П.м. 02. участие в лечебно-диагностическом и ребилитационном
П.М. 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕБИЛИТАЦИОННОМ
ПРОЦЕССАХ
МДК.02.02. Основы реабилитации
Тема:Реабилитация больных при бронхиальной астме,эмфиземе легких ибронхоэктатической болезни
по специальности 34.02.01. «Сестринское дело».
2015 год
Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю зам по УР
«Сестринского дела»
«______» __________20 г. «______»___________20 г.
Составила: Кулькова Е.В., преподаватель ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. «Саткинский медицинский техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………..…………. 3
2.Сформированные компетенции……………………………………………………….. 5
3.Комплекс реабилитационных мероприятий при заболеваниях легких…………….. 7
4.Массаж грудной клетки и анатомо-физиологические особенности массируемой области9
5.Массаж грудной клетки по методике Б.С.Толкачева……………………………………. 11
6.Дыхательная гимнастика по Толкачеву…………………………………………………… 13
7.Физиотерапевтические методы лечения и курортотерапия…………………………….…16
8.Вопросы самоконтроля………………………………………………………………………17
9.Список используемых источников………………………………………………………….18
10. Тестовый контроль…………………..…………………………………………………...…19
11. Эталоны ответов…………………………………………………………………...………..22
Пояснительная записка
Бронхиальная астма — одно из наиболее распространенных заболеваний и, к сожалению, обнаруживается тенденция постоянного увеличения количества этого заболевания. Так, если заболеваемость бронхиальной астмой в начале века не превышала 1 % от общей численности населения, то в настоящее время эта цифра увеличилась до 10%. Ежегодно от болезни погибает около 2 млн человек.(В.Н. Солопов, 2004).
Бронхиальная астма — хроническое, рецидивирующее заболевание инфекционной или неинфекционной этиологии, обязательным патогенетическим механизмом которого является сенсибилизация, а основным клиническим признаком — приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции, отека слизистой бронха.
В результате в бронхиальном дереве развивается хронический воспалительный процесс.
При этом формируются основные клинические симптомы болезни. В самом начале заболевания нарушение проходимости бронхов обусловлено преимущественно их спазмом, воспалением и отеком слизистого и подслизистого слоев дыхательных путей Нарушение проходимости бронхов затрудняет движение слизи, и это проявляется тем, что после приступа появляется кашель и из бронхов откашливается мокрота в виде слизистых пробок.
Бронхиальная астма — заболевание хроническое, протекает с обострениями, которые в большинстве случаев сменяются периодами ремиссий. В первой стадии болезни основным выражением ее при обеих формах являются приступы удушья экспираторного типа. В зависимости от тяжести приступов различают легкое, средней тяжести и тяжелое течение заболевания. Чаще бронхиальная астма начинается с легких приступов, проходя последовательно этапы среднетяжелых и тяжелых проявлений первой стадии, а затем переходит во вторую стадию болезни. Однако это не является закономерным. Болезнь может оставаться легкой на протяжении многих лет или начаться с более тяжелых симптомов и быстро прогрессировать.
Частые приступы неблагоприятно сказываются на функции сердечно-сосудистой системы и могут быть причиной сердечной недостаточности.
Типичным осложнением бронхиальной астмы является обструктивная эмфизема легких.
Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме направлены на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспечивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспечения организма. С этой целью используется комплекс лечебновосстановительных мер, включающий организацию лечебноохранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия.
Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов «Саткинского медицинского техникума» к практическому занятию МДК.02.02. Основы реабилитации на тему : «Реабилитация больных при бронхиальной астме,эмфиземе легких и бронхоэктатической болезни»по специальности 34.02.01. «Сестринское дело».
Задачи:
1.Изучить комплекс реабилитационных мероприятий при заболеваниях легких: эмфиземе, плевритах, бронхоэктатической болезни, бронхиальной астме, включающих в себя массаж, рефлексотерапию, дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру.
2.Изучить различные методики массажа, классический, рефлекторно-сегментарный, по Толкачеву, ИМАЗ.
3.Изучить методы лечебной и дыхательной гимнастики.
4.Изучить показания и противопоказания к массажу и гимнастики.
5.Показать анатомические границы массажа грудной клетки.
6.Назвать особенности массируемой области.
7.Перечислить основные приемы массажа и их физиологическое действие.
8.Выполнить массаж грудной клетки и примерный комплекс ЛФК.
Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и квалификационных характеристик Сестринского дела.
Рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов медицинского техникума отделения лечебного дела – 4 курса профессионального модуля ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
Предлагаемый материал предназначен для самостоятельной подготовки к занятию по теме: «Реабилитация больных при бронхиальной астме,эмфиземе легких и бронхоэктатической болезни».
По теме: «Реабилитация больных при бронхиальной астме,эмфиземе легких, и бронхоэктатической болезни» студент должен:
уметь:
- осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеванияхлегких: бронхиальной астме,эмфиземе легких и бронхоэктатической болезни.
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
- проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры и основные приемы массажа;
- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
знать:
- причины, клинические проявленияпри заболеваниях легких: бронхиальной астме, эмфиземе легких и бронхоэктатической болезни;
- возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
- виды, формы и методы реабилитации;
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения;
Результатом изучение данной темы должны быть сформированы следующие компетенции.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Дренирующий массаж
Обязательной составляющей процедуры массажа является дренирующий массаж (сочетание массажа с постуральним дренажом).
Если состояние больного позволяет, ему придают коленно-локтевое положение и предлагают периодически покашливать. Массажист в это время проводит нежные сотрясания грудной клетки.
Затем больному рекомендуют выполнить трехразовое покашливание, во время которого массажист, обнимая руками грудную клетку, сжимает ее в ритме покашливание. Одновременно нажимает руками на переднюю брюшную стенку. Повторить 3-5 раз.
Необходимо обратить внимание, что отсутствие продуктивного кашля является противопоказанием для проведения откашливание, потому затрудненное отхождение мокроты может спровоцировать бронхоспазм!!!
После этого больного кладут на кушетку с приподнятым ножным концом. Проводят нажатия в области паравертебральной зоны, нажатие обычные и вибрационные на симметричные участки и противоположные квадраты грудной клетки при выдохе.
После короткого отдыха больному рекомендуют выполнить дренажные упражнения из положения стоя: наклоны туловища вперед, приседания с опусканием головного конца ниже тазового и нажатием на переднюю брюшную стенку и кашлем, речи – произношение звуков ( звуковая гимнастика).
При этом вдох должен быть коротким и обязательно носом, выдох – более длительным. Если носовое дыхание затруднено, проводят массаж носа и околоносовых участков и специальные дыхательные упражнения, описанные при массаже детей, больных бронхиальной астмой.
Все приемы массажа выполняются нежно, без резких движений, под постоянным контролем качества дыхания больного.
Продолжительность массажа – 15-25 мин. Курс лечения – 10-12 процедур. При процессах, протекающих остро, – ежедневно, при хронических – можно через день.
Диафрагмальное дыхание
Исходное положение (И.П.) лежа на спине, на счет 1-3 мощный, длительный, предельной глубины выдох силой мыши брюшного пресса (живот сильно втянуть), на счет 4 - диафрагмальный вдох, предельно выпячивая живот. Затем глухо, мгновенным сокращением мышц брюшного пресса кашлянуть.
Диафрагмальное дыхание можно делать сидя, лежа, стоя, с кашлем и без него. Мы научили наших пациентов диафрагмальному дыханию во время бега и ходьбы.
Сочетание бега и ходьбы при диафрагмальном дыхании очень важно для полноценного дренажа бронхов. Диафрагмальное дыхание также показано проводить после других дыхательных упражнений.
Выжимание лежа
И.П. - лёжа на спине. Плотно подтянуть бедра к груди, обхватив руками голени одновременно начать мощный выдох и завершить выдох на его пределе, затем вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом, максимально выпячивая живот, затем глухо кашлянуть силой брюшного пресса.
Выжимания проводят также стоя. Специальные динамические дыхательные упражнения
Упражнение 1
И.П. - стоя на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы широко врозь. На счет 1 - мгновенно скрестить руки перед грудью, локти под подбородок так, что кисти рук ударяют по лопаткам, с одновременным громким и мощным выдохом.
Упражнение 2
И.П. - стоя на носках; прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны вверх. На счет 1 - опускаясь на стопы, наклон вперед, округлив спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). Затем развести руки в стороны и снова скрестить перед грудью, 2-3 раза хлестнуть по лопаткам кистями, продолжая выдох, вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом.
Упражнение 3
И.П. - стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх - назад пальцы сплетены (как бы держат топор). На счет раз опускаясь на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, хлест руками вперед - вниз - назад, как рубка топором (громкий мощный выдох). На счет 2 - плавно вернуться в исходное положение.
Упражнение 4
И.П. - стоя на носках, слегка нагнувшись вперед, ноги на ширине "лыжни", руки вперед, кисти "сжимают лыжные палки". (На счет 1 опускаясь на стопы, присесть и наклониться вперед до касания животом бедер, руки вниз - назад до отказа, кисти полураскрыть (мощный выдох), на счет 2-3 - оставаясь в наклоне, пружинить ногами и завершить выдох, вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом.
Упражнение 5
И.П. - стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх ладонями наружу, кисти сжаты как для "гребка", на каждый счет, опускаясь на стопы, руки отводить назад - в стороны - вниз к бедрам (мощный выдох); поднимаясь на носки, вернуться в исходное положение, раздувая живот диафрагмальным вдохом. Эти специальные статические и динамические упражнения должны проводиться ежедневно по 15-20 минут до 2-4 раз в сутки.
Тестовый контроль
П.М. 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕБИЛИТАЦИОННОМ
ПРОЦЕССАХ