Упражнения для развития зрительных восприятий
Один и тот же предмет может восприниматься нами целиком или частично на различных расстояниях, с различных сторон и в различных положениях (спереди, сбоку, сзади и сверху). Мы можем рассматривать предметы в яркий солнечный день, в пасмурный день и в сумерки. При этом оценки предметов в каждом случае будут разными в зависимости от освещения, времени суток и времени года. Все это нужно учитывать при проведении специальных упражнений.
Для тренировки зрительных восприятий нужно подбирать разнообразные задания: кратковременное наблюдение, узнавание, выбор предметов и запоминание их; длительное наблюдение предметов и действий и продолжительное напряжение внимания. Тренировка должна проводиться на мелких и крупных объектах, на деталях, на предметах неподвижных, двигающихся и внезапно появляющихся, на предметах различных форм и цвета; курсант должен тренироваться в состоянии неподвижности, в движении и после больших физических напряжений.
Задания на запоминание окружающих предметов и действий бойцов, обозначающих «противника», необходимо проводить: на близком расстоянии - до 200 м; на среднем расстоянии - до 800 м; на дальнем расстоянии - от 800 м до 2000 м.
В тренировочных занятиях на быстроту восприятии и распознавания предметов или действии большое значение имеет периодическое упоминание инструктором виднеющихся вдали или плохо различаемых предметов. Это облегчает обучаемым восприятие предметов и повышает остроту зрения.
Необходимо учитывать, что во время тренировки зрительных восприятий большую роль играет заинтересованность обучаемых, приближенность заданий к боевой действительности, доступность заданий и их разнообразие.
Упражнения на быстроту зрительных восприятий и на запоминание
Построить группу и дать указание по знаку или сигналу повернуться кругом, внимательно посмотреть на дома (на отдельное строение, дом, отдельный участок местности и т.п.) и запомнить как можно больше деталей.
После дачи задания подать сигнал, знак или команду. После того как обучаемые посмотрят на указанную цель 3-6 секунд, снова повернуть их лицом к себе и поочередно опросить. Правильность ответов проверять путем личного наблюдения за целью и сравнения ответов бойцов с действительностью.
Упражнение повторять не более 2-3 раз, после чего давать другое задание. Примерные вопросы для этого упражнения:
- при наблюдении за группой домов: сколько наблюдается домов; какие пристройки замечены около самого высокого дома, сколько этажей в этом доме, есть ли около дома деревья, кусты, сколько подъездов или дверей в доме, имеются ли балконы, какой они формы, какова крыша и т.п.;
- при наблюдении за отдельным домом или за группой домов и пристроек: сколько расположено домов справа от дороги; сколько окон в первом доме и сколько из них открыты; идут ли провода от первого дома и в какую сторону; какие пристройки имеются у первого дома; сколько тропинок отходит от крайнего дома и т.п.;
- при наблюдении за отдельным участком местности, между двумя ориентирами: каковы окружающие предметы; сколько имеется отдельных строений, дорог, мостов; движется ли кто-нибудь по дороге; сколько у моста растет деревьев, какие это деревья; есть ли на ближайшем склоне ямы, траншеи и т.п.;
- при наблюдении за действиями отдельных курсантов (или их групп), обозначающих «противника»: что делал противник, какое у него оружие, имеется ли противогаз, лопата, поясной ремень, был ли замечен блеск какого-либо металлического предмета и т.п.
Эти же упражнения рекомендуется проводить после физических упражнений, после передвижения пригнувшись и крадучись, после прыжков, после длительного бега, перелезания через отдельные препятствия, влезания на дерево, после переноски груза, после стрельб и т.п.
Упражнения на наблюдательность во время действий
Упражнения проводить, не давая курсантам специальных заданий по наблюдению. После передвижения вдоль дороги или по любой другой местности, спросить у обучаемых, сколько они видели во время передвижения встречных машин, сколько раз пересекалась дорога и т.п.
Упражнения на запоминание
Упражнения на запоминание предметов можно проводить на любой площадке. Инструктор раскладывает 8-10 различных предметов, в числе которых лопаты, противогазы, кирпичи, гильзы, оружие, палки и т.п. Построив перед этими предметами группу обучаемых, инструктор дает им задание: посмотреть расположение предметов и запомнить его. Затем поворачивает группу кругом, изменяет расположение предметов или убирает 1-2 предмета и, повернув группу снова кругом, показывает курсантам в течение 4-6 секунд те же предметы, но уже в новом положения; после этого он опрашивает 4-5 курсантов, какие произошли изменения. Тех, кто допускает ошибку, следует сразу же поправлять.
Упражнения в длительном наблюдении
Упражнение в длительном наблюдении может проводиться за группой домов, отдельным строением или участком местности, с запоминанием максимального количества деталей указанных объектов. После того как курсанты в течение одной-пяти минут понаблюдают за указанным объектом, инструктор собирает их и опрашивает каждого, что он увидел в ходе наблюдения. Затем инструктор оценивает ответы, исправляя ошибки. Упражнение в длительном наблюдении рекомендуется чередовать с упражнениями на быстроту действий, восприятий, с решением различных внезапных вводных; рекомендуется проводить во время выполнения различных физических упражнений, а также после больших физических нагрузок.