II. Создание условий для коррекционного процесса
1. Создание условий для проведения всех видов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных) (Ваше участие в этой работе).
2. Обеспечение коррекционного процесса с учетом реализуемой программы:
· по развитию зрительного восприятия;
· по ориентировке в пространстве;
· по социально-бытовой ориентировке
(Ваше участие и предложение по улучшению работы).
III. Планирование
1. Наличие тематического планирования (его целесообразность, объяснить).
2. Календарный план, особенности написания (осуществление или реализация дифференцированного подхода в обучении).
3. Индивидуальные планы с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей (Ваши предложения по улучшению работы по данному разделу).
4. Удалось ли реализовать все планы, если нет, объясните почему.
IV. Результаты работы
1. Сравнительный анализ (с прошлым годом) по успехам детей согласно реализуемой программе:
· по уровню зрительного восприятия;
· по ориентировке в пространстве;
· по социально-бытовой ориентировке.
2. Графики, диаграммы и текстовый анализ с выводами и определением задач на дельнейшую работу.
V. О взаимосвязи в работе педагогических и медицинских специалистов
1. О целесообразности тетрадей взаимосвязи:
· тифлопедагог- родители;
· тифлопедагог-воспитатель;
· тифлопедагог-логопед;
· тифлопедагог-психолог;
· тифлопедагог-врачи (офтальмолог, психоневролог).
(Ваши предложения.)
2. Основное в работе с каждым специалистом:
· значимость и нужность;
· своевременность;
· оказание помощи
и др.
VI. Перспективы работы
1. Ваши предложения и пожелания. Обоснуйте.
2. Что бы Вы хотели включить в содержание работы тифлопедагога?
3. Что, по Вашему мнению, может улучшить качество Вашей работы?
примеры
Тема: «Нравственное воспитание старших дошкольников с нарушениями зрения на музыкальных занятиях»
Содержание
ГЛАВА I Вопросы изучения нравственного воспитания дошкольников с нарушениями зрения в психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие нравственного воспитания в современной литературе
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
1.3. Особенности нравственного воспитания дошкольников с нормальным и нарушенным зрением
1.4. Музыкальные занятия как средство нравственного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II Экспериментальная работа по нравственному воспитанию дошкольников с нарушениями зрения
2.1. Особенности проявления нравственных качеству старших дошкольников с нарушениями зрения
2.2. Коррекционная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе музыкальных занятий
2.3. Результаты экспериментальной работы
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема: «Содержание коррекционной работы по формированию предметных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения»
Содержание
ГЛАВА I Теоретические вопросы формирования предметных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
1.1. Физиологические и психологические основы представлений
1.2. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у старших дошкольников
1.3. Особенности предметных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения
1.4. Компенсация зрительной недостаточности при знакомстве с предметным миром у детей с косоглазием и амблиопией
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II Экспериментальное изучение особенностей предметных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1. Методики исследования предметных представлений у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией
2.2. Состояние представлений о предметах у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ГЛАВА III Коррекционная работа по формированию предметных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения
3.1. Содержание коррекционной работы по формированию предметных представлений у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией
3.2. Результаты экспериментальной работы
ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема: «Развитие мелкой моторики на занятиях рисованием и лепкой старших дошкольников с нарушениями зрения»
Содержание
ГЛАВА I Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по вопросу исследования
1.1. Понятие мелкой моторики в специальной литературе, основные характеристики
1.2. Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.3. Роль занятий рисованием и лепкой в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
1.4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.1. Методики изучения и анализ исследования мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения
2.2. Состояние мелкой моторики старших дошкольников с нарушениями зрения
2.3. Использование дидактического пособия по предметному рисованию Л.И. Плаксиной на занятиях продуктивной деятельности
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕЗАУРУС
Абилитация – это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, массаж, протезирование и т.д.).
Абсолютная слепота (тотальная) – полное отсутствие зрительных ощущений.
Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма, регуляции или другой биологической системы изменившимся условиям существования.
Адаптация глаза – изменение световой чувствительности глаза при изменении освещенности.
Азбука Брайля – алфавит, созданный незрячим французским тифлопедагогом Луи Брайлем (1809-1852) в 1837 г. В этом алфавите каждая буква представлена в виде определенного набора выпуклых точек. Во время чтения слепые нащупывают их кончиками пальцев. Это основной метод чтения, используемый слепыми и слабовидящими людьми сегодня.
Аккомодационный аппарат – структурно-функциональное образование, состоящее из хрусталика, цилиарнои мышцы и цинновой связки и обеспечивающий на основе ретинального рефлекса самонастройку глаза на четкое восприятие.
Аккомодация – способность глаза к рефлекторной перефокусировке оптической системы применительно к меняющимся расстояниям до объекта зрительной фиксации. Процесс приспособления глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях.
Аккомодация абсолютная – аккомодация одного глаза при изменении освещенности.
Акт видения – сложный многоэтапный нейрофизиологический процесс, обеспечивающий получение зрительной информации.
Алгоритм рассматривания – рациональный способ получения зрительной информации, предполагающий планомерное обследование внешнего облика объекта, обеспечивающий целостность и детальность восприятия, объективность чувственного отражения. А. р., основанный на единстве зрительной и осязательной сенсорно-перцептивной деятельности и мыслительной деятельности детей с нарушением зрения, выступает для них компенсаторным способом чувственного познания предметного мира.
Альбинизм – врожденная аномалия, характеризующаяся полным или частичным (в коже, волосах, оболочках глаза) отсутствием пигмента.
Амблиопия – понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора.
Аметропия– аномальная клиническая рефракция.
Амовроз – полная слепота.
Амплитуда движения – величина пути перемещения частей тела.
Анализатор – нервный аппарат, выполняющий функцию приема, анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней среды и самого организма.
Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни. А. подразделяется по содержанию на медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический.
Анизокария – неравенство диаметров зрачков.
Анизометропия – неодинаковая рефракция обоих глаз.
Аниридия – отсутствие радужной оболочки.
Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обусловливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.
Анофтальмия – отсутствие одного или обоих глаз.
Антиципация – свойство восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта до того, как он будет воспринят, т. е. опережающее опознание, основанное на способности принимать решение об объекте с определенным пространственно-временным упреждением. У детей раннего возраста имеются врожденные механизмы антиципации.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого индивидуального опыта, от общего содержания психической деятельности, а также от интересов, привычек, внимания и т. п.
Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге восприятия, неустойчивости настроения, нарушениях сна, аппетита и др. Возникает в результате различных заболеваний, при умственных и физических перегрузках, длительных отрицательных переживаниях и конфликтах, а также функциональной или органической неполноценности мозга (церебрастения).
Астенопия – утомляемость глаз при продолжительной работе на близком расстоянии, различают аккомодационную и мышечную формы
Астигматизм глаза – сочетание в одном глазу разных степеней рефракций одного вида. А. чаще всего обусловлен неправильностью кривизны средней части роговицы. Проявляется в искажении зрения из-за различий в преломляющей силе в разных частях роговицы.
Атрофия зрительного нерва – дегенерация волокон зрительного нерва.
Афакия – отсутствие хрусталика.
Ахромазия – тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризуется полной потерей способности различать цвета.
Ахроматическое зрение – восприятие белого, серого и черного (всего около 200-300 оттенков).
Безусловные зрительные рефлексы – постоянные и врожденные реакции зрительной системы на воздействия внешнего мира и внутренней среды, осуществляемые с помощью нервной системы и не требующие специальных условий. Например, безусловный ретинальный рефлекс состоит в том, что при попадании на сетчатку нечеткого изображения включаются все улучшающие его четкость механизмы.
Бельмо — интенсивно белый рубец роговицы, занимающий всю роговицу или часть ее.
Бинокулярное зрение – сложный динамический стереотип, зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных двух изображений в один зрительный образ. Под нормальным бинокулярным зрением понимают совместную работу сенсорных и моторных систем правого и левого глаза, которая обеспечивает одновременную ориентацию обеих зрительных осей на объект фиксации, формирует пару сходных монокулярных изображений этого объекта в центральных ямках на сетчатке парных глаз, способствует слиянию их в единый зрительный образ.
Блефарит – воспаление краев век.
Блефарофимоз – укорочение глазной щели вследствие срастания краев век между собой у наружного угла.
Ближайшая точка ясного видения – точка, находящаяся на минимальном расстоянии от глаза, с которого последний, аккомодируя, может отчетливо различать какой-либо предмет. При расположении рассматриваемого предмета ближе 5 м происходит аккомодация в соответствии с расстоянием до него.
Близорукость – см. Миопия.
Болезни глаз – результат патологических изменений в различных частях глаза вследствие нарушения деятельности как самого глаза, так и других органов.
Брайлевский шрифт – см. Рельефно-точечный шрифт.
Веки – наружный отдел защитного и придаточного аппарата глаза: две складки кожи, закрывающие при смыкании глазное яблоко.
Вергентные движения глаз – бинокулярные движения глазных яблок, при которых они синхронно и
Верзионные движения глаз – произвольные движения глаз, обеспечивающие синхронные и симметричные смещения взора обоих глаз в одном и том же направлении.
Вестибулярная функция – выработка на основе условно-рефлекторной регуляции установок тела в целом и его анализаторных механизмов (в т. ч. зрительных осей, общей позы, координации рук и т. д.) любого сенсорного умения: видеть, слышать, ощупывать.
Внимание – форма организации психической деятельности, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других объектов.
Внутриглазная жидкость – жидкость, продуцируемая в цилиарном теле, заполняет переднюю и заднюю камеры.
Внутриглазное давление – давление жидкости внутри глаза, обеспечивающее сохранность формы глазного яблока, создает условия для кровообращения во внутриглазных сосудах.
Водянистая влага камеры глаза – водоподобная жидкость, заполняющая пространство между роговицей и хрусталиком.
Воспаление симпатическое – тяжелое фиброзное воспаление радужки и ресничного тела в здоровом глазу вследствие проникающего ранения другого глаза.
Восприятие – субъективное отражение объективной действительности, совершающееся и развивающееся при взаимодействии субъекта с окружающим миром в ходе познавательной деятельности, общения, игры и т. д.
Врожденная глаукома – болезнь новорожденных, характеризующаяся недоразвитием или аномалиями дренажных канальцев глаза. Характерным признаком заболевания является растяжение оболочек глаза. Может развиваться во внутриутробном периоде или быть наследственной.
Вторая сигнальная система – система, обеспечивающая реагирование на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, обозначающим его.
Вторичная глаукома – нарушение гидродинамики глаза как следствие первичных заболеваний глаз (воспаление сосудистой оболочки, смещение хрусталика и др.).
Выразительные признаки экспрессивного характера – яркие свойства объектов, привлекающие непосредственное внимание ребенка и вызывающие определенные эмоции.
Гемералопия (куриная слепота) – резкое ухудшение зрения при слабом освещении.
Гемианопсия – нарушение полей зрения обоих глаз при поражении зрительных путей в области хиазмы или зрительного тракта.
Гемианопсия биназальная – выпадение внутренних полей зрения при поражении наружных отделов хиазмы.
Гемианопсия гомонимная – выпадение одноименных полей зрения обоих глаз при поражении зрительного тракта.
Гемофтальм – кровоизлияние в стекловидное тело.
Гетерофория (скрытое косоглазие) – отклонение глазных яблок от симметричного положения.
Гетерохромия – различный цвет радужных оболочек или неодинаковое окрашивание различных участков радужной оболочки одного глаза.
Гигиена зрения – система мер, обеспечивающая оптимальные условия для деятельности глаз, способствующая их нормальному развитию, функционированию, повышению общей и зрительной работоспособности, препятствующая утомлению глаз и связанных с ним расстройств зрения. Г. з. базируется на данных психофизиологии зрения, клинической офтальмологии, общей гигиены, светотехники и др. наук.
Гидродинамика глаза – продукция и отток внутриглазной жидкости, находящихся в динамическом равновесии.
Гидрофтальм – увеличение глазного яблока при повышении внутриглазного давления.
Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Гиперметропия – вариант аномалии клинической рефракции, слабая клиническая рефракция, при которой параллельные световые лучи, преломившись, образуют фокус за сетчаткой. Гиперметропия может быть разной степени.
Гипертензия глаза – расстройство регуляции ВГД в форме его повышения.
Гипертонус – неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц.
Гипоплазия – порок развития, заключающийся в недоразвитии тканей органа. Например, гипоплазия зрительного нерва.
Гипотензия глаза – расстройство регуляции ВГД в форме его понижения.
Гипотонус – неконтролируемая мышечная вялость.
Гиппус – быстро сменяющиеся ритмические сужения и расширения зрачка, не зависящие от изменения освещенности.
Гифема – кровоизлияние в переднюю камеру глаза.
Глаз – орган периферического восприятия световых раздражений.
Глазница – глубокая впадина в черепе, в которой расположено глазное яблоко со вспомогательным аппаратом.
Глазное дно– внутренняя поверхность глазного яблока, видимая при офтальмоскопии.
Глазное яблоко – материальный субстрат периферического отдела зрительного анализатора, входящий в состав органа зрения и обеспечивающий жизнь и функционирование сетчатой оболочки. Различают стенки и содержимое глазного яблока. Стенки состоят из трех оболочек: наружной, или фиброзной, сосудистого тракта, сетчатки. Содержимое представлено влагой передней и задней камеры, хрусталиком и стекловидным телом.
Глазодвигательный аппарат – моторный аппарат, обеспечивающий подвижность глазного яблока и бинокулярного видения.
Глазомер – способность глаз без непосредственных измерений определять и сравнивать пространственные величины, воспринимать форму, удаленность, размеры и движение предметов.
Глаукома – хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением ВГД с развитием атрофических изменений в сетчатке и диске зрительного нерва, обусловливающих снижение зрения
Глаукома детская – приобретенная в возрасте 3-7 лет глаукома, которая отличается от врожденной меньшим и более медленным растяжением капсулы глаза с сохранением прозрачности роговицы.
Глаукома закрытоугольная – редкий тип глаукомы, при которой канальцы, отводящие жидкость из глаза, полностью перекрываются.
Глаукома открытоугольная – наиболее частый тип глаукомы, при котором жидкость слишком медленно вытекает из глаза.
Глаукома юношеская – глаукома, появляющаяся в молодом возрасте. Различают три разновидности: 1 – глаукома, клинически протекающая как первичная глаукома пожилого возраста; 2 – глаукома с врожденными изменениями переднего отрезка глаза; 3 – глаукома, развивающаяся в миопическом глазу.
Глубинное зрение (глубинный глазомер) – способность различить удаленность наблюдаемых предметов, их взаимное расположение в разных направлениях по отношению друг к другу.
Глубинное зрение (глубинный глазомер) — способность различить удаленность наблюдаемых предметов, их взаимное расположение в разных направлениях по отношению друг к другу.
Границы поля зрения – величина поля зрения (монокулярного и бинокулярного).
Дакриоаденит – воспаление слезной железы.
Дакриоцистит – воспаление слезного мешка.
Дальнейшая точка ясного видения – точка на наибольшем удалении, характерная для каждого вида рефракции.
Дальнозоркость – см. Гиперметропия.
Дальтонизм – расстройство цветоощущения по типу протанопии, иногда обозначение всех видов цветовой слепоты.
Двигательная активность – удовлетворенная потребность организма в движении.
Движение руки у лица – самое низкое периферическое зрение (предметное отсутствует), которое характеризуется остротой зрения 0,001.
ДВИЖЕНИЕ РУКИ У ЛИЦА — самое низкое периферическое зрение (предметное отсутствует), которое характеризуется остротой зрения 0,001.
Двойственный аппарат световосприятия – аппарат (палочки и колбочки), обеспечивающий зрительное восприятие в любое время суток. Палочки используются в условиях низкой освещенности. Колбочки работают при ярком свете.
Девиация – величина отклонения глаза (угол косоглазия).
Дегенерация желтого пятна – повреждение и разрушение желтого пятна.
Дезадаптация – полярный адаптации и, по существу, деструктивный процесс, в ходе которого развитие психических процессов и поведенияиндивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний, их вызывающих. Д. характеризуется поломкой, нарушением сформировавшихся адаптационных механизмов вследствие, например, изменений социальной ситуации индивида или возникших нарушений здоровья.
Дейтеранопия – частичная цветовая слепота преимущественно на зеленый цвет.
Декомпенсация – утрата, распад, регресс достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных факторов; недостаточность механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма.
Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития. Следствием депривации в детском возрасте являются выраженные отклонения в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии.
Дети с крайне тяжелыми нарушениями зрения – группа детей с абсолютной слепотой, светоощущением и детей с практической слепотой.
Дети с функциональными расстройствами зрения – группа детей, имеющих неглубокие нарушения зрения в виде аметропии, полностью не корригируемых очками, амблиопии и (или) косоглазия, проявившихся в период раннего или дошкольного детства, не вызывающих грубых вторичных нарушений в зрительном восприятии.
Дети слабовидящие – группа детей, имеющих выраженные нарушения в функционировании зрительного анализатора. Острота зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 0,05 до 0,4, часто сочетании с нарушениями периферического или (и) цветового зрения. Слабовидящие регулярно и систематически используют оптический анализатор для таких зрительных работ, как чтение, письмо и некоторых других, но только в особо благоприятных условиях. Зрительное восприятие слабовидящих детей имеет выраженные особенности развития и протекания.
Дети-инвалиды – дети, имеющие значительные ограничения в жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка. Способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Дефект зрения – количественная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне органических повреждений (в том числе смешанных) структур зрительного анализатора.
Дефект органический – повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей.
Дефект функциональный – нарушение функций органа или общих функций организма без какого-либо нарушения их материального субстрата (самого органа), например психопатии.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Диабетическая ретинопатия – опасное для зрения, обычное при диабете, заболевание сосудов оболочки.
Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности заболевания.
Дивергенция глаз – движения (произвольные или рефлекторные) глаз в обратных друг от друга направлениях. Расхождение зрительных осей.
Диоптрийный аппарат глаза – преломляющие среды глаза: роговица, хрусталик, стекловидное тело, жидкость камер глаза.
Диоптрия – единица измерения преломляющей способности, равная оптической силе линзы с главным фокусным расстоянием в 1 м.
Диплоптика – метод восстановления фиксации предмета двумя глазами. Диплоптические упражнения проводят при симметричном положении глаз, достигнутом с помощью коррекции или ранней операции. Объективным критерием назначения упражнений служит не словесный ответ, а появление бессознательного рефлекса (установочное движение глаз).
Дискория – зрачок в виде щели.
Дисплазия – неправильное развитие тканей и органов.
Дистрофия – патологическое состояние, характеризующее различные проявления расстройства питания.
Дистрофия фукса – заболевание эндотелия роговицы, вызывающее отек роговицы и замутнение зрения.
Дифференциальный подход (пед.) – организация и осуществление процессов воспитания и обучения детей в соответствии с принципом учета возрастных и типологических особенностей развития, обусловленных влиянием на его ход эндогенных или экзогенных факторов или их совокупностью.
Дихромазия – частичная цветовая слепота.
Длина аккомодации – расстояние между дальнейшей и ближайшей точками ясного видения.
Дневное зрение (фотопическое) – зрение, осуществляемое колбочковым аппаратом глаза при большой интенсивности освещения. Оно характеризуется высокой остротой зрения и хорошим восприятием цвета.
Дополнительные цвета – цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга: например, красный и зеленый, желтый и голубой. При смешении в равных пропорциях дают ахроматический серый цвет.
Дукционные движения глаз – произвольные движения глаз, которые делятся на приводящие, отводящие, поднимающие, опускающие, вращающие.
Естественная освещенность – плотность потока света, создаваемого солнечным и небесным излучением, поступающего в помещение через застекленную площадь окон.
Желтое пятно – участок сетчатки (снаружи от соска зрительного нерва), в центре которого располагается центральная ямка.
Заболевания век – нозологическая группа патологий органа зрения, включающая в себя аномалии развития, дистрофии, новообразования и воспаления, патологию положения век. 3. в. могут быть симптомами местных болезней, а также являться следствием нарушений других органов и тканей.
Заболевания зрительного нерва – нозологическая группа патологий в виде аномалий развития, опухолей, дистрофий (атрофии), воспалений и нарушения кровообращения нервных волокон.
Заболевания конъюнктивы – нозологическая группа патологий органа зрения, включающая в себя дистрофии и новообразования, повреждения и воспаления, крайне редко аномалии развития конъюнктивы.
Заболевания роговицы – нозологическая группа патологий наружной фиброзной оболочки глазного яблока в виде дистрофий, воспалений, врожденных патологий (изменение величины роговицы, нарушение сферичности). Последствия 3. р. часто выражаются в виде стойкого снижения зрения и слепоты из-за нарушения прозрачности.
Заболевания сетчатки – нозологическая группа патологий внутренней оболочки глаза в виде дистрофий, воспалений, повреждений, патологических изменений сосудов и тканей сетчатки, нарушений кровообращения, реже в виде новообразований и крайне редко в виде аномалий развития. Болевых ощущений при патологии сетчатки не бывает, так как в ней отсутствуют чувствительные рецепторы.
Заболевания склеры – нозологическая группа патологий наружной фиброзной оболочки глазного яблока, включающая либо повреждения, либо воспаления. Реже встречаются врожденные аномалии, дегенерации, опухоли склеры.
Заболевания слезных желез – нозологическая группа патологий органа зрения, которая представлена прежде всего воспалениями, повреждениями и их последствиями, реже аномалиями развития и новообразованиями.
Заболевания сосудистого тракта (увеального) – нозологическая группа патологий радужки, цилиарного тела, хориоидеи в виде воспалений, повреждений, дистрофий, новообразований, врожденных аномалий.
Заболевания стекловидного тела – нозологическая группа патологий в виде аномалий развития, повреждений и дистрофий прозрачной студнеобразной массы (живого геля). Основные клинические проявления: помутнение и снижение остроты зрения.
Заболевания хрусталика – нозологическая группа патологий хрусталика в виде аномалий развития, дистрофий и повреждений. Отсутствие сосудов и нервов исключает возможность воспалений и новообразований. Клинически патология проявляется его помутнением, изменением формы, величины и положения.
Задержка психического развития (ЗПР) – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включаться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.
Задняя камера глаза – узкая щель между радужкой и хрусталиком с цинновой связкой.
Закаливание – комплекс воздействий, направленных на улучшение приспосабливаемости организма к резким изменениям метеорологических факторов.
Застойный сосок зрительного нерва – невоспалительный отек зрительного нерва, обусловленный повышением внутричерепного давления.
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Более упрощенное понятие – состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Здоровье нравственное – комплекс характеристик мотивационной и информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Здоровье психическое – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее активную психическую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Здоровье соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Здоровье физическое – уровень роста и развитие организма и систем организма, основу которого составляют морфологические и физиологические резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Зрачковые реакции – реагирование зрачка на свет (световой рефлекс) и на установку оптики глаза на близкое расстояние (рефлекс на близкое расстояние).
Зрачок – отверстие в центре радужки с едва заметным смещением внутрь и книзу.
Зрение – интегральное свойство зрительной системы, обеспечивающей преобразование энергии света, излученного и отраженного различными объектами.
Зрительная информация – информация об объекте, содержащаяся в зрительном образе.
Зрительная работоспособность – один из показателей функциональной способности зрительного анализатора. Способность продолжительно и результативно решать зрительные задачи без наступления быстрого утомления.
Зрительная сенсорная нагрузка – рабочая психическая нагрузка, предъявляющая требования к психическим функциям человека в связи с характером работы, заключающаяся в приеме и переработке зрительной информации.
Зрительная система (псих.) – сенсорная система, интегрирующая и преобразующая сигналы любой модальности. В любом акте зрительного восприятия можно обнаружить сложнейший полимодальный механизм.
Зрительно-двигательная координация – двигательная координация, для осуществления которой необходимо участие, помимо проприоцептивной, также и зрительной информации. Можно говорить о З. д. к. в системе «глаз – рука» и в системе «глаз – нога». Проприоцептивная информация поступает от движений и действий. Зрительная информация поступает от зрительной системы. Основными оценочными критериями развитости З. д. к. выступают: точность, скорость, результативность, ритмичность, мышечная выносливость в выполнении разных видов предметно-практической и ориентировочно-исследовательской деятельности; в графических работах также – владение формообразующими движениями, характер пространственных взаимоотношений элементов изображений, техническое исполнение: наклон вертикальной оси, двойные линии, прерывистые линии, проявление дрожания и др.
Зрительно-двигательная система – единая функциональная система, обеспечивающая регуляцию произвольных движений на основе интегративной деятельности сенсорно-моторных компонентов зрения и двигательного анализатора.
Зрительное отражение действительности – сложный процесс, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы, обеспечивающие динамичность, целостность, одновременность и дистантность восприятия предметов, процессов и явлений.
Зрительные нагрузки – система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их используется для повышения остроты зрения, другая – для зрительной гимнастики.
Зрительные подкорковые центры – первичные зрительные центры, где заканчиваются зрительные тракты и начинаются проводящие пути второго порядка, включающие в себя наружные коленчатые тела, передние бугры четверохолмия и подушки зрительных бугров.
Зрительные функции – функциональная составляющая зрительного анализатора, обеспечивающая разностороннее зрительное восприятие.
Зрительные центры коры мозга – клетки коры головного мозга, расположенные на внутренней поверхности затылочной доли в области шпорной борозды в проекции 17 поля Бродмана, где происходит осмысление зрительной информации.
Зрительный анализатор – структурно-функциональное образование, состоящее из рецепторной части (сетчатки), проводящих путей (зрительных нервов, хиазмы, зрительных трактов), зрительных центров (подкорковых и корковых). В сетчатке происходит возбуждение (рецепция) и частичная обработка получаемой зрительной информации, далее по проводящим путям первого порядка возбуждение передается в центры, в подкорковых центрах продолжается анализ информации, а после передачи возбуждения по проводящим путям второго порядка завершается осмыслением зрительной информации в корковых центрах во взаимосвязи с другими отделами коры больших полушарий.
Зрительный нерв – участок зрительных путей от соска зрительного нерва до хиазмы.
Зрительный тракт – участок зрительных путей от хиазмы до наружного коленчатого тела.
Индивид<