Направления и формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Направления работы | Формы работы |
Педагогическое просвещение родителей | · информационные стенды · памятки · тематические выставки · консультации |
Активные формы взаимодействия | · родительские собрания · индивидуальные консультации · дни открытых дверей · практические занятия для родителей · индивидуальные занятия с родителями и их ребенком · анкетирование, опросы · домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми |
Совместное творчество детей, родителей и педагогов | · совместные досуговые мероприятия, праздники, развлечения · книгоиздание, выпуск газет · индивидуальные проекты для совместного выполнения родителями и детьми · выставки семейного творчества · «дерево добрых пожеланий» · организация и участие в конкурсах, выставках |
Большинство активных форм и совместное творчество осуществляется соответственно годовому плану учреждения (выставки семейного творчества, конкурсы, досуги, выпуск газет, книгоиздание и т.д.). Педагогическое просвещение родителей в коррекционных группах планирует тифлопедагог.
Поскольку детский сад посещают дети с нарушениями зрения в возрасте от 3-х до 7 лет, целесообразно содержание просветительского направления разделить на четыре этапа соответственно возрасту и особенностям развития детей со зрительной патологией.
План работы на каждую возрастную группу может включать следующие мероприятия: консультации, родительские собрания, информирование через стенды, ведение «Дневников достижений ребенка» (таблица 2).
Материал родительских собраний, групповых консультаций содержит информацию о годовых задачах учреждения и данной возрастной группы, о возрастных и специфических особенностях детей со зрительной патологией данного возраста, об организации коррекционной системы ДОУ, о сенсорном развитии детей, особенностях ориентировки, специальных способах деятельности, развитии предметных и временных представлений и др.
Индивидуальное консультирование чаще всего осуществляется по запросу родителей и проходит в активной форме. Оно предполагает уточнение проблемы ребенка, его интересов, выяснение отношения родителей к дефекту ребенка, информирование о структуре дефекта, проблемных зонах и ресурсных возможностях ребенка. Здесь же проектируется объем и содержание коррекционной помощи, разграничение сферы коррекционного воздействия.
Эффективна такая форма работы с родителями, как проведение с ними практических занятий по знакомству со специальными приемами деятельности, которым необходимо обучать их ребенка.
На стендах размещается информация, предоставленная врачами, тифлопедагогом, психологом, социальным педагогом, например: офтальмоэргономические требования к организации деятельности ребенка, характеристика лечебных аппаратов, зрительные гимнастики, релаксационные упражнения для глаз, основные медицинские, психологические, педагогические термины и т.п.
В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как ведение «Дневников достижений ребенка». В них родителям сообщают обо всем новом, чему научился ребенок, о перспективах его ближайшего развития. Целесообразно предлагать несколько упражнений, способствующих закреплению специальных знаний и умений, которые дети могут выполнить совместно с родителями дома.
Выполнение таких заданий совместно с ребенком активизирует родителей, побуждает их интересоваться успехами своего ребенка, выяснять причины неудач, трудностей, с которыми сталкивается их малыш.
Как правило, предлагаемые игровые упражнения направлены на решение следующих задач:
общеразвивающая задача (требования программы согласно возрасту ребенка, содержится информация о том, что необходимо знать и уметь ребенку по конкретной теме);
- специальная коррекционная задача (формирование специальных способов деятельности, приемов получения информации об объекте и др.);
- развитие зрительного восприятия;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- развитие памяти, речи; развитие мышления и логики;
- развитие навыков ориентировки;
- развитие зрительно-моторной координации;
- подготовка руки к письму.
Дневник достижений ребенка заполняется еженедельно. Задания подбираются в соответствии с изучаемой темой (одежда, транспорт, цветы и т.п.) и предполагают работу в тетрадях, альбомах, изготовление поделок, наблюдения в быту, на улице и т.п.
Таблица 2
Примерный план работы тифлопедагога с родителями
№ | форма | Тематика | Срок |
МЛАДШАЯ ГРУППА | |||
1. | Групповые консультации | 1.1. Содержание коррекционной помощи в МДОУ (информирование о структуре нарушений зрения в группе, знакомство со специалистами, формами и условиями организации коррекционной работы). | Сентябрь |
1.1.1. Это вы можете: практические советы тифлопедагога (памятка для родителей): - какую помощь вы можете оказать ребёнку в первые дни пребывания в детском саду; - как носить очки и ухаживать за ними; - упражнения для поднятия остроты зрения. | |||
1.2. Сенсорное воспитание детей с нарушенным зрением. | Февраль | ||
1.2.1. . ЭВМ - это вы можете (памятка для родителей): развивающие игры (цвет, форма, величина) | |||
2. | Индивидуальные консультации | По запросу | В течение года |
3. | Собрания | 3.1. Знакомство с годовыми задачами воспитания, обучения, коррекции. Возрастные особенности детей с нарушением зрения 3-4 лет. | Октябрь |
3.2. Отчёт по результатам коррекционной работы с детьми: успехи, негатив, перспективы. | Май | ||
4. | Стендовое информирование | 4.1. Структура коррекционной помощи ребенку с нарушением зрения в ДОУ. | 1 раз в 2 месяца |
4.2. Особенности развития детей со зрительной патологией. | |||
4.3. Как ухаживать за очками. | |||
4.4. Лечебное питание. | |||
4.5. Зрительные гимнастики. | |||
4.6. ЧАЗ (читайте, анализируйте, запоминайте): - специальный понятийный словарь наиболее часто встречающихся глазных заболеваний. | |||
СРЕДНЯЯ ГРУППА | |||
1. | Групповые консультации | 1.1. Лечебное питание. | Сентябрь |
1.1.1. .ЭВМ - это вы можете: правильное питание при глазных заболеваниях ( памятка для родителей). | |||
1.2. Роль осязания и мелкой моторики в развитии ребёнка с нарушением зрения. | Февраль | ||
1.2.1. ЭВМ – это вы можете (памятка для родителей): игры и упражнения, развивающие осязание и мелкую моторику ребенка. | |||
2. | Индивидуальные консультации | По запросу | В течение года |
3. | Собрания | 3.1. Знакомство с годовыми задачами воспитания, обучения, коррекции. Возрастные особенности детей с нарушением зрения 4-5 лет. | Октябрь |
3.2. Отчёт по результатам коррекционной работы с детьми: успехи, негатив, перспективы. | Май | ||
4. | Стендовое информирование | 4.1. Причины появления косоглазия. Особенности развития ребенка с косоглазием и амблтопией. | 1 раз в 2 месяца |
4.2. Питание, необходимое для хорошей работы глаз. | |||
4.3. Умные ручки (игровые упражнения по развитию мелкой моторики). | |||
4.4. Как видит ваш ребёнок (фото). | |||
4.5. Массаж для глаз. | |||
4.6. ЧАЗ (читайте, анализируйте, запоминайте): - характеристика лечебных аппаратов. | |||
5. | Дневник достижений ребенка | Согласно тематическому планированию | 1 раз в неделю |
№ | форма | Тематика | Срок |
СТАРШАЯ ГРУППА | |||
1. | Групповые консультации | 1.1. Формирование умений воспринимать внешние свойства и признаки предметов – важный этап в развитии познания ребёнка с нарушением зрения. | Сентябрь |
1.1.1.ЭВМ – это вы можете: как помочь ребёнку накапливать знания о предметном мире (памятка); | |||
1.2. Сюжетное изображение – картина мира. | Февраль | ||
1.2.1. ЭВМ – это вы можете (памятка для родителей): схема восприятия сюжетного изображения | |||
2. | Индивидуальные консультации | По запросу | В течение года |
3. | Собрания | 3.1. Знакомство с годовыми задачами воспитания, обучения, коррекции. Возрастные особенности детей с нарушением зрения 5-6 лет. | Октябрь |
3.2. Отчёт по результатам коррекционной работы с детьми: успехи, негатив, перспективы. | Май | ||
4. | Стендовое информирование | 4.1. Упражнения для снятия зрительного утомления. | 1 раз в 2 месяца |
4.2. Как смотреть телевизор. | |||
4.3. Фитотерапия в лечении и предупреждении глазных эаболеваний. | |||
4.4. Ребята, давайте жить дружно! (правила общения) | |||
4.5. Я всё умею сам: формирование навыков культуры поведения и самообслуживания у детей со зрительной патологией. | |||
4.6. ЧАЗ (читайте, анализируйте, запоминайте): - основные причины трудностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения. | |||
5. | Дневник достижений ребенка | Согласно тематическому планированию | 1 раз в неделю |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА | |||
1. | Групповые консультации | 1.1. Особенности пространственных представлений и ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. | Сентябрь |
1.1.1. ЭВМ - это вы можете: практические рекомендации тифлопедагога: - ориентируемся на доске, в тетради, в классе (памятка для родителей.) | |||
1.2. Скоро в школу: зрение первоклассника. | Май | ||
1.2.1.ЭВМ – это вы можете: как организовать рабочее место школьника. | |||
2. | Индивидуальные консультации | По запросу | В течение года |
3. | Собрания | 3.1. Знакомство с годовыми задачами воспитания, обучения, коррекции. Возрастные особенности детей с нарушением зрения 6-7 лет. | Октябрь |
3.2. Отчёт по результатам коррекционной работы с детьми: успехи, негатив, перспективы. | Май | ||
4. | Стендовое информирование | 4.1. Упражнения для восстановления работоспособности. | 1 раз в 2 месяца |
4.2. Ребёнок за компьютером. | |||
4.3. Электроприборы в вашем доме. | |||
4.4. Готовим к письму руку и глаз. | |||
4.5. Валеологический самоанализ. | |||
4.6. ЧАЗ (читайте, анализируйте, запоминайте): - готов ли ваш ребёнок к школе? | |||
5. | Дневник достижений ребенка | Согласно тематическому планированию | 1 раз в неделю |
Из опыта работы тифлопедагогов-практиков большая часть родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями зрения, заинтересованы в его развитии, интересуются его успехами, пытаются понять, чем обусловлены трудности, возникающие у ребенка. Они часто обращаются с вопросами о том, как организовать помощь ребенку в домашних условиях, как подготовить его к обучению в школе. В помощь родителям разработаны методические рекомендации «Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения» (Осипова Л.Б., Стахеева Ю.Ю.).
Содержание заданий, предложенных в пособии, позволяет не только познакомить ребенка с нарушением зрения с предметами окружающего мира, но и сформировать и расширить представления о себе, дать представления о различных профессиях, приобщать к труду взрослых, знакомить с явлениями общественной жизни, формировать навыки безопасного поведения в помещении и на улице.
Регулярная работа специалиста-тифлопедагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения, помогает:
- глубже узнать родителям своего ребенка;
- создать близким взрослым комфортную для развития ребенка семейную среду;
- создать условия для активного участия родителей в коррекции, воспитании и обучении ребенка;
- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Успешный положительный результат коррекционно-педагогического процесса напрямую зависит от того, насколько грамотно будут простроены отношения между специалистами и родителями ребенка.
Рекомендуемая литература
1. Амосов, Н.М. Здоровье и счастье ребенка [Текст] / Н.М. Амосов. – М., 1979.
2. Бердыханова, Я. Мама, папа, занимайтесь со мной [Текст] / Я. Бердыханова. – М., 1985.
3. Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье [Текст] / М. Брамбринг. – М. : ACADEMA, 2003.
4. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье [Текст] : Сб. науч. тр. НИИ дефектологии АПН СССР / под ред. Солнцевой Л.И., Ермакова В.П. – М., 1979, – 72 с.
5. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье [Текст] / научный редактор В.А. Феоктистова. – М. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена – 1993. – 78 с.
6. Ерастова, Е.А. Воспитание слепых детей в семье [Текст] / Е.А. Ерастова. – М. : изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь “особому” ребенку. Книга для педагогов и родителей [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич.– СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.– 96с.
8. Кондратов, А.М. Воспитание детей в семьях незрячих родителей [Текст] : практическое пособие / А.М. Кондратов, Е.Н. Руцкая – М. : ВОС, 1989. – 37 с.
9. Леви, В. Нестандартный ребенок [Текст] / В. Леви. – СПБ, 1993.
10. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать проблемы [Текст] / Д. Лешли. – М., 1991.
11. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети [Текст] : методическое пособие для воспитателей, классных руководителей / Л.И. Маленкова. – М. : ТОО «ИнтелТех», 1994. – 243с.
12. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения [Текст] : методические рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. – Челябинск : РЕКПОЛ, 2009. – 218 с. (35,6 п.л.)
13. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М. : Налоговый вестник, 2004. – 320 с.
Учебно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса
Программное обеспечение
1. В детском саду для детей с нарушениями зрения реализуют две основные программы: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И.Плаксиной.
Мы остановимся на разъяснениях к реализации коррекционной программы.
Актуальность и перспективность указанной программы заключается в том, что она создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Содержание программы предусматривает обучение и воспитание детей с нарушением зрения в детском саду, реализацию общеразвивающих и коррекционных задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.
Важно то,что в программе обозначены общеобразовательные занятия:
· развитие речи;
· формирование элементарных математических представлений;
· ознакомление с окружающим миром;
· изобразительное искусство;
· физическое воспитание;
· трудовое обучение;
· игра.
Каждый раздел начинается с пояснительной записки, программы рассчитаны на 4 года обучения, каждый год расписан по разделам, в которых обозначены задачи.
Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.
Все занятия проводят индивидуально или подгруппами с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей ребенка.
Виды коррекционной работы в детском саду, предусмотренные программой:
· развитие зрительного восприятия;
· развитие социально-бытовой ориентировки;
· коррекция нарушений речи;
· развитие осязания и мелкой моторики;
· ориентировка в пространстве;
· ритмика;
· лечебная физкультура.
Перспективно то, чтосодержание программы помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов:
- учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
- комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
- перераспределение учебного материала (увеличение сроков обучения) и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
- создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.
В программе обозначена конечная цель пребыванияв детском саду. Это – стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Согласно программе,тифлопедагог проводит занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке (развитие осязания и мелкой моторики как часть занятия входят в каждое из вышеперечисленных занятий).
Важнореализовывать индивидуальный и дифференцированный подход в работе, а для этого необходимо упорядочить количество общеобразовательных и коррекционных занятий, сочетая их с лечебно-профилактическими мероприятиями. Предлагаем примерное распределение коррекционных и общеобразовательных занятий на неделю.
Коррекционные занятия:
· занятия тифлопедагога три раза в неделю по подгруппам, индивидуальные - ежедневно;
· организация сюжетно-ролевой игры два раза в неделю, проводит тифлопедагог (если в группе есть дети, нуждающиеся в помощи);
· занятия логопеда один раз в неделю по подгруппам, индивидуальные - ежедневно;
· ритмика два раза в неделю, проводит учитель ритмики по подгруппам;
· лечебная физкультура два раза в неделю, проводит инструктор по подгруппам.
Общеобразовательные занятия индивидуальные и подгрупповые:
· ознакомление с окружающим и развитие речи один раз в неделю проводит педагог, хорошо владеющий методикой развития речи;
· игровые математические занятия один раз в неделю проводит педагог, хорошо знающий методику математики;
· музыка два раза в неделю, проводит музыкальный руководитель по подгруппам и индивидуально;
· занятия по изобразительной деятельности один раз в неделю проводит специальный педагог по подгруппам и индивидуально;
· занятия по физкультуре педагог проводит один раз в неделю по подгруппам, соответственно физическому развитию детей;
· занятия по лечебной физкультуре, как групповые, так и подгрупповые, два раза в неделю проводит методист ЛФК, учитывая состояние и характер зрительных нарушений ребенка.
Дети могут заниматься в кружках:
· театральной деятельности - два раза в неделю;
· вокальном - один раз в неделю;
· экологическом - один раз в неделю;
· ручного труда - один раз в неделю.
Указанные занятия проводятся для тех детей, которые имеют возможность их посещать. Дети посещают кружки по интересам, но с учетом рекомендаций врачей, соблюдения офтальмо-гигиенических условий и др.
Система занятий в дошкольном образовательном учреждении должна быть гибкой. Большинство детей могут начать с лечебных процедур (как правило, их оказывается много) и коррекционных занятий: логопеда, который корригирует недостатки речи, тифлопедагога, осуществляющего комплексную коррекционно-компенсаторную работу и других специалистов, ведущих работу как по восстановлению здоровья, лечения зрения, так и коррекции познавательных возможностей.
Предлагаем примерную сетку общеобразовательных и коррекционных занятий в старшей группе ДОУ (таблица …).
Таблица
Примерная сетка занятий на неделю
День недели | Время | Вид деятельности | Место проведения | Ответственный |
Понедельник | 9.00-9.25 | Занятие тифлопедагога подгрупповое | старшая группа | тифлопедагог воспитатель |
9.30-9.55 | Отдых, игры | старшая группа | тифлопедагог воспитатель | |
10.00-10.25 | Ритмика | музыкальный зал | преподаватель ритмики воспитатель | |
16.00-16.30 | Ознакомление с окружающим миром | старшая группа | воспитатель | |
Вторник | 9.00-9.25 | ФЭМП | старшая группа | воспитатель |
9.30-9.55 | Отдых, игры, индивидуальная работа с тифлопедагогом | старшая группа | воспитатель | |
11.00-12.30 | Физкультура на воздухе | участок | методист ЛФК | |
16.30-17.00 | ИЗО | старшая группа | преподаватель ИЗО | |
Среда | 9.00-9.25 | Занятие тифлопедагога подгрупповое | старшая группа | тифлопедагог воспитатель |
9.30-9.55 | Отдых, игры | старшая группа | тифлопедагог воспитатель | |
10.00-10.25 | Музыкальное занятие | музыкальный зал | музыкальный руководитель воспитатель | |
15.30-16.30 | ЛФК | музыкальный зал | методист ЛФК | |
Четверг | 9.00-9.40 | Индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом | старшая группа логопедический кабинет | логопед |
9.40-10.10 | ИЗО | старшая группа | преподаватель ИЗО | |
15.30-16.30 | Ритмика | музыкальный зал | преподаватель ритмики | |
Пятница | 9.00-9.25 | Занятие тифлопедагога подгрупповое | старшая группа | тифлопедагог воспитатель |
9.30-10.30 | Занятия вокальной группы | музыкальный зал | музыкальный руководитель воспитатель | |
15.00-16.30 | ЛФК | музыкальный зал | методист ЛФК |