Тема 7. Сенсорная алалия. Причины, механизмы, симптоматика.

СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ

Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская

Основным симптомом сенсорной алалии является нару­шение понимания речи вследствие нарушения работы речес­лухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это при­водит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздра­жителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обо­значаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

Возникающие под влиянием звучащего слова возбужде­ния не передаются в другие анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток, и вся сложная динамическая структура, свя­занная со словом, не возбуждается. При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической дея­тельности коркового конца речеслухового анализатора (в клет­ках верхневисочной извилины — петля Гешля), в которой происходит первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференциру­ются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечают­ся несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к восприятию речевых звуков.

Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная алалия. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с та­ким нарушением относительно невелико, а его распознавание и дифференциальная диагностика с другими видами наруше­ний затруднены. Проблема сенсорной алалии на протяжении всей истории ее изучения вызывала острые дискуссии. С тече­нием времени менялись требования к диагностике, понимание нарушения то сужалось, то неоправданно расширялось. Суще­ствование сенсорной алалии как самостоятельного нарушения и сейчас у отдельных исследователей вызывает сомнения, иногда полагают, что диагноз ставится без необходимых оснований. При отсутствии или недостаточности понимания речи преж­де всего возникает вопрос о состоянии слуха человека. Как показали многократные специальные исследования , в подав­ляющем большинстве случаев дети с сенсорной алалией име­ют некоторое незначительное снижение тонального (физичес­кого) слуха, но оно не столь серьезно, чтобы быть тормозом в развитии понимания речи. Например, Н. Н. Трауготт сообща­ет о детях, которые слышали обращенную к ним речь на рас­стоянии 6 м — это нормальный уровень восприятия речи средней громкости при нормальном слухе, но смысл слыши­мого оставался детям непонятным, хотя при этом они не были умственно отсталыми. По мнению исследователей, если и есть при сенсорной алалии снижение слуха, то оно не является ведущим в картине речевого недоразвития. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфичес­ким состоянием коры головного мозга.

Ю- А. Флоренская отмечала, что при сенсорной алалии (сен­сорно-акустическом синдроме) имеется особое состояние аку­стической невозбудимости и истогцаемости слуховой функ­ции. Это приводит к неустойчивости слуховых реакций, трудностям образования слуховых дифференцировок, непол­ноценности слухового анализа и синтеза.

Проверка слуха у детей с сенсорной алалией очень трудна, при исследовании на специальной электроакустической ап­паратуре обнаруживается слуховая неустойчивость: сигналы одинаковой частоты и громкости то воспринимаются, то не воспринимаются.

Особенности слухового внимания и восприятия при сен­сорной алалии, их замедленность, неустойчивость, колебания (непостоянство слуховых реакций ребенка на звуковые раз­дражители) затрудняют правильную оценку состояния слу­ха. Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности. Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляют­ся, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функ­ция истощается. Аудиометрические исследования бывают более убедительными, когда их проводят неоднократно и только после того, как ребенок свыкнется с ситуацией и правильно будет понимать задания.

Окончательный вывод о состоянии слуха ребенка делают только после сопоставления нескольких аудиограмм, взяв за предполагаемые показатели наиболее близкие совпадения данных 8—10 исследований.

При сохранности звукопроводящей функции слухового анализатора у детей отмечается неспособность локализовать звук в пространстве, выявляется нарушение слуховой памяти, индифферентность к звуковым раздражителям. Обращенный сигнал (речь взрослого) оказывается слишком слабым, чтобы вызвать понимание, интерес и ответ. Невключение внимания и его быстрая истощаемость — типичные проявления в кар­тине недостаточности.

Н. Н. Трауготт, С. И. Кайданова (1975) отмечают у детей с сенсорной алалией понижение слуха на тоны высокой часто­ты и своеобразие нарушения тонального (неречевого) и рече­вого слуха: у детей избирательно затруднено образование ус­ловных связей на звуковые раздражители достаточной для ребенка громкости.

При нормальном развитии понимание начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнава­ние, при этом вырабатываются нервные связи, благодаря ко­торым разные звукосочетания связываются в слова. Звуки произносятся и воспринимаются в слове в определенном по­рядке. Между звучанием и значением устанавливаются свя­зи, вырабатывается система связей. Постепенно возникают и закрепляются ассоциации звуковых комплексов со зритель­ными, осязательными и другими ощущениями.

При сенсорной же алалии связь между словом и предме­том (действием), который он обозначает, не формируется. Это явление исследователи называют замыкательной акуиатией. Неполноценность слуха при сенсорной алалии исследователи объясняют обширность очага недоразвитых или пораженных клеток коры головного мозга, отсутствием узколокализован-ного характера поражения в детском мозгу.

Иногда дети с сенсорной алалией безосновательно направ­ляются в специальные учреждения для глухих и слабослы­шащих детей. Н. Н. Трауготт (1940), исследовав 200 глухих учащихся специальной школы, у 8 из них обнаружила сен­сорные нарушения, которые ошибочно квалифицировались как нарушение слуха.

Нарушение понимания при сенсорной алалии существен­но отличается от нарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих бы­вает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, ниже которого дифференциация звуковых сигналов становит­ся невозможной. Сенсорное же нарушение отличается от сни­женного слуха отсутствием четкого порога восприятия, у ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функ­ции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от повышенной возбудимос­ти или заторможенности ребенка, от его соматического и не­рвного состояния, от психической активности, особенностей окружающей среды, обстановки обследования, способов пода­чи сигналов и ряда других факторов. Недоразвитие или ран­нее поражение мозга приводит к снижению работоспособнос­ти незрелых мозговых клеток, в которых не могут нормально протекать высшие нервные процессы.

Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих ут­ром — после ночного сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастающего утомления понимание речи ухудшается. В других случаях дети лучше воспринимают речь вечером, так как, видимо, утром еще продолжает действовать тормозной фон после ночного сна, а к вечеру, по мере трени­ровки, восприятие несколько улучшается, клетки мозга как бы включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи улучшает пони­мание слабослышащих детей и приводит к обратному эффек­ту у детей с сенсорной алалией. Сверхсильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре го­ловного мозга, и недоразвитые клетки впадают при этом в состояние функциональной блокады, повышается тормозной процесс, клетки выключаются из деятельности. Более тихую спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обыч­но воспринимает лучше, чем речь повышенной громкости, крик. Использование слуховых аппаратов улучшает воспри­ятие слабослышащих и не приводит к улучшению восприя­тия при сенсорной алалии.

Хотя однозначного мнения о состоянии слуха у детей с сенсорной алалией нет, в отдельных исследованиях установ­лено, что может отмечаться незначительное снижение слуха на всем диапазоне частот, повышенная истощаемость слухо­вого внимания и восприятия.

Возможность восприятия при сенсорной алалии находит­ся в зависимости от темпа поступления звуковых раздражи­телей, наличия интервала между ними, качества звуков, предъявляемых для восприятия. Чистые тоны воспринима­ются обычно хуже.

В отличие от слабослышащих дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию — повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип и т. д. Слабослышащие эти сигналы не воспри­нимают. Здоровые люди слышат такие звуки, но относятся к ним индифферентно, не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения, психической дискомфортности, повышенной нервозности. Дети с сенсорной алалией воспринимают такие звуки обостренно, дают на них болез­ненную реакцию: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения. Это является лишним свидетельством сохранности у ребен­ка слуха и показателем того, что непривычные звучания иног­да становятся сверхсильным раздражителем для незрелых клеток коры мозга. Иногда на незнакомые звуки любой гром­кости дети с сенсорной алалией не реагируют совсем.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить от­дельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, вос­принимаемые ими из окружающего, без специального обуче­ния, хотя повторение их является нестойким. Дети с нарушенным слухом в тяжелой степени самостоятельно обыч­но почерпнуть слова и фразы из окружающего не могут. Под­ражание звукам при сенсорной алалии непостоянно и во многом зависит от ситуации. Сенсорное нарушение характе­ризуется тем, что дети не могут образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется предмет­ная соотнесенность слышимых и произносимых ими слов. Пассивный словарь ребенка неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуа­ции, а узнает его название только избирательно в определен­ных условиях. У детей с нарушением слуха в результате спе­циального обучения быстро устанавливается связь между словом и предметом и эта связь устойчивая.

Состояние голоса у слабослышащего и ребенка с сенсорной алалией различно. Так, у слабослышащих он лишен звучнос­ти, звонкости, громкости, речь их недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности. А у детей с сенсор­ной алалией голос нормальный, они продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями и интонациями.

Слабослышащие дети более контактны, чем дети с сенсор­ной алалией. Эти и некоторые другие признаки помогают педагогам правильнее квалифицировать имеющееся у детей нарушение. Правильное диагностирование обеспечивает вы­бор наиболее действенных методических средств в системе коррекционно-воспитательного воздействия.

Наши рекомендации