Психологическое изучение детей с нарушениями в развитии

Дневное отделение - 2 ч; очно-заочное отделение - 1 ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

1. Основные и дополнительные методы специального психоло­гического исследования детей с нарушениями развития.

2. Особенности применения методов психологического исследо­вания при изучении познавательного развития детей с отклоне­ниями в развитии.

3. Психологическая служба, обеспечивающая работу специаль­ных образовательных учреждений.

Методические рекомендации к проведению занятия

Разбор содержания первого вопроса занятия проводится путем обсуждения подготовленных студентами докладов - сообщений, посвященных характеристике различных методов психологического исследования детей (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ до­кументов, анализ продуктов деятельности ребенка и др.). При под-готовке своих выступлений обучающиеся могут воспользоваться методическим материалом, представленным в Практической час­ти пособия (с.с. 76-84).

С учетом материала прослушанных сообщений проходит и обсуждение второго вопроса. Основное внимание студентов об­ращается на специфику применения указанных методов при об­следовании детей, имеющих нарушения развития. Целесообраз­ным является обсуждение (в форме дискуссии) вопроса о наибо­лее адекватных методах психологического исследования детей, находящихся на различных возрастных этапах развития. При этом подчеркивается различие в соотношении (по степени и ва­риантам использования) тех или иных методов исследования в зависимости от возраста ребенка, содержания и специфики веду­щей деятельности и особенностей отмечаемого нарушения раз­вития. Преподаватель указывает на важную роль метода наблю­дения (особенно при обследовании детей дошкольного и млад­шего школьного возраста), в связи с чем на занятии подробно обсуждается вопрос о роли психологического анализа игровой и предметно-практической деятельности детей как средства диагностики нарушений развития и метода дифференциальной диагностики (уровень развития игровой и предметно-практичес­кой деятельности, обучаемость и др.).

Далее рассматривается вопрос об организации психологиче­ской службы (ПС) в системе образовательных учреждений (дет­ские сады компенсирующего вида и специальные школы, дошко­льные и школьные учреждения общего типа). [Приложения, с.304-308.] Преподаватель знакомит студентов с основными за­дачами и организацией работы психологической службы. (ПС при органах управления образованием, ПС в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях, ПС в центрах пси­холого-педагогической и медико-социальной реабилитации, ПС в консультационно-диагностических учреждениях.) Рассматрива­ется также вопрос об организации работы и функциях психолого-медико-педагогического консилиума в специальном и общеобра­зовательном учреждении (Приложения, с.с. 308-312; Методиче­ская часть пособия, с.62.) Под руководством педагога обсужда­ются подготовленные студентами рефераты-сообщения на тему: "Организация и формы психологической поддержки семей, в которых воспитываются дети с проблемами в развитии".

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Организация, содержание и процедура специального психоло­гического исследования.

2. Особенности построения программы психологического иссле­дования детей с различными нарушениями развития.

3. Основные требования к составлению заключения по данным психологического исследования.

Методические рекомендации к проведению занятия

Обсуждение первого вопроса проводится после выступле­ний двух-трех студентов с краткими сообщениями по данной тематике. Преподаватель обращает внимание студентов на важ­ность каждого из этапов исследования (анализ документов, сбор психологического анамнеза и изучение сведений, полученных от родителей, психодиагностическая беседа с ребенком, тестовое психологическое обследование, анализ данных исследования, составление заключения). Совместно с преподавателем студенты обсуждают и оценивают методы, используемые на разных этапах психологического обследования.

Разбор содержания второго вопроса предусматривает озна­комление студентов с различными вариантами программы пси­хологического исследования с учетом отмечаемого нарушения развития, а также в зависимости от возраста ребенка.

В настоящее время принято выделять несколько катего­рий (типов) детей с нарушениями развития:

• Дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослыша­щие);

• Дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

• Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппа­рата;

• Дети с тяжелыми нарушениями речи;

• Дети с задержкой психического развития;

• Умственно отсталые дети;

• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и на­рушениями поведения;

• Дети со сложными нарушениями развития, у которых от­мечается сочетание двух или более первичных дефектов.

Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагоги­ческого исследования.

Используя знания, полученные при изучении других учеб­ных курсов (возрастная и педагогическая психология, методы психологической диагностики и др.), студенты под руководством преподавателя обсуждают и анализируют методы и конкретные психодиагностические методики психологического исследования различных категорий детей с нарушениями развития (дети с сен­сорными нарушениями, дети с отклонениями в интеллектуальном развитии, дети, имеющие нарушения речи и др.).

Преподаватель дает разъяснения, касающиеся особенностей составления программы исследования детей той или иной кате­гории. Особое внимание обращается на значение качественного анализа полученных в ходе обследования данных. (См.: Методи­ческая часть пособия, с. 117.) Обучающиеся знакомятся с систе­мой качественных показателей, характеризующих предметно-практическую и интеллектуальную деятельность ребенка. Ре­зультатом совместной работы преподавателя и студентов могут стать несколько вариантов примерных программ исследования детей с различными нарушениями в развитии, которые на после­дующих практических занятиях (в том числе проводимых в кор-рекционных учреждениях) будут уточняться и дополняться по мере приобретения студентами новых знаний в рамках изучения курса.

В конце занятия студенты знакомятся с примерной схемой психолого-педагогического заключения по данным психологиче­ского обследования детей и методическими рекомендациями к его составлению (Практическая часть пособия, с. 90-92).

В качестве практического задания студентам предлагается провести (совместно со школьным психологом или психологом, работающим в ДОУ) психологическое обследование ребенка с нарушением в развитии и составить заключение по результатам исследования. Выполненные студентами задания разбираются на последующих занятиях по соответствующей тематике.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982. Кн.1, II.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патоп­сихологии. - М., 1994.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2002.

4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.. 2004.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.

6. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномаль­ного развития детей. - М., 1989.

7. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. -М., 2002.

8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонения­ми развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - Спб., 2001.

9. Психолого-педагогическая диагностика /Под общей ред. И.Ю. Лев­ченко. - М., 2003.

10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного

возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М., 1998.

И.Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка

старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - М., 1998.

-№2.

12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.

Наши рекомендации