Определение экспрессивной алалии и краткая ее характеристика

Любое явление, подвергающееся научному анализу, долж­но определяться в первую очередь по позитивным и наиболее характерным, типическим именно для него признакам, отли­чающим данное явление от других, в частности, от сходных с ним. Негативные же признаки играют дополнительную, уточ­няющую роль.

При определении алалии можно исходить из разделения всех расстройств речевой деятельности на 4 большие группы, а именно: на группу сенсомоторных расстройств (при которых первично нарушаются восприятие или артикуляция), группу психологических-расстройств (при которых дезорганизуются разные компоненты речевого процесса), группу семантиче­ских (смысловых) расстройств (при которых нарушается смы­словая сторона речи) и группу языковых расстройств (при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка — фонематические, грамматические и лексические опе­рации в процессе порождения речи). Экспрессивную алалию следует отнести к. группе языковых расстройств, которые со­ставляют ее наиболее характерную особенность.

С учетом этого и других условий можно дать следующее определение интересующей нас формы патологической рече­вой деятельности.

Экспрессивнаяалалия — это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтоге­незе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порожде­ния речи проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических, лексических и фонемати­ческих операций при полной или относительной сохран­ности смысловых и моторных (артикуляторных) опера­ций.

Экспрессивная алалия вызывается органическими пора­жениями головного мозга в пренатальный, натальный или в ранний постнатальный периоды.

Существует мнение, что у большинства детей с алалией имеются (или имелись на ранних этапах их развития) нерезко выраженные, но множественные повреждения в обоих полу­шариях головного мозга.

Механизм алалии еще плохо изучен. Представители разных направлений в изучении алалии сходятся в том, что в основе рас­стройства языкового механизма лежит органическая недоста­точность мозга. При этом одни исследователи расстройство функционирования языкового механизма связывают с патоло­гией моторики, другие — с патологией некоторых сторон пси­хической деятельности, третьи — с избирательной недостаточ­ностью в _овладенли языком как своеобразной знаковой систе­мой. Последняя точка зрения наиболее аргументированна.

Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонемати­ческой. Типичные проявления алалии — аграмматизм, рас­стройства поиска слов, трудности «выбора» фонем и установ­ления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов. У многих детей с алалией отмечаются разнообразные неязыковые нарушения — неврологические и психопатологи­ческие. Степень расстройства языка у разных детей может быть различной и проявляться в границах от полного (или почти полного) отсутствия экспрессивной речи до незначи­тельных отклонений в функционировании языковых подсис­тем: первая (самая тяжелая), вторая (средней тяжести) и тре­тья (легкая) степени нарушения системы языка (или, по тер­минологии других авторов, первый, второй и третий «уровни развития (недоразвития) речи»).

В ходе своего развития алалия претерпевает ряд количест­венных и качественных изменений. Усвоив относительно про­стые единицы языка и правила их функционирования, дети длительное время испытывают трудности при усвоении более сложных единиц и правил. В определенной мере овладевая устной речью, они долго не могут полноценно овладеть речью письменной.

Необходимыми критериями при определении экспрессив­ной алалии являются: 1) задержка темпа нормального усвоения языка; 2) патологическое развитие языка; 3) наличие на опреде­ленных этапах онтогенеза в той или иной степени выраженно­сти нарушений всех подсистем языка; 4) сохранность слуха; 5) удовлетворительное понимание доступной для определенно­го возраста обращенной речи.

Следует отметить, что экспрессивная алалия может прояв­ляться у детей с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями (например, у детей с це­ребральными параличами, у детей-олигофренов и т.д.). Эти ва­рианты алалии специфичны, еще, мало изучены и трудны для диагностики.

Для обозначения алалии применяется очень большое коли­чество разнообразных терминов, что отражает разные пред­ставления о ней и недостаточную изученность ее этиологии, механизма и динамики. Наиболее распространенные термины — «алалия идиопатика» (врожденная), «слухонемота», «афазия» («дисфазия»), «афазия развития» («онтогенетическая афазия»),

«задержка речевого развития» и «конституциональная задерж­ка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение язы­ка», «языковая неспособность». Примеры редко употребляемых и мало информативных терминов: «немота», «врожденная ало-гия>\2 «неговорящие дети», «дети с тяжелыми (глубокими) на­рушениями речи». Эти термины несут неопределенный смысл и под них можно подвести многие принципиально различаю­щиеся формы расстройств речи.3.

Из существующих терминов, которые в большей степени отвечают требованиям, предъявляемым к термину как элементу языка науки, и которые в большей степени отражают специфи­ку обозначаемого объекта, являются, с нашей точки зрения, термины «алалия»- и «афазия развития» (иначе — «онтогенети­ческая афазия»).

Из двух терминов, применяющихся для обозначения фор­мы алалии, при которой сохранны слуховое восприятие, пони­мание речи, но нарушено выражение, говорение, а именно, из терминов «моторная» и «экспрессивная», последний представ­ляется более удачным, так как в нем зафиксировано типическое для данной формы патологии речевой деятельности расстрой­ство языкового (речевого) выраженияи одновременно снята жесткая привязанность этого расстройства к его механизму, о котором пока что еще очень мало известно.

В связи с тем, что разные авторы вкладывают в понятие экс­прессивной алалии разное содержание и подчас определяют гра­ницы алалии очень широко (т.е. считают алалией разнообразные варианты нарушения языкового развития), в настоящее время нет убедительных статистических данных о ее распространении. Вме­сте с тем имеющиеся данные малочисленны и противоречивы.

Если все же попытаться суммировать их и найти средние показатели, то с известными оговорками можно считать, что алалия наблюдается у 0,1 % населения. Причем эта цифра ко­леблется в зависимости от возраста. Так, среди детей дошколь­ного возраста страдающие алалией составляют примерно 1,0 %. Среди детей младшего школьного возраста — 0,6 %, среднего и старшего — 0,2 %. По отношению ко всем формам патологии речевой деятельности у всех возрастных групп алалия состав­ляет 0,5 %, у детей — примерно 4,0 %.

Алалия чаще встречается у лиц' мужского пола; соотноше­ние частоты распространения алалии у полов равно 2:1.

Согласно клиническим наблюдениям, по сравнению с импрессивной (сенсорной) экспрессивная алалия встречается зна­чительно чаще (точные статистические данные отсутствуют).

Наши рекомендации