Раздел X. Психолого-педагогическое консультирование в системе коррекционной работы
Одной из основных задач психологического консультирования членов семьи ребенка, имеющего нарушения развития, является оптимизация внутрисемейных отношений путем принятия и практической реализации родителями адекватных «ролевых позиций» по отношению к ребенку и друг другу, обучение родителей навыкам установления позитивного контакта с ребенком и воспитание его в соответствии с общественными нормами поведения.
Достаточно распространенными являются ошибки родителей в отношении воспитания ребенка с отклонениями в развитии, вытекающие из снижения требований к нему, закрепления за ним статуса «больного». Наблюдения педагогов и психологов показывают, что если снижение требований в плане умственного развития ребенка, его обучаемости в определенной степени оправданно, то оно должно быть минимальным в отношении повседневных требований к предметно-практической деятельности ребенка и действий, имеющих воспитательное значение. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени как и полноценно развивающемуся, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких. Во многих случаях, анализируя ситуацию в семье ребенка с отклонением в развитии, педагоги наблюдают обратную картину. Родители начинают преждевременно обучать ребенка счету, чтению, письму, организуют дополнительные занятия с педагогами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не может охватить и усвоить. Все стремления родителей направлены на решение проблемы обучения и устройства детей в школу. Поэтому педагогам образовательных учреждений иногда приходиться сталкиваться с ребенком, не владеющим элементарными навыками самообслуживания, но знающего буквы алфавита. Родители излишне опекают этих детей, стремятся устранить даже незначительные трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. В семье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.
Нередко в семьях, где кроме ребенка с отклонением в развитии есть нормально развивающиеся дети, складываются неправильные отношения между членами семьи. Полноценный ребенок в таких семьях становится в той или иной степени заброшенным, от него требуют во всем уступать «больному», всячески опекать его, не реагировать и не жаловаться на неправильные или неадекватные поступки последнего. Все это может негативно отражаться на характере нормально развивающегося ребенка, а иногда может привести и к нервному срыву. Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у психолога и врача психоневролога способствуют установлению оптимального психологического климата в семье и преодолению тяжелых эмоциональных переживаний и конфликтов у родителей.
Психолого-педагогическое консультирование основывается на следующих принципах.
а) Соблюдение интересов ребенка. Этот принцип проводится в жизнь во всех случаях, кроме резко выраженной патологии развития, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи и, прежде всего, детей. Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обучения, воспитания и лечения как в образовательных учреждениях, так и дома.
В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть дошкольных и школьных коррекционных образовательных учреждений, которая позволяет организовать обучение ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Нередко только недостаточное понимание родителями реальных личностных возможностей своего ребенка мешает незамедлительному направлению его в соответствующее детское учреждение.
б) Корректная форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями психолог (коррекционный педагог) ставит своей задачей не только раскрыть психопатологическую структуру дефекта, но и отметить положительные качества личности ребенка. Как показывает практика, родителям следует не просто сообщить диагноз и решение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но доступно и понятно рас-сказать об особенностях их ребенка, объяснить, как с ним нужно заниматься дома и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав, культур" ный уровень, количество детей в семье, их возраст - так, чтобы советы специалиста не оказались для семьи трудновыполпимыми „ у родителей не возникло чувство своей беспомощности.
в) Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением прав каждого индивида на личные тайны.
Не столь редки случаи, когда родители расходятся в вопросах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, для того, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жизни. Психолог (коррекционный педагог) анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оценку его возможностям. Он консультирует родителей и других родственников ребенка индивидуально, соблюдая тайну консультирования, чтобы избежать новых психотравмирующих ситуаций для членов семьи. Индивидуальное консультирование помогает правильнее построить дальнейшую работу по консультированию семьи, в которой, помимо родителей, участвуют и другие родственники ребенка.
Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включаются в задачи консультирования, о чем сообщается родителям.
С помощью психолого-педагогического консультирования достигаются (под руководством психолога или педагога-дефек-толога) выработка адекватных внутрисемейных позиций и принятие оптимальных «семейных ролей» каждым членом семьи.
Эффективным методом консультирования является проведение коррекционных психолого-педагогических занятий с ребенком в присутствии родителей. Этот метод рекомендуется использовать в работе с семьями, чьи дети занимаются в коррекционных группах ДОУ (обучаются в коррекционных классах или специальной школе).
Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка с психологом (коррекционным педагогом), за процессом усвоения ребенком определенных правил поведения, знаний, умений и навыков помогает родителям лучше понять своего ребенка, оценить адекватность требований к нему и занять более правильную воспитательную позицию в семье. Рекомендуется также использовать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители усваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между ними в семье постепенно налаживается, что способству большему взаимопониманию между членами семьи.
Своевременное психолого-педагогическое консультировав ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволя подобрать адекватные условия и методы обучения и воспитаци ребенка, преодолевать трудности воспитания, а также улучщит, внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение по организации внутрисемейных отношений, родители нередко не могут сразу разобраться во всех вопросах и у них возникает потребность в новых советах. Важно также проанализировать динамику развития ребенка, еще раз проанализировать адекватность условий его обучения и воспитания, чтобы при необходимости внести организационные изменения, а также уточнить первоначальный диагноз и прогноз познавательного развития ребенка.
Часть III. Учебно-методическое обеспечение изучаемых дисциплин
III. 1 Виды учебно-практических заданий для самостоятельной работы при изучении учебных курсов «Основы специальной педагогики и психологии» и «Коррекционная педагогика»
1. Подготовка докладов, рефератов, сообщений по различным вопро-
сам программы учебного курса.
2. Проведение (участие в проведении) мероприятий по выявлениюдетей, имеющих проблемы в развитии, среди поступающих в массовую общеобразовательную школу.
3. Выявление детей с задержкой в развитии среди учащихся первых классов массовой общеобразовательной школы.
4. Проведение (участке в проведении) педагогического изучения или психолого-педагогического обследования детей с различными нарушениями развития.
5. Проведение педагогического изучения или психолого-педагогического обследования детей со стойкими трудностями в обучении, обусловленными парциальной задержкой в развитии.
6. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка имеющего отклонения в развитии (с использованием данных медико-педагогических наблюдений, результатов психологического тестирования и др.).
7. Составление методических рекомендаций к проведению коррекционно-педагогической работы в общеобразовательных учреждениях, по
индивидуальному педагогическому подходу к детям, имеющим недостатки в развитии (на основе проведенного психолого-педагогического изучения детей).
8. Проведение (участие в проведении) обследования состояния слуха изрения, двигательных функций у детей. Анализ и обобщение данных,такого обследования.
9. Выявление недостатков речи, задержки речевого развития у детей)старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
10 Выявление отклонений в развитии познавательной деятельности,двигательной и эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного имладшего школьного возраста.
11..Посещение открытых занятий в коррекционных образовательных учреждениях (коррекционных группах или классах при ДОУ и школе общего типа). Составление конспектов просмотренных коррекционно-развивающих занятий с детьми с их последующим анализом на практи-еских занятиях.
12.Просмотр и анализ открытых учебных занятий с учащимися коррскционных классов (классы коррекционно-развивающего обучения и классы компенсирующего обучения). |
13.Составление планов-конспектов учебных занятий и внеучебныхмероприятий, проводимых с учащимися, имеющими отклонения или отставание в развитии.
14.Участие в подготовке и проведении коррекционно-воспитательных (культурно-массовых, спортивных, «досуговых») мероприятий с детьми, имеющими проблемы в развитии.
15-Подготовка докладов, выступлений на методических объединениях педагогов детских образовательных учреждений по различным проблемам специальной психологии и коррекци'ониой педагогики.
16. Подготовка и проведение бесед и консультаций для родителей.
17. Выполнение контрольных работ по тематике учебного курса.