О Студенческом Медицинском Отряде
Содержание
Предисловие. 4
История Движения Студенческих Отрядов России. 5
Глава 1.Общие положения. 7
ПОЛОЖЕНИЕо Студенческом Медицинском Отряде. 7
Глава 2.Летняя производственная практика и работа в отряде. 13
Глава 3. Жизненный цикл отряда. 13
Глава 4. Должностные обязанности членов комсостава. 21
Глава 5. Описание некоторых традиций и терминов. 25
Описание праздников отряда. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ... 34
Предисловие
Искренняя вовлеченность в любое дело невозможна без понимания важности и нужности выполняемой задачи. Организатор и руководитель студенческого отряда должен понимать, что занимается он действительно важным и нужным делом.
Плюсы отрядов несомненны: студенты, помимо собственно работы, получают коллектив единомышленников, работодатель получает мотивированных работников для решения производственных задач, учебное заведение — организованную группу студентов, которые связывают свое время с коллективом, связанным, в свою очередь, с almamater, общество — организованную группу мотивированных людей, полезная социальная активность которой зачастую выше, чем сумма активностей отдельных ее членов.
Организация студенческого отряда — задача, которая требует от исполнителя стратегического подхода. Невозможно создать коллектив, со своими, уникальными особенностями, который продолжит существовать, даже когда произойдет полное изменение его первоначального состава без анализа положения, понимания задачи, планирования и грамотного взаимодействия со всеми заинтересованными лицами.
Что такой студенческий отряд? Это форма внеучебной деятельности.
Внеучебная деятельность студента зависит от множества факторов, из которых можно выделить наиболее значимые: личные особенности человека, уровень его материального благосостояния, профиль получаемого образования и вуз, в котором обучается студент.
Финансовое мотивирование — самое ненадежное средство для привлечения человека в коллектив. Этот мотив не должен быть определяющим и единственным. Личные особенности отдельных участников должны быть учтены при подготовке отряда к летнему трудовому семестру, данные внеучебной работы позволяют оценить студенческую активность, возможных конкурентов, степень поддержки молодежных объединений администрацией вуза, рассказать об актуальных тенденциях в студенческой среде. Вузы одного профиля имеют общие черты, соответственно, проекты, реализованные в одном из них, могут иметь успех и в других.
Само собой, есть менее значимые факторы, влияющих на формирование отряда. Для того, чтобы не упустить из виду главное и иметь возможность учесть второстепенное, необходимо иметь силы и время, существенную экономию которых обеспечит общее видение системы, планирование и учет опыта коллег.
Разобравшись в терминологии, ознакомившись с историей движения, годовым циклом студенческих отрядов, должностными обязанностями членов командного состава, будущий руководитель отряда сможет сэкономить силы и время, не «изобретать велосипедов» сверх необходимости и сконцентрироваться на мелочах, в которых, как известно, вся суть. Помочь разобраться в этом — цель данного пособия.
История Движения Студенческих Отрядов России
Разные источники дают разные даты возникновения Студенческих Трудовых Отрядов в нашей стране. Кто-то отталкивается от даты разработки и внедрения Наркоматом труда и просвещения в 1924 году специальной инструкции о практике студентов, в которой был определен порядок прохождения практики и использования труда студентов в летнее время. Кто-то берет за начало движения в своем регионе — организованную практику использования труда студентов на благо своего учебного заведения. Кто-то идет дальше и вспоминает царскую Россию и нереализованное предложение по использованию труда студентов на строительстве железной дороги «Москва — Санкт-Петербург».
С уверенностью можно говорить о том, что основа отрядного движения в нашей стране была заложена в послевоенные годы, когда студенты-добровольцы участвовали в восстановлении народного хозяйства.
Доподлинно известно, что к 1959 году, официально принятому за точку отсчета истории движения студенческих отрядов, одновременно с официальными инициаторами, студентами физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, на строительных объектах трудились десятки тысяч студентов.
Движение студенческих трудовых отрядов не зарождалось в каком-то конкретном вузе, не было идеей отдельной ячейки комсомольской организации, это опыт организации труда студентов многих учебных заведений.
Ниже будут приведены некоторые ключевые даты и факты из истории Студенческих отрядов Советского Союза.
Январь 1960 — письмо - обращение секретарей комитетов комсомола четырех ВУЗов Москвы с рассказом об опыте формирования ССО и призывом к студентам страны создавать строительные отряды для работы на целине публикуется в газете «Комсомольская правда».
Лето 1962 года — Студенческий отряд второго Московского медицинского института организовал в совхозе «Амангельды» пионерский лагерь «Спутник». Этот год принято считать годом начала деятельности педагогических отрядов.
1964 год — образуются Центральный целинный и Западно-Казахстанский штабы для руководства отрядами в рабочий период, утверждается Устав Целинного студенческого отряда.
Февраль 1965 — принято решение по созданию местных подготовительных штабов при ЦКВЛКСМ республик, отправляющих студентов на целину
Декабрь 1966 — первый Всесоюзный слет студенческих строительных отрядов в Кремлевском Дворце съездов.
1967 год — по инициативе студентов Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта сформирован студенческий отряд проводников
В семидесятые годы движение СО продолжало бурно развиваться: все основные стороны организации и деятельности СТО становятся на прочный трудовой фундамент, растет количество всесоюзных отрядов и численность его участников, для работы в отрядах привлекаются учащиеся средних специальных учебных заведений, широкое развитие не строительных отрядов позволило включить в трудовой семестр и представительниц прекрасного пола, так с 1971 по 1975 годы в ВССО доля девушек увеличилась с 15 до 35 % (127,7 тысяч девушек — 238,9 тыс. девушек), введена практика привлечения к труду в ССО трудных подростков, оказывавшая на последних благотворное влияние.
Вопрос о возникновении отдельных медицинских отрядов на данный момент остается открытым. Известно, что в конце восьмидесятых в Первом Ленинградском Медицинском Институте существовал СМО «Панацея», который в 1995 году был реорганизован и выехал под названием СМО «Диоген».
Восьмидесятые годы стали эпохой расцвета движения. Так в 1985 году, на пике развития движения, его численность превышала 830 тысяч человек, при этом потребность в дополнительной рабочей силе в форме студенческих отрядов превышала 2 миллиона человек. К концу восьмидесятых школу студотрядов прошли около 11 миллионов человек.
В сентябре 1991 года XXII-й чрезвычайный съезд ВЛКСМ посчитал исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодёжи и заявил о самороспуске организации. Таким образом, с самороспуском ВЛКСМ, движение студенческих отрядов практически распалось (Прекращение деятельности Центрального штаба СО).
1993 год стал переломным для СО. Практически все студенческие отряды в России распались.
На территории бывшего СССР остался всего один действующий областной штаб — Свердловский областной студенческий отряд.
В ряде регионов продолжала теплиться отрядная жизнь. Ни о какой централизации речи уже не шло, большая часть отрядов ушла в прошлое, вместе с центральным управлением ушли в прошлое и централизованный поиск договоров, и мероприятия для бойцов студенческих отрядов. Бойцы одного отряда одного региона могли не знать о существовании других отрядов, отрядов других направлений. Каждый отряд выживал самостоятельно и как мог.
В 2004 году образовано молодёжное общероссийское общественное движение «Российские студенческие отряды» (РСО). В регионах начинается восстановление Движения.
В августе 2009 года президент России Д.А.Медведев поднимает вопрос о правовом статусе стройотрядов, так как СО существуют в разных формах и рекомендует Госдуме принять поправки в законодательство, чтобы унифицировать статус ССО.
В 2011 году МООД РСО реорганизовано в Молодежное общероссийскую общественную организацию РСО.
Что касается медицинских отрядов, то СМО «Диоген» продолжал ежегодно работать летом. Информации о других постоянно действующих СМО до конца двухтысячных нет. В период с 2008 по 2015 год было создано более 10 новых отрядов в разных регионах РФ.
В 2013 году был организован первый Всероссийский Студенческий Медицинский Отряд «Панацея».
В 2014 году в рамках Всероссийского Слета Студенческих Отрядов в Москве совместно с Министерством Здравоохранения РФ был проведен круглый стол по вопросам развития Студенческих Медицинских отрядов, в котором приняли участие руководители СМО, студенты большинства медицинских вузов страны, представители совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России и Министерства Здравоохранения РФ.
В 2015 году в МООО «РСО» была введена должность заместителя командира Центрального штаба по развитию медицинских отрядов.
Работа в медотряде и организация его имеют ряд особенностей:
Во-первых, не во всех медВУЗах России сохранилась выездная врачебная практика для студентов-старшекурсников, не говоря уж о СМО. Поэтому работодателю в большинстве нужно предельно понятно объяснить, кто такие бойцы СМО и чем отряд может быть ему, работодателю, полезным.
Во-вторых, сложности с обустройством быта. Зачастую работодатель не располагает возможностью расселить медотряд где-либо на своей территории.
В-третьих, большое количество свободного времени у бойца. Работа сутки через трое или двое через двое подразумевает некоторый избыток свободного времени. Посему комиссарская работа должна быть на высоте.
Это пособие поможет найти решение для обозначенных проблем.
Возможно, кому-то из читателей покажется, что оно состоит в основном из прописных истин. Возможно, но, повторюсь, основной моей задачей было составить руководство, которое поможет молодым и дерзким, имеющим некоторый опыт организационной работы командиру, комиссару и коменданту, правильно организовать свой СМО. Состоит оно из двух частей:
Первая — практические рекомендации для СМО «Диоген», написанные мною, командиром СМО «Диоген» 2005-2011. Вторая - «Пустая Барная Книга», сборник праздников и традиций СМО Диоген, составителем которой является Константин Вишневский, комиссар СМО Диоген 2002-2004, представленная практически без изменений,- может послужить подспорьем в комиссарской работе.
Глава 1
Общие положения.
Студенческий медицинский отряд (СМО) — добровольное объединение студентов. В период летних каникул участники СМО работают в различных ЛПУ в соответствии со своей квалификацией в качестве младшего и среднего медицинского персонала.
Участники медицинского отряда — студенты разных курсов медицинских вузов, изъявившие желание стать членами отряда. При приеме в отряд учитывается успеваемость, наличие профессионального медицинского образования, социальная активность студента. На общих основаниях к СМО могут присоединиться специалисты с высшим/средним медицинским образованием, не являющиеся студентами.
Основные места работы СМО — ЛПУ районных центров (ЦРБ), детские оздоровительные лагеря, здравницы и санатории.
Финансирование деятельности СМО происходит из различных источников: личные средства членов, финансовая помощь вуза, помощь сторонних организаций.
Основные статьи трат: атрибутика (форменная одежда члена отряда, ежегодные нашивки, значки и пр.), транспортные расходы и питание (в случае выездных отрядов).
Руководство отряда - командный состав,- избирается на ежегодном общем собрании членов отряда большинством голосов.
Основные документы, на которые опирается отряд в своей деятельности:
· Конституция Российской Федерации;
· Закон «Об образовании в РФ», 273-ФЗ (ст. 34 п.7);
· Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
· Федеральный закон 428 «О внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации в части развития движения студенческих отрядов»;
· Приказ министерства здравоохранения РФ от 19.03.2012 г. №239н «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшем медицинским или фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала».
· Устав Учебного заведения, в котором организован отряд.
· Устав, положение о Трудовом отряде Молодежной Общероссийской общественной организации «Российские Студенческие отряды»
· Должностные инструкции, принятые в организации, в которой работают члены отряда.
Трудоустройство членов отряда происходит посредством подписания индивидуальных трудовых договоров с работодателем.
Участники круглогодичных СМО в течение учебного года, во внеучебное время, работают в ЛПУ.
ПОЛОЖЕНИЕ
Глава 2
Летняя производственная практика и работа в отряде.
Если в качестве баз для работы СМО выбираются ЛПУ, подходящие по параметрам, предусмотренным в соответствующем Федеральном Государственном образовательном стандарте, то у студентов есть возможность прохождения практики параллельно с работой.
Волонтерская деятельность СМО системы РСО.
В течение учебного года участники СМО представляют собой классическую инициативную студенческую группу. Члены СМО участвуют и организуют разного рода социально-значимые акции и мероприятия, взаимодействуют с участниками отрядов других профилей в своем вузе, городе, регионе и пр.
Так, организацию дней донора, лекций по первой помощи для сообщества студенческих отрядов немедицинских профилей, участие в городских проектах, связанных с популяризацией идей донорства, спорта и здорового образа жизни в качестве представителей движения студотрядов ежегодно берут на себя члены СМО.
Волонтерская деятельность СМО в летний период разнообразна.
Так не все члены отряда могут быть трудоустроены в ЛПУ. Многие участники изначально едут в качестве волонтеров, если у больницы есть потребность в рабочих руках, но нет возможности принять на работу студентов.
Например, летом 2015 года пять СМО СПб работали в ЛПУ Ленинградской, Новгородской, Вологодской областей и респ. Карелия. Только один отряд был трудоустроен полным составом. В остальных в качестве волонтеров трудилось от 20% до 80% личного состава. Остальные трудились в больницах в качестве волонтеров. Важно отметить, что часто заработная плата студентов покрывает исключительно транспортные издержки и расходы на весьма скромный быт. То есть, если подходить к оценке работы студенческих отрядов не с формальной позиции наличия/отсутствия факта трудовых отношений между членами отряда и принимающей организацией, а оценивая наличие/отсутствие материальной выгоды студента, то к волонтёрским отрядам можно отнести большую часть существующих СМО.
Кроме работы непосредственно в больницах, студенты организуют различные акции, связанные с пропагандой ЗОЖ, донорства, ведут просветительскую работу с населением, устраивают волонтерские акции,не связанные с медициной: выезжают в детские дома, участвуют в благоустройстве территорий вокруг памятников культуры и пр.
СМО — востребованная форма организации студенческого труда не только среди учащихся медицинских вузов, но и среди руководителей учреждений здравоохранения районных центров регионов Российской Федерации. Так студент-медик, работая летом, получает возможность реализовать на практике знания, полученные в учебном заведении, познакомиться с условиями работы обычной центральной районной больницы (ЦРБ), а руководство ЦРБ — найти замену основным сотрудникам в период летних отпусков. Кроме того, СМО — инициативная группа мотивированных студентов, сплоченная не только единством устремлений и интересом к будущей профессии, но и общим бытом и выполнением общих задач, что положительно сказывается на социальной активности студентов как в летнее время, так и в течение учебного года.
Глава 3. Жизненный цикл отряда.
Бытие отряда циклично. Периоды в годичном цикле функционирования отряда можно выделить несколько периодов, каждый из которых сопряжен с разного рода трудностями, преодоление которых и есть главная задача комсостава.
Период | Сроки | Задачи | Поддержка со стороны администрации ВУЗа и прочих организаций |
Подготовительный | Декабрь - февраль | Поиск базы для СМО на лето: -рассылка предложений по электронной почте, -переговоры с руководителями ЛПУ - выезды руководства отряда. | Рекомендательные письма. Компенсация комсоставу дорожных затрат |
Агитационный | февраль-март | Привлечение в отряд новых членов Разработка макетов и печать объявлений, агитация в социальных сетях, агитационные мероприятия и информационные встречи с заинтересовавшимися. | Предоставления помещения и аппаратуры(проектор и пр.) для проведения встреч, компенсация затрат на изготовление материалов наглядной агитации, распространение информации о возможности прохождения летней производственной практики на базе отряда через деканаты и профоргов курсов |
Формирования Отряда | апрель-май | Начало работы по созданию рабочего коллектива, интеграция новичков в отряд и их обучение (школа отрядного мастерства) | Предоставление: - помещения для проведения собраний и семинаров - наглядных пособий (манекенов и пр.), аппаратуры |
Предотъездный | май-июнь | Подготовить отряд к отправке "на целину" Изготовление и закупка символики, билетов, продуктов, необходимой канцелярии. Контроль академической успеваемости бойцов, особенно новичков. Контроль сдачи старшекурсниками экзамена на сестринский сертификат | Помощь в изготовлении и закупке символики, билетов, продуктов, необходимой канцелярии. Рассмотрение возможности переноса части экзаменов для бойцов СМО так, чтобы боец был готов к отправке 23-25 июня. |
Целина | июль-август | Обеспечение работы отряда | Административная и юридическая поддержка |
Интеграционный | сентябрь-май | Интеграция обновленного отряда в движение Студенческих Трудовых отрядов вашего региона, России. Участие в слетах, фестивалях и прочих мероприятиях Движения как в регионе, так и за его пределами. | Компенсация членских взносов участников фестивалей и слетов, компенсация дорожных затрат. Предоставление помещений и аппаратуры для проведения межотрядных мероприятий, организуемых бойцами СМО (например, семинаров по ПМП). |
Агитационный период.
Основная задача агитации - донести до студентов, что в отряде их ожидает настоящая медицинская деятельность, возможность применить полученные знания, расширять спектр практических навыков - особенно если речь идет о работе в больницах.
Завлекать студента нужно по всем правилам агитационной науки, используя все средства:
1. Наглядная агитация. Объявления. Красивые, четкие, ясные. На них тезисно должно быть обозначено, что СМО:
- открыт для студентов всех курсов, всех факультетов;
- что работаем мы в областных ЦРБ на отделениях и скорой;
- что мы — отряд;
- что можно практику пройти;
- контакты комсостава, адрес группы ВКонтакте.
Объявлений нужно много, печатных. Развешивать — везде в ВУЗе и общежитиях.
Хороший агит-ход - раздача листовок. На листовках — пара фраз вроде: «Вступай в отряд! Мы едем в Псковскую область работать в больнице и на скорой. Поехали с нами! В отряде можно пройти практику. Подробнее...», - и контакты.
Не стоит в агитпериод пренебрегать другими ВУЗами и их общежитиями!
Телефоны профкомов, деканов факультетов и прочих контактных лиц должны быть найдены, работа с контактными лицами — проведена.
2. Агитация в соцсетях — зазывать представителей целевой аудитории в группу, размещать в целевых группах свои объявления: у всех курсов обычно есть свои группы, например. Постоянно просматривать отрядный акаунт — устроить на нем дежурства, отвечать на вопросы оперативно.
3. Агитация на лекциях. Прийти на лекцию, перед лекцией или в перерыве, заранее договорившись с преподавателем, произнести речь. Оставить листовки.
Пример речи:
Добрый день, уважаемые коллеги. Займу пару минут вашего внимания. Меня зовут... я … Студенческого Медицинского Отряда Диоген. Вы раньше слышали про отряд? Нет/кто-то не слышал? Я здесь, чтобы устранить это досадное недоразумение) Каждое лето, в июле, СМО Диоген уезжает из города, чтобы поработать в Центральной районной больнице одной из сопредельных областей: Псковской, Вологодской, Новгородской... как-то раз мы работали в больнице города Геленджика, в Краснодарском крае. Работа в отряде идет в зачет летней практики. В отряде можно пройти летнюю практику. Члены отряда работают на хирургических, терапевтических и прочих отделениях больниц, старшекурсники работают на скорой помощи. Как показывает опыт прошлых лет, все в конце концов ездят на скорой) — если студент хочет поездить на скорой стажером, то никто ему не мешает. Наоборот — это поощряется. Живем мы все это время вместе. В отряде масса прекрасных традиций, которые восходят к традициям стройотрядов прошлого. Предлагаю вам вступить в отряд. Подробнее о том, как вступить в отряд можно узнать на собрании, которое состоится…, на нашей странице ВКонтакте, ее адрес есть на листовках, а также задать вопросы лично комсоставу отряда. Наши телефоны — на листовках. Спасибо за внимание.
Можно предложить задать вопросы.
Сагитированный народ приходит на собрание. Важно заранее обставить помещение, подготовить речь, чайник чая с печеньками будет нелишним. Идеально было бы использовать не одну из больших аудиторий, а просторную учебную комнату. Проектор со слайдами-фотографиями прошлых выездов был бы весьма кстати.
О чем говорят на первом собрании кандидатам СМО Диоген:
С 1995 года в нашем ВУЗе существует Студенческий Медицинский Отряд Диоген.
Медицинский отряд - это коллектив, состоящий преимущественно из студентов-медиков, которые едут далеко, живут вместе, работают ударно, отдыхают весело. Это если в двух словах и в общем.
Собственно, отряд стоит на трех столпах:
- работа;
- традиции;
- общий быт.
Подробнее о каждом из этих столпов.
Работа. Летом каждого года отряд выезжает на работу в одну из областных ЦРБ.
Должность, занимаемая бойцом отряда, соответствует его квалификации. Одновременно с работой боец отряда проходит производственную практику согласно занимаемой должности:
- второй курс - работают санитарами и так проходят санитарскую практику;
- третий курс аналогично проходят практику сестринскую;
- с четвертым курсом сложнее, т.к. практика врачебная оставляет слишком мало времени, чтобы параллельно с ней работать, но возможны лазейки;
- пятый курс ведут прием и работают фельдшерами, т.е. проходят практику и работают соответственно своей квалификации.
Одна из целей отряда — сделать так, чтобы бойцы отряда (особенно младшие курсы) поближе познакомились с медициной, т.е. подежурили на всех отделениях ЦРБ и на скорой помощи.
Традиции. У отряда их много.
Основные:
1.Традиция праздника. То, что не дает заскучать в течение выезда, раскрывает творческий потенциал, объединяет, само собой. Праздник в отряде каждый день. Участие в праздниках строго добровольное, но не было случаев, чтоб бойцы не участвовали в праздниках.
2. Иерархия. Выезд коллектива куда-либо на длительный срок подразумевает n-ое количество ответственности у людей, за этот выезд. Поэтому, чтобы не было неразберихи, из числа уже «бывалых» бойцов формируется комсостав.
В комсоставе три должности: Командир(главный), Комиссар (зам командира по внутриотрядной жизни), Комендант (зам по административно-хозяйственной части). Т.е. комиссар отвечает перед командиром за мероприятия и психологический микроклимат, комендант - за имущество, чистоту и еду, командир отвечает за отряд перед всеми (работодатель, организация, предоставившая жилье, ВУЗ) и перед отрядом - за всех. Соответственно, каждый из них наделен логично вытекающими из функций полномочиями. Вообще, мы стараемся жить по Конфуцию: "Лучший правитель тот, кого не видно". Получается)
3.Символика.
Символика - это строевка и все, что с ней связано. Вторая кожа. То, что отличает бойца от всех остальных.
У строевки две стороны: правая — официальная (на лацкане — кирпичи, над верхним карманом — нашивки, обозначающие статус бойца в отряде, на рукаве — Диогеновские нашивки-годички), левая — личная (для значков с мероприятий, нашивок ВУЗа и пр., на рукав правой стороны нашиваются нашивки с гербами городов и сел, в которых отряд работал).
Единая символика, как известно, дополнительный фактор сплочения.
Общий быт.
В течение всего месяца мы живем все вместе.
Так что в общий быт у нас входит: поочередная готовка, уборка и линейка утром (на которой объявляется число, наряды и праздник). Сплочает, организовывает и, что характерно, радует. J
Собственно, обязанности бойца и состоят в том, чтобы работать, соблюдать традиции и правила общежития.
На собрании обязательно раздать типовые анкеты (Анкета — в приложении 2).
Сразу после первого собрания стоит провести вторую волну агитации, на следующей неделе после первого информационного собрания провести второе, а через две — начать школы отрядного мастерства.
К кандидату нужно присматриваться с первой с ним встречи. По возможности быть объективным. Абсолютные противопоказания для вступления в отряд: асоциальность, подозрительное поведение и сомнительные высказывания (фильтр для всякого рода психически нездоровых лиц), нечистоплотность, «непроходимая тупость» и агрессивность. Редко, но подобные товарищи встречаются. Отрядом они, особенно последняя категория, как правило не интересуются, но понимать, что они отряду не нужны ни под каким соусом обязательно. Все остальное в большинстве случаев — личные особенности конкретного человека, которые не являются противопоказанием для отряда. Дальнейшая тактика зависит от популярности отряда. Но все ж, если кандидат, узнав об отряде побольше, имеет горячее желание ехать и придерживаться установленных правил, то брать его обязательно. Не стоит поддаваться искушению подбирать бойцов по своему образу и подобию. Чем больше разных по характеру людей, тем интереснее.
А еще не стоит уговаривать кого-либо вступать в отряд. Информации для того, чтобы сделать выбор в пользу отряда более чем достаточно. Отвечать на ЛЮБЫЕ дополнительные вопросы серьезно и обстоятельно необходимо, а завлекать еще чем-то стоит лишь в особых случаях.
И еще. Агитационным здесь обозначен период с начала февраля по конец марта. Точнее было бы назвать это время концом агитационного периода. А начало его, конечно, в сентябре. Основная цель сентябрьской агитации — первокурсники. На самой первом знакомстве вуза со студентами должен быть представитель отряда.
Период формирования отряда.
Основные мероприятия этого периода — еженедельные школы отрядного мастерства.
Примерная программа школ:
1. Работа медицинской сестры. Должностные инструкции, рабочий день и пр. Практика: базовые манипуляции.
2. Работа фельдшера выездной бригады. Укладка и аппаратура кареты скорой помощи.
3. Алгоритм действий при обнаружении пострадавшего. Алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации.
4. Раны, кровотечения, шок. Способы остановки кровотечений.
5. Травмы. Транспортная иммобилизация.
6. Прочие неотложные состояния (утопления, термические поражения, электротравма, анафилактический шок и пр.).
7. Неотложные состояния при заболевании внутренних органов.
8. Неотложная помощь детям.
9. Итоговое занятие.
Чай и тут не будет лишним.
После окончания школ хорошо опробовать навыки на манекенах учебного центра, заранее договорившись об этом с администрацией ВУЗа.
Между занятиями неплохо потихоньку вытаскивать кандидатов на межотрядные мероприятия.
После окончания учебы полезно для сплочения организовать выезд на природу и провести там ряд мероприятий, направленных на сплочение и командообразование.
Предотъездный период.
К маю состав отряда должен быть уже определен. Начинается собственно подготовка к отъезду.
Чем нужно озаботиться в первую очередь:
- жилье — к маю оно должно быть найдено;
- еда — договориться со спонсорами (ВУЗ, НКО и пр.);
- отрядное имущество: канцелярия, посуда, флаг и пр. должны быть наготове;
- ежегодная символика: договориться со штабом и сдать деньги на кирпичи, подготовить макет годичной и выездной нашивки, определиться с количеством строевоки их размерами;
- определить дату отъезда и приобрести билеты;
- оргвзносы — должны быть собраны к июню;
- кандидаты и бойцы — поддерживать с ними связь, интересоваться учебой, не упускать из виду.
В предотъездный период видно, как комсостав взаимодействовал с администрацией, спонсорами и кандидатами.
Если к началу июня кандидатов много, работа, жилье, еда гарантированы, а символика готова, то комсостав потрудился на отлично.
Кроме того, к концу Предотъездного Периода на руках у коменданта должна быть заполненная комендантская таблица (см. приложение 3) и разбивка еды по модулям (если отряду перепало еды, то ее нужно везти, - один комендант не утащит 100 кг, а 20 бойцов — вполне), у комиссара — разбивка бойцов на весенних, летних, осенних и зимних, молодых, бойцов и стариков, примерный календарь праздников и мероприятий, список конкурсов с разбивкой на первые несколько дней, распечатанная Пустая Барная Книга, а у бойцов — памятка бойцу СМО (см. приложение 5)
Целина.
Как метко выразился Андрей Ряховский (командир СПО РОС 2008-2011): «Лето — это наконечник копья.» Целина — время тактических решений и реализации заранее намеченных планов.
Командир: все нашел вовремя, со всеми договорился, провел бойцам инструктаж на месте. Если все сделано правильно и остальные члены комсостава хорошо выполняют свою работу, то его работы видно не будет. Вмешивается во внутриотрядную жизнь как командир только в случае конфликтов, в спорных ситуациях пользуется правом последнего слова.
Комиссар: программа праздников, мероприятий, вылазок и акций намечена, конкурсы и реквизит для конкурсов запасены. Целина — время комиссара. Он следит за психологическим микроклиматом, отслеживает конфликты, делает так, чтобы праздники и прочие мероприятия были в радость. Подстраивает свою программу под бойцов, а не их под программу.
Комендант: продукты посчитаны, отрядная касса полна, меню-раскладка на месяц готова, график дежурств начерчен. Следит за тем, чтоб все были сыты, порядок поддерживался, а имущество не терялось.
Несколько важных моментов:
- при подготовке к целине стоит пролистнуть книжки по психологии малых неформальных групп, чтобы, например, кризис третьего или пятого дня не застал вас врасплох;
- комсоставские планерки — благо, на целине всегда есть, что обсудить, запланировать и пр. Все конфликты решать исключительно на планерках, между собой, но ни в коем случае не при бойцах;
- время перед ужином — прекрасный час для собрания отряда, можно даже не называть это собранием. Просто комсостав доносит до бойцов новости, расспрашивает о том, как день прошел, подводит итог дня. Собрания, кстати, можно и нужно проводить, когда это требуется. Не всегда все можно донести до бойцов на линейке;
- традиции говорить перед едой общее «Спасибо!» тем, кто готовил, стоит мягко и неукоснительно следовать;
- еда для тех, кто на работе должна быть оставлена и переправлена обязательно — относиться к этому правилу нужно с пиететом и всем его прививать;
- перед праздником нужно наметить фотографов, следить, чтоб фотографы фотографировали, на следующий день фотографии перебрать, лучшие — сохранить. Вообще, ежедневно собирать фотографии, которыми бойцы готовы поделиться. Просто необходимо пофотографировать бойцов на работе;
- отрядные тексты призывать писать разборчиво и сдавать чистовые варианты, тогда их можно будет просто вклеивать в Барную Книгу, сканировать, фотографировать, а не переписывать;
- в Барную Книгу стоит ежедневно записывать все самое интересное, что произошло с отрядом за день - вести летопись. На оборотной стороне Барной Книги нужно организовать книгу пожеланий, заполняемую бойцами. О том, что книга пожеланий есть, бойцов, само собой, стоит предупредить;
- для комсостава целина заканчивается осенью: контролируется сдача бойцами экзамена по практике, обрабатываются фото и видеоматериалы, заполняются фотоальбомы отрядных групп, в дружественной газете и на сайтах ВУЗа публикуется заметка об отрядном лете, проведены выборы нового комсостава.
Интеграционный период (ИП).
Основная цель ИП — закрепить результат, достигнутый летом. Этому очень хорошо способствуют межотрядные и общегородские мероприятия. Осень — время, когда вчерашнего молодого бойца выводят в свет. Штаб и тут должен работать как единое целое. Участие в мероприятиях — обязательное. Не стоит забывать и о внутриотрядных мероприятиях и встречах. Это очень важно. На штабные собрания (не на все) при необходимости можно отправлять активных бойцов первого и второго года, особенно если они проявляют интерес к делам движения.
Главная задача перед каждым событием — обзвон. Тянуть с обзвоном не стоит!
Собрание отряда раз в две-три недели — это необходимость. Проводятся собрания комсоставом. Предупреждать, что они будут нужно сразу же осенью: мол, будут собрания, на которых мы будем рассказывать о новостях, планировать наши дела вроде подготовки к мероприятиям, акциям и пр.
Фиксированный день отрядного собрания с составленной заранее повесткой и предварительным обзвоном -напоминанием за два-три дня.
И еще. При всей насыщенности и блеске интеграционного периода, он все ж, вторичен. Самое важное, 80% всего того, что сплочает людей в отряд, происходит летом. 20%, которые приходятся на интеграционный период, несомненно, важны, но ставить их во главу угла не нужно. Межсезонье — на благо целине, но никак не целина для хорошего межсезонья. Это если совсем просто. Про то, что в отрядах прекрасно не только летом, летом говорить не стоит. По крайней мере не стоит говорить об этом часто, намеренно и с первых дней.
Вместо послесловия.
«Сохраняй и преумножай» - хороший девиз для любого комсостава любого студенческого отряда. Именно для того, чтобы комсоставу СМО «Диоген» было проще сохра<