участника. Эти ТА — постоянный источник семейных, служебных и бытовых осложнений. Они очень характерны в отношениях клиентов с бездарными врачами, когда клиент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с конструктивным предложением или разумным замечанием, а получает поверхностный, авторитарный ответ Родителя — Дитя. Трансакции пересекаются, и дальнейшее взаимодействие обречено на провал.
В ходе анализа трансакций недостаточно констатировать факт пересечения векторов. Необходимо выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его Взрослому реагирует как Дитя, следует отложить решение проблемы, пока векторы не будут приведены в порядок. Это можно сделать либо став Родителем, дополняя проснувшегося в собеседнике Дитя, либо активизировав в нем Взрослого.
Перекрестные ТА — основной объект работы психотерапевта. Количество сложных трансакций огромно. К примеру, только пересекающихся трансакций возможно 72 типа. Но, к счастью, лишь четыре из них встречаются настолько часто, что привлекают внимание как психотерапевтов, так и многих людей в их повседневной жизни. Это первый тип (ВВ — ДР) и реакция перенесения, второй тип (ВВ — РД) и реакция контрперенесения, третий тип (ДР — ВВ) — «раздражительная реакция», когда человек, ищущий сочувствия, обретает вместо этого голые факты, и четвертый тип (РД — ВВ) — «дерзость», когда вместо послушания реагирующий демонстрирует «наглую самоуверенность», апеллируя к фактам (Берн, 1988). Кроме простейших ТА, какими являются дополнительные и пересекающиеся, существуют двухуровневые реакции — угловые или двойные: видимый уровень — это то, что произносится (Берн называет его социальным), а скрытый, или психологический, уровень — то, что имеется в виду (подтекст). Наиболее сложными являются скрытые трансакции. Они включают более двух состояний Я, одно из которых, как правило, маскируется.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
1. Основные теоретические идеи.
2. Защитные механизмы.
3. Уровни невроза.
4. Последовательность контакта.
5. Техники гештальт-терапии.
Основные теоретические идеи
Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм — среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует геш- тальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.
Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:
1. Внутреннюю — явления и процессы, происходящие в нашем теле.
2. Внешнюю — внешние события, которые отражаются сознанием.
3. Среднюю — фантазии, верования, отношения.
При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».
По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.
Гештальт-терапия стремится побудить человека пережии-- вать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного «Я». В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.
Основные понятия гештальт-терапии (ГТ). В основе ГТ лежат 5 основных теоретических понятий — Соотношение Фигура/Фон, Осознание и сосредоточенность на настоящем, полярности, защитные функции, зрелость и ответственность.
Фигура и фон — согласно теории ГТ, процессы саморегуляции основаны на постоянном формировании и завершении фигур (гештальтов). Мы выбираем из поля то, что имеет для нас значение, представляет интерес, является наиболее актуальным. После удовлетворения потребностей гештальт теряет свое значение и уходит на задний план (фон), уступая место новому гештальту. Если потребность не удовлетворена, гештальт не может быть завершен.
При патологии психотерапевт помогает клиенту добиться гармонизации отношений фигуры и фона, где под фигурой понимается гротескно переживаемая болезненная симптоматика, а под фоном — все происходящие вокруг события, которые воспринимаются блекло, фрагментарно или игнорируются.
Осознание происходящего и сосредоточенность на настоящем— способность формировать четкие гештальты и завершать их в зависимости от умения осознавать свое состояние в каждый конкретный момент.
Существуют 3 зоны осознавания— внутренняя, внешняя и средняя зоны.
Полярности — оценочные конструкты, полюсами которых являются противоположные качества (например, плохой/хороший). Через полярности мы организуем свое восприятие окружающего мира. Полярности не являются несовместимыми противоположностями, а выступают в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при его завершении.
Полюса одной из наиболее часто выделяемых в ГТ полярностей обозначаются как «нападающий» и «защищающийся». Нападающий — авторитарен, уверен в своей правоте и требователен. Защищающийся — постоянно защищается, оправдывается, он бессилен и бесправен. Подобно любой паре «родитель —ребенок», они состязаются друг с другом и стремятся захватить контроль за ситуацией. Внутренний конфликт между этими полярностями называется «игрой в самобичевание».
Защитные функции — возникают в результате взаимодействий личности с окружающим миром, и приводят к искажению или прекращению контакта с угрожающей ситуацией. В ГТ выделяют слияние (конфлюенцию), ретрофлексию, интроекцию, проекцию, дефлексию.
В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментиро- ванной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское — женское, активное — пассивное, зависимость — отчужденность, рациональность — эмоциональность и т.д.
Зрелость — в ГТ оптимальное состояние личности называется зрелостью. Чтобы достичь зрелости, индивид должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе.
Фр.Перлз считал, что взрослый человек должен для достижения зрелости и выработки ответственного отношения к себе как бы слущить со своей личности все неврозы, слой за слоем, словно кожуру с луковицы.
Понятие «незаконченное дело» является одним из центральных в гештальт-коррекции. «Незаконченное дело» означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации. Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек — один из существенных моментов в гештальткоррекции.
Другим важным термином является «избегание». Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальт-терапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции.
Защитные механизмы
1. Проекция. Приписывание собственных нежелательных для клиента качеств и побуждений другим людям. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции». Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет».
2. Интроекцция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт — интро- ект — является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. «Он думает то, чего от него хотят другие».
3. Дефлексия. Уклонение от реальных действий по преодолению препятствий или от решения проблемы путем бесконечных и бесперспективных разговоров о проблеме. Дефлексия выражается в также в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.
4. Конфлюенция (слияние). Размывание границ своего Я и слияние с Я другого человека без четкого отграничения одного от другого. Клиент в таких случаях, описывая свои переживания, пользуется местоимением «мы» («Мы часто деремся в школе»,— заявляет мать психотерапевту, рассказывая о своем сыне).
5. Ретрофлексия (поворот на себя). Вместо направленности энергии на преодоление внешних трудностей и препятствий человек обращает ее на самого себя, и делает для себя то, что предназначено окружающей среде. Часто характерно наличие раздражительности и агрессивности. Если такие больные не умеют выражать свои чувства в приемлемой форме, то они либо совершают какие-либо брутальные действия, либо, удерживая агрессивные тенденции, как бы проецируют собственные негативные чувства на свое тело. Таким образом первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. В этом случае возникают различные психосоматические расстройства, такие как хроническое мышечное напряжение (мышечные зажимы), повышение артериального давления, язва желудка, боли в области сердца, затруднение дыхания и др. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: «Я должен заставить себя сделать это».
Уровни невроза
В процессе гештальт-коррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.
Первый уровень —уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я» и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.
Второй уровень —фобический — связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.
Третий уровень —уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается зШуз ^ио, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.
Четвертый уровень —имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному «Я».
Пятый уровень —эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного «Я». Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Перлз описывает четыре типа эксплозии — скорбь, гнев, радость, оргазм.
Последовательность контакта
Предконтакт. В этой фазе заключено то, что составляет фон, задний план, это главным образом тело и именно в теле начинает возникать ощущение. Это ощущение является признаком наиболее актуальной потребности организма, которая развивается в данный момент. Гештальт здесь отделится от фона, чтобы начать образовываться и затем «пойти на контакт» с ок- ружаающей средой, приобретая все более и более четкие контуры. Во время этой фазы предварительной ориентации, у людей могут возникать затруднения в связи с неспособностью построить гештальт с ясными контурами.
Контактирование. В следующей фазе этот гештальт, эта фигура, которая отделилась от недифиренцированного фона, в свою очередь отойдет на задний план, чтобы напитать фон, дать ему энергию. Начиная с этого момента, возбуждение, энергия мобилизуются и позволяют организму обратиться к окружающей среде, чтобы изучить предоставляемые возможности с целью найти там удовлетворение своей потребности. В этой фазе контактирования с окружающей средой человек будет производить то, что техническими терминами определяется как идентификация и отвержение, проще говоря, будут осуществлять функцию выбора «да» или «нет». «Да, это может мне подойти. Нет, это мне не подойдет».
Финальный контакт. Следующим шагом в последовательности опыта является финальный контакт. В этот момент окружающая среда, в свою очередь, отходит на задний план и образуется новая фигура: это выбранный объект, неразличимость человека и избранного объекта. На короткое время нет больше ни фигуры, ни фона, ни границ между субъектом и объектом.
В межличностных отношениях на смену четко идентифицированным «Я» и «Ты» может появиться в какой-то момент «Мы». «Мы» любви, оргазма, конфликта, ужаса или любой другой контактной ситуации.
Постконтакт. В фазе полного контакта граница открылась таким образом, чтобы впустить объект опыта, а в фазе постконтакта граница закрывается на этом прожитом опыте, и в этот момент начинается работа по ассимиляции. Нет больше фигуры, в поле не остается больше ничего.
Цикл контакта (ритм построения и разрушения гештальта):
• ощущение
• осознание
• возбуждение
• начало действия
• контакт
• отступление
Психотерапия в ГТ проводится с соблюдением нескольких принципов работы:
1. В работе используется, только настоящее время. Анализируются ощущения, эмоции и действия клиента только в данный момент.
2. Все, что чувствует, представляет и думает клиент, подается им только от первого лица (я). Остальные местоимения (мы, он, они) позволяют ему избегать ответственности. Использование «Я» позволяет восстанавливать границу, принимать ответственность на себя, а не делегировать ее кому-либо.
3. Не следует клиенту говорить про другого человека — необходимо разговаривать с другим человеком.
4. Не применять глагол «не могу», а стараться заменять его на «не хочу», «должен» заменять на «предпочитаю». Глаголы «должен» и «не могу» дают ограничение, не «хочу» и «предпочитаю» — показывают возможность выбора.
5. Заменять вопрос «почему?» на вопрос «как?» или «что?». Это не позволяет уйти в рассуждения, а помогает обратиться к чувствам.
6. Выяснять, что стоит за словом «это».
7. Необходимо находить возможность переводить вопросы в утверждения. Вопросы предполагают выбор из различных альтернативных утверждений, что провоцирует ненужное интелектуализирование. Действительный опыт переживаний выражается в однозначных и ясных утверждениях.
8. Снятие минимализации. Например, «Я устал» вместо «я немного устал».
9. Никто, кроме самого клиента, не знает лучше, что он конкретно ощущает, фантазирует и думает, поэтому нельзя интерпретировать его мысли, не следует вербализовать непосредственные переживания, находить им собственное словесное описание вместо детального «вчувствования» в них (феноменологический принцип).