Тема 2 Современные классификации алалии и характеристика основных форм.

КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ

Б.М. Гриншпун, С.Н.Шаховская.

Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. На основе выбранного подхода к ее изучению иразличий, на­блюдаемых в картине алалии, исследователи называют не­сколько разновидностей нарушения.

В связи с тем что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так А. Либманн (1925) выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомо-торную слухонемоту,переходную форму между слухонемо-той и тяжелым косноязычием.

Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую класси­фикацию нарушения, выделяя группы детей с неполноцен­ным слуховым(фонематическим) восприятием, с нарушени­ем зрительного(предметного) восприятияи с нарушением психической активности.

В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую клас­сификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языко­вых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем: 4 формы моторной, 4 фор­мы сенсорной недостаточностии 2 формы,связанные с двигательно-зрительнымирасстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.

М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушенияс типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецеп­тивные дисфатические нарушения,сходные внешне с сен­сорной афазией.

Авторы подчеркивают существенное отличие афазии детс­кого возраста (алалии) от афазии взрослых: у детей наруше­ния не столь частые и постоянные, так как детский мозг нахо­дится в постоянном развитии и в нем быстрее возникают новые связи и формируются замещающие функции.

По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные(сенсорные) и экспрессивные(моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозмож­ности грамматических, лексических и фонематических опе­раций при относительной сохранности смысловых и артику­ляционных операций.

Е. Ф. Соботович (1985), анализируя нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой дея­тельности, выделяет алалии: с преимущественными наруше­ниями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка.При моторной алалии, по мнению Е. Ф. Собо­тович, отмечается нарушение овладения знаковой формой язы­ка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи).

Возникновение и динамику развития алалии некоторые авторы схематично представляют следующим образом: та или иная причина вызывает поражение всей сенсомоторной обла­сти коры головного мозга, вследствие чего у ребенка возника­ет тотальная алалия. В последующие годы под воздействием компенсаторных факторов и развития вещества мозга основ­ной очаг повреждения сдвигается в сторону сенсорной или моторной области коры. Поэтому разделение алалии на фор­мы сенсорную и моторную на начальных этапах развития ребенка несколько условно, лишь в дальнейшем можно выде­лить ведущий компонент нарушения. В ряде новейших ис­следований это деление проводится в терминах экспрессив­нойи рецептивнойалалии (по аналогии с таким же делением афазии). Этими терминами подчеркивается не физиологичес­кий,а психологическийподход к квалификации нарушения.

По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, 1981; М. Критчли, 1974, и др.), центральные нарушения речи при алалии бывают в виде вербальной акустической агнозии и вербальной моторной апраксии, типичной для последней фор­мы является неспособность создавать и воспроизводить сло­весные символы, образцы.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.

Таким образом, литературные данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функцио­нальная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга всту­пают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно-организованный и полимодальный по своему строению рече­вой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появле­ния экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.знаковой формой язы­ка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи).

Возникновение и динамику развития алалии некоторые авторы схематично представляют следующим образом: та или иная причина вызывает поражение всей сенсомоторной обла­сти коры головного мозга, вследствие чего у ребенка возника­ет тотальная алалия. В последующие годы под воздействием компенсаторных факторов и развития вещества мозга основ­ной очаг повреждения сдвигается в сторону сенсорной или моторной области коры. Поэтому разделение алалии на фор­мы сенсорную и моторную на начальных этапах развития ребенка несколько условно, лишь в дальнейшем можно выде­лить ведущий компонент нарушения. В ряде новейших ис­следований это деление проводится в терминах экспрессив­нойи рецептивнойалалии (по аналогии с таким же делением афазии). Этими терминами подчеркивается не физиологичес­кий,а психологическийподход к квалификации нарушения.

По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, 1981; М. Критчли, 1974, и др.), центральные нарушения речи при алалии бывают в виде вербальной акустической агнозии и вербальной моторной апраксии, типичной для последней фор­мы является неспособность создавать и воспроизводить сло­весные символы, образцы.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.

Таким образом, литературные данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функцио­нальная система имеет динамическую локализацию, и вовле каемые в речевую деятельность разные структуры мозга всту­пают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно-организованный и полимодальный по своему строению рече­вой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появле­ния экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

Изучение неговорящих детей

Наши рекомендации