Психолого-педагогическое обследование ребенка
Каждый ребенок с нарушением зрения при поступлении в специальное (коррекционное) образовательное учреждение проходит систематическое комплексное медико-психолого-педагогическое обследование в сентябре, апреле (мае), а при необходимости и в январе месяце каждого года. Один раз в месяц детей осматривает врач-офтальмолог. Результаты осмотра врача-офтальмолога подробно заносятся в индивидуальную карту развития ребенка.
Индивидуальная карта развития ребенка рассчитана на 4 года посещения ребенком специального (коррекционного) образовательного учреждения и имеет следующую структуру:
- анамнестические данные ребенка;
- характеристики зрения ребенка;
- состояние психических процессов;
- основные направления индивидуальной работы с ребенком.
Предложенная форма заполнения карты позволяет отслеживать динамику развития ребенка в течение всего его пребывания в ДОУ, проводить качественный анализ состояния зрения и познавательных возможностей.
Оценивание детей проводится по трем уровням:
1 уровень – самостоятельное и правильное выполнение задания; в заданиях, направленных на изучение зрительного восприятия - выполнение заданий зрительным способом (зрительное узнавание, соотнесение и др.), дифференцировка объектов в условиях незначительной разницы между их характеристиками (цвет, форма, величина).
2 уровень – необходима организующая и стимулирующая помощь педагога, допущение 1-2 ошибок, которые ребенок не всегда самостоятельно замечает и исправляет.; в заданиях, направленных на изучение зрительного восприятия - не всегда выполнение заданий зрительным способом, может присутствовать практическое примеривание; единичные ошибки при дифференцировке объектов в условиях незначительной разницы между их характеристиками, однако безошибочное выполнение аналогичных заданий в условиях грубой дифференцировки; не всегда выполнение заданий в полном объеме (например, при выполнении заданий по восприятию величины, формы – выбирает объекты заданной величины, формы, но самостоятельно не называет параметры величины, название формы объектов).
3 уровень – необходима практическая помощь педагога, допущение ребенком более 2-х ошибок, которые он не замечает и не исправляет даже при организующей помощи педагога, выполнение заданий методом проб и ошибок, хаотичное выполнение, отсутствие ориентировки на величину (цвет, форму и т.п.), отсутствие интереса к выполнению заданий. Дети данного уровня, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания, малоинициативны.
В протоколе уровень отмечается соответствующей цифрой (например, первый уровень – 1) или определенным цветом (например, первый уровень – красный цвет, второй – желтый, третий – зеленый).
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Фамилия _______________________
Имя____________________________
Дата рождения__________________
Детский сад_____________________
Группа_________________________
Анамнестические данные ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Офтальмологический диагноз, состояние зрительного анализатора.
Диагноз, характеристики зрения при поступлении в ДОУ ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагноз характеристики зрения | 200.. – 200.. год | 200.. – 200.. год | 200.. – 200.. год | 200.. – 200.. год | ||||||||
сентябрь | январь | май | сентябрь | январь | май | сентябрь | январь | май | сентябрь | январь | май | |
Острота зрения без коррекции | ||||||||||||
с коррекцией | ||||||||||||
Характер зрения | ||||||||||||
Угол косоглазия | ||||||||||||
Фиксация | ||||||||||||
Цветовосприятие | ||||||||||||
Конвергенция | ||||||||||||
Резерв аккомодации (с 6-ти лет) |
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА Ф.И.____________________________________________________________
Год обучения | Исследуемые параметры | Примечания (какой цвет с каким путает; выполняет задание сам, необходима словесная или практическая помощь; тонкая или грубая дифференцировка светлот; другое) | Уровень | |||||||||||||||||||||||
1. Соотнесение по цвету, оттенку. | 2. Узнавание, называние цветов. | 3. Соотнесение цвета с реальным объектом. | 4. Группировка по цвету (локализация). | 5. Сериация по насыщенности. * | ||||||||||||||||||||||
кр | ж | с | з | кор | ч | * о | * г | * ф | ** сер | кр | ж | с | з | кор | ч | * о | * г | * ф | ** сер | |||||||
1-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||||||||||||||
к/г | ||||||||||||||||||||||||||
* 2-ой год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||||||||||||||
к/г | ||||||||||||||||||||||||||
** 3-ий год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||||||||||||||
к/г | ||||||||||||||||||||||||||
*** 4-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||||||||||||||
к/г |
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ Ф.И.____________________________________________________________
Год обучения | Исследуемые параметры | Примечания (узнаёт и называет; не называет, но узнаёт; не узнаёт в модальностях, в пространстве; тонкая или грубая дифференцировка при группировке сходных форм; необходима ли помощь и какая; другое). | Уровень | ||||||||||||||
1. Различение, называние. | 2. Соотнесение эталона формы с формой объёмных тел и предметов. | 3. Соотнесение эталона формы и формы предметного изображения. | 4. Группировка по форме (различение близких форм). | ||||||||||||||
круг | треуг-ик | квадрат | овал | шар (шарик) | куб (кубик) | *прямоуг-к | *конус | **призма | **цилиндр | ***параллелепипед (брусок) | |||||||
1-ый год 200… - 200… | н/г | ||||||||||||||||
к/г | |||||||||||||||||
* 2-ой год 200… - 200… | н/г | ||||||||||||||||
к/г | |||||||||||||||||
** 3-ий год 200… - 200… | н/г | ||||||||||||||||
к/г | |||||||||||||||||
*** 4-ый год 200… - 200… | н/г | ||||||||||||||||
к/г |
ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ Ф.И._____________________________________________________________
Год обучения | Исследуемые параметры | Примечания (характер выполнения задания: осмысленно зрительно, практическим способом, механически; выделяет параметры величины сам или по аналогии; исправляет ошибки зрительным или практическим способом; тонкая или грубая дифференцировка в восприятии величин; другое). | Уровень | |||||||||||
1. Словесное обозначение параметров и отношений величины (понимание, называние). | 2. Соотнесение предметов по величине. | 3. Сериация по величине. | ||||||||||||
большой мал-кий | *высота | *длина | **шири-на | **толщина | большой мал-кий | *высота | *длина | **шири-на | **толщина | |||||
1-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||
к/г | ||||||||||||||
* 2-ой год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||
к/г | ||||||||||||||
** 3-ий год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||
к/г | ||||||||||||||
*** 4-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||
к/г |
ВОСПРИЯТИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ Ф.И._________________________________________________________
Год обучения | Исследуемые параметры | Примечания (характер выполнения задания: осмысленно зрительно, практическим способом, механически, по образцу или на образец, по памяти; исправляет ошибки зрительным или практическим способом, сам или необходима помощь педагога; сличает ли с образцом; другое). | Уровень | ||||
1. Анализ и конструирование образца из геометрических форм. | 2. Составление целого из частей предметного изображения. | ||||||
Анализ образца. | Воспроизведение образца. | Анализ образца. | Воспроизведение образца. | ||||
1-ый год 200… - 200… | н/г | ||||||
к/г | |||||||
2-ой год 200… - 200… | н/г | ||||||
к/г | |||||||
3-ий год 200… - 200… | н/г | ||||||
к/г | |||||||
4-ый год 200… - 200… | н/г | ||||||
к/г |
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Ф.И.__________________________________________________________
Год обучения | Исследуемые параметры | Примечания (понимание пространственных отношений, называние; какие предлоги, наречия вызывают трудности; необходима ли помощь и какая; испытывает трудности при анализе взаимоположения объектов или в составлении схемы пространства; другое). | Уровень | ||||||||
1. Понимание пространственных предлогов и наречий (действия с игрушкой, словесное обозначение). | 2. Оценка удалённости в большом пространстве. | 3. Микроориентировка на листе. | 4. ** Составление схемы пространства. | ||||||||
верх-низ | *право-лево | середина (центр) | *направления (сверху вниз, др.) | ***верхний правый угол, др. | |||||||
1-ый год 200… - 200… | н/г | ||||||||||
к/г | |||||||||||
* 2-ой год 200… - 200… | н/г | ||||||||||
к/г | |||||||||||
** 3-ий год 200… - 200… | н/г | ||||||||||
к/г | |||||||||||
*** 4-ый год 200… - 200… | н/г | ||||||||||
к/г |
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ Ф.И.__________________________________________________________
Год обучения | Исследуемые параметры | Примечания (понимание пространственных отношений, направлений, называние; необходима ли помощь и какая; какие ошибки допускает при ориентировке по схеме; с помощью каких анализаторов ориентировка затруднена; другое). | Уровень | |||||||||||
1. Ориенти-ровка на себе (части тела). | 2. Ориентировка относительно себя. | 3. ** Относительно предмета (4-ый год обучения + относительно другого человека). | 4. ** Ориентировка по схеме, моделирование пространства, чтение схемы. | 5. Ориентировка с помощью слуха, обоняния. | ||||||||||
верх-низ | впереди - сзади | *лево- право | вверх вниз | вперёд | *назад | *направо *налево | **вперёд направо, назад налево, … | |||||||
1-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||
к/г | ||||||||||||||
* 2-ой год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||
к/г | ||||||||||||||
** 3-ий год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||
к/г | ||||||||||||||
*** 4-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||||||||
к/г |
ПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Ф.И.____________________________________________________________
Год обучения | Исследуемые параметры | Примечания (При восприятии каких предметов испытывает трудности, какого характера эти трудности: узнавание на расстоянии, узнавание в схематичном изображении и т.п.; необходима ли помощь при выделении признаков и т.п.; обобщения, группировку какого уровня производит: элементарные обобщения, тонкая группировка и т.п.; другое). | Уровень | |||||
1. Узнавание, называние. | 2. Узнавание в модальностях.* | 3. Выделение признаков. * | 4. Знание назначения. * | 5. Обобщение, классификация, группировка. * | ||||
1-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||
к/г | ||||||||
* 2-ой год 200… - 200… | н/г | |||||||
к/г | ||||||||
** 3-ий год 200… - 200… | н/г | |||||||
к/г | ||||||||
*** 4-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||
к/г |
«Узнавание в модальностях» - узнавание предметов по части, с разных точек восприятия, в силуэтном, контурном, схематичном (из геометрических форм и др.) изображении.
ВОСПРИЯТИЕ СЮЖЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ Ф.И.____________________________________________________________
Год обучения | Исследуемые параметры | Примечания (самостоятельно, по вопросам; каков характер последовательности восприятия, восприятие каких объектов вызывает затруднения, например: мелких, не контурированных, расположенных по краям и т.п.; связный рассказ или перечисление; др.). | Уровень | |||||||
1. Объём восприятия. | 2. Последовательность восприятия. * | 3. Уровень понимания сюжета. | 4. Восприятие перспективы. ** | 5. Уровень описания. ** | ||||||
Выделение главного. * | Установление связей между объектами. * | Установление причинно-следственных связей. ** | ||||||||
1-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||||
к/г | ||||||||||
* 2-ой год 200… - 200… | н/г | |||||||||
к/г | ||||||||||
** 3-ий год 200… - 200… | н/г | |||||||||
к/г | ||||||||||
*** 4-ый год 200… - 200… | н/г | |||||||||
к/г |
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Ф.И._____________________________________________________________
Год обучения | Исследуемые параметры | Примечания (отметить устойчивость, концентрацию зрительного внимания, которые отслеживаются в течение всей диагностики; если снижен объём внимания – сужено ли поле восприятия, трудности в восприятии объектов в центре, по периферии; изменения какого характера вызывают трудности: изменение цвета, пространственного положения, величины, др.; осуществляет сравнение бессистемно или упорядочено, что при сравнении выпускает из поля зрения; другое). | Уровень | |||
1. Объём зрительного внимания. | 2. Избирательность зрительного внимания. * | 3. Переключение, распределение зрительного внимания. * | ||||
1-ый год 200… - 200… | н/г | |||||
к/г | ||||||
* 2-ой год 200… - 200… | н/г | |||||
к/г | ||||||
** 3-ий год 200… - 200… | н/г | |||||
к/г | ||||||
*** 4-ый год 200… - 200… | н/г | |||||
к/г |
Год | Уровни зрительного восприятия | Цвет | Форма | Величина | Воспр. пространства | Ориент-ка в пространстве | Воспр. слож. формы | Зрит. внимание | Предметные представления | Сюж. изобр. | уровень | |||||||||||||||||||||||||||||
Соотнесение по цвету, оттенку | Узнавание, называние цветов | Соотнесение цвета с реальным объектом | Группировка по цвету (локализация) | Сериация по насыщенности | Различение, называние | Соотнесение эталона формы с объектом | Соотнесение формы и предм. изобр-я | Дифференц-я сходн.форм (группировка) | Словесное обозначение величины | Соотнесение предметов | Сериация по величине | Понимание простр-ых предлогов, наречий | Оценка удалённости | Микроориентировка на листе | Составление схемы пространства | Ориентировка на себе | Ориентировка относительно себя | Относительно предмета | Ориентировка по схеме | Ориентировка с помощью слуха, … | Анализ и констр. образца из геом. форм | Составление целого из частей предм.изобр-я | Объём зрительного внимания | избирательность | Переключение, распределение | Узнавание и называние объектов | Узнавание в модальностях | Выделение признаков | Знание назначения | Обобщение, классификация | Объем восприятия | Последовательность восприятия | Уровень понимания сюжета | Восприятие перспективы | Уровень описания | |||||
200.. – 200.. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
200.. – 200.. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
200.. – 200.. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
200.. – 200.. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамика развития зрительного восприятия (при поступлении, при выпуске) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
200…-200… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕЗУЛЬТАТЫ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (график__ - сентябрь (например, синий); __ - май (например, красный).
Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей программы
Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________ 20.… - 20.… учебный год
Направления КРР | Программное содержание | |
Первое полугодие | Второе полугодие | |
Дата проведения | Цвет | Форма | Величина | Воспр. пространства | Ориент-ка в пространстве | Воспр. слож. формы | Зрит. внимание | Предметные представления | Сюж. изобр. | |||||||||||||||||||||||
Соотнесение по цвету, оттенку | Узнавание, называние цветов | Соотнесение цвета с реальным объектом | Группировка по цвету (локализация) | Сериация по насыщенности | Различение, называние | Соотнесение эталона формы с объектом | Соотнесение формы и предм. изобр-я | Дифференц-я сходн.форм (группировка) | Словесное обозначение величины | Соотнесение предметов | Сериация по величине | Понимание простр-ых предлогов, наречий | Оценка удалённости | Микроориентировка на листе | Составление схемы пространства | Ориентировка на себе | Ориентировка относительно себя | Относительно предмета | Ориентировка по схеме | Ориентировка с помощью слуха, … | Анализ и констр. образца из геом. форм | Сост-е целого из частей предм.изображ. | Объём зрительного внимания | избирательность | Переключение, распределение | Узнавание и называние объектов | Узнавание в модальностях | Выделение признаков | Знание назначения | Обобщение, классификация | Объем восприятия | Пос Наши рекомендации
|