Действия медсестры при авариях с биоматериалом. Аварийная аптечка, правила работы с ней
В медицинских организациях все пациенты должны рассматриваться как потенциально инфицированные ВИЧ, поэтому при оказании медицинской помощи необходимо выполнять все правила и требования по безопасности на рабочем месте. При выполнении лечебно-диагностических манипуляций, а также при работе с биологическими жидкостями (кровь, сперма, влагалищные выделения, любые жидкости с примесью крови, синовиальная, цереброспинальная, плевральная, перикардиальная, амниотическая) персонал должен использовать средства индивидуальной защиты - медицинские халаты/костюмы, медицинские шапочки, медицинские перчатки, маски, защитные очки, при необходимости - защитные экраны, клеенчатые фартуки.
К аварийным ситуациям при проведении лечебно-диагностических мероприятий, а также при сборе и удалении отходов относятся:
1) разрыв медицинских перчаток при проведении работы с биологическим материалом;
2) проколы, порезы колющим и режущим инструментарием;
3) попадание крови и других биологических жидкостей на слизистую оболочку и кожные покровы;
4) разбрызгивание крови и других биологических жидкостей.
1. Выполнить меры экстренной профилактики заражения (удалить биоматериал, выполнить обработку пострадавшего участка, соответствующую уровню аварии).
2. Немедленно поставить в известность старшую медицинскую сестру отделения, заведующего отделением, а в ночное время и в выходные дни – дежурного врача.
3. Заполнить учетную документацию:
- журнал регистрации медицинских аварий;
- акт служебного расследования при возникновении аварийной ситуации;
- написать собственноручно объяснительную в свободной форме, подробно изложив обстоятельства и причины произошедшего.
4. Сдать кровь на ВИЧ и маркеры гепатитов В и С сразу же после аварии.
5. В случае если пациент ВИЧ-инфицированный, прибыть в течение 72 часов в Центр СПИД, для назначения АРТ-терапии.
6. Диспансерное наблюдение, со сдачей крови на ВИЧ и маркеры гепатитов В и С через 3, 6 и 12 месяцев с момента аварии.
Состав аптечки «Анти – ВИЧ». Меры экстренной личной профилактики.
Состав аптечки «Анти – ВИЧ»:
- 70% этиловый спирт - 100мл.;
- 5% спиртовой раствор йода - 10мл.;
- стерильные марлевые салфетки;
- бактерицидный пластырь 3-4 шт.;
- запасная пара перчаток.
При повреждении кожи (порез, укол) - немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5%-м спиртовым раствором йода.
При попадании на кожу капель крови и других биологических жидкостей это место обрабатывают 70%-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70%-м спиртом.
При попадании инфицированного материала на слизистые оболочки глаз - немедленно промыть их большим количеством воды. Не тереть!
При попадании инфицированного материала на слизистую ротоглотки - рот и горло немедленно промыть большим количеством воды и прополоскать 70% спиртом.
Немедленно поставить в известность о получении травмы заведующего отделением, старшую сестру отделения (в ночное время - дежурного врача).
При попадании инфицированного материала на одежду, обувь; снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс (бак) для автоклавирования.
Кожу рук и других участков тела под загрязненной одеждой обработать 70% спиртом.
Обувь обработать двукратным протиранием ветошью, смоченной в растворе одного из дезинфицирующих средств.
При попадании биологических жидкостей на пол, стены, мебель, оборудование, загрязненное место залить дезинфицирующим раствором (выдержать время экспозиции), затем протереть ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе. Использованную ветошь сбросить в емкость с дезинфицирующим раствором.
Контроль качества предстеризационной обработки: азопирамовая и фенолфталеиновая пробы
Качество предстерилизационной обработки контролируют путем проб:
- на наличие крови — с помощью азопирамовой и амидопириновойпроб;
- масляных лекарственных загрязнений - проба с Суданом III;
- щелочных компонентов моющих средств - фенолфталеиновойпробой.
Азопирановая проба
Проводится на наличие гемоглобина, окислителей, хлорсодержащих средств, стирального порошка, ржавчины.
Состав азопирама:
100 мл амидопирина;
1 мл солянокислого анилина
Смешать в сухой посуде и залить 96%. спиртом до 1 литра. Смесь тщательно перемешать палочкой до полного растворения всех ингредиентов.
Хранить в плотно закрытом флаконе при температуре +4 С (в холодильнике) в течение 2 месяцев, при температуре от + 18 С до 4 — 20 ° С в течение 1 месяца.
ВНИМАНИЕ! Умеренное пожелтение реактива в процессе хранения без выпадения осадков не снижает его рабочих качеств.
Непосредственно перед проверкой качества очистки изделий, готовим рабочий раствор.
Смешивают в равных количествах азопирам и 3% раствор перекиси водорода (азопирамовая проба проводится так же, как амидопириновая). Реакция в течение 1 минуты.
При положительной реакции окрашивание:
сине-фиолетовое — наличие крови;
бурое — наличие хлор содержащих окислителей, ржавчина;
розовое — наличие моющего средства.
Температура исследуемого изделия от + 18 ° С до от +25 0 С. Рабочий раствор азопирама с перекисью водорода должен быть использован в течение 2 часов
Фенолфталеиновая проба
Качество отмывания с поверхности инструмента активных веществ моющего средства проверяют реакцией спиртового раствора фенолфталеина. Нанести 2-3 капли раствора на инструмент (на места соприкосновения инструмента с раневой поверхностью и на места соединения подвижных частей инструмента). При появлении розового окрашивания, свидетельствующего о наличие неотмытых веществ, всю партию изделий промывают повторно проточной водой, затем дистиллированной. Инструмент, на котором проводилась проба, промывают проточной водой от реактива и помещают в емкость с моющим раствором для повторной предстерилизационной очистки.
При проверке качества очистки игл, реактив набирают в чистый, не имеющий следов коррозии шприц, и, последовательно меняя иглы, пропускают реактив через них, выдавливая 3-4 капли на марлевую салфетку. Затем, для более тщательного контроля, на чистую иглу накручивают маленький кусочек ваты, смоченный реактивом, и протирают наружную часть иглы.
Качество очистки катетеров или других полых изделий оценивают путем введения реактива внутрь изделий с помощью чистого шприца или пипетки. Реактив оставляют внутри изделия в течение 0,5-1 минуты. После этого его сливают на марлевую салфетку. В лечебно-профилактических учреждениях ежедневному контролю подвергают 1-4% предметов медицинского назначения из каждой обработанной партии, но не менее 3-5 единиц. Результаты заносят в журнал.
Стерилизацию предметов медицинского назначения проводят различными методами: паром, сухим горячим воздухом, растворами химических веществ. Выбор того или иного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемого объекта