Лабораторно-инструментальные исследования
Глава 8. Требования к производственному контролю, условиям труда и бытовому обслуживанию персонала
124. На объекте организуется и проводится производственный контроль в соответствии требованиями документов нормирования.
125. На объекте создаются условия для соблюдения персоналом условия труда и правил личной гигиены.
126. Работники пищеблока, технический персонал обеспечиваются специальной одеждой (халат или куртка с брюками, головной убор, обувь).
Работники объектов соблюдают личную и производственную гигиену: следят за чистотой рук, носят чистую специальную одежду и обувь, при выходе из объекта и перед посещением туалета снимают специальную одежду, моют руки с мылом перед началом работы и после посещения туалета, а также после каждого перерыва в работе и соприкосновения с загрязненными предметами.
127. Работники столовой объекта образования перед началом работы подбирают волосы под колпак или косынку, снимают ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стригут ногти и не покрывают их лаком.
Не допускается работникам входить без специальной одежды в производственные помещения и ношение иной одежды поверх нее.
Специальная одежда хранится отдельно от личных вещей.
128. Во избежание попадания посторонних предметов в сырье и готовую продукцию не допускается вносить и хранить в производственных помещениях
мелкие стеклянные и металлические предметы (кроме технологического инвентаря), застегивать специальную одежду булавками, иголками и хранить в карманах халатов предметы личного обихода.
129. Для мытья рук устанавливают умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды, средствами для мытья и сушки рук.
130. Употребление пищи, курение разрешается строго в отведенных местах.
Глава 9. Санитарно-эпидемиологические требования к медицинскому обеспечению на объектах
131. На объектах образования обеспечивается медицинское обслуживание.
При отсутствии медицинского работника медицинское обслуживание осуществляет организация первичной медико-санитарной помощи.
132. Для вновь поступающих обучающихся и воспитанников в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ЦАН предусматриваются боксы изоляторы.
133. На объектах образования минимальный набор помещений медицинского пункта включает кабинет медицинского работника и процедурный кабинет.
Для объектов с организацией мест проживания, общежитий предусматривается медицинский пункт с изолятором на первом этаже.
134. Палаты изолятора должны быть не проходными, размещаться смежно с медицинским кабинетом с устройством между ними остекленной перегородки на высоте 1,2 м.
135. В организациях образования с кратковременным пребыванием обучающихся, а также во внешкольных организациях медицинский кабинет не предусматривается.
136. Допускается в процедурном кабинете проводить профилактические прививки. Не допускается одномоментное проведение медицинских процедур и профилактических прививок.
137. При отсутствии необходимого набора помещений медицинского пункта в организациях, размещенных в сельской населенной местности, для медицинских пунктов оборудуется комната площадью не менее 12 м2.
138. Минимальный перечень медицинского оборудования и инструментария для оснащения медицинского пункта установлены в приложении 10 к настоящим Санитарным правилам.
139. При образовании медицинских отходов, которые по степени эпидемиологической опасности относятся к потенциально опасным отходам, их обезвреживают и удаляют в соответствии с правилами сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических объектов.
140. Обучающиеся и воспитанники, состоящие на диспансерном учете с хроническими формами заболеваний, с факторами риска, а также перенесшие отдельные острые заболевания подлежат диспансерному наблюдению и оздоровлению, согласно составленному плану.
141. Лечебно–профилактические и оздоровительные мероприятия проводит медицинский персонал. На объектах составляется комплексный план оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, предупреждение и снижение заболеваемости.
142. Обучающиеся и воспитанники, поступающие в образовательные организации, проходят медицинский осмотр и представляют справки о состоянии здоровья.
143. Сотрудники объектов образования и персонал пищеблока имеют личные медицинские книжки с отметкой о допуске к работе.
144. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, больные или носители возбудителей инфекционных заболеваний, так же контактировавшие с больными или носителями не допускаются к работе до проведения соответствующего медицинского обследования и заключения врача.
145. Медицинский работник на объектах, кроме внешкольных организаций, проводит подготовку медицинского кабинета, документации и подлежащего контингента к проведению профилактических медицинских осмотров, вакцинации обучающихся и воспитанников, персонала.
146. Медицинские работники и администрация объектов:
1) проводят учет за своевременным прохождением сотрудниками объектов профилактических медицинских осмотров и ежедневный контроль здоровья работников пищеблока с регистрацией данных в журнал результатов осмотра работников пищеблока, согласно форме 4 приложения 9 к настоящим Санитарным правилам;
2) ежегодно и по запросу представляют в территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения информацию по заболеваемости, проведению профилактических медицинских осмотров, распределению обучающихся и воспитанников по состоянию здоровья (группы здоровья), группам физического развития, диспансерного наблюдения и проведенному оздоровлению;
3) подекадно проводят анализ выполнения суточных норм по основным продуктам за 10 календарных дней с последующей коррекцией и ведением ведомости контроля за выполнением норм пищевой продукции, согласно форме 5 приложения 9 к настоящим Санитарным правилам.
147. При регистрации инфекционных заболеваний среди обучающихся и воспитанников или персонала, а также с профилактической целью руководством организаций образования, его персоналом и медицинскими работниками проводятся санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия.
148. Оказание медицинской помощи в организациях образования осуществляется в соответствии с требованиями Правил оказания медицинской помощи обучающимся и воспитанникам организаций образования, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2017 года № 141 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 112351).
149. В медицинских кабинетах проводят санитарно-дезинфекционную обработку оборудования и инвентаря дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению, согласно инструкции производителя.
150. На объектах образования ведется медицинская документация в соответствии с приложением 11 к настоящим Санитарным правилам.
Приложение 1 к санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" |
Таблица ранжирования предметов по трудности
Таблица
№ | Предмет | Количество баллов | ||
Математика, русский язык (для школ с казахским языком обучения), казахский язык (для школ с неказахским языком обучения). | ||||
Иностранный язык, изучение предметов на иностранном языке. | ||||
Физика, химия, информатика, биология. | ||||
История, Человек. Общество. Право. | ||||
Казахский язык, литература (для школ с казахским языком обучения). Русский язык, литература (для школ с неказахским языком обучения). | 7 | |||
Естествознание, география, самопознание, НВП | ||||
Физкультура | ||||
Труд, технология | ||||
Черчение | ||||
ИЗО | ||||
Музыка | ||||
Приложение 5 к санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" | ||||
Размеры учебной мебели
Таблица
№ | Номера мебели | Группа роста (в миллиметрах) учащихся | Высота над полом крышки края стола, обращенного к обучающему | Высота над полом переднего края сидения | ||
1000 – 1150 | ||||||
1150 – 1300 | ||||||
1300 – 1450 | ||||||
1450– 1600 | ||||||
1600 – 1750 | ||||||
Свыше 1750 | ||||||
Приложение 6 к санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" | ||||||
Замена пищевой продукции
Таблица
№ | Продукт, подлежащий замене | Вес в граммах | Продукт заменитель | Вес в граммах | ||
Мясо говядина | 100,0 | мясо блочное на костях 1 категории: баранина, конина, крольчатина | 100,0 | |||
мясо блочное без костей 1 категории: баранина, конина, крольчатина | 80,0 | |||||
конина 1 категории | 104,0 | |||||
мясо птицы | 100,0 | |||||
субпродукты 1-й категории печень, почки, сердце | 116,0 | |||||
колбаса вареная | 80,0 | |||||
консервы мясные | 120,0 | |||||
рыба | 150,0 | |||||
творог полужирный | 250,0 | |||||
молоко | 600,0 | |||||
Молоко цельное | 100,0 | кефир, айран | 100,0 | |||
молоко сгущенное стерилизованное | 40,0 | |||||
сливки | 20,0 | |||||
творог жирный | 30,0 | |||||
Сметана | 100,0 | сливки | 133,0 | |||
молоко | 667,0 | |||||
Творог | 100,0 | молоко | 333,0 | |||
сыр | 40,0 | |||||
брынза | 80,0 | |||||
сметана | 50,0 | |||||
сливки | 66,0 | |||||
Сыр | 100,0 | масло коровье | 50,0 | |||
сметана | 125,0 | |||||
творог | 250,0 | |||||
брынза | 200,0 | |||||
молоко | 825,0 | |||||
яйца | 3 шт. | |||||
Яйца | 1 шт. | сыр | 33,0 | |||
сметана | 40,0 | |||||
творог | 80,0 | |||||
Рыба обезглавленная | 100,0 | мясо | 67,0 | |||
сельдь соленая | 100,0 | |||||
рыбное филе | 70,0 | |||||
творог | 168,0 | |||||
сыр | 50,0 | |||||
Фрукты | 100,0 | сок плодово-ягодный | 100,0 | |||
яблоки сушеные | 20,0 | |||||
курага | 8,0 | |||||
чернослив | 17,0 | |||||
изюм | 22,0 | |||||
арбуз | 300,0 | |||||
дыня | 200,0 | |||||
Приложение 9 к санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" | ||||||
Глава 8. Требования к производственному контролю, условиям труда и бытовому обслуживанию персонала
124. На объекте организуется и проводится производственный контроль в соответствии требованиями документов нормирования.
125. На объекте создаются условия для соблюдения персоналом условия труда и правил личной гигиены.
126. Работники пищеблока, технический персонал обеспечиваются специальной одеждой (халат или куртка с брюками, головной убор, обувь).
Работники объектов соблюдают личную и производственную гигиену: следят за чистотой рук, носят чистую специальную одежду и обувь, при выходе из объекта и перед посещением туалета снимают специальную одежду, моют руки с мылом перед началом работы и после посещения туалета, а также после каждого перерыва в работе и соприкосновения с загрязненными предметами.
127. Работники столовой объекта образования перед началом работы подбирают волосы под колпак или косынку, снимают ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стригут ногти и не покрывают их лаком.
Не допускается работникам входить без специальной одежды в производственные помещения и ношение иной одежды поверх нее.
Специальная одежда хранится отдельно от личных вещей.
128. Во избежание попадания посторонних предметов в сырье и готовую продукцию не допускается вносить и хранить в производственных помещениях
мелкие стеклянные и металлические предметы (кроме технологического инвентаря), застегивать специальную одежду булавками, иголками и хранить в карманах халатов предметы личного обихода.
129. Для мытья рук устанавливают умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды, средствами для мытья и сушки рук.
130. Употребление пищи, курение разрешается строго в отведенных местах.
Глава 9. Санитарно-эпидемиологические требования к медицинскому обеспечению на объектах
131. На объектах образования обеспечивается медицинское обслуживание.
При отсутствии медицинского работника медицинское обслуживание осуществляет организация первичной медико-санитарной помощи.
132. Для вновь поступающих обучающихся и воспитанников в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ЦАН предусматриваются боксы изоляторы.
133. На объектах образования минимальный набор помещений медицинского пункта включает кабинет медицинского работника и процедурный кабинет.
Для объектов с организацией мест проживания, общежитий предусматривается медицинский пункт с изолятором на первом этаже.
134. Палаты изолятора должны быть не проходными, размещаться смежно с медицинским кабинетом с устройством между ними остекленной перегородки на высоте 1,2 м.
135. В организациях образования с кратковременным пребыванием обучающихся, а также во внешкольных организациях медицинский кабинет не предусматривается.
136. Допускается в процедурном кабинете проводить профилактические прививки. Не допускается одномоментное проведение медицинских процедур и профилактических прививок.
137. При отсутствии необходимого набора помещений медицинского пункта в организациях, размещенных в сельской населенной местности, для медицинских пунктов оборудуется комната площадью не менее 12 м2.
138. Минимальный перечень медицинского оборудования и инструментария для оснащения медицинского пункта установлены в приложении 10 к настоящим Санитарным правилам.
139. При образовании медицинских отходов, которые по степени эпидемиологической опасности относятся к потенциально опасным отходам, их обезвреживают и удаляют в соответствии с правилами сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических объектов.
140. Обучающиеся и воспитанники, состоящие на диспансерном учете с хроническими формами заболеваний, с факторами риска, а также перенесшие отдельные острые заболевания подлежат диспансерному наблюдению и оздоровлению, согласно составленному плану.
141. Лечебно–профилактические и оздоровительные мероприятия проводит медицинский персонал. На объектах составляется комплексный план оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, предупреждение и снижение заболеваемости.
142. Обучающиеся и воспитанники, поступающие в образовательные организации, проходят медицинский осмотр и представляют справки о состоянии здоровья.
143. Сотрудники объектов образования и персонал пищеблока имеют личные медицинские книжки с отметкой о допуске к работе.
144. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, больные или носители возбудителей инфекционных заболеваний, так же контактировавшие с больными или носителями не допускаются к работе до проведения соответствующего медицинского обследования и заключения врача.
145. Медицинский работник на объектах, кроме внешкольных организаций, проводит подготовку медицинского кабинета, документации и подлежащего контингента к проведению профилактических медицинских осмотров, вакцинации обучающихся и воспитанников, персонала.
146. Медицинские работники и администрация объектов:
1) проводят учет за своевременным прохождением сотрудниками объектов профилактических медицинских осмотров и ежедневный контроль здоровья работников пищеблока с регистрацией данных в журнал результатов осмотра работников пищеблока, согласно форме 4 приложения 9 к настоящим Санитарным правилам;
2) ежегодно и по запросу представляют в территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения информацию по заболеваемости, проведению профилактических медицинских осмотров, распределению обучающихся и воспитанников по состоянию здоровья (группы здоровья), группам физического развития, диспансерного наблюдения и проведенному оздоровлению;
3) подекадно проводят анализ выполнения суточных норм по основным продуктам за 10 календарных дней с последующей коррекцией и ведением ведомости контроля за выполнением норм пищевой продукции, согласно форме 5 приложения 9 к настоящим Санитарным правилам.
147. При регистрации инфекционных заболеваний среди обучающихся и воспитанников или персонала, а также с профилактической целью руководством организаций образования, его персоналом и медицинскими работниками проводятся санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия.
148. Оказание медицинской помощи в организациях образования осуществляется в соответствии с требованиями Правил оказания медицинской помощи обучающимся и воспитанникам организаций образования, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2017 года № 141 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 112351).
149. В медицинских кабинетах проводят санитарно-дезинфекционную обработку оборудования и инвентаря дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению, согласно инструкции производителя.
150. На объектах образования ведется медицинская документация в соответствии с приложением 11 к настоящим Санитарным правилам.
Приложение 1 к санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" |
Лабораторно-инструментальные исследования
Таблица
п/п | Места отбора | Лабораторные исследования, количество (единиц) | Периодичность исследований | |
Организации образования, воспитания, мест проживания обучающихся и воспитанников, интернатные организации всех видов и типов | ||||
1.1 | пищеблоки | пробы пищевых продуктов (сырье) на микробиологические исследования | в порядке текущего надзора | |
пробы готовых блюд на микробиологические исследования | в порядке текущего надзора | |||
пробы воды на микробиологические и санитарно-химические исследования | в порядке текущего надзора (один раз в год) | |||
блюда на калорийность | в порядке текущего надзора | |||
качество термической обработки | в порядке текущего надзора | |||
смывы с внешней среды | в порядке текущего надзора | |||
определение остаточного хлора в дезинфицирующих средствах | в порядке текущего надзора | |||
вода питьевая из местных источников водоснабжения (централизованное, колодцы, скважины, каптажи) на бактериологические, санитарно-химические исследования | в порядке текущего надзора (один раз в год) | |||
обследование персонала на бактериологическое носительство | по эпидемиологическим показаниям | |||
1.2 | приемные комнаты, спальни, учебные помещения, мастерские, спортивные и музыкальные залы, медицинские кабинеты, помещения для отдыха и сна, компьютерные классы | температура, относительная влажность воздуха | при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта, в порядке текущего надзора (один раз в год в период отопительного сезона) | |
1.2 | помещения для отдыха и сна, компьютерные классы | раз в год в период отопительного сезона) | ||
1.3 | лаборатории, кабинет химии, спортивные залы, мастерские, пищеблоки | исследование эффективности вентиляции, шум | в порядке текущего надзора (один раз в год) | |
водоразборные краны - ввод и вывод в здании, на пищеблоке (при расположении в отдельном блоке) | вода из водопроводной системы (бактериологические и санитарно-химические исследования) | при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта; текущего надзора | ||
1.4 | колодцы, скважины, каптажи, родники, водоразборные краны | вода питьевая из местных источников водоснабжения (централизованное, колодцы, скважины, каптажи) на бактериологические, санитарно-химические исследования | при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта, в порядке текущего надзора | |
1.5 | объекты с использованием воды, расфасованной в емкости | вода питьевая, расфасованная в емкости (исключая бутилированную воду) | в порядке текущего надзора | |
1.6 | закрытые плавательные бассейны и ванны | пробы воды на бактериологические, санитарно-химические, паразитологические исследования | при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта в порядке текущего надзора | |
1.7 | компьютерные и мультимедийные классы, кабинеты | напряженность электромагнитного поля , электростатического поля на рабочих местах, уровень концентрации аэроинов и коэффициента униполярности, шум | при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта в порядке текущего надзора | |
1.8 | учебные помещения, лаборатории, мастерские, комнаты самоподготовки, читальный зал, медкабинет | уровень искусственной освещенности | при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) объекта, в порядке текущего надзора | |
1.9 | помещения с печным или | |||
1.9 | автономным, неэлектрическим отоплением, медицинские кабинеты | исследование воздушной среды | в порядке текущего надзора | |
1.10 | песочницы на игровых площадках | исследования почвы | в порядке текущего надзора в период с мая по сентябрь | |
1.11 | организации образования, осуществляющие закуп товаров детского ассортимента | товары детского ассортимента (одежда, обувь, игрушки, косметические средства, канцелярские товары, посуда, средства гигиены и др.) | один раз год | |
Приложение 2 к санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" |
Наполняемость групп (классов) общеобразовательных и специальных образовательных организаций
Наполняемость классов общеобразовательных организаций
Наполняемость классов для общеобразовательных организаций устанавливается не более 25 учащихся. В старших классах общеобразовательных школ, специализированных организациях образования, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся.
Таблица 1
Группы (классы) | Возраст | Количество детей | |
1. | Группы (классы) предшкольной подготовки | от пяти (шести) до шести (семи) лет | не более 25 |
2. | Классов общеобразовательных организаций | от 6 (7) до 18 лет (1-11 (12) классы) | не более 25 |
3. | Классы в малокомплектных школах | от 6 до 18 лет (1-11(12) классы) | от 5-10 до 25 |