От чего зависит качество памяти
С возрастом память слабеет, но эффективность ее работы неодинакова у пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородными в этом отношении являются люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испытывают много идентичных трудностей в отношении деятельности памяти. В частности, у них более короткий, по сравнению с обычным, период концентрации внимания. Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной организации мыслительного процесса. Они не умеют точно оценивать для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить. И те, и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же различие между детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят недавние события, в то время как старики — события, более удаленные во времени (поскольку новые впечатления они обрабатывают недостаточно эффективно).
Постепенное замедление метаболических процессов вызывает торможение реакций на внешние сигналы. Возникающая в результате задержка с ответом часто расстраивает людей, которые привыкли думать быстро и действовать незамедлительно. Кроме того, что процесс записи и извлечения информации занимает теперь больше времени, становится значительно труднее выбирать наиболее важный сигнал из всех поступающих извне. Именно здесь оказываются очень полезными такие качества, как трудолюбие и усидчивость. Самодисциплина, которая заставляет вас, порой вопреки всякому желанию, оставаться за рабочим столом, помогает концентрации внимания. Какие бы посторонние мысли ни отвлекали вас от работы, ваше внимание будет постоянно возвращаться к тому делу, ради которого вы сидите за столом.
Вышеупомянутым изменениям метаболизма сопутствуют изменения, происходящие на физическом уровне: жесты становятся менее четкими, внимание рассеивается. Иногда человек теряет способность ясно мыслить и недостаточно точно выполняет поручения. Возникают трудности при совмещении нескольких дел, например, читать и слушать одновременно. Человек становится более чувствительным к посторонним помехам. В такой ситуации очень важно найти подходящий темп выполнения умственной работы.
В мире мысли возможность ошибки пропорциональна скорости мышления, поэтому чем больше времени вы будете давать себе на раздумье, тем меньше совершите ошибок.
В то время как скорость мыслительных операций снижается с возрастом, способности к суждению и словарный запас сохраняются. Молодому человеку часто приходится рисовать в уме различные возможные ситуации с тем. чтобы принять какое-либо решение.
Пожилой же человек способен оценивать настоящее в контексте прошлого опыта. Зачастую такая оценка оказывается более точной и полезной для дела.
Важным фактором является доверие к своей памяти. Человек должен быть к себе добрее, прощать мелкие случаи забывчивости, но стараться избегать крупных. Докажите себе, что, жалуясь на совершенно "дырявую" память, вы сильно преувеличиваете свой дефект: составьте список дел, которые вы сделали в течение дня, и сравните его со списком дел, которые вы забыли сделать. Полученный результат поможет вам избавиться от чувства неуверенности в себе.
В целом память адаптируется к жизненным условиям и нормально функционирует до глубокой старости, но только если человек постоянно использует ее. При недостаточной мотивации она слабеет, часто переключается на работу в других сферах.
Превосходство памяти молодых людей отчасти объясняется тем, что ее возможности реализуются в более полной форме. Молодые люди — менее чувствительные к посторонним помехам и не сомневающиеся в своей памяти — способны сосредоточивать внимание на нескольких вещах одновременно, не испытывая никакого внутреннего волнения. С устранением чувства беспокойства и волнения пожилые люди могут также использовать весь потенциал своей памяти, что более чем достаточно для удовлетворения их потребностей.
Люди, удовлетворенные своей памятью, всегда за нее спокойны. Они доверяют ей и эффективно используют в разных сферах своей деятельности. Вместо того чтобы сетовать на забывчивость, они благодарят память за то, что она сохранила для них. Такие люди активны и слишком заняты, чтобы рассуждать о разных невзгодах, приходящих со старостью.
На качество работы человеческой памяти оказывают влияние многие факторы. Главные причины неудовлетворительной работы памяти имеют психологический характер (за исключением патологических случаев). Известно, что провалы в памяти у людей любого возраста возникают, когда сильное волнение лишает их возможности концентрировать внимание: боязнь сцены, экзамена, публичного выступления, нервное истощение, сильный стресс, личные проблемы. Дети из неблагополучных семей часто испытывают трудности в школе из-за неспособности сосредоточиться. Люди, страдающие от стресса и переутомления, жалуются, что забывают многие вещи. То же самое относится и к людям, "ушедшим па пенсию: замечая нарушения памяти, они впадают в отчаяние, поскольку не понимают, что с этим можно бороться.
Беспокойство и депрессия — вот две основные причины плохой работы памяти в любом возрасте. Они целиком овладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на чем-либо другом. В экстремальных эмоциональных состояниях человек вообще перестает замечать внешний мир: вместо этого он замыкается в собственных переживаниях и таким образом теряет способность нормально записывать информацию.
Ум такого человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не остается места ни для чего иного, что могло бы стимулировать память. В сознании расстроенного человека мысль о постигшей его неприятности влечет за собой длинную цепь воспоминаний о прошлых бедах. Подобное болезненное состояние усугубляется навязчивыми мыслями, когда человек силится и не может вспомнить совсем не относящийся к существу дела факт. Нервное напряжение окончательно блокирует память, и человек начинает заниматься самобичеванием. Этот порочный круг можно разорвать, только переключив внимание на какой-либо другой предмет или расслабившись. Когда люди знают, что волнение тормозит функцию памяти, то у них исчезает чувство вины, возникшее в связи с этим.
Для расслабления лучше всего воспользоваться простейшими дыхательными упражнениями. Например, дышите глубоко через нос, втягивая и выпуская воздух постепенно. Мысленно представляйте себе, как мягко набегает на берег волна (вдох) и с тихим плеском откатывается назад (выдох).
Если перед вами встанет трудный вопрос и вы не сможете сразу же извлечь из памяти нужную информацию, просто проигнорируйте его, продолжая разговор на ту же тему. Таким образом вы сумеете справиться с волнением и не потеряете нити разговора. Кроме того, при этом выигрывается время, необходимое для восстановления в памяти забытого. Память редко возвращается мгновенно, и чем больше факторов затрудняют ее работу, тем больше времени требуется подсознанию для поиска нужной информации.
Забыв какое-то слово, человек начинает беспокоиться, волнуется, не понимая, что тем самым он только ухудшает свое положение. У памяти есть парадоксальная особенность: чем дольше и сильнее мы стараемся вспомнить слово, которое "вертится на языке", тем больше времени требуется нам для сознательного извлечения его из памяти. Дело в том, что при попытке ускорить процесс вспоминания мы начинаем нервничать и этим затрудняем работу мозга. Только переключив внимание на другой предмет, мы позволяем нашему подсознанию заняться поиском нужной информации с удобной для него скоростью.
Лучше спокойно отдаться течению беседы, а не соображать лихорадочно, что вы собираетесь сказать в следующую минуту. Кроме того, не преувеличивайте важность инцидентов "с провалом памяти": на самом деле в них нет ничего страшного. Давая себе время и возможность подавить беспокойство, вы можете контролировать работу памяти в любом возрасте, особенно в процессе старения, когда у человека все чаще возникают задержки с ответом.
Конечно, при некоторых обстоятельствах только время и перемена обстановки в силах привнести в сознание человека покой, необходимый для концентрации внимания. Люди, подавленные смертью близких или потерей работы, должны относиться к нарушениям памяти спокойно и отложить борьбу с забывчивостью до тех дней, когда они смогут преодолеть временные трудности. Для угнетенного человека забывчивость обычна и неизбежна, а его способности к обучению в период депрессии невероятно низки. В первую очередь надо выйти из депрессии, устранив из сознания навязчивые мысли, парализующие умственную деятельность. Иногда подавленных горем людей на время удается отвлечь от печальных мыслей, но это вовсе не означает полного их исцеления. Желая забыть о постигшей их беде, такие люди часто с головой окунаются в какую-нибудь деятельность, однако они по-прежнему не в состоянии уделять должное внимание текущим вопросам и потому забывают о многих важных вещах. Человек, находящийся в состоянии депрессии, должен прибегать к помощи таких грубых зрительных подсказок, как записки и таймеры, и пользоваться ими безо всяких колебаний.
На работу памяти пагубное влияние оказывают все химические вещества и медицинские препараты, вызывающие состояние сонливости. Список их весьма длинен. Это — барбитураты, бензодиазепины и другие успокаивающие средства, антидепрессанты, антигистаминные препараты и многие антиэпилептики.
Одна из основных причин проблем с памятью заключается в злоупотреблении снотворными, поскольку ими пользуются чаще и регулярнее, нежели другими средствами. Снотворные вызывают сопливость и заторможенность, притупляя бдительность и внимание. Аналогичный эффект обусловливают некоторые сердечные препараты. Нарушение памяти заметно у алкоголиков любого возраста. Алкоголь снижает способность к обучению и замедляет мыслительные процессы, в результате чего запись и хранение информации осуществляется некачественно. Всего несколько глотков спиртного достаточно для того, чтобы нарушить кратковременную память. Даже умеренные дозы алкоголя пагубно отражаются па познавательных процессах мозга (абстрактное мышле1ше, обработка информации, запоминание).
Алкоголь препятствует закреплению следа памяти. Однако старая информация, записанная в трезвом состоянии, не обязательно претерпевает искажения. По этой причине в состоянии алкогольного опьянения человек способен помнить события далекого прошлого и при этом забывает то, что случилось совсем недавно.
Последствия алкогольного опьянения весьма долго сказываются на работе головного мозга.
У курильщиков ослаблена функция кратковременной памяти. У выкуривающих больше одной пачки папирос в день поражены и визуальная, и вербальная виды памяти.
Избыток кофеина в крови вызывает нервозность, возбудимость, сердцебиение, несовместимые с вниманием. В идеале, для нормального функционирования памяти мозг должен быть одновременно насторожен и расслаблен. Злоупотребление же табаком и кофе лишает человека возможности расслабиться.
Все психические расстройства, связанные с чувством беспокойства, негативно отражаются на работе памяти. Определенные нарушения психики вроде агорафобии или боязни нахождения в людных местах усугубляются с возрастом и приобретают тяжелые формы. Приступы страха заставляют организм вырабатывать большое количество химических веществ — катехоламиноц, которые провоцируют одновременно изменения психологического (паника) и физиологического (нарушение сердечной деятельности) порядка.
Отдельные гипотензивные средства способны провоцировать депрессию и, следовательно, пагубно отражаются на работе памяти. Если вам вдруг начала отказывать память, проверьте сначала, какие лекарственные препараты вы принимаете.
Существует много иных физических расстройств, которые плохо сказываются на функции памяти: повышенное артериальное давление, сахарный диабет (даже в легких формах), заболевания щитовидной железы, последствия анестезии, снижение слуха и зрения, отравление пестицидами, авитаминоз (особенно алкогольный).
Проблемы с памятью возникают при различных опухолях мозга, хотя последние провоцируют в основном эпилепсию и нарушение моторной функции организма.
Наиболее опасным заболеванием, обусловливающим полную или частичную амнезию (потерю памяти), является болезнь Альцгеймера. В мозгу больного катастрофически уменьшается количество нейромедиаторов, ответственных за работу памяти и внимания. Пораженные участки сначала локализуются в гиппокампе и в миндалевидном ядре, являющемся частью лимбической системы. Дефицит ацетилхолина в этих участках мозга ведет к роковым последствиям. Одновременно в других участках мозга уменьшается уровень биогенных аминов (в частности, норадреналина), ответственных за функцию внимания. Больной редко может вспомнить название показываемых ему предметов. Причины, вызывающие это заболевание, до сих пор еще хорошо не выяснены.
Следует четко представить себе ситуации, в которых наше внимание имеет тенденцию к падению: когда нас торопят или на нас давят обстоятельства; когда нас перебивают или возникают отвлекающие факторы; при переутомлении или под действием лекарств и алкоголя; когда мы находимся в привычной обстановке (из-за потери бдительности); когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев); когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации.
Исследования показывают, что процесс вспоминания протекает лучше, когда человек оказывается в условиях (будь то место или настроение), приближенных к тем, при которых осуществлялась запись информации.
Часто ухудшение памяти связано с уходом человека па пенсию. В особенности это относится к людям, не подготовленным к новому образу жизни. Любое снижение жизненной активности приводит к падению и умственной активности. С исчезновением мотивации, которую раньше давала работа, у человека пропадает необходимость в запоминании специфической информации, и последствия забывчивости теперь представляются не столь серьезными. Прежние жизненные цели исчезают, а новые видятся неопределенными. К этому надо прибавить фактор депрессии, обычно наступающий после ухода на пенсию (особенно у мужчин).
На состоянии памяти сказывается одиночество, особенно у пожилых людей. В то время как молодым людям удается занимать память и заставлять ее работать, старики склонны предавать ее забвению. Поскольку жизненные потребности их сокращаются, они не часто обращаются к помощи памяти. К тому же мрачные мысли идут рука об руку с одиночеством. Жизнь в одиночестве лишает нас возможности обмениваться информацией с другими людьми и вести обычные разговоры, которые, как правило, вызывают из памяти множество самых разных воспоминаний.
Память обусловлена жизненной активностью, которая в свою очередь связана с функцией общения, поэтому человек, живущий со спутником жизни, имеет больше обязанностей и целей. Интересно отметить, что практически не встречаются семьи, где бы оба супруга в равной степени страдали потерей памяти. Обязательно, если у одного имеет место "склероз памяти", то второй сравнительно неплохо все запоминает. А ведь до наступления такого состояния они прожили вместе долгую жизнь: питание, режим труда и отдыха не сильно отличались. Разным было отношение к жизни, нагрузка на мозг, а главное — ответственность перед семьей, обществом, перед самим собой.
Скорее всего малоответственное отношение к жизни формирует условия для возникновения «склероза памяти».
То, что это состояние функциональной, а не органической природы, подтверждает тот факт, что после смерти супруга, обладавшего нормальной памятью, мозг "склеротического" супруга находит в себе резервы для существенного улучшения памяти.