IX. 1 Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы
К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения). Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Так как процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, то очевидно, что неблагоприятные средовые воздействия могут стать причиной временных нарушений поведения, а закрепившись, они могут привести к аномальному (искаженному) развитию личности.
Как для нормального соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных веществ и витаминов, так и для нормального психического развития необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся, прежде всего, любовь ближних, чувство безопасности (обеспечиваемое заботой родителей), воспитание правильной самооценки, а также наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении) руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между «я» ребенка и внешним миром, и ребенок, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая найдет свое
место в обществе.
Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих развитие ребенка, уже само по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов вешней (социальной) среды, которые могут стать причиной на-рушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.
Реактивные состояния определяются в специальной психо- логии как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. Наиболее ярким проявлением реактивных состояний (РС) является синдром гиперактивности выступающий на фоне «пролонгированного» состояния общей психической возбудимости и психомоторной расторможенности Причины РС могут быть разнообразны. Так, к травмирующим психику ребенка обстоятельствам относится такое психофизиологическое расстройство как энурез (ночное недержание мочи сохраняющееся или часто повторяющееся после 3 года жизни), част о наблюдающийся у соматически ослабленных и нервных детей. Энурез может возникнуть после тяжелого нервного потрясения, испуга, после истощающего организм соматического заболевания. В возникновении энуреза отмечаются и такие причины как конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родителей, слишком глубокий сон и др. Усугубляют реактивные состояния при энурезе насмешки, наказание недоброжелательное отношение окружающих к ребенку.
К реактивному состоянию может привести наличие у ребенка тех или иных физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяжелой формы сколиоза и др.), особенно при неправильном отношении окружающих.
Частой причиной психогенных реакций у маленьких детей является внезапное сильное раздражение устрашающего характера (пожар, нападение злой собаки и др.). Повышенная восприимчивость к психическим травмам наблюдается у детей с остаточными явлениями после перенесенных инфекций и травм, у детей возбудимых, ослабленных, эмоционально неустойчивых. Наиболее подвержены психическим травмам дети, относящиеся к слабому типу высшей нервной деятельности, легко возбудимые дети Основным отличительным признаком РС являются неадекватные (чрезмерно выраженные) личностные реакции на воздействия из окружающей (прежде всего, социальной) среды. Для реактивных состояний характерным является состояние психологического напряжения и дискомфорта. РС могут проявляться в виде депрессии (тоскливого, подавленного состояния), В других случаях основными симптомами РС являются: психомоторное возбуждение, расторможенность, совершение неадекватных поступков и действий.
В тяжелых случаях может наблюдаться расстройство сознания (помрачение сознания, нарушение ориентировки в окружающем), беспричинный страх, временное выпадение некоторых функций (глухота, мутизм).
Несмотря на различие проявлений, «общим симптомом», связывающим все случаи реактивных состояний является тяжелое, гнетущее психоэмоциональное состояние, вызывающее перенапряжение нервных процессов и нарушение их подвижности. Этим во многом определяется повешенная склонность к аффективным реакциям.
Нарушения психического развития могут быть связаны с тяжелыми внутренними конфликтными переживаниями, когда в сознании ребенка сталкиваются противоположные отношения к близким людям или к той или иной социальной ситуации, имеющей для ребенка большое личностное значение. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) носят длительный, социально обусловленный характер; они приобретают доминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях. Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются: неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.). Конфликтные переживания могут возникать у детей, оставленных родителями, усыновленных и в других случаях. Еще одной причиной стойких конфликтных переживаний могут стать уже указанные выше недостатки и Дефекты психофизического развития, в частности, тяжелая форма
заикания.
Проявлениями тяжелых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм (во Многих формах его проявления, включая речевой негативизм), Агрессивные состояния; в некоторых случаях следствием конфликтных переживаний становится задержка познавательного (интеллектуального) развития ребенка.
Стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями (девиациями) поведения. Достаточно часто причиной поведенческих нарушений у данной категории детей являйся неправильное воспитание ребенка (чрезмерная опека, чрезмерная свобода или, напротив, отсутствие Любви, излишняя строгость и необоснованная требовательность, без учета его лиц постных интеллектуальных и психофизических возможностей определяемых стадией возрастного развития. Особенно серьез ной ошибкой в воспитании ребенка является постоянное уничижительное сравнение его с детьми, обладающими лучшими спо. собностями и стремление добиться от ребенка, не обладающего ярко выраженными интеллектуальными задатками больших достижений, У ребенка, достоинство которого унижено и которого часто наказывают, может развиться чувство неполноценности реакции страха, робости, озлобления и ненависти. У таких, находящихся в постоянном напряжении детей, нередко возникает энурез, головные боли, быстрая утомляемость и др. В более старшем возрасте такие дети могут восставать против доминирующего авторитета взрослых, что является одной из причин антисоциального поведения.
Конфликтные переживания могут быть обусловлены и психотравмирующими ситуациями в условиях школьного коллектива. Разумеется, на возникновение и степень выраженности конфликтных ситуаций оказывает влияние индивидуальные лично-стно-психологические особенности детей (состояние нервной системы, личные притязания, круг интересов, впечатлительность и др.), а также условия воспитания и развития.
Также достаточно сложным нервно-психическим расстройством является психастения - нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обусловленное слабостью и нарушением динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов. Причинами психастении могут быть тяжелые нарушения соматического здоровья, нарушения общего конституционального развития (вследствие дистрофии, нарушений обменных процессов в организме, гармональных расстройств и др.). Вместе с тем в возникновении психастении большую роль играют факторы наследственной обусловленности, нарушения функций центральной нервной системы различного генеза, наличия минимальной мозговой дисфункции и др.
Основными проявлениями психастении являются: снижение общей психической активности, замедленность и быстрая исто-щаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явления психической заторможености и инертности, повышенная утомляемость при психологических нагрузках. Дети-психоастеники крайне медленно включается в учебную работу и очень быстро устают при выполнении заданий , связанных с выполнением умственных и мнемических действий.
Дети этой категории отличаются такими специфическими чертами характера, как нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность. Нередко симптомами психастении выступают также состояние депрессии и аутистические проявления. Психопатическое развитие по психастеническому типу в детском возрасте проявляется в повышенной мнительности, в навязчивых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблюдаются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность, повышенная
мнительность.
Психопатия (от гр. - psyche - душа, payhos - болезнь) определяется в специальной психологии как патологический склад характера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Психопатия представляет собой искаженный вариант формирования личности, это - дисгармоническое развитие личности при достаточной (как правило) сохранности интеллекта. Исследования отечественных ученых (В.А. Гиляровский, В.Р.Мясищев, Г.Е. Сухарева и др.) показали диалектическое взаимодействие социальных и биологических факторов в происхождении психопатии. Большая часть психопатий обусловлена внешними патологическими факторами, действовавшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. Наиболее частыми причинами психопатии являются: инфекции - общие и мозговые, черепно-мозговые травмы - внутриутробные, родовые и приобретенные в первые годы жизни; токсические факторы (например, хронические желудочно-кишечные заболевания), нарушения внутриутробного Развития вследствие алкогольной интоксикации, воздействие ра-диации и др. Определенную роль в формировании психопатии играет и патологическая наследственность.
Вместе с тем для развития психопатии, наряду с основной (предрасполагающей) причиной, вызывающей врожденную или Рано приобретенную недостаточность нервной системы, необходимым является наличие еще и другого фактора - неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих воздействие при воспитании ребенка.
Целенаправленное позитивное воздействие окружающей среды может в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся у ребенка отклонения, тогда как при неблагоприятных условиях воспитания и развития даже легкие отклонения в психическом развитии могут трансформироваться в тяжелую Фому психопатии (Г.Е. Сухарева, 1954 и др.). В этой связи биологические факторы рассматриваются как исходные моменты предпосылки, могущие вызвать психопатическое развитие личности; решающую же роль приобретают социальные факторы, главным образом условия воспитания ребенка.
Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, поэтому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психопатического развития личности характерны: слабость воли, импульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется также в определенном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.
Наиболее отчетливо нарушения эмоционально-волевой сферы выражены при органической психопатии, в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем. Клинические проявления при органической психопатии различны. В одних случаях - первые проявления психического расстройства обнаруживаются уже в раннем возрасте. В анамнезе этих детей отмечается резко выраженная пугливость, боязнь резких звуков, яркого света, незнакомых предметов. Людей. Это сопровождается интенсивным и продолжительным криком и плачем. В раннем и дошкольном возрасте на первый план выступает психомоторное беспокойство, повышенная сенсорная и моторная возбудимость. В младшем школьном возрасте психопатическое поведение проявляется в виде необузданности, протеста против правил общественного поведения. Всякого режима, в виде эффективных вспышек (драчливость, беготня, шумливость, а позднее - школьные прогулы, склонность к бродяжничеству и др.) В других случаях органической психопатии обращает на себя внимание следующая особенность поведенческих реакций петей, резко отличающая их от сверстников уже в дошкольном О3расте. Родные и воспитателя отмечают крайнюю неровность ЙХ настроения; наряду с повышенной возбудимостью, излишней подвижностью у этих детей и подростков часто отмечается поуженное, угрюмо-раздражительное настроение. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто жалуются на неопределенные болевые ощущения, отказываются от еды, плохо спят, часто ссорятся и дерутся со сверстниками. Повышенная раздражительность, негативизм в различных формах его проявления, недоброжелательное отношение к окружающим, агрессивность по отношению к ним образуют ярко выраженную психопатологическую симптоматику органической психопатии. Особенно отчетливо указанные проявления выражены в более старшем возрасте, в пубертатном периоде. Нередко они сопровождаются замедленным темпом интеллектуальной деятельности, снижением памяти, повышенной утомляемостью. В ряде случаев органическая психопатия сочетается с задержкой психомоторного развития ребенка.
Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые (эксплозивные) и «бестормозные».
При первом (возбудимом) типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшие замечания у детей и подростков возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы.
Для органических психопатов по бестормозному типу характерны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования патологии влечений, склонности к бродяжничеству.
При наследственной отягощенности эпилепсией у детей могут формироваться черты личности, свойственные эпилептоидной психопатии. Эта форма психопатии характеризуется тем, что У Детей, при первично сохранном интеллекте и отсутствии ти-пичных признаков эпилепсии (припадки и др.), отмечаются сле-дующие особенности поведения и характера: раздражительность, вспыльчивость, плохая переключаемость с одного вида деятель-ности на другой, «застревание» на своих переживаниях, агрес-сивность, эгоцентризм. Наряду с этим характерны тщательность настойчивость при выполнении учебных заданий. Указанныеположительные черты необходимо использовать как опору процессе коррекционной работы.
При наследственной отягощенности шизофренией у детей могут формироваться шизоидные черты личности. Для этих детей характерны: бедность эмоций (нередко недоразвитие высших эмоций: чувства сопереживания, сострадания, признательности и др.), отсутствие детской непосредственности и жизнерадостности, малая потребность в общее с окружающими. Ядерным свойством их личности является аутизм. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслуживания. В играх дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. В ряде случаев отмечается своеобразие моторной сферы - неуклюжесть, моторная неловкость, неприспособленность к выполнению практической деятельности. Общая эмоциональная вялость, которая обнаруживается у детей уже с раннего возраста, отсутствие потребности в общении (аутистичные проявления), отсутствие интереса к практической деятельности, а позднее - замкнутость, неуверенность в себе, несмотря на достаточно высокий уровень интеллектуального развития, создают значительные трудности в воспитании и обучении данной категории детей.
Истерическое психопатическое развитие наиболее часто встречается в детском возрасте, чем остальные формы. Оно проявляется в выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости, в демонстративном поведении. В основе данного варианта психопатического развития лежит психическая незрелость. Она проявляется в жажде признания, в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, что составляет сущность психической дисгармонии.
Специфические черты истероидной психопатии проявляются в ярко выраженном эгоцентризме, в постоянном требовании повышенного внимания к себе, в стремлении любым путем дос тичь желаемого. В социальном общении наблюдается склонность к конфликтам, ко лжи. При столкновении с жизненными трудно стями возникают истерические реакции. Дети очень капризны, любят играть командную роль в коллективе сверстников и проявляют агрессивность, если им это не удается. Отмечается крайняя неустойчивость(лабильность)настроения.
Психопатическое развитие по неустойчивому типу может наблюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отличает незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привязанностей, импульсивность. У таких детей отмечаются затруднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерна безответственность, нестойкость моральных принципов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционального генеза, так и органического.
В практической специальной психологии установлена определенная зависимость между неправильными подхода к воспитанию детей, педагогическими ошибками и формированием психопатических черт характера. Так, характерологические черты возбудимых психопатов нередко возникают при так называемой «гипоопеке» или прямой безнадзорности. Формировании, «тормозимых психопатов» благоприятствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребенок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (социальный феномен «золушки»). Истерические черты личности наиболее часто формируются в условиях «гиперопеки», в обстановке постоянного обожания и восхищения, когда близкими ребенка исполняются любые его желания и прихоти (феномен «кумир семьи»).
В подростковом возрасте происходит интенсивное преобразование психики подростка. Существенные сдвиги наблюдаются в формировании интеллектуальной деятельности, что проявляется в стремлении к познанию, формировании абстрактного мышления, в творческом подходе к решению задач. Интенсивно формируются волевые процессы. Подростку свойственны настойчивость, упорство в достижении поставленной цели, способность к Целенаправленной волевой деятельности. Активно формируется сознание. Этому возрасту свойственна дисгармоничность психического развития, которая часто проявляется в акцентуирован-ности характера. По данным А.Е. Личко, акцентуированность (заостренность) отдельных черт характера у учащихся разных типов школ варьирует от 32 до 68 процентов от общего контингента Школьников (А.Е. Личко, 1983).
Акцентуации характера — это крайние варианты нормального характера, но в то же время они могут быть предрасполагающим фактором для развития неврозов, невротических, патохарактероло-гических и психопатических расстройств. В многочисленных исследованиях психологов показано, что Степень дисгармоничности у подростков различна, а акцентуиро- 219
ванность характера имеет разные качественные особенности и по разному проявляется в особенностях поведения подростков. К основным вариантам акцентуаций характера относятся следующие.
Дистимический тип
Особенностями этого типа акцентуации являются периодические колебания настроения и жизненного тонуса у подростков В период подъема настроения подростки этого типа коммуникабельны, активны. В период спада настроения они немногословны пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, становятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.
Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют себя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие длительных, устойчивых привязанностей, увлечений.
Эмотивный тип личности
Подростки этого типа характеризуются изменчивостью настроений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувствительны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себя в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.
Тревожный тип
Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В детстве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подростки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношениях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.
Интровертированный тип
У подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональ ной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружающими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности. У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиночеству, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Нуждаются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.
Возбудимей тип
При этом типе акцентуации характера у подростков наблюдается несбалансированность между возбудительными и тормозными процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, находятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, заторможен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсивности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных отношениях с окружающими.
Демонстративный тип.
Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцентризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабельность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благоприятных
условиях, когда «демонстративный» подросток оказывается в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личностных свойств по истероидному типу — привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.
Педантичный тип
Как подчеркивает Э.И. Леонгард, педантичность как акцентированная черта характера проявляется в поведении личности. «Поведение педантической личности не выходит за пределы разумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности». (С. 64). Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждательству. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков при повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситуации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ригидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.
Неустойчивый тип
Основной характеристикой этого типа является выраженная слабость волевых компонентов личности. Безволие проявляется прежде всего в учебной или трудовой деятель-ности подростка Однако в процессе развлечений такие подростки могут проявлять высокую активность. У неустой-чивых подростков наблюдается также повышенная внушае-мость, в связи с чем их социальное поведение в значительной степени зависит от окружения. Повышенная внушаемость и импульсивность на фоне незрелости высших форм волевой деятельности нередко способствует формированию у них склонности к аддиктивному (зависимому поведению): алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость и пр. Неустойчивая акцентуация проявляется уже в начальных классах школы. У ребенка полностью отсутствует желание учиться, наблюдается неустойчивое поведение. В структуре личности у неустойчивых подростков наблюдается неадекватная самооценка, что проявляется в неспособности к самоанализу, соответствующей оценке своих поступков. При надлежащем контроле возможно исключить появление неструктурированного поведения. Неустойчивые подростки склонны к подражательной деятельности, что дает возможность при благоприятных условиях сформировать у них социально приемлемые формы поведения.
Аффективно-лабильный тип.
Важной чертой этого типа является крайняя изменчивость настроения. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависит самочувствие подростка, его трудоспособность. На фоне колебания настроения возможны мимолетные конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настроения лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанности к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательномотношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки цувствуют себя комфортно, проявляют активность.
Следует отметить, что проявления психопатического развития не всегда заканчиваются полным формированием психопатии. При всех формах психопатического поведения при условии раннего целенаправленного коррекционного воздействия в сочетании (при необходимости) с лечебными мероприятиями могут быть достигнуты значительные успехи в компенсации отклоняющегося развития у данной категории детей.
IX. 2 Основное содержание комплексной коррекциониой работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами
Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим эмоционально-волевыми расстройствами, предусматривает решение ряда организационно-педагогических задач и практическую реализацию следующих направлений коррекционной работы.
• Всестороннее изучение причин нарушения эмоционально-волевой сферы у данного ребенка, нарушений поведения, причин, способствовавших возникновению аффективных реакций. Выяснение условий воспитания и развития ребенка в семье.
• Устранение (по возможности) или ослабление психотравми-рующих моментов (в том числе негативных психотравмирующих факторов социального плана, например неблагоприятных условий жизни и деятельности ребенка в семье, неправильного педагогического подхода к воспитанию ребенка и т.д.).
• Определение и практическая реализация рационального (с учетом индивидуальных особенностей ребенка) режима дня и учебной деятельности. Организация целенаправленного поведения Ребенка; формирование адекватного поведения в различных со-Циально-бытовых ситуациях.
• Установление позитивного тесного эмоционального контакта с Ребенком, включение его в увлекательную деятельность (совме-стно с педагогом и другими детьми) - с учетом его интересов и склонностей. Поддерживание позитивного контакта с ребенком в течение всего периода педагогической работы в данном образовательном учреждении.
• Сглаживание и постепенное преодоление отрицательных качеств личности у детей с эмоционально-волевыми расстройства, ми (замкнутость, негативизм /в том числе речевой негативизм/ раздражительность, сензитивность /в частности, повышенная чувствительность к неудачам/, безразличное отношение к про-блемам окружающих, к своему положению в детском коллективе и др.).
• Важное значение имеет преодоление и предупреждение невротических реакций и патохарактерологических нарушений: эгоцентризм, инфантильность с постоянной зависимостью от окружающих, неуверенность в своих силах и др. С этой целью предусматривается:
- предупреждение аффективных реакций, реактивного поведения; недопущение возникновения социально-бытовых ситуаций, вариантов межличностных контактов между детьми, провоцирующих аффективные реакции у ребенка;
- рациональная, четкая, продуманная словесная регуляция деятельности ребенка;
- предупреждение учебных (психологических) перегрузок и переутомления, своевременное переключение внимания ребенка с данной конфликтной ситуации на другой вид деятельности, на обсуждение «нового» вопроса и т.д.
Не менее важное значение придается и другим направлениям коррекционно-педагогической и коррекциоыно-психологической работы. К ним относятся:
• формирование социально-положительных личностных качеств: общительности, социальной активности, способности к волевым усилиям, стремления к преодолению встречающихся трудностей, к самоутверждению в коллективе в сочетании с благожелательным, корректным отношением к окружающим;
• Формирование правильных взаимоотношений детей в детском коллективе (прежде всего, нормализация или установление правильных межличностных отношений между ребенком, страдающим эмоционально-волевыми нарушениями, и другими детьми воспитательской группы [класса]); проведение разъяснительной работы с окружающими данного ребенка детьми. Обучение ре бенка сотрудничеству с другими детьми.
• Целенаправленное формирование у детей с эмоционально-волевыми нарушениями игровой, предметно-практической числе х.удожественно-изобразительной), учебной и элементарной трудовой деятельности; проведение на этой основе систематической разноплановой педагогической работы по нравственному, эстетическому воспитанию детей, формированию положительных качеств личности.
• Упорядочение и развитие ориентировочно-исследовательской деятельности (на основе целенаправленного формирования сенсорного восприятия, зрительного и слухового гнозиса, операций анализа воспринимаемого предмета и целостной предметной
ситуации и др.);
• Приобщение к коллективным формам деятельности, вовлечение ребенка в совместную с другими детьми игровую, предметно-практическую и учебную деятельность. Формирование у ребенка навыков работы в коллективе: умений учитывать общие правила и цели данного вида деятельности, интересы других детей, умения подчиняться требованиям коллектива, соотносить свои действия с работой других и т.д.
В содержание комплексной коррекционной работы входит.
также следующее.
• Развитие познавательных интересов и потребностей, формирование сознательного, ответственного отношения к своим обязанностям, выполняемым учебным заданиям, общественным поручениям и др.
• Формирование устойчивых мотивов учебной и предметно-практической деятельности, соответствующей возрасту.
- Развитие познавательной активности детей;
- Использование в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми разнообразных методов и приемов, специально направленных на формирование активности и самостоятельности Детей в учебной и предметно-практической деятельности (учебные задания с элементами соревнования, задания творческого характера с использованием яркого, красочного дидактического Материала; упражнения, построенные по принципу «малых шагов», «подъема по ступенькам» и др.).
- Регулярные занятия в разнообразных кружках, секциях, клубах по интересам;
Проводимые учебные и воспитательские занятия должны быть динамичными, разнообразными, интересными и в то же время - не должны содержать излишней информации, большого чис-ла трудных для самостоятельного выполнения заданий, что не редко вызывает у детей отрицательные эмоции, усталость, нега тивные поведенческие реакции.
* Развитие речевого общения в ходе совместной с педагогом, с другими детьми деятельности (учебной, игровой, практической)
* Воспитание целенаправленности и планомерности деятельности, формирование тормозных («сдерживающих») реакций, правильной самооценки собственной деятельности и поведения.
* Активное вовлечение детей в участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий, культурно-массовых и спортивных мероприятий.
* Развитие двигательных функций, общей и тонкой ручной мо-торики, в том числе при формировании предметно-практической деятельности в различных ее видах. Подготовка к овладению двигательным актом письменной деятельности.
* Проведение занятий по психологической и психолого-педагогической коррекции отмечаемых у детей нарушений эмоционально-волевой сферы : коррекционно-развивающие занятия, психологический тренинг, занятия по системе арткоррекции (осуществляется средствами игротерапии, музыкальной терапии, изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и др.). Важное значение при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеет игровая психотерапия. Для сюжетно-ролевых игр подбираются социально-бытовые ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него в личностном плане. В процессе игры ребенок обучается адекватным взаимоотношениям с окружающими его людьми. Важное значение имеет дифференцированный подбор сюжетов для игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению (например: "Моя семья", где в роли родителей выступают дети, а «роль» детей выполняют куклы; "Наши маленькие друзья", "Мы
- строители", "Космонавты", "Наш двор", "Играем на детской площадке" и др.)
* Осуществление комплекса лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий:
- врачебное консультирование (педагогов и родителей),
- правильное питание, диетотерапия и фитотерапия;
- медикоментозное лечение,
- физиотерапия,
- водолечение и закаливающие процедуры;
- лечебная гимнастика и массаж и др.*
Примечание. При проведении коррекционно-педагогической работы необходим постоянный контакт педагога с врачом-психоневрологом и психологом.
• Педагогическая работа с семьей ребенка:
- выявление и оценка социально-бытовых условий, в которых проживает семья ребенка,
- изучение и анализ условий воспитания и развития ребенка в
семье.
- выявление и устранение неправильных подходов к воспитанию ребенка в семье (воспитание в условиях гиперопеки, дефицита воспитательного воздействия окружающих /гипоопека/, завышенные или заниженные требования к ребенку со стороны взрослых при организации раз<