Обследование детей с алалией
Б.М. Гриншпун,С. Н. Шаховская.
При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени.
Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.
Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально.
Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, особенно, если он мал и негативистичен, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Устанавливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Обращается внимание на отношение ребенка к ходу и материалу занятий, его реакции на изменения ситуации. Отмечается наличие или отсутствие критичности к своему состоянию, возможности внеречевогр и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.
Выявляются интересы к игрушкам, играм, книгам, у школьника — учебные интересы; учитывается активность и работоспособность ребенка при обследовании; уточняется характер игровой и учебной деятельности (может ли развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям, продолжить их, способен ли выполнить задание, в какой степени обучаем и т. д.). Устанавливается запас сведений, представлений о величине, форме, месте расположения предметов и т. д.
Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия, применяются речевые упражнения, задания на словообразование и словоизменение. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности.
Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Обращается внимание на четкость латералиты (латерализация — преобладание левого или правого в парных органах), состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность.
Специальными упражнениями в игровой форме исследуется артикуляционная моторика — возможность выполнения определенных движений, удержания артикуляционных поз, выполнения последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.
Крайне затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи может быть сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию с временной задержкой речевого развития, дизартрическими нарушениями, с нарушениями слуха и умственной отсталостью.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка__________________________
Дата рождения (число, месяц, год)_________________
Дата обследования (число, месяц, год)_____________
Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах
и месяцах, например, 4 года 5 мес.)____________________
Домашний адрес, телефон__________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи__________ "" '-________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от
какого числа)_______________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ____________________________________________
Сведения о родителях
Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет_________________________________________
Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет_________________________________________
Другие члены семьи, живущие в данной семье _____
Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе___________________________
Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования ___
Наследственные заболевания_______________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок, возраст матери родов_
в период
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери_____________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные ____________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Крик: был, нет__________________________
Асфиксия: белая, синяя___________________
Резус-фактор: отрицательный, совместимость Вес и рост ребенка при рождении
Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью
Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до
Выписка из родильного дома на______день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины
Особенности раннего развития: держит голову с___мес.
(в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к
7 мес), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит
с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес).
Первые зубы с______мес, к 1 году зубов______
Перенесенные заболевания: до 1 года
после 1 года_ до 3 лет
Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.
Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся кнейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энце-фалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепномозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде.
Уточнить, были (есть) после черепномозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликворо-динамические нарушения (гидроцефалия различной степени)
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др.________________________________
Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др._______________
Судороги при высокой температуре__________________
Гуление с
Данные о развитии речи
____ мес, характер гуления (длительность
звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).
Лепет с______мес, характер лепета: звуковой, слоговой.
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п., звукоподражания, количество слов_
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________
Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался
Логопедическое обследование