Психолого-педагогическое обследование ребенка

Каждый ребенок с нарушением зрения при поступлении в специальное (коррекционное) образовательное учреждение проходит систематическое комплексное медико-психолого-педагогическое обследование в сентябре, апреле (мае), а при необходимости и в январе месяце каждого года. Один раз в месяц детей осматривает врач-офтальмолог. Результаты осмотра врача-офтальмолога подробно заносятся в индивидуальную карту развития ребенка.

Индивидуальная карта развития ребенка рассчитана на 4 года посещения ребенком специального (коррекционного) образовательного учреждения и имеет следующую структуру:

- анамнестические данные ребенка;

- характеристики зрения ребенка;

- состояние психических процессов;

- основные направления индивидуальной работы с ребенком.

Предложенная форма заполнения карты позволяет отслеживать динамику развития ребенка в течение всего его пребывания в ДОУ, проводить качественный анализ состояния зрения и познавательных возможностей.

Оценивание детей проводится по трем уровням:

1 уровень – самостоятельное и правильное выполнение задания; в заданиях, направленных на изучение зрительного восприятия - выполнение заданий зрительным способом (зрительное узнавание, соотнесение и др.), дифференцировка объектов в условиях незначительной разницы между их характеристиками (цвет, форма, величина).

2 уровень – необходима организующая и стимулирующая помощь педагога, допущение 1-2 ошибок, которые ребенок не всегда самостоятельно замечает и исправляет.; в заданиях, направленных на изучение зрительного восприятия - не всегда выполнение заданий зрительным способом, может присутствовать практическое примеривание; единичные ошибки при дифференцировке объектов в условиях незначительной разницы между их характеристиками, однако безошибочное выполнение аналогичных заданий в условиях грубой дифференцировки; не всегда выполнение заданий в полном объеме (например, при выполнении заданий по восприятию величины, формы – выбирает объекты заданной величины, формы, но самостоятельно не называет параметры величины, название формы объектов).

3 уровень – необходима практическая помощь педагога, допущение ребенком более 2-х ошибок, которые он не замечает и не исправляет даже при организующей помощи педагога, выполнение заданий методом проб и ошибок, хаотичное выполнение, отсутствие ориентировки на величину (цвет, форму и т.п.), отсутствие интереса к выполнению заданий. Дети данного уровня, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания, малоинициативны.

В протоколе уровень отмечается соответствующей цифрой (например, первый уровень – 1) или определенным цветом (например, первый уровень – красный цвет, второй – желтый, третий – зеленый).

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Фамилия _______________________

Имя____________________________

Дата рождения__________________

Детский сад_____________________

Группа_________________________

Анамнестические данные ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Офтальмологический диагноз, состояние зрительного анализатора.

Диагноз, характеристики зрения при поступлении в ДОУ ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Диагноз     характеристики зрения 200.. – 200.. год 200.. – 200.. год 200.. – 200.. год 200.. – 200.. год
       
сентябрь январь май сентябрь январь май сентябрь январь май сентябрь январь май
Острота зрения без коррекции                        
  с коррекцией                          
Характер зрения                          
Угол косоглазия                          
Фиксация                          
Цветовосприятие                          
Конвергенция                          
Резерв аккомодации (с 6-ти лет)                        


ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА Ф.И.____________________________________________________________

    Год обучения Исследуемые параметры Примечания (какой цвет с каким путает; выполняет задание сам, необходима словесная или практическая помощь; тонкая или грубая дифференцировка светлот; другое) Уровень
1. Соотнесение по цвету, оттенку. 2. Узнавание, называние цветов. 3. Соотнесение цвета с реальным объектом. 4. Группировка по цвету (локализация). 5. Сериация по насыщенности. *
кр ж с з кор ч * о * г * ф ** сер кр ж с з кор ч * о * г * ф ** сер
1-ый год 200… - 200… н/г                                                  
к/г                                                  
* 2-ой год 200… - 200… н/г                                                  
к/г                                                  
** 3-ий год 200… - 200… н/г                                                  
к/г                                                  
*** 4-ый год 200… - 200… н/г                                                  
к/г                                                  

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ Ф.И.____________________________________________________________

  Год обучения Исследуемые параметры Примечания (узнаёт и называет; не называет, но узнаёт; не узнаёт в модальностях, в пространстве; тонкая или грубая дифференцировка при группировке сходных форм; необходима ли помощь и какая; другое). Уровень
1. Различение, называние. 2. Соотнесение эталона формы с формой объёмных тел и предметов. 3. Соотнесение эталона формы и формы предметного изображения. 4. Группировка по форме (различение близких форм).
круг треуг-ик квадрат овал шар (шарик) куб (кубик) *прямоуг-к *конус **призма **цилиндр ***параллелепипед (брусок)
1-ый год 200… - 200… н/г                                
к/г                                
* 2-ой год 200… - 200… н/г                                
к/г                                
** 3-ий год 200… - 200… н/г                                
к/г                                
*** 4-ый год 200… - 200… н/г                                
к/г                                

ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ Ф.И._____________________________________________________________

    Год обучения Исследуемые параметры Примечания (характер выполнения задания: осмысленно зрительно, практическим способом, механически; выделяет параметры величины сам или по аналогии; исправляет ошибки зрительным или практическим способом; тонкая или грубая дифференцировка в восприятии величин; другое). Уровень
1. Словесное обозначение параметров и отношений величины (понимание, называние). 2. Соотнесение предметов по величине. 3. Сериация по величине.    
большой мал-кий *высота *длина **шири-на **толщина     большой мал-кий *высота *длина **шири-на **толщина  
1-ый год 200… - 200… н/г                          
к/г                          
* 2-ой год 200… - 200… н/г                          
к/г                          
** 3-ий год 200… - 200… н/г                          
к/г                          
*** 4-ый год 200… - 200… н/г                          
к/г                          

ВОСПРИЯТИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ Ф.И._________________________________________________________

    Год обучения Исследуемые параметры Примечания (характер выполнения задания: осмысленно зрительно, практическим способом, механически, по образцу или на образец, по памяти; исправляет ошибки зрительным или практическим способом, сам или необходима помощь педагога; сличает ли с образцом; другое). Уровень
1. Анализ и конструирование образца из геометрических форм. 2. Составление целого из частей предметного изображения.
Анализ образца. Воспроизведение образца. Анализ образца. Воспроизведение образца.
1-ый год 200… - 200… н/г            
к/г            
2-ой год 200… - 200… н/г            
к/г            
3-ий год 200… - 200… н/г            
к/г            
4-ый год 200… - 200… н/г            
к/г            

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Ф.И.__________________________________________________________

Год обучения Исследуемые параметры Примечания (понимание пространственных отношений, называние; какие предлоги, наречия вызывают трудности; необходима ли помощь и какая; испытывает трудности при анализе взаимоположения объектов или в составлении схемы пространства; другое). Уровень
1. Понимание пространственных предлогов и наречий (действия с игрушкой, словесное обозначение). 2. Оценка удалённости в большом пространстве. 3. Микроориентировка на листе. 4. ** Составление схемы пространства.
верх-низ *право-лево середина (центр) *направления (сверху вниз, др.) ***верхний правый угол, др.
1-ый год 200… - 200… н/г                    
к/г                    
* 2-ой год 200… - 200… н/г                    
к/г                    
** 3-ий год 200… - 200… н/г                    
к/г                    
*** 4-ый год 200… - 200… н/г                    
к/г                    

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ Ф.И.__________________________________________________________

Год обучения Исследуемые параметры Примечания (понимание пространственных отношений, направлений, называние; необходима ли помощь и какая; какие ошибки допускает при ориентировке по схеме; с помощью каких анализаторов ориентировка затруднена; другое). Уровень
1. Ориенти-ровка на себе (части тела). 2. Ориентировка относительно себя. 3. ** Относительно предмета (4-ый год обучения + относительно другого человека). 4. ** Ориентировка по схеме, моделирование пространства, чтение схемы. 5. Ориентировка с помощью слуха, обоняния.
верх-низ впереди - сзади *лево- право вверх вниз вперёд *назад *направо *налево **вперёд направо, назад налево, …
1-ый год 200… - 200… н/г                          
к/г                          
* 2-ой год 200… - 200… н/г                          
к/г                          
** 3-ий год 200… - 200… н/г                          
к/г                          
*** 4-ый год 200… - 200… н/г                          
к/г                          

ПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Ф.И.____________________________________________________________

    Год обучения Исследуемые параметры Примечания (При восприятии каких предметов испытывает трудности, какого характера эти трудности: узнавание на расстоянии, узнавание в схематичном изображении и т.п.; необходима ли помощь при выделении признаков и т.п.; обобщения, группировку какого уровня производит: элементарные обобщения, тонкая группировка и т.п.; другое). Уровень
1. Узнавание, называние. 2. Узнавание в модальностях.* 3. Выделение признаков. * 4. Знание назначения. * 5. Обобщение, классификация, группировка. *
1-ый год 200… - 200… н/г              
к/г              
* 2-ой год 200… - 200… н/г              
к/г              
** 3-ий год 200… - 200… н/г              
к/г              
*** 4-ый год 200… - 200… н/г              
к/г              

«Узнавание в модальностях» - узнавание предметов по части, с разных точек восприятия, в силуэтном, контурном, схематичном (из геометрических форм и др.) изображении.

ВОСПРИЯТИЕ СЮЖЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ Ф.И.____________________________________________________________

    Год обучения Исследуемые параметры Примечания (самостоятельно, по вопросам; каков характер последовательности восприятия, восприятие каких объектов вызывает затруднения, например: мелких, не контурированных, расположенных по краям и т.п.; связный рассказ или перечисление; др.). Уровень
1. Объём восприятия. 2. Последовательность восприятия. * 3. Уровень понимания сюжета. 4. Восприятие перспективы.     ** 5. Уровень описания.   **
Выделение главного.     * Установление связей между объектами.   * Установление причинно-следственных связей. **
1-ый год 200… - 200… н/г                  
к/г                  
* 2-ой год 200… - 200… н/г                  
к/г                  
** 3-ий год 200… - 200… н/г                  
к/г                  
*** 4-ый год 200… - 200… н/г                  
к/г                  

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Ф.И._____________________________________________________________

    Год обучения Исследуемые параметры Примечания (отметить устойчивость, концентрацию зрительного внимания, которые отслеживаются в течение всей диагностики; если снижен объём внимания – сужено ли поле восприятия, трудности в восприятии объектов в центре, по периферии; изменения какого характера вызывают трудности: изменение цвета, пространственного положения, величины, др.; осуществляет сравнение бессистемно или упорядочено, что при сравнении выпускает из поля зрения; другое). Уровень
1. Объём зрительного внимания. 2. Избирательность зрительного внимания. * 3. Переключение, распределение зрительного внимания. *
1-ый год 200… - 200… н/г          
к/г          
* 2-ой год 200… - 200… н/г          
к/г          
** 3-ий год 200… - 200… н/г          
к/г          
*** 4-ый год 200… - 200… н/г          
к/г          
Год Уровни зрительного восприятия   Цвет   Форма     Величина     Воспр. пространства   Ориент-ка в пространстве   Воспр. слож. формы   Зрит. внимание Предметные представления Сюж. изобр. уровень
Соотнесение по цвету, оттенку Узнавание, называние цветов Соотнесение цвета с реальным объектом Группировка по цвету (локализация) Сериация по насыщенности Различение, называние Соотнесение эталона формы с объектом Соотнесение формы и предм. изобр-я Дифференц-я сходн.форм (группировка) Словесное обозначение величины Соотнесение предметов Сериация по величине Понимание простр-ых предлогов, наречий Оценка удалённости Микроориентировка на листе Составление схемы пространства Ориентировка на себе Ориентировка относительно себя Относительно предмета Ориентировка по схеме Ориентировка с помощью слуха, … Анализ и констр. образца из геом. форм Составление целого из частей предм.изобр-я Объём зрительного внимания избирательность Переключение, распределение Узнавание и называние объектов Узнавание в модальностях Выделение признаков Знание назначения Обобщение, классификация Объем восприятия Последовательность восприятия Уровень понимания сюжета Восприятие перспективы Уровень описания    
200.. – 200..                                                                            
                                                                         
                                                                         
200.. – 200..                                                                            
                                                                         
                                                                         
200.. – 200..                                                                            
                                                                         
                                                                         
200.. – 200..                                                                            
                                                                         
                                                                         
Динамика развития зрительного восприятия (при поступлении, при выпуске)  
                                                                                 
200…-200…                                                                          
                                                                         
                                                                         

РЕЗУЛЬТАТЫ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (график__ - сентябрь (например, синий); __ - май (например, красный).

Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________ 20.… - 20.… учебный год

Направления КРР Программное содержание
Первое полугодие Второе полугодие
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Дата проведения   Цвет     Форма   Величина Воспр. пространства Ориент-ка в пространстве   Воспр. слож. формы Зрит. внимание Предметные представления Сюж. изобр.
Соотнесение по цвету, оттенку Узнавание, называние цветов Соотнесение цвета с реальным объектом Группировка по цвету (локализация) Сериация по насыщенности Различение, называние Соотнесение эталона формы с объектом Соотнесение формы и предм. изобр-я Дифференц-я сходн.форм (группировка) Словесное обозначение величины Соотнесение предметов Сериация по величине Понимание простр-ых предлогов, наречий Оценка удалённости Микроориентировка на листе Составление схемы пространства Ориентировка на себе Ориентировка относительно себя Относительно предмета Ориентировка по схеме Ориентировка с помощью слуха, … Анализ и констр. образца из геом. форм Сост-е целого из частей предм.изображ. Объём зрительного внимания избирательность Переключение, распределение Узнавание и называние объектов Узнавание в модальностях Выделение признаков Знание назначения Обобщение, классификация Объем восприятия Пос

Наши рекомендации