Биологическая значимость ответа организма определяет физиологическую и патологическую реактивность.
Физиологическая реактивность проявляется ответом, адекватным характеру и интенсивности воздействия. Важно, что этот ответ всегда имеет адаптивное значение для организма. Примером может служить одна из разновидностей иммуногенной реактивности — иммунитет.
Патологическая реактивность характеризуется реакцией, неадекватной по выраженности и/или характеру изменения жизнедеятельности организма. Она всегда сопровождается снижением его адаптивных возможностей. Примером может быть аллергическая реакция на какой-либо продукт питания или пыльцу растения.
Таким образом, реактивность — динамичное, постоянно меняющееся свойство целостного организма.
С позиции врача важно, что это свойство можно изменять целенаправленно с целью повышения устойчивости организма к действию различных патогенных факторов.
Принципы этиотропной профилактики и терапии. Важной задачей раздела патофизиологии «Общая этиология» является разработка принципов этиотропного лечения и профилактики заболеваний и патологических процессов.
Этиотропная профилактика и терапия болезней на достижение двух главных целей:
1. Применение этиотропных профилактических мероприятий‒установление причин патологического процесса или болезни и проведение мероприятий, направленных на предотвращение их воздействия на организм.
Проведение лечебных мероприятий, основанных на выявление факторов, способствующих и препятствующих реализации патогенного действия причинного агента, и направленных на устранение первых и потенцирование вторых.
Профилактические мероприятия направлены на предупреждение действия на организм патогенных химических (в том числе канцерогенных) агентов, болезнетворных микроорганизмов, проникающей радиации и других физических факторов. Данные меры реализуются медикаментозным путем (с использованием радиопротекторов, гормонов, ферментов, цитокинов, дезинфицирующих средств и др.) или с помощью немедикаментозных воздействий (например, при использовании защитной одежды; УФ-облучения, обладающего бактерицидными свойствами; повторного воздействия данного агента на организм в умеренной дозе с целью повышения резистентности к нему). В последнем случае речь идет о тренировке организма, например, умеренной гипоксией, охлаждением, физической нагрузкой, некоторыми потенциально патогенными веществами.
В качестве примеров профилактических этиотропных мероприятий могут быть названы меры по устранению условий, благоприятных для реализации действия микроорганизмов или возникновения злокачественных опухолей при иммунодефицитах, и/или активация факторов системы иммунобиологического надзора.
Если причинный агент уже воздействует на организм, то принимают меры по прекращению либо по уменьшению интенсивности и/или длительности его действия (лечебные мероприятия). Примерами таких мер могут служить применение противомикробных и антипаразитарных средств при инфицировании организма; остановка кровотечения, переливание препаратов крови и кровезаменителей при нарушении целостности сосудистой стенки.
Существенными внутренними условиями, влияющими на реализацию эффекта причины болезни или патологического процесса, считают механизмы резистентности организма ‒ устойчивости к действию патогенных факторов (от лат. resisteo - сопротивление). Понятия “реактивность” и “резистентность” организма семантически близки, так как довольно часто реактивность представляет собой выражение активных механизмов возникновения резистентности организма к различным болезнетворным факторам. Однако необходимо подчеркнуть, что нередко имеют место состояния организма, при которых проявления реактивности и резистентности разнонаправленны. Например, при гипертермии, некоторых видах голодания, зимней спячке животных реактивность организма снижается, а его резистентность к инфекциям возрастает.
Проявления реактивности и резистентности могут носить и более сложный характер, в зависимости от специфичности действующего фактора/патогена. Так, например, иммунизация приводит к повышению специфической резистентности иммунной системы к конкретному антигену. Это характерно для иммунизации как медицинской процедуре, так и для повышения резистентности иммунной системы в стадии ремиссии после перенесенного соответствующего инфекционного заболевания. Другой более сложный тип взаимодействия механизмов реактивности и резистентности иммунной системы наблюдается при тренировке людей, чья профессиональная деятельность связана с повышенными требованиями к физической нагрузке (спортсмены, военнослужащие соответствующих профессиональных категорий). Так, например, известно, что заболеваемость лиц данной категории инфекционными болезнями зависит объема и интенсивности нагрузок: возрастание физической активности вначале снижает, а затем, при переходе нагрузок на истощающий режим, сопровождается повышением частоты заболеваемости. Повышение резистентности к инфекционном воздействиям также может носить неспецифический характер: оно может развиваться путем тренировок организма в целом, например к физическим нагрузкам, действию ускорений и перегрузок, гипоксии, низким и высоким температурам.
Общий патогенез
Термином «Общий патогенез» обозначают раздел общей нозологии, посвященный разработке представлений об общих закономерностях возникновения и развития патологических процессов и болезней (включая механизмы выздоровления и умирания), а также формулированию и обоснованию принципов и методов их патогенетического лечения и профилактики.
Термин «Патогенез» (или частный патогенез) применяют для обозначения механизма развития конкретной болезни (нозологической формы) или конкретного патологического процесса.В наиболее общем понимании «Патогенез» ‒ комплекс взаимосвязанных процессов повреждения и адаптации организма, лежащих в основе возникновения, развития и исходов патологических процессов и болезней.
Положения общего учения о закономерностях развития болезней и представления о частном патогенезе отдельных патологических процессов и нозологий связаны и дополняют друг друга. Данные о механизмах возникновения, становления и исходов конкретных болезней обобщаются и на этой основе выявляются общие закономерности их развития, формулируются заключения и теоретические представления общего учения о патогенезе болезней, а также о принципах их терапии и профилактики.
Отсюда следует, что общий патогенез является важным компонентом общего учения о болезни — общей нозологии. В свою очередь, положения общего учения о патогенезе используют при анализе конкретных звеньев патогенеза отдельных нозологий и патологических процессов.
Основные положения общего учения о патогенезе основываются на изучении роли причинно-следственных связей в патогенезе болезни.Присутствие или отсутствие патогенного (причинного) фактора при уже возникшей болезни определяет особенности ее развития. При ряде болезней их причина постоянно имеется в организме. Это относится, например, к сахарному диабету, гипертиреоидным состояниям, иммунным заболеваниям, так называемым симптоматическим артериальным гипертензиям.
При патологических состояниях механизм их развития поддерживается и аранжируется наличием в организме этиологического факторов. Патологические изменения связаны между собой различными причинно-следственными связями. Например, причинные факторы, действуя на организм в определенных условиях, вызывают конкретные патологические сдвиги, которые могут стать причиной новых расстройств, приводящих к другим нарушениям. Происходит становление порочного патологического круга.
Порочный круг(circulus vitiosus) ‒ замкнутая цепь причинно-следственных связей, когда какое-либо последовательно возникающее следствие становится причиной новых расстройств, усиливающих первоначальные патологические изменения, вследствие чего происходит утяжеление течения и ухудшение исхода заболевания или патологического процесса. Например, при тепловом ударе существенное повышение температуры тела увеличивает нервно-мышечную возбудимость, что приводит к развитию судорог и усилению сократительного термогенеза. Последнее потенцирует повышение температуры и дальнейшее увеличение возбудимости нервных центров и мышц.
Своевременное выявление причинно-следственных связей крайне необходимо для поиска эффективных путей, средств и способов патогенетического лечения. Разрыв патогенетических связей является одним из подходов к проведению терапии.
Специфика заболевания во многом определяется пусковым (инициаторным) механизмом патогенеза.В патогенезе болезней и патологических процессов всегда есть инициаторный механизм, который во многом определяет специфику болезненного состояния. Важность обнаружения и понимания сути пускового механизма болезни заключается, с одной стороны, в возможности эффективного патогенетического лечения путем устранения этого механизма, а с другой — в прогнозировании дальнейших этапов патогенеза болезни. Так, знание того, что инициальным звеном патогенеза почечно-ишемической артериальной гипертензии является активация системы ренин–ангиотензин–альдостерон, позволяет врачу блокировать это звено при помощи лекарственных средств (ЛС) и эффективно лечить пациента. Однако наличие лишь одного такого пускового механизма и/или продолжительное его действие характерны не для всех болезней. Так, формирующееся при гипертонической болезни стартовое патогенетическое звено в виде корково-подкоркового комплекса возбуждения сравнительно быстро активизирует другие механизмы повышения и стабилизации АД на высоком уровне: нейрогенный, почечный, эндокринный, гемический. После активации перечисленных звеньев патогенеза гипертонической болезни пусковой фактор может утратить инициирующее значение.
Патогенез каждого конкретного заболевания имеет основноезвено или соответствующий комплекс звеньев, определяющий качественно-количественную сторону процесса.Как правило, оно действует от начала до завершения процесса. Так, при заболеваниях с воспалительным компонентом в качестве основного звена выделяют образование и реализацию эффектов медиаторов воспаления; при различных видах анемии — гипоксию; при аллергических болезнях — образование и эффекты аллергических антител, сенсибилизированных лимфоцитов и медиаторов аллергии. Выявление ключевого звена или звеньев патогенеза обеспечивает проведение эффективной диагностики, профилактики и патогенетической терапии патологических процессов и болезней. Вместе с тем, при ряде болезней в настоящее время трудно выявить такое главное звено.
Динамика патогенеза различных патологических процессов и болезней носит характер цепной реакции. Это определяется тем, что пусковой патогенетический фактор вызывает более или менее разветвленную цепь других процессов — вторичных, третичных и последующих патогенных изменений, в том числе сопровождается становлением и развитием порочных патогенетических кругов. Так, при сахарном диабете ведущий патогенетический фактор ‒ гипоинсулинизм (недостаточность инсулина и/или его эффектов) обусловливает нарушение транспорта глюкозы в клетки, что приводит к расстройствам энергетического обеспечения, трансмембранного переноса ионов, субстратов обмена веществ и метаболитов, повреждению мембран и уменьшению активности ферментов. Данные изменения, в свою очередь, вызывают нарушение функций органов, тканей и системных процессов по каскадному/цепному принципу. Как следствие сахарный диабет проявляется как заболевание, характеризующееся существенными нарушениями метаболизма, структуры и функции органов и тканей, жизнедеятельности организма в целом.
Патогенез болезней характеризуется как специфическими, так и неспецифическими звеньями. Среди звеньев патогенеза болезни или патологического процесса наряду со специфическими выявляются и неспецифические звенья. Так, для различных видов наследуемых анемий характерно наличие специфических дефектов Hb: при талассемиях это несбалансированный синтез одной из цепей глобина, при серповидно-клеточной анемии в молекуле глобина остаток глутамина в 6-м положении от N-конца β-цепи заменен на валин; при анемиях с наличием нестабильных молекул Hb (т.е. агрегирующих в цитоплазме эритроцита) присутствует замена какой-либо определенной аминокислоты на другую. Наряду с данными патогенетическими звеньями, специфическими для каждой из названных разновидностей анемии, для всех анемий характерно наличие неспецифических, но значимых для их развития механизмов. К числу их, как наиболее значимых, относят гипоксию, ацидоз, дисбаланс ионов и воды, активацию реакций липопероксидации. Комбинация различной степени выраженности специфических и неспецифических патогенетических звеньев болезней в значительной мере определяет характерную клиническую картину.
Местные и общие звенья патогенеза: патогенез болезней и большинства патологических процессов включает комплекс взаимосвязанных местных и общих (системных) звеньев.Значимость этих двух категорий патогенетических звеньев, как правило, различна и нередко меняется по ходу формирования болезни. Например, на начальных этапах патогенеза нефрита или цирроза печени важное значение имеют местные механизмы. По мере прогрессирования названных форм патологии и особенно при развитии недостаточности функций печени или почек общие звенья патогенеза начинают играть доминирующую роль в нарушении жизнедеятельности организма. В отличие от этого, механизм развития, например, большинства эндокринопатий уже на ранних стадиях их развития включает системные, генерализованные патогенетические звенья. Примером может служить гиперкортицизм, сопровождающийся избыточным выделением в кровь глюко-, минерало- и андрогенных стероидов. При этой болезни развиваются как локальные изменения в ткани коры надпочечников, имеющие свои характерные патогенетические звенья (приводящие к гиперпродукции гормонов, гиперплазии и гипертрофии гистологических элементов надпочечников и другим изменениям), так и общие. Последние связаны с эффектами избытка кортикостероидов. К ним относят патогенетические звенья артериальной гипертензии, гипергликемии, иммунодепрессии, дисбаланса ионов в крови и тканях, кардиопатии и др. Взаимозависимость общих и местных механизмов развития болезней и патологических состояний проявляется также и тем, что регионарные (тканевые и/или органные) патологические процессы могут возникать в результате системных патогенных изменений, и наоборот. Примером первой ситуации могут быть местные патологические процессы (например, опухоли или воспаление в отдельных тканях и органах при иммунодефиците); примером второй — формирование недостаточности иммунной системы организма в результате опухолевого роста.
Патогенез всех болезней определеятсяпатогенными и адаптивными реакциями.Патогенез всех болезней и патологических процессов закономерно включает как патогенные, так и адаптивные (компенсаторные, защитные, репаративные, саногенные) реакции и процессы. Конкретная их комбинация, выраженность и значимость реакций и процессов широко варьируют у различных пациентов не только с разными формами патологии, но даже с одной и той же. Например, при аллергической форме бронхиальной астмы выявляются как патогенные эффекты (бронхоспазм, нарушение вентиляции и перфузии легких, диффузии газов через аэрогематический барьер), так одновременно и адаптивные. Последние направлены на обнаружение, фиксацию, деструкцию и элиминацию из организма аллергена, повышение эффективности доставки и утилизации тканями кислорода, компенсацию сдвигов кислотно-основного состояния (КОС) организма и ряд других.
Принципы патогенетической терапии и профилактики основаны на прерывании и/или снижении эффективности механизмов повреждения и одновременно ‒ активации адаптивных (саногенных) реакций и процессов. Иногда эти группы мероприятий называют патогенетической и саногенетической терапией соответственно.
Патогенетическая терапия направлена на прерывание патогенетических реакций. Типичным примером данного подхода является применение антигистаминных препаратов при развитии воспаления или аллергических реакций, занимающих ключевые роли в их патогенезе. Торможение синтеза и/или эффектов гистамина дает существенный терапевтический эффект, предупреждая развитие отека, расстройств крово- и лимфообращения, чувства боли.
Важным принципом патогенетического лечения является заместительная терапия. Она предусматривает использование средств, ликвидирующих дефицит или отсутствие в организме какого-либо фактора или факторов. В подобных случаях применяют гормональные препараты, ферментов (например, желудка и кишечника при нарушении полостного или мембранного пищеварения при синдромах мальабсорбции), витаминов (при гипо- или дисвитаминозах).
Обобщая изложенное представляется целесообразным сформулировать два принципиальных положения:
Вероятность возникновения, особенности развития и исходы патологических процессов и болезней определяются характеристиками патогенного агента и реактивностью организма, а также условиями, в которых происходит взаимодействие организма и причинного фактора.