Тема 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч. Учебные вопросы.
1. Организация, методы и содержание психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.
2. Педагогическое изучение детей с нерезко (слабо) выраженными нарушениями развития в условиях образовательных учреждений общего типа.
3. Педагогическая характеристика ребенка с нарушением в развитии, ее основное содержание.
4. Методы и приемы выявления детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии среди детей, поступающих в дошкольные и школьные общеобразовательные учреждения.
Методические рекомендации к проведению занятия
Разбор содержания первого вопроса проводится с учетом имеющихся у студентов знаний по теме: «Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного (младшего школьного) возраста, его задачи, используемые методы и приемы» (учебный материал дисциплин: «Педагогическая психология», «Методы психологический диагностики» и др.). В связи с этим главное внимание обращается на специфику психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии (особенности организации и значение подготовительного этапаобследования, выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения развития и др.). Отдельно рассматриваются вопросы: а) о принципах психолого-педагогического изучения онтогенетического развития детей (комплексный подход, системность, диагностическая направленность, дифференциация и индивидуализация программы обследования и др.), б) о методических требованиях к организации и содержанию обследования детей с нарушениями развития (дифференцированный подход к проведению обследования с учетом возрастных особенностей детей, характера и степени выраженности отмечаемого дефекта, особенностей познавательного развития разных категорий детей с ограниченными возможностями, отмечаемого недоразвития речи и коммуникативных способностей; вариативность методических приемов исследования и др.). [Практическая часть пособия, с. 64--75.] Студенты знакомятся с обобщенной схемой обследования, используемой для анализа и систематизации полученных данных психолого-педагогического изучения детей, с программами психолого-педагогического обследования, разработанными в отечественной специальной педагогике и психологии. (Практическая часть пособия, с. 85, 101-116.)
Основное внимание на занятии уделяется вопросу об организации и содержании педагогического изучениядетей с отклонениями в развитии, так как этот вопрос имеет непосредственное отношение к практической деятельности педагогов системы школьного обучения и дошкольного воспитания. Преподаватель знакомит студентов с задачами, содержанием и основными разделами педагогического изучения детей (Методическая часть, с.с. 76-78). Рекомендуется обсуждение материалов литературных источников по данной теме (с.21, №№ 1,2,4-7 и др.), а также реферативных докладов-сообщений студентов, выполненных по указанным литературным источникам.
Затем студенты знакомятся с примерным содержанием педагогических характеристик детей школьного и старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии (Методическая часть пособия, с.73-76). Преподаватель подробно раскрывает содержание каждого раздела педагогической характеристики, указывая, что ее общее содержание может варьироваться с учетом характера и особенностей отмечаемого дефекта развития. Обсуждается также вопрос о назначении психолого-педагогической характеристики, ее использовании в практике работы педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Четвертый вопрос занятия рассматривается в плане изложения основных мероприятий по выявлению детей с отклонениями в развитии среди поступающих в образовательные учреждения общего вида, а также находящихся в массовых ДОУ с ясельного возраста. Эти мероприятия проводятся в основном работниками медицинских учреждений в ходе диспансеризации детского населения (см. Приложение 7, с.с. 313-317), а также сотрудниками психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций (ПМПК). Выделение данного вопроса является целесообразным в связи с тем, что педагогическим работникам ДОУ и массовой школы регулярно приходится принимать участие как в организации диспансерных осмотров детей, проводимых в образовательных учреждениях, так и в мероприятиях по комплектованию этих учреждений. Необходимо обратить внимание студентов на важность и вместе с тем сложность ранней диагностики слабовыраженных отклонений в развитии, в том числе у детей, поступающих в школу, а тем более, - в младшие возрастные группы детских дошкольных учреждений. Нередко отставание или отклонение в развитии наиболее отчетливо проявляется в старшем дошкольном или даже в младшем школьном возрасте. Большую помощь медицинским работникам и педагогам-дефектологам в своевременном выявлении у детей отклонений в развитии могут оказать педагоги и психологи общеобразовательной школы или ДОУ.
Практические заданиядля студентов по изучаемой теме.*
1. Провести педагогическое изучение ребенка, имеющего отклонение или отставание в развитии, используя схему психолого-педагогического исследования (Практическая часть пособия, с. 86).
2. Составить педагогическую характеристику ребенка, имеющего отклонения в психофизическом развитии. (Студентами используются образцы составления такой характеристики.)
3. Выполнить практическое задание по изучению детей с выявленными отклонениями в развитии, посещающих ДОУ или школу общего типа, и обобщить полученные данные по предлагаемой схеме. (Методическая часть пособия, с. 93-97).
Выполненные студентами задания разбираются и обсуждаются в ходе последующих практических занятий, в частности, по темам 3, 5, 6, 8 и 9.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М., 1978.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2002.
4. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2001.
5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.
6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 1993.
7. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева.-М., 1979.
Тема 4. ДЕТИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (НАРУШЕНИЯСЛУХА И ЗРЕНИЯ)
Дневное отделение - 2 (4) ч.; очно-заочное отделение - 1 (2) ч.
Занятие 1-е. Учебные вопросы.
1. Контингент детей с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа.
2. Возможности и условия обучения детей с сенсорными нарушениями в образовательных учреждениях общего вида.
3. Психолого-педагогическое обследование детей с сенсорными нарушениями. (Задачи, основные разделы, специфические особенности обследования детей данной категории.)
4. Приемы обследования состояния слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
5. Обследование состояния зрительных функций у детей.
Методические рекомендации к проведению занятия
В ходе обсуждения первого вопроса преподаватель дает краткую характеристику детей с сенсорными нарушениями, которые могут посещать образовательные учреждения общего типа (слабослышащиедети с легкой и умеренной степенью тугоухо-сти при отсутствии выраженного недоразвития речи; слабовидящиедети, у которых острота зрения составляет 0,2 - 0,4, при отсутствии нарушения других зрительных функций: цветовос-приятия, объема зрения, зрительной работоспособности и др.). Специальное внимание обращается на то, при каких условиях дети с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения могут воспитываться и обучаться в ДОУ и школе общего типа (отсутствие выраженных сопутствующих или вторичных отклонений со стороны двигательной, нервно-психической и эмоционально-волевой сферы; достаточный уровень речевого, познавательного и интеллектуального развития и др.). Подчеркивается, что эти дети могут находиться в ДОУ /школе/ общего вида только при наличии соответствующих медицинских заключений врача-психоневролога и других врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога).
В ходе изучения второго вопроса преподаватель знакомит студентов с программами психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с нарушениями слуха и зрения, с примерными образцами педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями (Практическая часть пособия, с. 128). Особое внимание уделяется особенностям организации и методов психолого-педагогического обследования детей данной категории (выбор методик и тестовых заданий для обследования, особенности взаимодействия обследующего с ребенком, испытывающим стойкие затруднения в общении с окружающими, в том числе приемы установления контакта и др., критерии оценки выполнения некоторых заданий и т.д.). [Методическая часть, с. 66-73 и др.]
Обсуждается вопрос о содержании и организации первичного обследования состояния слуха у детей; студенты знакомятся с доступными приемами выявления нарушений слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста (с. 27, №№ 6, 9).
При подготовке к занятию студенты работают с соответствующей специальной литературой по данному вопросу (с. 27); некоторые из них выступают на самом занятии с докладами-сообщениями соответствующей тематики.* К следующему занятию нескольким студентам предлагается выполнить практическое задание по обследованию состояния слуха у детей (в детском саду общего или компенсирующего типа, в общеобразовательной школе). Студенты дневного отделения могут выполнить это задание в период прохождения педагогической практики.
В конце занятия преподаватель кратко знакомит студентов с организацией и основными приемами обследования состояния зрительных функций у детей (объем, острота зрения, сохранность цветовосприятия). Используется демонстрация таблиц для обследования остроты зрения и цветовосприятия, а также кино- и видеоматериалы соответствующей тематики.
Для правильной интерпретации полученных данных обследования педагогам необходимо основываться на классификации нарушений слуха и зрения у детей (в частности, классификации тугоухости Б.Ю.Преображенского; определении слабовидения и слепоты в зависимости от степени снижения остроты зрения и др.). При этом еще раз уточняется, какие дети с нарушениями слуха и зрения могут находиться в ДОУ и школе общего типа, а кого необходимо направлять через психолого-медико-педагогические комиссии в специальные учебно-воспитательные учреждения.
Занятие 2-е. Учебные вопросы.
1. Организационные мероприятия, проводимые с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения, в образовательном учреждении общего типа.
2. Осуществление индивидуального педагогического подхода к детям с сенсорными нарушениями в условиях ДОУ и школы общего типа.
3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальных учреждениях. Разбор выполнения практических заданий.
4 Основные мероприятия по профилактике нарушений слуха и зрения у детей. Роль педагогов общеобразовательных учреждений в осуществлении этих мероприятий.
Методические рекомендации к проведению занятия
В начале занятия обсуждается вопрос об основных мероприятиях, которые проводятся педагогическими работниками ДОУ и школы в отношении детей с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения при их поступлении в данное образовательное учреждение (мероприятиях, проводимых в течение каждого учебного года, при переводе из одной возрастной группы или класса в другие, а также по завершении обучения). Обращается внимание на важность тщательного изучения анамнестических данных, данных клинического и психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ), необходимость углубленного психолого-педагогического изучения детей с сенсорными нарушениями в детском саду и школе общего вида в целях индивидуального планирования степени и форм участия ребенка в учебных и игровых занятиях, осуществления индивидуального подхода к ребенку с учетом отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии. Указывается на необходимость постоянного медико-психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья, общим психофизическим статусом, а также состоянием слуховой и зрительной функций. Медицинский контроль, лечебно-оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение за детьми с сенсорными нарушениями осуществляется медицинскими работниками детских учреждений (врач-педиатр, средний медицинский персонал) и специалистами детской поликлиники (отоларингологом, сурдологом, офтальмологом), где дети с указанными нарушениями состоят на диспансерном учете. [См. Приложение 8, с.314.] Педагогические работники школы и ДОУ должны активно участвовать в осуществлении контроля за прохождением детьми с сенсорными нарушениями регулярных специальных обследований (офтальмологического, отоларингологического), проводимых в образовательных и медицинских учреждениях.
Предметом обсуждения второго учебного вопроса являются основные приемы и особенности индивидуального подхода к детям с нарушениями слуха и зрения в условиях школы или ДОУ
При подготовке к занятию студенты работают с соответствующей специальной литературой по данному вопросу (с. 27); некоторые из них выступают на самом занятии с докладами-сообщениями соответствующей тематики.* К следующему занятию нескольким студентам предлагается выполнить практическое задание по обследованию состояния слуха у детей (в детском саду общего или компенсирующего типа, в общеобразовательной школе). Студенты дневного отделения могут выполнить это задание в период прохождения педагогической практики.
В конце занятия преподаватель кратко знакомит студентов с организацией и основными приемами обследования состояния зрительных функций у детей (объем, острота зрения, сохранность цветовосприятия). Используется демонстрация таблиц для обследования остроты зрения и цветовосприятия, а также кино- и видеоматериалы соответствующей тематики.
Для правильной интерпретации полученных данных обследования педагогам необходимо основываться на классификации нарушений слуха и зрения у детей (в частности, классификации тугоухости Б.Ю.Преображенского; определении слабовидения и слепоты в зависимости от степени снижения остроты зрения и др.). При этом еще раз уточняется, какие дети с нарушениями слуха и зрения могут находиться в ДОУ и школе общего типа, а кого необходимо направлять через психолого-медико-педагогические комиссии в специальные учебно-воспитательные учреждения.
Занятие 2-е. Учебные вопросы.
1. Организационные мероприятия, проводимые с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения, в образовательном учреждении общего типа.
2. Осуществление индивидуального педагогического подхода к детям с сенсорными нарушениями в условиях ДОУ и школы общего типа.
3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальных учреждениях. Разбор выполнения практических заданий.
4 Основные мероприятия по профилактике нарушений слуха и зрения у детей. Роль педагогов общеобразовательных учреждений в осуществлении этих мероприятий.
Методические рекомендации к проведению занятия
В начале занятия обсуждается вопрос об основных мероприятиях, которые проводятся педагогическими работниками ДОУ и школы в отношении детей с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения при их поступлении в данное образовательное учреждение (мероприятиях, проводимых в течение каждого учебного года, при переводе из одной возрастной группы или класса в другие, а также по завершении обучения). Обращается внимание на важность тщательного изучения анамнестических данных, данных клинического и психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ), необходимость углубленного психолого-педагогического изучения детей с сенсорными нарушениями в детском саду и школе общего вида в целях индивидуального планирования степени и форм участия ребенка в учебных и игровых занятиях, осуществления индивидуального подхода к ребенку с учетом отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии. Указывается на необходимость постоянного медико-психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья, общим психофизическим статусом, а также состоянием слуховой и зрительной функций. Медицинский контроль, лечебно-оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение за детьми с сенсорными нарушениями осуществляется медицинскими работниками детских учреждений (врач-педиатр, средний медицинский персонал) и специалистами детской поликлиники (отоларингологом, сурдологом, офтальмологом), где дети с указанными нарушениями состоят на диспансерном учете. [См. Приложение 8, с.314.] Педагогические работники школы и ДОУ должны активно участвовать в осуществлении контроля за прохождением детьми с сенсорными нарушениями регулярных специальных обследований (офтальмологического, отоларингологического), проводимых в образовательных и медицинских учреждениях.
Предметом обсуждения второго учебного вопроса являются основные приемы и особенности индивидуального подхода к детям с нарушениями слуха и зрения в условиях школы или ДОУ общего тина (на учебных занятиях, во время игровой и предметно-практической деятельности, при проведении режимных моментов). Обращается также внимание на использование (в случае необходимости) индивидуальных технических средств коррекции (слуховые аппараты для детей, имеющих значительную степень тугоухости, специальные корригирующие очки - для слабовидящих детей и др.). Студенты используют при изучении этих вопросов методические рекомендации по индивидуальному подходу к детям с сенсорными нарушениями, приводимые в специальной педагогической и медицинской литературе (с.27, №№ 1-6, 8; Методическая часть пособия, с.131-135).
Затем под руководством преподавателя проводится обсуждение рефератов (сообщений) и материалов лекционного курса по вопросу «Организация и содержание коррекционного обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями». Повторяются и уточняются сведения о системе и структуре специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха (специальные школы 1 и 2-го вида, детские сады компенсирующего типа), для детей, имекчаих расстройства зрения (специальные /коррекционные/ учреждения 3 и 4-го вида), о специфике образовательных и коррекционно-развивающих программ обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями. Затрагиваются, в частности, вопросы о развитии остаточного слухового восприятия, формировании словесной речи и вербального общения у неслышащих и слабослышащих детей, использовании в процессе обучения различных коммуникационных технологий: мимико-жестикуляционной, билингвистической, тотальной коммуникации (применительно к особенностям педагогической работы с детьми с нарушениями слуха); о роли тактильного восприятия и ручного праксиса в обеспечении полноценного познавательного развития незрячих детей, обеспечении минимально достаточного зрительного восприятия и особом режиме зрительных нагрузок в работе со слабовидящими детьми и др. (Приложение 2, с.с. 276-277 и др.).
На втором занятии проводится также разбор выполненных студентами практических заданий по педагогическому изучению и психолого-педагогическому обследованию детей с нарушениями слуха и зрения и составлению педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями. Преподаватель вместе со студентами проводит анализ и дает оценку выполненных заданий.
При необходимости студентам (на основе проведенного анализа) даются соответствующие рекомендации к выполнению последующих заданий (е.21, задания 2,3).
Завершает изучение темы вопрос об основных мерах профилактики нарушений слуха и зрения у детей, посещающих образовательные учреждения общего типа. Примерный перечень основных профилактических мероприятий, связанных с организацией жизни и деятельности детей в общеобразовательном учреждении, проведением учебных занятий, приведен в Практической части пособия (с. 136-139). Особое внимание при рассмотрении данного вопроса уделяется роли педагога детского образовательного учреждения в осуществлении этих мероприятий.
Примечания. При работе со студентами дневного отделения на рассмотрение двух последних вопросов темы может отводиться дополнительное время (3 и 4-й учебные часы).
При обсуждении последнего вопроса используется материал других учебных курсов (Анатомия и возрастная физиология, Основы педиатрии, Основы медицинских знаний и др.). Рекомендуется подготовить к данному занятию доклад-сообщение одного-двух студентов по изучаемым вопросам с использованием соответствующих литературных источников (№№ 1,2,4,7).
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. -М., 1987.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.,
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекци-онная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д. Соколова Л.В. Калинникова. - М., 2001. Гл. 5,6.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 2001.
5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М 1973 <э. 6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 2000.
7. Неиман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и
8. обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях / Сост. М.И.Земцова и др. - М., 1978. М
9. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989. Гл. XI.