Памятка начинающему тифлопедагогу

1. Знать особенности психического и физического развития ребенка с нарушениями зрения.

2. Уметь создавать офтальмо-гигиенические условия для обучения детей данной категории.

3. Создавать развивающую среду для организации коррекционно-образовательного процесса в группе, в ДОУ с учетом состояния здоровья и зрения детей.

4. Знать программу под редакцией Л.И. Плаксиной «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду».

5. Владеть общими и специальными методами и средствами обучения и воспитания дошкольников с нарушениями зрения.

6. Владеть знаниями этиологии, патогенеза нарушений зрения и путях их коррекции.

7. Помнить, что работа тифлопедагога организуется в тесной взаимосвязи с разными педагогами (воспитателем, логопедом, психологом) и медицинскими специалистами (офтальмологом, психоневрологом, педиатром, медицинской сестрой-ортоптисткой), а также родителями воспитанников.

8. Уметь устанавливать контакт со своими воспитанниками с первых дней пребывания ребенка в ДОУ.

9. Знать структуру дефекта ребенка с нарушениями зрения для грамотного составления плана и определения содержания коррекционной работы.

10. Владеть информацией о состоянии зрения и здоровья детей.

11. Знать теоретические основы медицинских наук, иметь глубокие знания по коррекционной педагогике и специальной психологии, дошкольной тифлопедагогике и тифлопсихологии.

12. Реализовывать индивидуальный и дифференцированный подходы с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей детей.

13. Учитывать состояние зрения и здоровья ребенка при организации и проведении занятий по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке.

14. Знать новейшие методы улучшения и нормализации зрения.

15. Владеть методикой снятия зрительного утомления.

16. Использовать в работе тетради взаимосвязи: воспитатель-тифлопедагог, тифлопедагог - родители, офтальмолог-тифлопедагог.

17. Проявлять такт при работе с родителями.

18. Обучать родителей лечебно-педагогическим приемам коррекции.

19. Искать пути совершенствования коррекционно-развивающей работы.

2.3. График и примерное содержание работы тифлопедагога

Недельная нагрузка тифлопедагога составляет 20 часов. График работы тифлопедагога может быть различным и зависит от контингента детей, посещающих группы для детей с нарушениями зрения, от уровня профессиональной подготовленности и стажа работы педагогических работников, от необходимости предоставления свободного дня тифлопедагогу (обучение в аспирантуре и т.п.). Количество детей в группе составляет 10-12 человек.

Предлагаем несколько вариантов графика работы и примерное содержание работы тифлопедагога ДОУ.

I вариант пон. 8.00-12.00 вт. 14.00-18.00 ср. 8.00-12.00 чет. 8.00-12.00 пят. 8.00-12.00   4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. II вариант пон. 9.00-12.00 вт. 10.00-18.00 ср. 9.00-12.00 чет. 9.00-12.00 пят. 9.00-12.00   3 ч. 8 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. III вариант пон. 8.00-12.00 вт. 13.00-18.00 ср. 8.00-12.00 чет. 8.00-12.00 пят. методический день   5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч.

I вариант является традиционным. С 8.00 до 8.45 целесообразно планировать работу с родителями, участвовать в приеме детей в группу, организовывать индивидуальную работу. В младшей группе или при наличии детей, испытывающих трудности, при раздевании, во время гимнастики умывании, приеме пищи, подготовке к занятиям и др. тифлопедагогу целесообразно оказывать индивидуальную коррекционную помощь детям в режимных моментах.

Памятка начинающему тифлопедагогу - student2.ru

С 10.10 до 11.00 индивидуальные занятия с последующим сопровождением детей в группы (на начальном этапе обучения).

С 11.00 до 12.00 также можно планировать индивидуальные занятия с детьми. В данный промежуток времени возможны и другие варианты работы, например, участие в проведении прогулки (организовать наблюдение вместе с детьми за природой и т.д.).

С 14.00 до 15.00 (вторник)– работа с документацией, проведение консультаций для воспитателей, встреча с разными педагогическими специалистами (методист ЛФК, преподаватель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель и др.) по согласованию плана работы с детьми на неделю, месяц.

С 15.00 до 17.00 – индивидуальные занятия с детьми.

С 17.00 до 18.00 – работа с родителями.

По усмотрению администрации можно использовать II вариант (если коллектив воспитателей начинающий, с ним необходимо проводить работу по изучению особенностей психофизического развития детей с нарушениями зрения, особенностей и содержания коррекционной работы, по реализации общеобразовательной программы и др.). В понедельник, среду, четверг и пятницу тифлопедагог работает по три часа. Во вторник с 14.00 до 15.00 – работа с документацией, проведение консультаций для воспитателей, встреча с разными медицинскими и педагогическими специалистами (врачи, методист ЛФК, преподаватель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель и др.) по согласованию плана работы с детьми на неделю, месяц.

В день, когда не запланированы подгрупповые коррекционные занятия, тифлопедагог может участвовать в проведении общеобразовательных занятий с целью оказания индивидуальнойпомощи нуждающимся детям, испытывающим трудности в усвоении программного материала.

III вариант графика работы. Заведующий ДОУ может рекомендовать тифлопедагогам, которые продолжают свое обучение на заочном отделении факультета коррекционной педагогики или являются аспирантами, работать 4 раза в неделю по 5 часов и один день (например, пятница) может быть методическим.. Этот день можно использовать для работы в библиотеке для изучения новой литературы, написания реферата, доклада для работы медико-педагогического совещания, семинара или подготовки консультаций для родителей.

Таким образом, согласно предложенным графикам работы, тифлопедагог 1 раз в неделю в течение 2 часов проводит беседы, консультации и другую работу с воспитателями и сотрудниками ДОУ, а также проводит 6 подгрупповых занятий в неделю и ежедневно 4-8 индивидуальных занятий.

Наши рекомендации