Учить способам оценки (сравнению) взаимоположения предметов (2-4).
№ задания | Вид деятельности | Инструкция | Оборудование |
Ориентировка на листе, зрительная локализация объекта Выкладывание дорожки из мелких камушков Оценка взаимоположения объектов (2-4) Выделение пространственного положения объектов в большом пространстве | Узнай и назови, кто на твоей картинке сверху. Выбери среди зверей на фланелеграфе друга: кошке – другую кошку, … Проложи дорожку из камушков между друзьями снизу вверх. Посмотрите на фланелеграф. Где на нём расположены звери? Сравните со своими карточками: кто из животных? Расположите картинки так же, как у меня. Помогите хозяйке собрать своих домашних животных, а для этого расскажите, где они находятся (сверху, снизу, высоко, низко) | Большой (демонстрационный) фланелеграф и маленькие по кол-ву детей; цветные изображения животных и их силуэты Мелкие камушки, фланелеграфы с предыдущим заданием Цветные силуэты животных: демонстрационный и раздаточный материал, демонстрационный фланелеграф, фоновые карточки. Игрушки животных, расположенные в групповом пространстве |
Тема: ОВОЩИ–ФРУКТЫ.
Вид занятия:Социально-бытовая ориентировка.
Цель: Формирование представлений о яблоке.
Задачи:
1. Учить выполнять мануальные действия при обследовании предмета.
2. Развивать способность зрительно узнавать знакомый объект в условиях изменения пространственного положения в группе предметов.
3. Развивать мыслительную деятельность.
№ задания | Вид деятельности | Инструкция | Оборудование |
Поэтапное обследование натурального объекта Прохождение лабиринта – развитие зрительно – моторной координации Локализация предмета из множества других Расширение представлений о яблоке на полисенсорной основе (осязание, обоняние и т.д.) | Что это? Потрогайте яблоко: оно гладкое, круглое. Понюхайте, какое оно ароматное. Где оно росло? Найдите маленькую веточку, с помощью которой оно крепилось к дереву. Угости ежа яблоком – прокати яблоко по дорожке до ёжика. Развесим яблоки на яблоньку: найдите яблоки и повесьте их на дерево (ребёнок берёт 1 яблоко, вешает на яблоню, затем повторить). Разрежем яблоко на части. Что у него внутри? Можно семечки есть? Куда их надо выбрасывать? Я почищу вам яблоко. Угощайтесь. Какое оно сочное, сладкое, хрустящее. Какие фрукты вы ещё знаете? | Яблоки Зигзагообразная дорожка на столе, игрушечный ёж, яблоки На фланелеграфе - большая яблоня (цветное изображение) с крючками, к ней набор фруктов с петельками Яблоко, блюдце, нож, доска, салфетки |
Тема: ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ.
Тип занятия: Развитие зрительного восприятия.
Цель: Формирование представлений о величине.
Задачи:
1. Учить соотносить предметы по величине.
2. Упражнять в понимании словесного обозначения величины.
3. Развивать зрительное внимание и память.
№ задания | Вид деятельности | Инструкция | Оборудование |
Локализация объектов заданной величины Соотнесение по величине (способом наложения) Выкладывание по образцу Закрашивание | Назови игрушки, которые ты знаешь. Покажи большие игрушки, покажи маленькие. Разложи игрушки в свои коробки. Какой величины зеленые коробки (большие)? В них положим большие игрушки. Какой величины желтые коробки (маленькие)? В них положим маленькие игрушки. Наведи на полках порядок: расставь игрушки так же, как у меня. Какие игрушки у тебя нарисованы? Большую закрась красным цветом, а маленькую – синим. | Игрушки, знакомые детям (большие и маленькие) «Коробки» 2х величин зеленого и желтого цветов (прямоугольники, вырезанные их бархатной бумаги), цветные силуэты игрушек соответствующей величины Для образца: игрушки (каждая 2х величин); наборное полотно на каждого ребенка, наборы цветных силуэтов игрушек по образцу Карточки-задания с контуром 2х игрушек (большая и маленькая), цветные карандаши |
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Тип занятия: Развитие осязания и мелкой моторики.
Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах предметов (мягкий, твердый, пушистый, колючий; меховой).
Задачи:
1. Обучать приемам восприятия осязательных признаков предметов.
2. Упражнять в различении мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке.
3. Упражнять в использовании осязания при рассматривании бисенсорных (зрение, осязание) изображений.
№ задания | Вид деятельности | Инструкция | Оборудование |
Массаж рук, пальчиковые игры Выбор тождественного предмета по качеству структуры поверхности из двух предложенных Различение мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке. Восприятие и анализ иллюстраций тактильных книг, пособий | К нам в гости пришли еж и заяц. Они хотят с нами поиграть. «Ежик»:Наши кулачки – это маленькие ежата. Они свернулись в клубок (кулаки сжаты), растопырили иголки (разжать ладонь, развести напряженные пальцы и удерживать их). Выполнять упражнение одной, другой рукой, обеими руками одновременно. Аналогично выполнять упражнения «Прятки с ежиком», «Зайчик», «Прятки с зайчиком». Вот зайчик. Погладь его: он мягкий, пушистый. (выполнять вместе с ребенком следующие приемы: прикосновение ладонью, легкое движение по поверхности предмета, надавливание) / То же с ежом /. Найдите и принесите все мягкие игрушки, твердые, колючие, пушистые. Найдите на картинке лису. Погладьте ее по лапкам, хвостику и т.п. ( предлагать детям находить и показывать части тела, подбирать недостающую часть, подходящую на ощупь, из двух предложенных, и дополнять ею изображение). | Картинки с изображением зайца, ежа; показ пальцев поз педагогом Игрушки зайца, ежа, максимально приближенные к реальным предметам Разнообразные игрушки животных, расположенные в групповом пространстве Тактильные книги с изображением животных, специальные тактильные пособия («Чего не хватает», «Найди пару»). |
Планы-конспекты коррекционных занятий с детьми 2-го года обучения
Тема: ТРАНСПОРТ.
Вид занятия: Развитие зрительного восприятия
Цель: Обучение использованию эталонов формы при анализе сложной формы.
Задачи: | 1. Учить выделять основные части в предметах сложной конфигурации. 2. Упражнять в поэтапном воспроизведении образца. 3. Развивать самоконтроль. |
Раздел прогр. | Вид деятельности | Инструкция | Оборудование |
1 | Группировка по назначению: выкладывание карточек. | Разложи на фланелеграфе грузовой транспорт – снизу, пассажирский – сверху (выкладываем слева направо). | -Картинки (игрушки): грузовик, самосвал, прицеп, автобус, троллейбус; фланелеграфы. |
Соотнесение цветного изображения с образцом из геометрических форм. | Что выложено у меня на фланелеграфе? Найди этот транспорт среди своих картинок и отметь его треугольной фишкой. | -Большой фланелеграф, образцы из геометрических фигур: автобус, грузовик, самосвал | |
Анализ сложной формы: образец из геометрических форм. | Детали какой формы понадобятся для выкладывания автобуса? Сколько их и как они | -Образец автобуса (2 круга, 6 квадратов, 2 треугольника). | |
Поэтапное выкладывание образца из геометрических форм. | расположены: в нижнем ряду, в среднем, в верхнем? Выложи автобус из геометрических фигур. | -Наборы геометрических фигур соответственно образцу. | |
Локализация заданной формы из множества других. | Отметь фишкой синего цвета те фигуры, которые не понадобились при выкладывании автобуса. | -Пособие «Геометрические формы»: овалы, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники двух размеров; фишки. |
Тема: ОДЕЖДА.
Вид занятия: Социально-бытовая ориентировка
Цель: Формирование способов обследования предметов.
Задачи: | 1. Учить выделять, узнавать и называть детали одежды. 2. Учить устанавливать взаимосвязь между назначением одежды и материалом, из которого она сшита. 3. Развивать навыки обследования предмета с подключением мануальных обследовательских действий. |
Раздел прогр. | Вид деятельности | Инструкция | Оборудование |
1 | Выделение предметов и деталей одежды. | Подойдите к окну (к двери, доске и др.) все, у кого есть юбка и др., у кого есть воротник и др. | -Сигнальные карточки: картинки предметов и деталей одежды. |
Обследование предметов на ощупь. | Какая из ваших вещей самая теплая? Почему вы так считаете (ткань толстая, теплая, мягкая, шероховатая)? Сравните ее с другими вещами. | -Одежда на детях. | |
Соотнесение образца ткани и одежды. | Рассмотрите и потрогайте ткани. Подберите такие, из которых можно сшить теплую одежду, легкую одежду | -Образцы тканей. | |
Обкалывание. | Обколи сначала платье (или др.), затем воротник на нем, карманы, пуговицы. | -Карточки-задания для обкалывания: предмет одежды с деталями. | |
Группировка. | Помоги кукле собраться: на лыжную прогулку, в театр, на прогулку летом и т.п. Расскажи, что надел на куклу, как (куда) и почему? | -Иллюстрации: зима, лето, театр; силуэты: куклы, набор одежды. |
Тема: БЫТОВАЯ ТЕХНИКА.
Вид занятия: Ориентировка в пространстве.
Цель: Формирование пространственных представлений.
Задачи: | 1. Учить выделять и называть пространственное положение предмета относительно другого. 2. Упражнять в выделении направления: слева направо, справа налево. 3. Развивать зрительное внимание. |
Раздел прогр. | Вид деятельности | Инструкция | Оборудование |
1 | Группировка. | Раздели картинки на 2 группы (электроприборы, инструменты): разложи их в два ряда – один сверху, другой снизу. Почему ты так разделил? | -Карточки с силуэтным изображением электроприборов и инструментов, фланелеграфы. |
Обозначение пространственного положения с помощью предлогов и наречий. | Найди электроприборы на картинке. Где они расположены (на, около, между, рядом, в, за)? | -Картинка с изображением комнаты, в которой расположены электроприборы (на столе, около кровати и т.п.). | |
Игра на внимание. | Чего не стало? Что появилось лишнее? | -Подобная картинка с незначительными несоответствиями. | |
Выкладывание дорожки семенами. | Выложи семенами (горохом, рисом и п.т.) шнур слева направо. | -Фланелеграфы, семена калины или др. | |
Лабиринт. | Проведи гномика слева направо по лабиринту так, чтобы он ни разу не задел электроприбор. Вспомни и назови, мимо каких электроприборов проходил гномик? А теперь проведи его справа налево другим путем. Мимо чего проходил гномик? | -«Лабиринт», выложенный на фланелеграфе игрушками-моделями бытовой техники. |
Планы-конспекты коррекционных занятий с детьми 3-го года обучения
Тема: ЦВЕТЫ ОСЕНЬЮ.
Вид занятия: Ориентировка в пространстве.
Цель: Формирование нестереоскопических способов восприятия пространства.
Задачи:
1. Обучать восприятию заслоненных предметов.
2. Учить переносить знания об удаленности предметов в практическую деятельность.
3. Развивать зрительную память.
Раздел прогр. | Вид деятельности | Инструкция | Оборудование |
Выкладывание предметов по образцу. Раскладывание по удаленности. Восприятие 2-х объектов, расположенных друг за другом. Закрашивание (перекрытие). Выкладывание образца по памяти. Моделирование мелкими игрушками. | Разложите цветы друг за другом, как у меня. Назовите их. Какие цветы самые высокие, низкие? Какой цветок выше … , ниже ...? Почему одна астра крупная, другая мелкая? Расположите остальные астры вдоль дорожки так, чтобы они удалялись. Что вы видите? Какой предмет видно полностью? Какие части видны у другого предмета? Мы видим ведро полностью, потому что оно ближе к нам; оно закрывает лейку, поэтому ее видно не всю. (Затем предметы поменять местами: а сейчас что ближе, что дальше? Как догадались?) Помоги фотографу – закрась так, чтобы получилась верная фотография (что будем закрашивать сначала, почему?). Вспомните, как были расположены цветы (в начале занятия) и выложите так же. Помогите бабушке посадить цветы перед домом так, чтобы все цветы было видно. | -Карточки с цветным изображением цветов. -Фланелеграф, дорога, уходящая вдаль, набор астр разной величины (6-7). -Игрушки: ведро, лейка. -Карточки-задания с контурным изображением ведра и лейки (наложение), карандаши. -См. задание №1. -Подставка для моделирования, игрушки-модели на штырьках (дом, деревья, цветы). |
Тема: Я – МОЯ СЕМЬЯ.
Вид занятия: Социально-бытовая ориентировка