Как мы справляемся с проблемами
Психиатр Дэвид Вискотт делает интригующее замечание: “Человеку неловко слышать свой голос, записанный, например, на магнитофон, потому что мы слышим собственные искажения”[13].
Разве лектор может отрицать, что в попытке сохранить поток повествования ярким и выразительным в речь просачиваются преувеличения, чтобы усилить доказываемые положения? Текст немного меняется к следующей лекции, во время которой происходит тот же процесс, и в итоге на основе исходных фактов может возникнуть совершенно иной баланс.
Какая часть накала страстей религиозного митинга основана на накопленных преувеличениях?
Как часто мы преувеличиваем какой-то момент в нашем прошлом для большей выразительности в будущем? Как мы объясняем развод, причины повышения по службе, потерю работы, серьезный спор, плохой отзыв? Как эти искажения становятся фактом?
Каковы спутники самодраматизации? В какую беду они нас вводят? Что они раскрывают о нашем образе своего Я; о нашем способе справляться со страхами и неуверенностью?
Что слово “действительно” в нашем языке говорит нам? Что оно действительно означает? Неужели мы так привыкли к преувеличению, что воспринимаем его рутинно, однако то и дело нам приходится проверять, действительно ли мы получаем правду?
Большинство имеющихся у нас проблем, по-видимому, происходит от нежелания видеть вещи такими, как они есть. Мы хотим избежать этого. Мы отрицаем то, чего не должно быть. А когда мы вступаем в борьбу с правдой относительно эмоциональных ситуаций, почему мы называем ее “болезненной правдой”, “реальной правдой” (как будто есть нереальная правда) или “суровой правдой”? Почему правду называют горькой и ужасной?
Почему специалист по восприятию Джо-Эллан Димитриус говорит, что “всякий раз, когда правда является угрожающей, мы склонны тянуться за шорами... людям свойственно закрывать глаза — и умы — на неприятные или беспокоящие вещи”?
Я думаю, это происходит потому, что мы редко имеем дело с правдой в эмоциональных ситуациях. Мы привыкли к искажениям. Мы верим тому, что мы чувствуем. Мы чувствуем, как нам нужно чувствовать, чтобы защитить собственную ценность, оградить образ своего Я. Мы находим оправдания, даем рационалистические объяснения и создаем собственный образ для себя, чтобы защитить себя, чтобы идентифицировать себя в той или иной степени, в том или ином направлении.
Мы создаем искажения путем обвинений: обычно это вина кого-то другого, не так ли? Это ВСЕ вина кого-то другого! Этот кто-то другой ВСЕГДА делает не так. Все эти замещения и чрезмерные обобщения заставляют нас чувствовать себя сильными, уверенными, неуязвимыми.
Однако образ своего Я, который мы создаем, не всегда великолепен. Многие люди очень строги к себе: эмоциональное содержание их астрологических факторов, проявляющееся в поведении, сильно тяготит их. Но даже это является средством, чтобы получить особое снисходительное внимание: мы заранее рассыпаемся в извинениях, в извинениях за плохое исполнение, если оно случится (как, например, актеры за сценой, нервно жалующиеся перед представлением, что ударят лицом в грязь); мы подготавливаем сочувствие, которое, если оно нам потребуется, окутает нас и вернет нам уверенность.
Некоторые из нас в определенных ситуациях критикуют себя, прежде чем это сделает кто-то другой, потому что мы не можем вынести или услышать критику от кого-то другого.
Эти эмоциональные “атмосферные помехи” происходят как в жизни клиентов, так и в жизни астролога. Творчески ориентированный астролог должен быть готов к тому, чтобы объективно слушать клиента через “атмосферные помехи”, если они присутствуют на консультации.
Мне хотелось бы, чтобы я много лет назад узнал о технике Криса Турмана, позволяющей вывести клиента из самопринижающего эмоционального состояния “я никчемный человек”:
“Я никчемный человек”, — однажды сказала мне Анжела на консультации...
“Докажите это”, — выпалил я, к ее изрядному удивлению. [!]
“С чего вы хотите, чтобы я начала? — спросила она язвительно. — В старших классах я обманывала лучшую подругу, проводя время с ее парнем. И делала это неоднократно. В колледже я начала принимать наркотики. Я не только продолжала обманывать подруг, гуляя с их парнями, но и спала с этими парнями. Потом меня исключили из колледжа за неуспеваемость. Я вышла замуж за молодого человека, которого не любила, потому что у него есть деньги... Мне продолжать?”
Я сказал: “Все это звучит как старая история. Кроме того, все, что вы мне рассказали, доказывает только то, что вы способны на дурные поступки. А мне нужно доказательство того, что вы никчемный человек. Разве дурные поступки делают людей никчемными?”[14]
Ясно, что Анжела приняла позицию, что она никчемный человек, потому что чувствовала себя никчемной.
Эмоции и чувства очень легко становятся фактами, гораздо чаще в искаженной форме, чем в истинной. Эмоции “снабжают топливом” наши способы справляться с напряженностью развития. Ум работает одним определенным образом и, соответственно, приводит в действие эмоции.
Это искажение служит определенной цели: оно помогает нам удовлетворить значительную часть нашей господствующей потребности, которая ясно указана Луной в ее знаке (питаемой Солнцем в его знаке, т.е. сочетанием Солнце-Луна). Мы возбуждаемся от напряжения. Мы обязаны характерным образом дать знать о себе миру, и искажения помогают, когда мы нуждаемся в них[15].
Я думаю, что то, как мы справляемся с досадой, разочарованием и болью в детстве часто полезным образом описывается через вид и стихию знака Луны. Соревнующийся характер с Луной в кардинальном знаке чаще всего будет делать вид, что не беспокоится о трудностях, и это может привести к изобретательной самозащите или драматическому выпутыванию из сложностей.
Если Луна находится в фиксированном знаке, контролирующий характер чаще всего будет обвинять или приносить извинения в случае угрозы власти. Явный признак зрелости, однако, когда это меняется и Луна в фиксированном знаке принимает критику и потерю с закаленным самообладанием.
Комплекс зависимой потребности, возглавляемый Луной в мутабельном знаке, исследует отрицание или другой способ видения вещей, чтобы защититься от потери любви или внимания. Трудности просто не могут случаться здесь, их не по силам вынести!
С Луной в огненном знаке мы склонны преувеличивать и хвастаться, когда мы неуверенны в себе: мы рассказываем всем, насколько мы значимы, и легко искажаем факты в этом процессе. Я ярко помню, как в 12-летнем возрасте навещал близкого друга детства, Джона, а моя Луна во Льве “сильно пульсировала после велосипедной гонки к его дому”. Джон выбежал ко мне навстречу с приветствиями и передал то, что недавно сказала его мать — я обожал мать Джона; мои родители были разведены, и мои отношения с матерью были сложными — “Ноли, моя мама сказала, что ты неуверен в себе! Ха-ха-ха!”
Ни Джон, ни я не знали, что означает это слово, но оно было сказано. Оно звучало весьма негативно. Моя Луна, управитель Асцендента в Раке, уязвимая из-за семейной обстановки в то время, инстинктивно повела яростную защиту, когда я выяснил в словаре значение этого слова.
Я решил дать ясно понять, что я “капитан собственного корабля” и что я НЕ неуверен в себе. В течение всей моей жизни самовозвеличивание всегда было тем, за чем я должен был тщательно следить, что я должен был регулировать и позволять себе заслуживать. Я выполнил свою долю обвинений и свою долю извинений, все это отчасти сгладилось..... но вот я по-прежнему пишу об этом через 51 год. Такие вещи происходят со всеми нами, с клиентами и творчески ориентированными астрологами!
Луна в Овне будет трубить на языке собственной персоны, часто замаскированном под юмор, но задуманном с точной убежденностью. При Луне в Стрельце напор настойчивости, чтобы доказать любое положение, помогает успокоить любую неуверенность.
При Луне в земном знаке механизмом, позволяющим справляться с трудностями, в лучшем случае будет утверждение независимости, сохранение своей уединенности и тайны, но следует отметить, что попытки спрятаться от правды угрожают раскрыть слабость в заботе о себе, в эффективном ведении дел. Луна в Козероге будет переутомляться, чтобы заставить что-то происходить; Луна в Тельце будет сопротивляться изменениям и переносить трудности и/или стремиться сделать вещи такими, какими они должны быть в идеале; Луна в Деве будет стоять на страже точности или совершенства как неприступной защиты.
Луна в водном знаке будет бояться несовершенства: она должна быть эмоционально значимой и важной для других. В напряженной ситуации механизм Луны в Раке — сделать все, чтобы сохранить защиту в пределах своих объятий, сделать ее надежной; механизм Луны в Скорпионе — командовать или привлекать внимание, как-то контролировать других, чтобы преувеличивать собственную значимость. Луна в Рыбах будет стремиться к верности тому, что приятно и эмоционально успокаивает, что идеализировано до совершенства.
Луне в воздушном знаке великолепно удается искреннее отрицание или исправление, меняющее тему, уводящее от давления или отклоняющее его: при Луне в Весах будут предприниматься попытки сохранить мир и акцентировать общественную благосклонность, популярность. В Водолее способом справляться с трудностями будет установление незаменимости, а в Близнецах ловкое маневрирование обычно позволяет ускользнуть как ртуть.
Хотя представленные здесь соображения построены в рамках Луны, вероятно, наиболее выразительного эмоционального фокуса того, что мотивирует наше развитие, я думаю, что эти соображения применимы в целом к определенным стихиям и видам знаков.
Например, Биллу Клинтону пришлось справляться с невероятным юридическим давлением и нападками на его личность. Его Луна находится в Тельце, земном, фиксированном знаке.
Его Луна в земном знаке предполагает утверждение независимости, сохранение своей уединенности и тайны, сопротивление изменениям, перенесение трудностей, привлечение идеалистической структуры в качестве лекарства для ситуации (он советуется с “семьей и нашим Господом”). Как у контролирующего характера вина постоянно проецировалась на личный/политический заговор, чтобы найти оправдание угрозе его власти.
Но в его карте есть мощный стеллиум в Весах на Асценденте (Марс, Нептун, Венера, Юпитер)[16]: акцент воздуха говорит об отрицании и повторяющихся попытках отклонить давление.
Теперь давайте рассмотрим определенные ключевые эмоциональные состояния, — гнев (разочарование и агрессия) и чувства, связанные с образом своего Я — чтобы провести творческий анализ факторов.
Гнев
Гнев — это проявление адреналина. Это энергия, направленная на защиту. Приводя систему к самозащите, гнев сохраняет нас в живых. Этот вид гнева возникает при встрече с угрожающим стимулом, для того чтобы уничтожить его. Гнев устанавливает границы для нашей защиты. Это совершенный боец.
Мы должны понять, что гнев есть в нас с рождения (Марс), что даже малыши проявляют гнев, — обычно появляющийся в шестимесячный период, как раз перед развитием страхов — если то, что нужно малышу для удовлетворения, отсутствует. Агрессия формируется как выражение гнева и направлена на то, чтобы заставить это удовлетворение произойти[17].
Другой вид гнева меньше направлен на охрану жизни простейшим образом и больше на психодинамическую защиту индивидуальности. Такой вид гнева обычно маскирует раннюю обиду. С этой обидой, с каким-то событием или паттерном событий связан целый водоворот эмоций, и этот комплекс проникает в память; в ответ на определенные спусковые механизмы он повторяется снова и снова во взаимодействии с окружением.
Поскольку ум работает мгновенно и постоянно, чтобы сделать все значимым, он будет пытаться объяснить раннее болезненное событие или паттерн происшествий. Ум “подошьет все к делу” ради памяти, закодирует в дремлющие символы, чтобы охранять сон, и обеспечит бдительность в отношении этого комплекса в будущем, чтобы защититься от возможной обиды. Ум даже организует другие обиды, добавляющиеся к исходной группе, чтобы оправдать гнев, сделать его праведным. Подумайте, сколько на все это требуется энергии!
Когда этот гнев-энергия, рожденный в прошлом, проецируется в будущее, он становится тревогой. Этот гнев оттягивает энергию от другой активности в нашей жизни. Когда мы проецируем его на других людей, когда мы перекладываем наше чувство страха и огорчения на детей, партнера по браку и т.д., мы разрушаем наши взаимоотношения с другими людьми. Таким способом мы непреднамеренно сохраняем паттерн гнева и соответствующего поведения для будущего поколения через создание поведенческой модели для нашего потомства.
Мы ощущаем эту сложность, поэтому пытаемся успокоить гнев и держать его скрытым в виде разочарования. Когда его слишком много, чтобы справиться с ним, — когда он потрясает нас и угрожает разрушить нашу жизнь — мы превращаем его в чувство вины и внутренне направляем против себя.
Это очень требовательный процесс для всех нас; он присутствует вокруг нас, в жизни каждого другого человека, во всех сообщениях средств массовой информации. Недавние оценки показывают, что каждый час в субботних утренних телевизионных шоу для детей (!) показывают около 18 агрессивных сцен и что ко времени, когда ребенку исполнится двенадцать лет, средний ребенок увидит 100 тысяч актов насилия по телевизору, не говоря уже о яростном гневе, звучащем в популярной музыке! Во взрослом состоянии мы продолжаем получать удовольствие от фильмов с драматическим, насильственным “реализмом”[18].
Нам нужно только оценить трудный аспект между Сатурном и Марсом, где контроль (консерватизм, традиция, авторитет) действует в осознании энергии (агрессия, решительность, импульс), чтобы понять дилемму и истощение гнева. Хотя в старых учебниках сказано, что Сатурн будет всегда побеждать в битве с Марсом (отражение прежней общественной нетерпимости к межличностной агрессии), я думаю, что наше современное творческое разрешение этого конфликта (черного и красного) должно заключаться в том, чтобы рассматривать контроль как необходимый для эффективности, а энергию как необходимую для прогресса. Мы должны соединить их в мудрость, как отражение нашего современного общества. Эта мудрость, конечно, развивается с течением времени, методом проб и ошибок и обучения.
Важно добавить здесь, что традиционное мнение о том, что интенсивная физическая деятельность — например, программа тренировок — уменьшает агрессивность и облегчает разочарование, неверно. Фактически, исследования показали, что сильная физическая активность ведет к прямо противоположному результату. Даже просмотр агрессивных игр (национальное увлечение футболом, боксом, хоккеем) временно усиливает агрессивное поведение[19].
Взаимосвязь между гневом и сексом (Марс для обоих) заключается в том, что каждое из них является психологически возбужденным состоянием. А в том, чтобы быть возбужденным и сфокусированным, есть удовольствие. Мы ощущаем потенциал в это время. Гнев устанавливает границы и систематизирует, что мы собой представляем, обычно разрушительно, но он служит цели проникновения в смысл, в действие.
Проблемой обычно бывает избыточность гнева, его разрушительная взрывчатость и, конечно, боль, наносимая им, а также замедление прогресса[20].
Творчески ориентированный астролог должен сознавать, где напряжение разочарования и эмоциональный водоворот приводятся в движение в системе поведения. Когда среда не сотрудничает с нами в удовлетворении наших потребностей, мы разочаровываемся, эмоции толкают нас к гневу, выраженному внешне как агрессия или внутренне как обида, вина, угнетенное состояние. Когда мы становимся старше, создается Накопленный Дефицит Развития. В процессе старения этот “склад разочарования”, местонахождение Накопленного Дефицита Развития, становится фокальной точкой соматического и систематического упадка здоровья[21].
Дэвид
Когда Дэвид пришел ко мне на консультацию, он казался счастливым, но обеспокоенным: он сказал, что видел меня по телевизору, слышал, как я рассказываю об астрологии и ее пользе, и захотел прийти на консультацию. Он был дружелюбным, но было ясно, что он привык уходить в себя. Я подумал, что на этой консультации он ведет себя более открыто, чем обычно.
Первое непосредственное впечатление от гороскопа Дэвида — оборонительная позиция (акцентуация восточного полушария) , связанная с незавершенным делом в детстве (акцентуация северного полушария). Хотя сигнификаторы родительской оси не давали ясного подтверждения этого первого впечатления, это делала квадратура Сатурна к Марсу, Асценденту, Луне (особенно в Раке) и Солнцу: это указание на отцовскую ситуацию, довольно похожее в деталях и по надежности на известное нам явление ретроградности Сатурна.
Рассматривая чуть дальше связь с родительской осью, я отметил, что Нептун находится в 4-м доме (что-то является не таким, как кажется) и что этот Нептун формирует аспект квиндечиле с Серединой Неба (значительное смятение в детской семейной обстановке, которое, несомненно, разрушительно, даже навязчиво вошло в его подсознание). Я также предположил, что контакт Нептун-МС, Венера, управляющая МС, и натальная картина средних точек МС = Солнце/Венера и Солнце = Венера/Марс говорят об искусстве как о профессии. Кроме того, в этой связи Марс был в квинтиле к МС.
Ось Лунных узлов тоже сигнализировала о критическом материнском влиянии (аспект квиндечиле с Ураном, очень напряженная взаимосвязь).
Картина средних точек Уран = Луна/Нептун, по-видимому, сводила вместе выводы контактов Уран-Узел, Луна-Сатурн и Нептун/МС, предполагая “темпераментную и эмоциональную непредсказуемость”.
Я отметил, что Дэвид грызет ногти (внутреннее беспокойство, разочарование, озабоченность) и, когда говорит, защищает рот рукой.
Сочетание Солнце-Луна — важное руководство к тому, что мы увидим в жизни, естественно, со временем — было очень впечатляющим с точки зрения профиля, который я разрабатывал на основе факторов гороскопа. Имелись проблемы: “Личность обладает чувствительностью и инстинктами к драматизации. Эмоции хорошо организованы и интенсивны. Собственная ценность обычно допускается и не требует постоянного внимания... любовь и семья очень важны”. Профиль собственной ценности Дэвида, вероятно, был в плохом состоянии (Солнце, управитель 2-го дома, в квадратуре к Сатурну; во 2-м доме находится соединение Плутон-Уран; Меркурий, соуправитель 2-го дома, в соединении с Марсом в 12-м доме).
Его энергии Льва нигде не было видно!
По моему мнению, здесь не было процесса идеализации, который мог бы помочь Дэвиду. Вместо этого я решил, что Дэвид испытывал гнев; гнев был его выпускным клапаном от травмы и его связью с ней в детстве. Я знаю, что практически неизменно при Марсе в 12-м доме (обычно в пределах 8 градусов от Асцендента) — особенно здесь при находящемся в соединении с Меркурием, сражающемся с Сатурном и затрагивающем Луну в Раке, которая требует безопасности любой ценой — существует глубоко укоренившийся гнев, который нужно обсудить на консультации. Эмоции, вероятно, образовали какой-то комплекс рано в жизни и были перенесены вперед, чтобы объяснить боль и защититься от дальнейшего накопления огорчений. Я мог предположить наличие повторных и истощающих выражений беспокойства в жизни Дэвида. Я должен был найти источник этих скрытых чувств, гнев, который, как я был уверен, присутствовал здесь[22].
Дэвид несомненно видел свой гороскоп, лежащий передо мной, с множественными пометками астрологических факторов и замечаниями. После непродолжительной приятной светской беседы, которая велась очень расслабленным образом и с легкой улыбкой, я просто спросил: “Дэвид, что означает весь этот гнев, который я вижу здесь?”
Дэвид был застигнут врасплох. Он нервно рассмеялся, его рука потянулась ко рту. Он покачал головой в знак отрицания, хотя при этом сказал: “Вы абсолютно правы!”.
Я решил представить свои выводы в нескольких вводных параграфах, типа этого: “Этот гнев разыгрывается среди сильной оборонительной позиции. Когда я вижу подобный паттерн, я ищу причину, что-то, что мы можем обсудить в вознаграждающей беседе”. ОТМЕТЬТЕ: я обещал, что, если мы обсудим это, это будет вознаграждающим для нас обоих.
Отметьте, пожалуйста, также мои слова, — “когда я вижу подобный паттерн” — явно относящиеся к рисунку гороскопа: это объективирует то, что я собираюсь сказать. Я описываю не Дэвида, а интерпретирую паттерн на рисунке. Дэвид не ставится в неловкое положение; астрология не обвиняет Дэвида, оценивая его негативно (“Вы такой-то и такой-то...”). В данном случае было очень важно объективироваться таким образом, так как очень много наблюдений было высказано мною сразу, чтобы наша беседа пошла быстрее. Благоприятное поведение Дэвида и его согласие с выводом о гневе сделали этот подход эффективным.
Я продолжал излагать сценарий, который мы только что рассмотрели: “Все это, по-видимому, связано с детской семейной обстановкой, особенно в возрасте от 3 до 11 лет [Дэвид отреагировал изумлением, все еще улыбаясь], и вовлекает трудное родительское влияние: отца, который как-то выпадает из картины, и мать, которая, напротив, очень влиятельна и заставляет вас чувствовать себя неловко. Все это говорит о том, что это подрывает ваше развитие собственной ценности, склоняет защищать свою гордость — даже и сейчас — [еще одна улыбка-подтверждение Дэвида ] и очень затрудняет взаимоотношения. Есть также большая вероятность, что эти беспокойства сбили вас с пути, заставили прервать образование [сигнификатор 9-го дома испытывает сильное напряжение, т.е. Марс находится в квадратуре к Сатурну, расположенному в 9-м доме ] и т.д. Дэвид, нам нужно о многом поговорить.”
Дэвид очень лестно отозвался о выводах, которые были высказаны так быстро, примерно за 60 секунд. И, как я часто раньше видел при таком подходе, он быстро испытал облегчение: все раскрылось и он мог поговорить об этих трудных вещах. Он сказал что-то вроде того: “Я знал, что так произойдет; действительно, это потрясающе!” Это очень позитивное замечание. Путь к Дэвиду был открыт.
История Дэвида в точности совпадала с изложенным. Я направлял ее простыми репликами, типа: “Прежде всего, что насчет ваших взаимоотношений с отцом?”. Я стремился не проводить дальнейшие дедуктивные астрологические “раскопки”, а побольше узнать о связях, которые я мог провести, среди водоворота скрытых чувств Дэвида.
Ответ Дэвида воскресил травму, которая, вероятно, была его самым ранним воспоминанием: он был еще совсем малышом, но видел, как его мать, держащая его на руках, отворачивается от отца. Этот краткий яркий проблеск воспоминаний был у него под рукой во время нашей консультации, потому что Дэвид выуживал его сотни раз в течение жизни, когда обстоятельства возвращались и приводили в движение это воспоминание. Он сам, вероятно, дал этот физический облик мысленной конструкции; первое было необходимо, чтобы оправдать последнее.
Суть заключалась в том, что отец Дэвида был “вытеснен” из семьи рождением Дэвида. Предпочтение было отдано Дэвиду, он был привилегированным в семье. Его отец большую часть времени отсутствовал. Я спросил Дэвида: “Почему это так важно?”
Этот вопрос кажется ненужным, потому что мы знаем, что это чувство-событие очень важно, и причины здесь очевидны, но смысл творческой консультации заключается в том, чтобы выявить чувства клиента. Нам нужно больше знать об этом, чтобы лучше это понять. “Почему это так важно?” — это тонкое и мощное зондирование.
Дэвид объяснил, что отец его матери, “великий человек”, директор школы, долго хотел внука. Его дочь подарила ему двух внучек, прежде чем появился Дэвид. Наконец-то! Дэвид был идеалом!
“А как насчет вашей матери, Дэвид?” — я намеренно поставил этот вопрос Дэвиду, чтобы каким-то образом расширить то, что было важно в этот момент обсуждения.
“Она ужасала меня. Она была такой грубой...” Дэвид объяснил, что его мать была груба с его отцом и что он (Дэвид) тоже боялся ее грубости (идентификация с отцом, желание быть похожим на отца?).
Теперь давайте оценим, как много выяснилось из беседы с клиентом, длившейся примерно пять минут. Это было нетрудно. Все было основано на ясных гороскопических очертаниях сценария развития, подобные которому все время происходят вокруг нас в западной культуре. Творческое выслушивание сводит отдельные островки выводов воедино и стимулирует дальнейшую беседу. Не нам наслаждаться беседой — творчески ориентированный астролог должен формировать ее.
При подготовке к консультации факторы времени тоже подкрепляли все эти выводы: отметьте, что Сатурн в дирекциях солнечной дуги, перемещавшийся от 25° Овна к Середине Неба в 6° Тельца (11 градусов, примерно 11.5 лет) последовательно формирует квадратуру с Луной в возрасте 3 лет и квадратуру с Солнцем в возрасте 7 лет. Отметьте также, что в это же время Марс в дирекциях солнечной дуги, перемещавшийся от 22° Рака к Солнцу в 2° Льва, за 10 градусов/лет последовательно формирует соединение с Асцендентом и квадратуру с Сатурном, а потом соединение с Солнцем в возрасте 10 лет.
Сердился ли Дэвид на отца за то, что тот не перечил матери, так сказать, отстаивая свои права? Или Дэвид как-то идентифицировался со своей матерью, подвергавшей остракизму его отца; сердились ли они оба на отца? Или Дэвид сердился на отца потому, что сам был светом в окошке для дедушки и был невольно втянут в попытки матери “избавиться” от отца? Так или иначе, отец редко бывал с ним, и Дэвид чувствовал себя покинутым и испытывал сильный гнев из-за этого. Очень интересно, что дедушка умер при соединении дирекционного Сатурна с МС, когда Дэвиду было 11 лет, и что его мать развелась с отцом в том же году (с транзитным Ураном на куспиде 4-го дома)!
Работа творчески ориентированного астролога заключается в том, чтобы отразить картину прошлого развития с ее разъяснением и связать все это с текущим развитием и будущим.
Спутанный гнев Дэвида возник как гнев на мир, на отсутствие отцовской фигуры, чтобы направлять его... в конце концов, он заслуживал этого, он был привилегированным! Его гнев стал причиной неправильного выбора направления в профессиональной жизни. Дэвид обратился ко мне, когда его транзитный Сатурн, со всем его символизмом, возвратился к натальному положению, с глубокими профессиональными заботами.
За годы астрологической работы я привык начинать каждую консультацию с вопроса: “Чем вы зарабатываете себе на жизнь?”. Во время подготовки к консультации я всегда выписываю анализ профессии, на которую, по моему мнению, указывает гороскоп. Когда человек отвечает, я могу показать ему, насколько точно я предвидел это или, когда фактическая профессия и мои ожидания не согласуются, могу начать переработку баланса в подготовке аналитического сценария или могу сохранить это несовпадение с выбором клиента в ожидании подходящего времени, когда могут раскрыться окольные пути или препятствия в развитии. Как часто я слышал: “О, это именно то, чем я хотел бы заниматься, но моя мать не позволила бы мне пойти в школу искусств!”.
Мои заметки о профессии Дэвида были таковы: “Сфера искусства: Нептун в квиндечиле с МС, Меркурий в квинтиле с МС, МС = Солнце/Венера, Солнце = Венера/Марс, Точка Овна = Солнце/Меркурий, управитель МС, Венера — планета-перегрин”.
Во время нашей светской беседы Дэвид сказал, отвечая на мой вопрос: “Я работаю на правительство”.
“Как? Действительно?”
Дэвид застенчиво улыбнулся и чуть-чуть замкнулся, как будто смущаясь.
“Что вы делаете на своей правительственной работе?”
Дэвид объяснил, что работает с эскизами зданий, насколько я припоминаю, и множительными аппаратами, создающими репродукции промышленного дизайна... что-то в этом роде. Суть заключается в том, что мы приближались к тому, что, по моему мнению, предлагал гороскоп для его наиболее полного выражения, но были все же еще далеки от этого.
9-й дом говорит о продолжении образования после средней школы. Когда сигнификатор 9-го дома (планета-управитель или важная планета в 9-м доме) испытывает сильное напряжение, есть большая вероятность, что образование было/будет прервано. Это обычно происходит в возрасте 17-18 лет, иногда в 19-20: в более раннем возрасте человек еще не идет в колледж; в более позднем возрасте человек покидает колледж, бросает и, возможно, возвращается позднее, но прерывание совершается[23].
При обращении с этим фактором важны две вещи:
1)определить, почему образование было прервано — поспешный брак? Почему? Бегство от домашней ситуации?
Почему? В аналогичные проблемы в браке? Как это описывается?
2) Как это прерывание повлияло на возможности в выборе профессии, рабочую мобильность и т.д. Нет ли здесь чувства обиды из-за этого? Куда эта обида проецируется?
Можно очень легко построить дуги к углам и проверить важные транзиты для этих критических возрастных периодов (если сигнификатор 9-го дома испытывает напряжение), чтобы узнать с высокой степенью вероятности месяц прерывания образования. Например, в случае Дэвида транзитный Плутон проходил через куспид 4-го дома в возрасте 18 лет, между маем и октябрем 1986 года[24]. Дэвид провалился на экзаменах и уехал в другую страну. [Представьте, сопереживая с Дэвидом, как это ошеломило бы дедушку Дэвида.]
Через четыре года, между апрелем и августом 1990 года, при соединении транзитного Юпитера с Солнцем и соединении транзитного Сатурна с куспидом 7-го дома (оппозиции к Марсу, Луне и Солнцу) Дэвид возобновил свои занятия музыкой. Я спросил Дэвида о перемене в его жизни, когда транзитный Уран сформировал соединение с куспидом 7-го дома в марте и декабре 1994 года, и он ответил: “Я вылетел из учебного заведения, я был так зол на преподавателя”. И когда он произнес это слово “зол”, т.е. “гнев”, о котором мы говорили, комната наполнилась смыслом.
“Почему вы испытывали гнев к преподавателю?”
“Он напомнил мне отца... это был мой отец. Я ничего не стал делать на экзамене; я просто сидел ... и провалился”.
Таким образом, Дэвид потерпел неудачу из-за запутанной, но интенсивной эмоциональной причины, о которой сигнализировал гнев, возникший из очень противоречивого отношения к мужскому авторитетному образу в его жизни. [Я тщательно следил, чтобы не попасть под модель авторитетной фигуры для него как астролог.]
Когда мы разговаривали, транзитный Сатурн возвращался в свое натальное положение и формировал квадратуру к Солнцу, транзитный Уран формировал оппозицию к Венере, управителю его Середины Неба. Все это происходило в середине 1998 года, когда также отмечалась комбинация транзитный Нептун = Солнце/Луна (угроза взаимоотношениям).
Дэвид и я обсудили большую вероятность смены направления в его профессиональной жизни, то, что, возможно, ему не надо больше расходовать энергию на этот бесформенный гнев, что распадающиеся личные взаимоотношения, которые истощали его, расчистят дорогу для свежего подхода. Этот свежий подход определенно наступит в апреле 1999 года при соединении транзитного Сатурна с МС и соединении транзитного Юпитера с Сатурном.
Проецируя любой гороскоп в будущее после понимания сценария развития в прошлом, я рекомендую искать наиболее важные факторы в пределах года или двух, обычно включающие контакт (соединение или квадратура) с углом (дирекция, транзит или Луна во вторичных прогрессиях), и работать в обратном направлении от этого времени, чтобы осветить “выложенную из камней дорожку” временной стратегии, позволяющую добраться туда. В данном случае было легко увидеть апрель 1999 года и я просто начал работать назад от этой точки, чтобы увидеть выстраивание факторов, которые последуют сразу же за консультацией. Эти факторы будут отмечать следующие шаги Дэвида.
Мы с Дэвидом подробно обсудили возможности найти лучше оплачиваемую работу в частном секторе (вне правительства) , в сфере искусства — мы остановились на работе на телевидении (которая включает искусство и музыку, его специальность, и соответствует символизму натального Нептуна) — и то, как подготовиться к этому, завязывая контакты, бывая в местах, где собираются люди этого круга, читая о новостях, персоналиях и общей политике этой индустрии, подготавливая свои документы и т.д.
Больше всего я работал с Дэвидом над тем, чтобы начать приводить в порядок его прошлое, чтобы положить конец некоему процессу, действующему внутри него, чтобы воскресить гордость его Солнца во Льве. Я намеренно действовал через любящий авторитет отцовской фигуры. Мы нарисовали картину его свершений при этом волнующем и очень вероятном изменении карьеры; и, по тщательно продуманному замыслу и в нужное время, когда мы с Дэвидом заканчивали консультацию через час и десять минут, я твердо и очень ясно произнес завершающие слова: “Я думаю, дедушка одобрил бы все это”.
Мы в молчании пожали друг другу руки, и я почувствовал, что Дэвид начинает “достигать совершеннолетия”.
Депрессия
Депрессия была открыта, официально названа, классифицирована и исследована психотерапевтами и пострадавшими только в последние двадцать пять или где-то около этого лет. И неожиданно в этот период времени, мы увидели, что депрессия представляет собой состояние, поражающее миллионы людей. Мы дали название этому состоянию; мы увидели его.
Процент страдающих от депрессии был ниже у людей, родившихся в 1900 году (подсчитано в ретроспективе), чем у родившихся в 1920 году, и ниже у группы 1920 года, чем у тех, кто родился в 1940 году. Мы не понимаем причины этого. В то время как практически 30 процентов населения сообщает о периоде, длящемся около двух недель, когда они пребывают в унынии или подавлены, примерно 5 процентов населения сообщает об очень серьезном случае депрессии в течение своей жизни[25].
Депрессия вдвое чаще встречается у женщин, чем у мужчин, она чуть меньше распространена среди чернокожих, чем среди белых. Есть данные, что некоторые формы депрессии являются наследственными: когда подобные нарушения существуют в семье, ребенок страдающего от депрессии человека имеет 25% шанс сам страдать от депрессии, в сравнении с 5% шансом у детей, родители которых не страдают от депрессии. Медицина считает депрессию практически полностью биологическим нарушением (генетически передаваемым и химически вырабатываемым), в противоположность психологическому, и поэтому основным средством лечения являются лекарственные препараты.
Некоторые из причин депрессии — наследственная уязвимость. Как мы видели, семейная история увеличивает риск развития этого состояния. Выраженная личностная неустойчивость, особенно низкая самооценка, состояние чрезмерной зависимости, самокритика, пессимизм и легкая подверженность стрессу, увеличивают уязвимость человека перед депрессией. Злоупотребление алкоголем — это обстоятельство, сопутствующее депрессии.
Депрессия аморфна, ее трудно определить. Чувство подавленности — это нормальная эмоция, а не депрессия. Частичный профиль клинически депрессивного состояния включает глубокое и всеобъемлющее чувство одиночества (“депрессия — это болезнь изоляции”); чувство ненадежности, безнадежности; ненависть к себе вплоть до разобщения с другими людьми; потерю способности испытывать удовольствие (anhedonia); потерю энергии и сексуального стимула; и, возможно, бессонницу[26].
Для творчески ориентированного астролога важно понимать, что социальное взаимодействие делает нас людьми, а любое нарушение, любое уклонение от общения, взаимоотношений или близости говорит, что что-то не