II. 3. Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями
Педагогическое обследование ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в рамках комплексного изучения целесообразно проводить путем оценки успешности и «качества» усвоения им программного материала. При этом желательно анализировать показатели развития детей по четырем основным линиям психофизического и личностного развита; ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: познавательное, социальное, нравственно-эстетическое и физическое развитие.
Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду / семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрас тном этапе своеобразные формы. Оно определяется формированием адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, положительного отношения к предметам живой и неживой природы, созданием предпосылок и закладкой первоначальных основ мироощущения окружающей природы, присвоением ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье и к Родине. Социальное развитие включает в себя формирование у ребенка представлений о самом себе, воспитание элементарных интеллектуальных способов самоанализа (прежде всего, с точки зрения формирования адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе).
Социальное развитие ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста определяется по следующим оценочным критериям, характеризующим сформированность знаний и представлений о себе и окружающем социуме и соответствующих им интеллектуальных способностей:дети должны знать и правильно называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
соблюдать элементарные правила личной гигиены; уметь рассказать о составе семьи и труде родителей (по вопросам педагога), уметь задать такие же вопросы другим детям; знать и называть имя и отчество взрослых, работающих в группе, имена своих товарищей;
- соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;
- знать и выполнять основные правила поведения на занятиях;
- уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия;
- оказывать товарищу помощь при выполнении учебных заданий, изготовлении поделок;
- соблюдать правила гигиены труда и безопасности при выполнении практических заданий;
- соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах;
- соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и других местах отдыха), охранять растения и животных;
- уметь ухаживать за комнатными растениями;
- уметь проявлять волевые усилия: выдержку, настойчивость, решительность, смелость во всех видах предметной и учебной деятельности и др.
В познавательном развитии выделяются следующие показатели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформированность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем социально-бытового и учебного характера. етическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (изобразительная деятельность, музыка, художественная литература). Лепка и аппликация дети должны знать название предметов и приспособлений для работы (гладилка, ножницы, кисточки); название некоторых видов бумаги; основные свойства пластилина; природные материалы, используемые для поделок. |
Дети должны уметь: организовывать рабочее место и при, водить его в порядок; пользоваться инструментами и присло., соблениями, необходимыми для работы; изготовлять изделия из бумаги путем складывания и сгибания по образцу (под руководством педагога); правильно выполнять аппликационные работы, создавать предметные, сюжетные и декоративные композиции; применять бумагу разной фактуры для создания выразительного образа; экономно использовать материал для| заготовок; лепить предметные и сюжетные изображения, фигуру человека и животных в движении и др.
Рисование.
Дети должны: проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности; узнавать, изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, животные, дом, время года и т.д.) и действия (идут, сидят, поют и т.д.); различать и называть цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный, белый); передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное расположение, основной цвет предметов; изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым «сюжетом»; умело работать карандашом, меняя его по мере необходимости, проводить линии без напряжения, не вращая при этом лист бумаги; правильно работать гуашевыми красками, владеть приемами наложения одной краски на другую; уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды и др.
Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культуры, представлений о собственном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей среды, сознательного отношения своему здоровью, безопасности.
Состояние физического развития старших дошкольников определяется по следующим показателям:
- средневозрастным показателям общефизического развития, возрастным изменениям в физическом и функциональном состоянии ребенка; устойчивости к изменениям внешней среды (сопротивляемость заболеваниям);
- качественным параметрам засыпания и сна;
- аппетиту;
- Физической и умственной работоспособности;
- физической активности;
- динамике индивидуальной физической подготовленности ('двигательных умений и навыков, качеств и способностей);
- уровню развития моторики и психомоторики и др.
Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на замятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процедуры, владеть навыками самообслуживания;
- овладеть «азбукой движений», элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх и умением самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях;
- уметь проанализировать «двигательную задачу», выбрать спо- собы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с данным образцом.
Ценность получаемой в процессе педагогического обследования ребенка информации состоит в том, что она, как правило, является результатом длительного наблюдения, что обеспечивает ее надежность и достоверность.