Психологическое изучение детей с нарушениями в развитии
Дневное отделение - 2 ч; очно-заочное отделение - 1 ч.
Занятие 1-е. Учебные вопросы.
1. Основные и дополнительные методы специального психологического исследования детей с нарушениями развития.
2. Особенности применения методов психологического исследования при изучении познавательного развития детей с отклонениями в развитии.
3. Психологическая служба, обеспечивающая работу специальных образовательных учреждений.
Методические рекомендации к проведению занятия
Разбор содержания первого вопроса занятия проводится путем обсуждения подготовленных студентами докладов - сообщений, посвященных характеристике различных методов психологического исследования детей (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ документов, анализ продуктов деятельности ребенка и др.). При под-готовке своих выступлений обучающиеся могут воспользоваться методическим материалом, представленным в Практической части пособия (с.с. 76-84).
С учетом материала прослушанных сообщений проходит и обсуждение второго вопроса. Основное внимание студентов обращается на специфику применения указанных методов при обследовании детей, имеющих нарушения развития. Целесообразным является обсуждение (в форме дискуссии) вопроса о наиболее адекватных методах психологического исследования детей, находящихся на различных возрастных этапах развития. При этом подчеркивается различие в соотношении (по степени и вариантам использования) тех или иных методов исследования в зависимости от возраста ребенка, содержания и специфики ведущей деятельности и особенностей отмечаемого нарушения развития. Преподаватель указывает на важную роль метода наблюдения (особенно при обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста), в связи с чем на занятии подробно обсуждается вопрос о роли психологического анализа игровой и предметно-практической деятельности детей как средства диагностики нарушений развития и метода дифференциальной диагностики (уровень развития игровой и предметно-практической деятельности, обучаемость и др.).
Далее рассматривается вопрос об организации психологической службы (ПС) в системе образовательных учреждений (детские сады компенсирующего вида и специальные школы, дошкольные и школьные учреждения общего типа). [Приложения, с.304-308.] Преподаватель знакомит студентов с основными задачами и организацией работы психологической службы. (ПС при органах управления образованием, ПС в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях, ПС в центрах психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации, ПС в консультационно-диагностических учреждениях.) Рассматривается также вопрос об организации работы и функциях психолого-медико-педагогического консилиума в специальном и общеобразовательном учреждении (Приложения, с.с. 308-312; Методическая часть пособия, с.62.) Под руководством педагога обсуждаются подготовленные студентами рефераты-сообщения на тему: "Организация и формы психологической поддержки семей, в которых воспитываются дети с проблемами в развитии".
Занятие 2-е. Учебные вопросы.
1. Организация, содержание и процедура специального психологического исследования.
2. Особенности построения программы психологического исследования детей с различными нарушениями развития.
3. Основные требования к составлению заключения по данным психологического исследования.
Методические рекомендации к проведению занятия
Обсуждение первого вопроса проводится после выступлений двух-трех студентов с краткими сообщениями по данной тематике. Преподаватель обращает внимание студентов на важность каждого из этапов исследования (анализ документов, сбор психологического анамнеза и изучение сведений, полученных от родителей, психодиагностическая беседа с ребенком, тестовое психологическое обследование, анализ данных исследования, составление заключения). Совместно с преподавателем студенты обсуждают и оценивают методы, используемые на разных этапах психологического обследования.
Разбор содержания второго вопроса предусматривает ознакомление студентов с различными вариантами программы психологического исследования с учетом отмечаемого нарушения развития, а также в зависимости от возраста ребенка.
В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:
• Дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);
• Дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
• Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
• Дети с тяжелыми нарушениями речи;
• Дети с задержкой психического развития;
• Умственно отсталые дети;
• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения;
• Дети со сложными нарушениями развития, у которых отмечается сочетание двух или более первичных дефектов.
Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического исследования.
Используя знания, полученные при изучении других учебных курсов (возрастная и педагогическая психология, методы психологической диагностики и др.), студенты под руководством преподавателя обсуждают и анализируют методы и конкретные психодиагностические методики психологического исследования различных категорий детей с нарушениями развития (дети с сенсорными нарушениями, дети с отклонениями в интеллектуальном развитии, дети, имеющие нарушения речи и др.).
Преподаватель дает разъяснения, касающиеся особенностей составления программы исследования детей той или иной категории. Особое внимание обращается на значение качественного анализа полученных в ходе обследования данных. (См.: Методическая часть пособия, с. 117.) Обучающиеся знакомятся с системой качественных показателей, характеризующих предметно-практическую и интеллектуальную деятельность ребенка. Результатом совместной работы преподавателя и студентов могут стать несколько вариантов примерных программ исследования детей с различными нарушениями в развитии, которые на последующих практических занятиях (в том числе проводимых в кор-рекционных учреждениях) будут уточняться и дополняться по мере приобретения студентами новых знаний в рамках изучения курса.
В конце занятия студенты знакомятся с примерной схемой психолого-педагогического заключения по данным психологического обследования детей и методическими рекомендациями к его составлению (Практическая часть пособия, с. 90-92).
В качестве практического задания студентам предлагается провести (совместно со школьным психологом или психологом, работающим в ДОУ) психологическое обследование ребенка с нарушением в развитии и составить заключение по результатам исследования. Выполненные студентами задания разбираются на последующих занятиях по соответствующей тематике.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982. Кн.1, II.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994.
3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2002.
4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.. 2004.
5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.
6. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
7. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. -М., 2002.
8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - Спб., 2001.
9. Психолого-педагогическая диагностика /Под общей ред. И.Ю. Левченко. - М., 2003.
10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М., 1998.
И.Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка
старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - М., 1998.
-№2.
12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.