III. 3 Система заданий для психолого-педатгического

изучения детей старшего дошкольного возраста*

Задание 1. «Почтовый ящик» (модифицированный вариант методики Е.А. Стребелевой).

Назначение — изучение уровня развития наглядно-действенного мышления, работоспособности, уровня обучаемости. Данная мето­дика позволяет более легко установить контакт с ребенком.

Инструкция: «Давай поиграем, как будто эта коробочка - почто­вый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (пока­зать ребенку геометрические фигуры). Опусти все фигурки-письма в почтовый ящик».

Стимулъный материал - вниманию ребенка предъявляется квад­ратная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различ­ной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием по­вторяют прорези на гранях коробки.

Процедура проведения. После сообщения ребенку задания и уточнения понимания им инструкции, ему предъявляется стимуль-ный материал: фигурки и коробочка. В процессе выполнения ребен­ком задания обследующий анализирует процесс выполнения зада­ния (способы действия, работоспособность, концентрацию внима­ния, зрительное восприятие формы, ведущую руку). В случае за-труднения выполнения ребенком задания экспериментатор может оказывать следующие виды помощи.

' Рекомендуется для обследования детей 5,5 - 6,5 лет, в т.ч. - в целях определе­ния степени готовности к школьному обучению. Авторы-составители - И.Ю. Левченко и Н.А. Киселева (2005) 107

Используется стимулирующую помощь в виде виде подбадривания, словесного поощрения («Правильно, молодец, стараешься, давай дальше» или «Постарайся сделать, у тебя обязательно получиться»).

Организующая помощь: организация внимания на каком-то мо­менте выполнения задания («Не торопись», «Посмотри вниматель­но»). Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчивое, и он быстро отвлекается.

Разъясняющая помощь: уточнение порядка действий при выпол­нении задания («Ты должен взять фигурку, посмотреть на нее вни­мательно, потом найти отверстие, подходящее для этой фигурки, и опустить в это отверстие фигурку»),

Введение наглядности: продемонстрировать способ действия без объяснения «алгоритма» его выполнения (взрослый по своему ус­мотрению выбирает любую грань коробочки форм, зрительно под­бирает к отверстию на этой грани соответствующую фигурку, берет ее и опускает в нужное отверстие, затем говорит ребенку: «а теперь продолжи сам»; при этом следует показать ребенку цвет грани, на которой расположено необходимое отверстие).

И, наконец, заключительный вид помощи - конкретная обучаю­щая помощь. Взрослый берет любую фигурку, обращает внимание ребенка на «информативные» признаки этой фигурки, например, что у нее есть три острых угла, затем говорит, что нужно найти такое отверстие для этой фигурки, в котором также есть три острых угла; совместно с ребенком обследующий отыскивает такое отверстие и демонстрирует, как легко входит в него фигурка. После объяснения и соответствующего показа ребенок манипулирует самостоятельно.

Задание 2. «Заучивание 10 слов» (по А.Р. Лурии).

Назначение - оценка состояния слухоречевой памяти (объема и качества заучивания), оценка утомляемости, активности и целена­правленности внимания и др.

Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внима­тельно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Стимулъный материал — листок с написанными словами: ДОМ, КОТ, ЛЕС, ЗЕРНО, ИГЛА, МОСТ, ХЛЕБ, ОКНО, БРАТ, МЕД. Набор слов может быть и другим, особенно при повторном исследовании.

Важно, чтобы был использован аналогичный лексический материал - часто употребляемые слова достаточно простой слоговой структуры.

Процедура проведения. Для качественного проведения обследо­вания следует соблюдать тишину. Экспериментатор предлагает ре­бенку запомнить слова. Произносить слова необходимо медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в протоколе крестики напротив этих слов. Протокол обследования памяти

Слова для   1 предъявле-   2 предъявле-   3 предъявле-   Отсроченное  
шюмина-   ние   ние   ние   воспроизведе-  
ння               ние  
ДОМ                  
кот                  
ЛЕС                  
ЗЕРНО                  
ИГЛА                  
МОСТ                  
ХЛЕБ                  
ОКНО                  
БРАТ                  
МЁД                  


Если слово произносится неверно (искажается, либо заменяется по смыслу), обследующий отмечает это в протоколе. Опыт повторя­ется 5 раз (если у ребенка снижена работоспособность, допустимо 3-х кратное повторение). После 5-ти кратного повторения эксперимен­татор переходит к другим заданиям, в конце исследования снова просит воспроизвести эти слова (допустимо напомнитние первого слова). По результатам исследования составляется график «Кривая запоминания».

Задание 3. «Мозаика» (авт. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова).

Назначение — оценка зрительно-пространственного восприятия

взаиморасположения объектов на плоскости, различения основных и

оттеночных Цветов, формы геометрических фигур, навыков речевого планирования деятельности, активности внимания, состояния зрительно-моторной координации, сформированности графо-моторных навыков и др.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой картинка-мозаика. На ней Рисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой сток бумаги, на котором эти фигурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нужный цвет».

Стимульный материал — цветные фломастеры, картинка-образец лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывается картинка, образец, лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок и фломастеры. Затем ребенку предлагают выполнить зада, ние. По ходу выполнения задания экспериментатор оценивает сле­дующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на выполненном изображении и образце, качество штриховки, особен-ности зрительно-моторной координации, трудности в нахождении нужной фигуры, степень соответствия полученного изображения и картинки-образца. В случае затруднения допускается оказание ре­бенку стимулирующей, организующей, разъясняющей помощи.

Стимулирующая и организующая помощь: посредством подбад­ривающих, стимулирующих действий, либо концентрирующих вни­мание высказываний экспериментатор способствует активизации осмысленной деятельности ребенка.

Разъясняющая помощь: экспериментатор повторяет инструкцию в более медленном темпе, делая акцент на том, что каждая фигурка должна быть раскрашена так же, как на образце.

Задание 4. «Разрезные картинки» (сти.мульный материал).

Назначение — проанализировать умение ребенка создавать целое из частей, сформированность мыслительных операций анализа и синтеза. Выполнение задания возможно при определенной степени развития наглядно-образного мышления.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет»

Стимульный материал: серия разрезных (цветных) картинок разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально-вертикальный, диагональный) и количеством раз­резанных частей (2-5). При проведении психологического обследо­вания возможно использование самостоятельно изготовленного стимульного материала. Требования к стимульному материалу: предмет, изображенный на картинке, должен входить в запас пред­ставлений ребенка об окружающем мире. Разрез картинки должен быть таким, чтобы в образованные элементы попали значимые части изображения.

Процедура проведения. После объяснения ребенку задания * уточнения понимания им инструкции, ему по очереди предъявляв разрезанные изображения предметов - от более простых - к слож- ным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие изображенного предмета.

Картину предлагают собирать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может оп-ределить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, необходима помощь взрослого, который обращает внимание на какую-го наиболее характерную деталь. По ходу выполнения задания об- следующий оценивает следующие качественные показатели: адек­ватность восприятия изображенного предмета, способы сложения картинки, поворот полученного изображения на плоскости. В случае затруднения выполнения ребенком задания взрослый оказывает оп­ределенный вид помощи.

Стимулирующая и организующая помощь. Такая же как и в задании №1.

Разъясняющая помощь: «Посмотри еще раз внимательно на де­тали картинки, вспомни, что ты должен собрать, соедини эти детали так, чтобы получился целый предмет».

Введение наглядности: если надо собрать картинку из 3, 4, 5 час­тей, взрослый берет две подходящие части, соединяет их между собой, не объясняя алгоритм выполнения действия, далее предлагает ребенку продолжить собирать картинку самостоятельно. Другим вариантом наглядно-действенной помощи может стать показ кар­тинки с целым изображением предмета.

Конкретная обучающая помощь: следует показать ребенку наи­более характерные детали собираемого предмета, уточнить, в какой части изображения они находятся, например, уши вверху, ноги вни­зу, кабина впереди, хвост сзади и т.д. Наметить план сборки изобра­жения, например, для вертикальных изображений - снизу вверх, для горизонтальных - слева направо. Вместе с ребенком собрать картин­ку, с учетом проведенных объяснений. После обучения предложить ребенку выполнить аналогичное задание самостоятельно.

Задание 5. «Последовательные картинки» (стимульный материал).

Назначение — выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий, уровень развития связной речи, качество фразы, состояние лексико-грамматического строя и звукопроизношения, вербального воображения.

Инструкция - «Вот здесь на картинках один рассказ. Все картинки перепутались. Найди, с чего все началось, что было потом, чем все закончилось. Когда все разложишь, составь рассказ».

Стимулъный материал - несколько серий, состоящих из 2-3-х катинок, каждая из них отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрьтыи смысл. При проведении пен. хологического обследования возможно использование самосто-, ятельно изготовленного стимульного материала.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки ц просят его разложить их по порядку так, чтобы получился рассказ Внимательно наблюдают за действиями ребенка, обращают внимание на следующие качественные показатели: последовательность рас-кладки, способность самостоятельно составить рассказ, качество рас­сказа, последовательность рассказа. По мере необходимости оказы­вают дозированную помощь в раскладывании картинок. В случае, если ребенок разложил картинки неверно, не следует сразу же торо­питься исправлять его. По ходу составления рассказа, ребенок может самостоятельно исправить допущенную ошибку. С другой стороны, при неправильном раскладе может получиться связный и по-своему логичный рассказ-повествование. (Если рассказа нет, следует перейти к другому виду помощи.) В этом случае надо выслушать ребенка, а затем перейти к другому этапу помощи. Стимулирующая и органи­зующая помощь', см. в задании №1. Разъясняющая помощь: если ре­бенок начинает рассказ без раскладывания картинок, обследующий уточняет, что картинки необходимо сначала разложить по порядку и только затем составлять рассказ. Если ребенок неверно разложил картинки и составил связный рассказ, экспериментатор выслушивает его, а затем уточняет: «Ты придумал интересный рассказ, но картинки надо было разложить по-другому, попробуй исправить».

Введение наглядности: первая картинка выкладывается взрос­лым, далее ребенку предлагается продолжить самостоятельно. Если он справился - дается следующее задание.

Конкретная помощь: экспериментатор рассказывает весь сюжет самостоятельно, подчеркивая слова «раньше», «потом» и сопровож­дает свой рассказ последовательным выкладыванием картинок. За тем снова перемешивает картинки, дает ребенку разложить их само­стоятельно.

Задание 6. «Нарисуй целое» (по Е.А. Стребелевой и А.А. Ка таевой).

Назначение — выявление уровня развития наглядно-образного мышления. Оценивается целостность зрительного восприятия, спо собность воссоздавать зрительный образ по представлению, зри­тельное внимание, память, наличие и характер речевого сопровож- дения и произвольной регуляции деятельности, состояние графом торных навыков.

Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (Груша). Представь, какая она должна быть целая и нарисуй её.

Что на ней нарисовано? (Груша). Представь, какая она должна быть целая и нарисуй ее».

Стимульный материал: изображение груши, разрезанное на че­тыре части (диагональный разрез), лист бумаги, фломастеры.

Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить кар­тинки на части. После того, как ребенок называет изображенный на ней предмет, обследующий предлагает нарисовать его целым. В случае, если ребенок неправильно назвал или вообще не назвал изо­браженный на картинке предмет, взрослый уточняет правильное название предмета. Обследующий спрашивает ребенка: «Посмотри внимательно, ты правильно назвал?»: если такая помощь недоста­точна, самостоятельно называет тредмет. После «нахождения» на­звания предмета, ребенок приступает к его изображению. По ходу выполнения задания обследующий обращает внимание на следую­щие качественные показатели: уровень зрительного восприятия предмета, качество воссозданного целостного образа, зрительное восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения. При необходимости ребенку оказывается дозированная помощь.

Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1.

Разъясняющая помощь: данный вид помощи необходим, когда ре­бенок не понимает смысла инструкции «Нарисуй целое изображение». В этом случае необходимо дать соответствующее разъяснение типа: «Посмотри, на картинке кусочки груши, если их соединить вместе, получится целая груша. Представляешь, какая она будет? Тогда нари­суй ее». Если ребенку недостаточно такое уточнение, ему необходимо дать указание типа: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треугольная? Какого она цвета? Что у нее есть? Нарисуй ее». После этого, как ребенок закончит рисунок, следует задать уточняющий во­прос: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?».

Задание 7. «Исключение 4-го лишнего предмета» (модифицированный вариант методики С.Я. Рубинштейн)

Назначение — предназначена для исследования операций абстра-гирования и обобщения, уровня развития зрительного восприятия.

Инструкция: «Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета похожии, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой? Почему этот предмет не подходит? Каким словом можно назвать эти предметы?

С'тимульный материал - 6 карточек с четырьмя предмет изображениями на каждой, одно из которых лишнее.

Процедура проведения - ребенку последовательно предъявляю задания из 6 серий, начиная с первой. Ребенок должен назвагь жснные на картинках предметы. Затем ребенка просят найти изображенных предметов «лишний». По ходу выполнения задан экспериментатор обращает внимание на следующие качественнее показатели: способность определять «лишний» предмет, уровещ развития обобщающих понятий, избирательность мышления. По мер; необходимости ребенку оказывается дошрованная помощь.

Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1. Разъясняющая помощь: «Посмотри внимательно на карточке. сравни между собой, определи, какие из них похожи друг на друга, назови их одним словом и покажи ту картинку, которая на этой карточке лишняя». Введение наглядности: из четырех указанных на карточке карти­нок взрослый объединяет между собой две картинки, просит ребен­ка из оставшихся двух выбрать одну похожую на две найденные, а одну непохожую, лишнюю, и объяснить, почему это так.

Конкретная обучающая помощь: рассматривая карточку, взрос­лый обращает внимание ребенка на то, что на трех картинках кар­точки (показывает их) нарисованы предметы, которые относятся к одной группе и которые можно назвать одним общим словом. Спрашивает у ребенка, каким словом можно назвать показанные предметы. Затем обращает внимание ребенка на четвертый предмет, относящийся к другой категории.

Спрашивает, каким обобщающим словом его можно еще назвать, например «собака - это кто?» (до­машнее животное). Уточняет, что эта картинка не похожа на три другие и является лишней. После этого ребенку предлагается вы­полнить задания других серий.

Задание 8. «Обведи и дорисуй» (автор М.М. Нудельман).

Назначение - выявление уровня развития невербального вообра­жения, креативности, состояние графомоторных навыков; оценива­ется также наличие и характер речевого сопровождения.

Инструкция: «Перед тобой лежат фигурки. Возьми любые, об­веди их, дорисуй что-нибудь так, чтобы получилась картина».

Стимульный материал - геометрические фигурки-шаблонЫ (круг, квадрат, треугольник), изготовленные из картона, фломасте­ры, лист бумаги.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигурки, фломастеры, лист бумаги. Предлагают рассмотреть фигурки, на звать их и, используя фломастеры, выполнить задание сошласно инструкции. По ходу выполнения задания обследующий оценивает следующие качественные показатели: уровень развития невербалього воображения, ведущая рука, уровень развития моторной функции руки, стереотипность, шаблонность мышления, речевая регуля-ция деятельности. При необходимости ребенку оказывается соот­ветствующая помощь.

Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1.

Разъясняющая помощь: данный вид помощи необходим, когда ребенок не понимает смысла слов «дорисуй что-нибудь, чтобы по­лучилась картина». В этом случае необходимо дать следующие разъяснения. «Подумай, во что можно превратить эту фигурку и нарисуй это». «Подумай, на что похож круг, и нарисуй это». «По­думай, что бывает круглое, и нарисуй это».

Задание 9. «Эхо» (автор Т. А. Фотекова)

Назначение - предназначена для исследования уровня сформиро-ванности фонематического восприятия.

Инструкция: представь, что ты «эхо». Сейчас я произнесу слоги. Послушай внимательно и постарайся, как эхо, точно также повто­рить их.

Цепочки из слогов с оппозиционными звуками:

БА-ПА-БА ПА-БА-ПА

ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА

ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА

РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА

ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША;

Могут использоваться и другие цепочки. Процедура проведения. Взрослый произносит цепочку слогов. Ребенок должен повторить предложенную цепочку слогов. Если Цепочка произносится ребенком неверно, взрослый не обращает на это внимание ребенка, продолжает произносить следующую слого-ВУЮ цепочку. Особенности выполнения задания (в т.ч. допускаемые ошибки) фиксируются в протоколе обследования.

Примечания. Практическое использование данного диагностиче­ского комплекса заданий предусматривает индивидуальную проце­дуру его проведения, вариативность в определении предъявляемой последовательности заданий и применении всех рангов сложности задания в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Ориентировочное время, затрачиваемое на процедуру обследо­вания, составляет в среднем 50 минут в зависимости от осо­бенностей деятельности ребенка. Обследование может проводиться

Операциональный компонент:

Запас знаний и представлений о предмете и атрибутах исследование (соответствует возрасту, недостаточен, существенно ограничен) Выбор адекватного способа выполнения задания

Примечания

Раздел IV. Методические материалы к проведению меро­приятий по выявлению детей с ограниченными возможно­стями развития среди учащихся (воспитанников) образова­тельных учреждений общего типа.

IV. I Тестовая методика обследования для определения уровня интеллектуального развития детей 7-9 лет

Рекомендуется для обследования детей младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогических консилиумах, а также детей, поступающих в школу. Данный вариант методики предложен проф. И.Ю. Левченко (2000).  

Данный тест состоит из четырех разделов (субтестов), вклю­чающих вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов общеобразовательной школы.

Порядковый № субтеста   Задачи исследования  
I   Исследование способности дифференцировать сущест­венные признаки предметов и отвлечения от несуществен ных признаков; выявление запаса знаний и представлений  
II   Выявление сформированное™ операций обобщения '] отвлечения, способности выделять существенные призна­ки предметов и явлений. __,  
III   Исследование способности устанавливать логически^ связи и отношения между понятиями.  
IV   Выявление сформированное™ умения делать обобщения и формулировать умозаключения. ^  

Лучше всего проводить данный текст с испытуемым индивидуально.

Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход рассуждений обследуемого ребенка при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок (при условии падения грамотой ) читает одновременно про себя.

Текст методики.

Субтест I. Предлагаемое задание: "Выбери одно из слов, заключен­ных в скобки, которым можно закончить данное предложение."

1 у сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2 В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень ).

3 В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4 Один из месяцев зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

1. Столица России - это... (Париж, Лондон, Москва, Варшава, София).

Субтест II: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить.» Предлагаемые слова:

тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиажа;

река, озеро, море, мост, болото;

куша, медвежонок, песок, мяч, лопатка;

Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса;

тополь, береза, орешник, липа, осина;

Иван, Петр, Нестеров, Макар. Андрей;

курица, петух, лебедь, гусь, индюк;

веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный;

окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат;

число, деление, вычитание, сложение, умножение; *

Субтест 111. Задание: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи Ме*ду собой (например, лес / деревья). Справа - одно слово над чертой Например, библиотека) и пять слов под чертой (сад, двор, город, те-тР. книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, кото-связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это Делано в первой паре слов: лес /деревья. Примеры: Лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, КНИГИ;

Бежать / стоять = кричим, / молчать, ползать. шуметь, звать, плакать. Значит, тебе нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем - справа.»Предлагаемые слова:

(1) огурец _ ______георгин____________

овощ

сорняк, роса, садик, цветок, земля

(2) учитель __________врач_____________ ____

ученик кочки, больные, палата, больной, термометр

(3) огород __________сад_______________________

морковь забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

(4) _______птица______________________

клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

_____________ сапог
________ чулки, подошва, кожа, нога, щетка

(5)

(6) темныйсветлый ________________ мокрый_______________________

солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

(7) часы _________термометр_________________ ____

(8) машина мотор

время стекло, температура, кровать, больной, врач

________лодка_____________

река, моряк, болото, парус, волна

(9) __________игла________ ________

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

(10) стол__ ___________ стул _________

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

Субтест IV. Инструкция: «Эти пары слов можно обозначить одним названием, например:

брюки, платье... - «одежда»; треугольник, квадрат... - «фигура».

Предлагаемое задание: «Придумай название к каждой паре»: (1) метла, лопата... (2) окунь, карась... (3) лето, зима.--(4) огурец, помидор... (5) сирень, шиповник... (6) шкаф, диван... (7) день, ночь... (8) слон, муравей... (9) июнь, июль... (Ю) дерево, ц# ток...

Оценка и интерпретация результатов

Субтест 1.

Если ребенок дает правильный ответ на первое задание, обследую-ий спрашивает: «А почему не шнурок?» При правильном объяснении ненка оценка равняется 1 баллу, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ оиибочный, используется помощь, состоящая в том, что ребенку пред-лагается придумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помошь)- Правильный ответ после второй попытки оценивается в 0,5 балла, Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «•сегда», что важно для правильного решения 5 и 6-й проб этого суб­геста. При решении других проб субтеста I уточняющие вопросы не задаются.

Субтест II.

Если ответ на первое задание правильный, обследующий уточ-шет: «Почему ты выбрал это слово?» При правильном объяснении выполнение здания оценивается в 1 балл, при ошибочном - 0,5 бал­ла. Если ребенок дал ошибочный ответ, ему оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится оценка 0,5 балла. При предъявлении 7, 9 и 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обоб­щения, используемый при решении предложенного задания. При предъявлении 8-й пробы субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически установлено, что если ребенок пра­вильно решает задачу этой пробы, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

Субтест III.

Правильный ответ оценивается в 1 балл, ответ после второй ПОПЫТ»

ки в 0,5 балла.

Субтест IV.

При неправильном ответе обследуемому предлагается по-думать еще. Оценки аналогичны приведенным выше. При решении заданий субтестов III и IV уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждою ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдель­ных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтеста. Макси

мальное количество баллов, которое может набрать обследуемый а Решение всех заданий - 40 (100% успешности); кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за вы­полнение проб при второй попытке. Увеличение числа правильных ответов после того, как обследующий предлагает ребенку подумать еще, можем указывать на недостаточный уровень сформированности произвольного внимания, импульсивность действий (ответов) ребенка. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, имеющий определенное значение для решения вопроса о том, к какой из групп детей с задержкой психического развития относится обследуемый.

Оценка успешности (Оу) решения словесных субтестов определяет ся по формуле: X 100'%, =40

ОУ

где X - сумма баллов, полученных обследуемым. Для оценки успешности выполнения заданий теста рекомендуете)! использовать установленнуе в ходе апробации теста дифференцирован­ные уровни выполнения задания, определяемые по суммарной балльной оценке:

4-й уровень успешность,. 32 и более баллов (80-100% ОУ);

3-й уровень - 26,0 - 31,5 балла (65 - 79,9%);

2-й уровень - 20,0 - 25,5 балла (50 - 64,9%); '

1-й уровень - до 19,5 ба 1ЛОв (49,9% и ниже).

Четвертый уровень успешности выполнения задания соответствует возрастной норме (для дет<ей 8-10 лет), остальные характеризует выра­женное в той или иной степени отставание в познавательном и интел­лектуальном развитии. Нижсе приводится таблица сопоставительных по­казателей успешности выполнения заданий теста детьми с ЗПР и нор­мально развивающимися детьми.

Субтесты   Общее число баллов   Оценка успешности ( в %)  
! II 1 III 1 IV  
7,1 5.6 7,7   25,6    
8,5 7,4 8,3      

Наши рекомендации