Морально-психологические особенности профессиональной деятельности спасателей.
Профессиональная деятельность спасателей является одним из наиболее важных и гуманных видов профессиональной деятельности. Основной целью выполнения спасателями своих профессиональных обязанностей является спасение людей и материальных ценностей, а также ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени. Основным видом профессиональной деятельности спасателей является выполнение аварийно-спасательных работ (АСР).
В процессе выполнения этих работ спасатели подвергаются воздействию поражающих факторов ЧС и их психотравмирующих условий. Их деятельность связана с угрозой для жизни и здоровья, а ее результаты имеют высокую социальную значимость. Кроме того, содержание работ, необходимость оперативного принятия решений, сложность используемых технических средств и другие специфические условия, возникающие при ЧС, обусловливают высокие требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к уровню знаний, умений, навыков и психологических особенностей спасателей.
С целью установления указанных требований рассмотрим некоторые морально-психологические особенности профессиональной деятельности спасателей.
Данная деятельность организована в отдельных спасательных формированиях. Распорядок дня личного состава на этапе учебной деятельности включает в себя различные виды занятий, обслуживание технических средств и аварийно-спасательного инструмента, выполнение хозяйственных работ, спортивно-массовые и культурно-массовые мероприятия. Все это время спасатели постоянно находятся на виду друг у друга, общаются, совместно решают служебные задачи, принимают пищу, отдыхают и т.д. Это создает особую атмосферу быта спасательного формирования, где все достаточно хорошо знают интересы, привычки и привязанности друг друга. Как положительные, тек и отрицательные стороны поведения конкретного спасателя, проявленные им при выполнении работ по ликвидации ЧС или в процессе учебной деятельности, быстро становятся известны всему личному составу.
По сигналу тревоги, который является началом этапа боевой профессиональной деятельности спасателей, весь личный состав надевает боевую одежду и снаряжение, согласно боевого расчета спасатели, грузят аварийно-спасательный инструмент, водители запускают двигатели автомашин, личный состав занимает места в автомобилях, причем на выполнение всех указанных мероприятий нормативами отводится предельно короткое время.
Сигнал тревоги является внезапным для спасателей, застает их во время учебных занятий, отдыха, принятия пищи и т.д. Неожиданность сигнала тревоги, дефицит времени, неопределенность предстоящей ситуации (из-за отсутствия полной информации о возникшей ЧС) определяет возникновение и быстрое нарастание у спасателей эмоционального напряжения. К этому также следует добавить постоянное состояние неосознанного ожидания сигнала тревоги, своеобразной готовности к включению в боевую деятельность. В течение очень короткого промежутка времени может происходить и резкая смена вида выполняемой деятельности, что безусловно отражается на эмоциональном состоянии и двигательной активности спасателей. Их речь становится отрывистой, движения быстрыми и зачастую несколько хаотичными. При этом спасателям далеко не всегда удается мгновенно переключиться с одного вида деятельности на другой; на какое-то время эти виды как бы наслаиваются друг на друга, происходит их «столкновение».
На пути следования к зоне ЧС спасатели, при необходимости, локализуют и тушат пожары на маршрутах выдвижения, разбирают завалы на дорогах, оборудуют переправы.
По прибытии в зону ЧС производится разведка очага бедствия (аварии или катастрофы) и боевое развертывание. Далее личный состав выполняет свои функции согласно боевого расчета, а также приказов непосредственных начальников. На данном этапе боевой деятельности спасатели подвергаются воздействию большого количества стрессовых воздействий, основными из которых являются:
угроза жизни и здоровью, которая может быть вызвана обрушением конструкций зданий и сооружений, взрывами, выбросами пламени, опасными химическими веществами, радиационными поражениями, поражениями электрическим током и другими причинами;
необходимость быстрого принятия решений в постоянно изменяющейся опасной обстановке и высокая ответственность за их правильность. Данные стрессовые воздействия обусловлены необходимостью спасения людей и материальных ценностей в кратчайшие сроки, а также осознанием спасателями «цены» ошибки, каждая из которых может привести к неоправданным людским потерям;
экстремальные физические нагрузки, вызванные длительным выполнением трудоемких работ, отсутствием возможности полноценного отдыха, работой в средствах индивидуальной защиты, вибрацией, задымлением, высокими или низкими температурами, неблагоприятным шумовым и световым фоном и т.д.;
эмоциональные перегрузки, обусловленные видом погибших и пострадавших людей и животных, разрушением зданий и сооружений, видом пожаров и другими причинами.
Все перечисленные стрессовые воздействия могут по разному восприниматься каждым конкретным спасателем, однако, в своей совокупности они, как правило, вызывают у спасателей временные стрессовые состояния. Будучи по своей сущности коллективной, профессиональная деятельность спасателей предполагает оказание взаимопомощи, взаимозаменяемость, умение вовремя приходить на помощь. В зависимости от особенностей возникшей ЧС практически каждому спасателю приходится выполнять все возможные виды работ по ее ликвидации. По этой причине любая попытка спрятаться за спинами товарищей не проходит незамеченной, что значительно повышает ответственность спасателя перед коллективом за результаты своей работы.
После этапа ликвидации ЧС в деятельности спасателей наступает этап, охватывающий период от момента ликвидации ЧС до готовности спасательного подразделения к ликвидации новой ЧС. Он включает в себя приведение в порядок техники, аварийно-спасательного инструмента. Снаряжения и средств индивидуальной защиты, а также разбор действий спасателей по ликвидации прошедшей ЧС. После этого вновь наступает этап учебно-боевой деятельности.
Профессиональной деятельности спасателей характерны и такие особенности, как аритмичность процесса службы и неравномерность интенсивности труда, которые объясняются случайностью возникновения ЧС, а также различными их видами и масштабами последствий. Данные особенности также приводят к увеличению эмоциональной напряженности и способствуют ее накоплению. Специфика деятельности спасателя вызывает у него как необходимость находиться в постоянной боевой готовности с одной стороны, так и невозможность планировать всю свою деятельность с другой. Спасатель никогда не может знать достоверно, случится ли в определенное время ЧС или нет, какая, и каковы будут ее масштабы. Такая неопределенность также порождает напряженность, которая возрастает при получении сигнала тревоги, а затем и в ходе ликвидации ЧС.
Спасатели часто сталкиваются с человеческими трагедиями, а подавление связанных с этим эмоций также усиливает внутреннюю напряженность.
Существенным неблагоприятным фактором является и периодическое нарушение нормального режима сна-бодрствования, возникающего в связи с дежурствами и в ходе ликвидации ЧС. Следует отметить, что различные по-разному способны переносить длительное бодрствование, и периодическое лишение ночного сна может приводить некоторых к длительным расстройствам всего цикла «сон-бодрствование», что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии.
Все перечисленные особенности профессиональной деятельности спасателей предъявляют особые требования к их индивидуальным психологическим свойствам. Основными из этих требований являются следующие:
быстрая адаптация спасателей к условиям ЧС;
устойчивость к влиянию психотравмирующих условий ЧС;
способность к принятию решений в условиях дефицита информации или дефицита времени на ее переработку;
надежная работа по выполнению АСР в течение длительного времени;
надежная работа при выполнении АСР в индивидуальных средствах защиты;
устойчивость к экстремальным физическим и психологическим нагрузкам при выполнении АСР;
эффективная и безаварийная эксплуатация технических средств и аварийно-спасательного инструмента;
эффективное взаимодействие, взаимозаменяемость в процессе выполнения АСР.
Индивидуальные психологические свойства спасателей, позволяющие им в процессе выполнения профессиональных обязанностей на этапах учебно-боевой и боевой деятельности называются профессионально важными качествами.
Профессионально важные качества спасателей будут рассмотрены в рамках следующей темы.