Глава 3. анатомия, физиология

И ПАТОЛОГИЯ ГОЛОСО- И РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным перио­дом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благо­приятных условий для формирования данной психической функции, в дальней­шем компенсировать её будет значительно труднее, а порой и невозможно пол­ностью!

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка со­ставляет один из основных элементов формирования личности, освоения выра­ботанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нрав­ственным, эстетическим развитием и является приоритетным в языковом воспита­нии и обучении детей, особенно дошкольников.

Исследования многих ученых в этой области позволяют утверждать, что для становления речи ребенка необходимо нормальное созревание и функциони­рование ЦНС, нормальное состояние высших психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а так же физическое состояние ребенка. Однако, даже имея все необходимые предпосыл­ки, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит.

С другой стороны, формирование высших психических функций и чувств (моральных, эстетических, интеллектуальных) у человека осуществляется только благодаря речи. Если речь у человека не развивается (дети-«маугли»), то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства, даже в самом примитивном виде не формируются. Существенно страдает также развитие восприятия, мышления, памяти, ибо в основе второй сигнальной системы, играющей ведущую роль в развитии этих высших психических функций, лежит слово, устная и письменная речь, как система осмысленных речевых сигналов, свойственных только человеку.

Понятие языка не совпадает с понятием речевой деятельности во­обще, т. к. язык – только определенная часть, – правда, важнейшая, – речевой деятельности. Речевая деятельность – продукт функционирования органов речи, филогенетически сложившихся и присущих любому Homo sapiens (человеку разумному). Всем людям свойственно воспроизведение одних и тех же звуков, но каждый социум формирует из них речевые (словесные) знаки, обозначающие определённые понятия, которые становятся языком общения той ограниченной популяции, в которой они сложились, потому что они воспринимаются всеми в одном и том же смысловом значении. Идёт параллельное формирование речи, как способности самостоятельно произносить необходимые звуки и преобразовывать их в слова, и языка – как средства общения между людьми. Язык является общим для народа, говорящего на нём, а речь всегда индивидуальна и неповторима, и даже по телефону, когда частотный диапазон передаваемого речевого сигнала существенно ограничен, мы узнаем знакомых людей.

Таким образом, если звукопроизношение (в отличие, например, от рыб) – это врождённая биологическая составляющая человека и многих животных, то звукотворчество (т. е. обучение осознанному произнесению всей гаммы необходимых звуков), составляющее основу разговорной речи, это его филогенетически приобретённая биологическая составляющая, а язык – социальный продукт речевой способности. Язык – это клад, практикою речи откладываемый во всех, кто принадлежит к одному сообществу (социуму). Как ингредиент речи, он пронизывает всю речь и все её стороны.

Если развитие речи связано с нейро-моторной стимуляцией речедвигательного аппарата, то развитие языка – с повышением словарного запаса, формированием правильного грамматического строя речи, способности адекватно использовать словарный запас в мышлении (внутренняя речь) и общении с окружающими (внешняя речь). В этом плане, возникающие проблемы развития речи – это, главным образом, проблемы медиков и логопедов, а развитие языка как основы речевого общения – задача чисто педагогическая.

Периферический и центральный отделы

Речевого аппарата

Анатомическое строение и физические характеристики артикуляторных органов человека хорошо приспособлены к производству человеческой речи. А, возможно, и наоборот – человеческая речь в том виде, в каком она сформировалась в процессе эволюции, определяется физическими характеристиками органов артикуляции человека и ограничениями, которые связаны с возможностями их изменения и перемещения в пространстве и времени.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.

Звуковая выразительность речи контролируется при помощи слухового анализатора, нормальная деятельность которого играет весьма важную роль в развитии речи у ребенка. Овладение речью происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей сре­дой, в частности с речевым окружением, являющимся для ребенка источником подражания. При этом ребенок пользуется не только звуковым, но и зрительным анализатором, имитируя соответствую­щие движения губ, языка и пр. Возникающие при этом кинесте­тические раздражения поступают в соответствующую область коры больших полушарий. Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается и закрепляется условнорефлекторная связь, обеспечивающая дальнейшее развитие нор­мальной речевой деятельности.

Наблюдения над развитием речи у слепых детей показывают, что роль зрительного анализатора в формировании речи является вто­ростепенной, так как речь у таких детей, хотя и имеет некоторые особенности, развивается, в общем, нормально и, как правило, без специального постороннего вмешательства. Таким образом, развитие речи связано в основном с деятельно­стью слухового и двигательного анализаторов.

Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Поэтому в речевом аппарате выделяют две тесно связанные между собой части: центральный (регулирующий) и периферический (исполнительный) речевой аппарат (рис. 10).

глава 3. анатомия, физиология - student2.ru

Рис. 10. Строение речевого аппарата

К центральному речевому аппарату относятся:

– корковые концы анализаторов (прежде всего, слухового, зрительного и двигательного), участвующих в речевом акте. Корковый конец слухового анализатора находится в обеих височных долях, зрительного – в затылочных долях, а корковый отдел двигательного анализатора, обеспечивающий работу мускулатуры челюстей, губ, языка, мяг­кого неба, гортани, принимающей участие и в речевом акте, находится в нижних отделах этих извилин;

– сенсорный речедвигательный аппарат представлен проприорецепторами, находящимися внутри мышц и сухожилий, участвующих в речевом акте, и возбуждающимися под действием сокращений речевых мышц. Барорецепторы находятся в глотке и возбуждаются при изменениях давления на них при произнесении речевых звуков;

– афферентные (центростремительные) проводящие пути начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах, и несут получаемую от них информацию к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых ор­ганов;

– корковые центры речи располагаются в лобной, височной, теменной и заты­лочной долях преимущественно левого полушария мозга. От участия правого полушария зависит эмоционально-образный компонент речи.

Лоб­ные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образо­вании собственной устной речи. Височные извилины (верхние) яв­ляются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля яв­ляется зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (воспри­ятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых, также играющей немаловажную роль в развитии речи ребёнка;

– специфические центры речи (сенсорный – Вернике и моторный – Брока), отвечающие за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речи (рис. 11)

Слуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины. При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия. Воз­никает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.

Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария. Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.

глава 3. анатомия, физиология - student2.ru

Рис. 11. Области двигательного и слухового анализаторов

Речи в коре головного мозга

1 – двигательный анализатор (переднецентральная извилина;

2 – двигательный (моторный) центр речи (Брока);

3 – сенсорный центр речи (Вернике)

– подкорковые узлы и ядра ствола (прежде всего, продолговатого мозга), ведают ритмом, темпом и выразительностью речи;

– эфферентные (центробежные)проводящие пути,соединяют кору головного мозга с дыхательными, голосовыми и артикуляторными мышцами, обеспечивающими речевой акт. Они начинаются в коре головного мозга в центре Брока.

В состав эфферентных проводящих путей включаются также черепно-мозговые нервы, которые берут начало в ядрах ствола головного мозга и иннервируют все органы перифе­рического речевого аппарата.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуще­ствляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блу­ждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двига­тельными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Периферический речевой аппаратсостоит из трех отделов: 1) дыхатель­ного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуковоспроизводящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей (рис. 12). Роль дыхательного отдела в речеобразовании человека один к одному напоминает роль мехов духового музыкального инструмента – органа. Это – поставщик воздуха для звукообразования, поскольку речевые звуки с физической точки зрения есть не что иное, как механические колебания выдыхаемого воздуха различной частоты и силы, возникающие в последующем периферическом отделе речевого аппарата – голосовом.

глава 3. анатомия, физиология - student2.ru   1 – полость носа; 2 – полость рта; 3 – нёбо; 4 – носоглотка; 6 – ротовая часть глотки; 6 – надгортанник; 7 – подъязычная кость; 8 – гортань; 9 – пищевод; 10 – трахея; 11 – верхушка левого лёгкого; 12 – левое легкое; 13 – левый бронх; 14-15 – легочные пузырьки (альвеолы); 16 – правый бронх; 17 – правое легкое   Рис. 12. Дыхательные пути По­казаны разветвления бронхов в лёгких (бронхиальное дерево)  

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками (рис. 13–14). Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку, снизу – в дыхательное горло (трахею) – (рис. 10). В глотке скрещиваются два пути – дыхательный и пищеварительный. Роль «стрелок» на этом скрещивании играют мягкое нёбо и надгортанник (рис. 15).

глава 3. анатомия, физиология - student2.ru глава 3. анатомия, физиология - student2.ru
Рис. 13. Хрящевой остов гортани: (А – спереди; Б – сзади)   1 – трахея; 2 – перстневидный хрящ; 3 – щитовидный хрящ; 4 – черпаловидные хрящи; 5 – надгортанник   Рис. 14. Вертикальный разрез через гортань (видна передняя половина гортани изнутри) 1 – надгортанник; 2 – черпало-надгортанная складка; 3 – щи­товидный хрящ; 4 – ложная го­лосовая связка; 5 – морганиев желудочек; 6 – истинная голо­совая связка (складка); 7 – перстневидный хрящ; 8 – трахея

Мягкое нёбо служит продолжением твёрдого нёба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба носит название нёбной занавески. При расслаблении нёбных мышц, нёбная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении (что наблюдается при акте глотания) – поднимается кверху и кзади, перекрывая вход в носоглотку. В середине нёбной занавески имеется удлинённый отросток – язычок.

Надгортанник состоит из хря­щевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя – к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохра­няет её полость от попадания пищи и слюны (рис. 15).

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Голосовые складки своей массой почти полностью застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.

У детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост её происходит в возрасте 5-7 лет, а затем – в пубертатный пери­од: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры горта­ни у девочек плавно увеличиваются на одну треть, а у мальчиков этот процесс носит «взрывной» характер: начинает быстро обозначаться кадык, а существенно (на 2/3) увеличившиеся голосо­вые складки приводят к «смене голоса» – изменению его тембра.

глава 3. анатомия, физиология - student2.ru

Рис. 15. Положение мягкого неба и надгортанника

При дыхании (А) и глотании (Б)

1 – мягкое нёбо; 2 – надгортанник; 3 – трахея; 4 – пищевод

Деятельность голосовых связок связана с парными внутренними мышцами гортани (рис. 16):

– мышцы, натягивающие голосовые связки – щито-черпаловидная (или голосовая)и перстне-щитовидная мышцы. Первые, вместе с покрывающей их слизистой оболочкой, образуют истинные голосовые связки (складки), между которыми находится голосовая щель. При сокращении щито-черпаловидной мышцы голосовые связки натягиваются и, увеличиваясь в поперечнике, несколько су­живают голосовую щель. При сокращении перстне-щитовидной мышцы, за счёт наклонения щитовидного хряща, также происходит натяжение голосовых связок;

глава 3. анатомия, физиология - student2.ru глава 3. анатомия, физиология - student2.ru
Рис. 16. Мышцы гортани А – сзади: 1 – задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 – поперечная межчерпаловидная мышца; 3 – косые межчерпаловидные мышцы Б – сбоку: 1 – задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 – боковая перстне-черпаловидная мышца; 3 – щито-черпаловидная мышца   Рис. 17. Схема действия задней перстне-черпаловидной мышцы 1 – истинная голосовая складка; 2 – голосовой отросток; 3 – мышечный отросток

– в группу мышц, расширяющих голосовую щель, входит только одна мышца – задняя перстне-черпаловидная, называемая для крат­кости просто задняя мышца гортани. При своем сокращении она поворачива­ет черпаловидные хрящи вокруг вертикальной оси, вследствие чего голосовые отростки этих хрящей вместе с прикрепленными к ним задними концами истинных голосовых связок расходятся в сторо­ны и раскрывают голосовую щель (рис. 17);

– в группу мышц, суживающих голосовую щель, входят: боковая перстне-черпаловидная мышца, служащая антагонистом задней мышцы, и поперечная черпаловидная, или просто поперечная мышца, являющаяся единственной непарной мышцей гортани. При своем сокращении она сближает черпаловидные хрящи между собой, способствуя тем самым замыка­нию голосовой щели. Действие этой мышцы дополняется правой и левой косыми черпаловидными мышцами, перекрещивающимися между собой.

Иннервация гортани осуществляется чувствительной и двигательной ветвями блуждающего нерва.

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, осталь­ные – неподвижными (рис. 18).

Главным органом артикуляции является язык. Язык – массивный мышеч­ный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), бо­ковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка (рис. 19), разнообразие точек их прикрепления, обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это играет не только большую роль в процессе произношения звуков речи, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных), но и обеспечивает про­цессы жевания и глотания.

глава 3. анатомия, физиология - student2.ru глава 3. анатомия, физиология - student2.ru
Рис. 18. Схематический профиль органов артикуляции 1 – губы; 2 –резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое нёбо; 5 – мягкое нёбо; 6 – голосовые складки; 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка Рис. 19. Мышцы языка 1 – продольная мышца языка; 2 – подбородочно-язычная мышца; 3 – подъязычная кость; 4 – подъязычно-язычная мышца; 5 – шило-язычная мышца; 6 – шиловидный отросток

Мышцы языка (рис. 19) делят на две группы. Мыш­цы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней по­верхности слизистой оболочки языка. Эта группа мышц обеспечивает движение языка как це­лого. Мышцы другой группы обоими свои­ми концами прикрепляются к раз­личным участкам слизистой оболочки и при сокращении изменяют форму и положе­ние отдельных частей языка. Все мыш­цы языка парные.

К первой группе мышц языка отно­сятся:

1) подбородочно-язычная мышца – выдвигает язык вперед (высовывание языка изо рта);

2) подъязычно-язычная – осаживает язык книзу;

3) шило-язычная мышца – являясь антагонистом первой (подбородочно-язычной), она втягивает язык в полость рта.

Во вторую группу мышц языка входят:

1) верхняя продольная мышца – при сокращении укорачивает язык и загибает его кончик кверху;

2) нижняя продольная мышца – сокращаясь, сгорбливает язык и заги­бает кончик его книзу;

3) поперечная мышца языка – умень­шает поперечный размер языка (суживает его и заостряет).

Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва (XII пара черепно-мозговых нервов), чувствительную – от тройничного, вкусовую – от языкоглоточного (IX пара).

Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует по средней линии складку – так называемую уздечку языка. В некоторых случаях, уздечка, оказываясь недостаточно эластичной или слишком короткой, ограничивает движения языка, затрудняя его артикуляцию.

Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Ар­тикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, аль­веолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Формирование речевых звуков в значительной мере зависит и от артикуляции губ, обеспечиваемой частью аппарата лицевых мышц (рис. 20).

Кроме круговой мышцы рта, которая расположена в толще губ и при своем сокращении прижимает губы друг к другу, вокруг рото­вого отверстия расположены многочисленные мышцы, обес­печивающие разнообразные движения губ: мышца, поднимающая верхнюю губу, малая скуловая мышца, большая скуловая мышца, санториниева мышца смеха и др. К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, сле­дует отнести также группу жевательных мышц. Например, жевательная и височная мышцы подни­мают опущенную нижнюю челюсть;крыловидные мышцы, сокра­щаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед, а при их сокращении на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открыва­нии рта происходит главным образом в силу её собственной тяже­сти (жевательные мышцы при этом расслаблены) и, отчасти, вслед­ствие сокращения шейных мышц.

глава 3. анатомия, физиология - student2.ru   1–2 – мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа; 3 – ма­лая скуловая мышца; 4 – мыш­ца, поднимающая угол рта; 5 – большая скуловая мышца; 6 – щечная мышца (мышца трубачей); 7 – круговая мышца рта; 8 – санториниева мышца смеха; 9 – мышца, опускающая нижнюю губу; 10 – мышца, опускающая угол рта; 11 – жевательная мышца   Рис. 20. Мышцы губ и щек

Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом, а жевательные мышцы получают иннервацию от двигательного корешка тройничного нерва.

3.2. Голосообразование (физиология речи)

Звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов:

1) формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких;

2) процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибри-ровать, проходя через голосовые связки;

3) процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой
и носовой полостях органами артикуляции;

4) распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе вы­доха, при этом в процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда чело­век молчит. Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более ко­ротким и более глубоким, выдох намного (в 5-8 раз) длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжи­тельность вдоха и выдоха примерно одинакова) и осуществляется при активном участии выдыхатель­ных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечи­вает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давле­ние воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Кроме того, в момент речи чис­ло дыхательных движений вдвое меньше (8-10 в мин), чем при обычном (без речи) дыхании (16-20 в мин).

Особенности речевого дыхания более наглядно представлены в табл. 1.

Таблица 1

Наши рекомендации