Тринадцать шагов повышения уверенности в себе
— Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформируйте свои цели;
— решите, что для вас ценно, во что вы верите и какой хотели бы видеть свою жизнь;
— проанализируйте свое прошлое и разберитесь, что привело вас к нынешнему состоянию; постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать и не оказал помощи, хотя и мог это сделать; простите и самому себе свои прошлые ошибки и промахи;
— не позволяйте себе предаваться чувствам вины и стыда: они не позволят вам добиться успеха;
— ищите причины своего поведения в социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности;
— ваши действия могут подвергаться любой оценке; если они подвергаются конструктивной критике, воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность;
— никогда не говорите о себе плохо, особо избегая приписывания себе таких отрицательных черт, как "глупый", "уродливый", "неспособный", "неисправимый";
— из всякого поражения умейте извлекать уроки и даже выгоды; из поражения вы можете узнать, что преследовали ложные цели, не стоящие ваших усилий;
— не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать собственную неполноценность. Если не удастся изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них;
— позволяйте себе расслабиться; наедине с самим собой прислушивайтесь к мыслям, занимайтесь тем, что вам по душе;
— практикуйтесь в общении; наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются между собой люди;
- решите, что вы хотите от них и что можете дать; дайте им понять, что вы открыты для взаимного обмена;
— перестаньте чрезмерно охранять свое "Я": оно гораздо сильнее и пластичнее, чем вам кажется; оно гнется, но не ломается; пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, нежели будет пребывать в бездействии и изоляции;
— помните, что вы — неповторимая личность, активный творец своей жизни, повелевающий событиями. Если вы уверены в себе, то любое препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям.
Духовный багаж человека можно представить в виде психологического треугольника, разбитого на три зоны.
Зона С характеризует уровень сознания человека. Это — наше "Я", наша способность оценивать и критиковать. Многие считают, что этим маленьким треугольником и исчерпывается душевный мир человека. На самом же деле — это только малая, видимая часть айсберга.
Зона П характеризует наше подсознание. Она значительно больше по объему зоны С. От нее как раз в значительной степени и зависят черты нашего характера, поведение, содержание всей нашей жизни. Многим людям неизвестны возможности подсознания. Большинство из нас и не подозревают, что именно подсознание управляет психофизиологическими процессами, протекающими в организме человека, его отношениями с окружающим миром. Счастье и несчастье, здоровье и болезни, мудрость и глупость, спокойствие и агрессивность, удачи и неудачи, надежды и разочарования — все это формируется и управляется подсознанием. Физиологические функции нашего организма и сложный обмен веществ, колебания чувств и настроений, мощные импульсы и торможения, умственная работа являются подсознательными процессами.
Чтобы управлять этими чрезвычайно сложными процессами, подсознание накапливает информацию в течение всей жизни, с момента рождения до данной минуты. Подсознание помнит все.
В третьей зоне, зоне ОП, располагается общественное подсознание, под которым понимается наше врожденное знание, так называемое празнание. Здесь концентрируется информация, накопленная в ходе эволюционного развития человека и генетически закрепленная в его организме.
Мы мудрее, опытнее и способнее, чем предполагаем. Но лишь после того, как мы примем к сведению этот основной тезис, мы сможем взяться за освобождение самих себя от отвратительных пут страха, опасений и стеснительности. Только когда мы осознаем, насколько гениально ядро нашей личности, способен начаться процесс избавления от болезней, бедности, депрессий, ложного образа жизни и сопутствующих им несчастий.
Линии, разделяющие вышеназванные зоны в треугольнике, являются штриховыми. Это означает, что различные области нашего сознания взаимосвязаны между собой, причем чем свободнее и уравновешеннее человек, тем более проницаемы границы между ними. Если человек чрезмерно напряжен (физически и психически), то синапсы мозга блокируются, и подсознание лишается способности соответствующим образом реагировать и функционировать.
Существует немало способов, исходящих из психических и физиологических особенностей человеческого организма, которые позволяют достичь "освобождения от напряжения". Каждый человек сам является хозяином своего жизненного пути и своей судьбы. Поскольку наш жизненный путь определяется подсознанием, мы находимся в зависимости от накопленной им информации. Следовательно, каждый из нас является результатом своей собственной истории, пережитых событий и накопленного жизненного опыта.
Большинство людей, к сожалению, часто находятся под воздействием неверных установок. А между тем свою жизнь и свой характер можно усовершенствовать только тогда, когда не случай, а мы сами программируем свое подсознание. В своем прошлом мы не вольны что-либо изменить. Однако мы способны изменить программы и стимулы нашего будущего. Ежедневно наше подсознание улавливает новые отрицательные импульсы и, поскольку мы не можем целиком воспрепятствовать этому, необходимо практиковаться в искусстве положительного воздействия на подсознание. Большую помощь здесь способен оказывать ментальный тренинг (умственная тренировка).
В состоянии глубокого расслабления подсознание податливо, как воск. В таком состоянии можно нейтрализовать удары прошлого, а также запрограммировать и укрепить новые положительные импульсы. Результаты современных исследований деятельности головного мозга показывают, что наши намерения по-новому направлять свою жизнь не являются мечтой, а реально осуществимы. Если негативная информация способна разрушить нас, то позитивная может организовать, освободить и существенно повлиять на наше будущее. Уже с момента рождения между детенышем животного и ребенком существует глубокое различие. Детеныш любого животного развивается благодаря заложенным у него инстинктам и в большей степени, чем человеческое дитя, способен к выживанию. У ребенка тоже есть врожденные умения, например, умение сосать молоко матери, однако все они пригодны лишь на первых порах жизни. Позднее, чтобы выжить, человеку потребуются совсем другие способности, которым он должен осознанно или неосознанно научиться, в то время как животное на протяжении всей своей жизни будет руководствоваться программой существования своего вида. Иными словами, все, что человек умеет, он умеет только потому, что научился этому.
Человек является наиболее способным к обучению существом, благодаря чему он может изменить как самого себя, так и окружающий его мир. От родителей мы наследуем свою физическую сущность, мозг и врожденное знание, однако нам неведом тот жизненно необходимый образ поведения, который вел бы нас к счастью и успеху.
Общеизвестно, какое важное значение для человека имеют первые годы жизни: насколько его любят, какие удачи и неудачи он переживает.
Опыт первых лет жизни формирует в мозге человека структурную основу. Неосознанно он учится подражать тем, кого принимает за эталон. В школе ребенок начинает учиться осознанно, однако некоторую часть знаний и умений его разум воспринимает, как прежде, через подражание. В эти годы наше подсознание накапливает все больше опыта и информации о нас самих и об окружающем мире. Формируется характер, присущие нам в будущем положительные и отрицательные качества.