Тема: «сестринский процесс при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 5

2. Цель самоподготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6

3. Исходный уровень знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6

4. План изучения темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6

5. Требования к знаниям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 7

6. Сестринское обследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 8

Анамнез гастроэнтерологического больного . . . . . . . . . . . . стр. 8

Данные объективного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 11

Данные диагностических и лабораторных методов

исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 12

7. Выявление нарушенных потребностей и проблем

пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 13

8. Схемы базисного ухода при заболеваниях желудочно-

кишечного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 17

План сестринского ухода при стоматите . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 17

План сестринского ухода при энтеробиозе, аскаридозе . . . стр. 18

План сестринского ухода при функциональном

расстройстве желудка, остром гастрите . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 21

План сестринского ухода при хроническом гастрите, гастродуодените, язвенной болезни желудка и/или 12-

перстной кишки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 22

План сестринского ухода при функциональном

расстройстве билиарного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 25

9. Алгоритмы практических манипуляций . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 27

Техника обработки полости рта при стоматите . . . . . . . . . . стр. 27

Техника взятия соскоба на энтеробиоз с перианальных складок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 30

Техника взятия кала для копрологического исследования . стр. 31

Техника взятия кала для исследования на скрытое

кровотечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 33

Техника промывания желудка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 34

Техника постановки газоотводной трубки . . . . . . . . . . . . . . стр. 37

Техника фракционного желудочного зондирования . . . . . . стр. 39

Техника фракционного дуоденального зондирования . . . . . стр. 43

Техника «слепого» зондирования (тюбажа) по Демьянову . стр. 48

Техника постановки очистительной клизмы . . . . . . . . . . . . стр. 50

Подготовка пациента к фиброгастродуоденоскопии . . . . . . стр. 53

10. Неотложная помощь при рвоте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 55

11. Неотложная помощь при метеоризме . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 57

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые студенты!

Вы приступаете к изучению одной из актуальнейших проблем педиатрии.

Медицинские сестры в своей практической деятельности ежедневно могут сталкиваться с патологией органов пищеварения у детей. Хронические болезни органов пищеварения у детей занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости.

Медицинские сестры должны четко и грамотно, в зависимости от нарушенных потребностей выявлять проблемы ребенка. Составлять план сестринского ухода, реализовать поставленные цели.

Основная цель методического пособия – систематизация теоретических знаний, совершенствование умений и навыков медицинской сестры по уходу за ребенком с патологией органов пищеварения.

Пособие содержит в себе информационные, справочные, наглядные материалы, задания для самоконтроля.

Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело» и рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по темам:

«Сестринский уход при болезнях органов пищеварения у детей старшего возраста», «Рубежный контроль «Сестринский уход при болезнях детей старшего возраста».

Информация по данной теме будет для вас полезной и нужной для сдачи экзамена Итоговой Государственной Аттестации и послужит хорошим подспорьем в вашей практической работе.

ТЕМА: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ»

I. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ

Данное пособие предназначено для получения дополнительных практических знаний к информации в учебном и лекционном материале.

II. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для изучения данной темы необходимо повторить:

· АФО желудочно-кишечного тракта у детей.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

1. Повторить вопросы исходного уровня знаний.

2. Выучить:

· Определение, этиологию, клинические симптомы следующих заболеваний:

- стоматит

- острый гастрит

- функциональное расстройство желудка

- хронический гастрит, гастродуоденит

- дисфункциональное расстройство билиарного тракта

- язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

- глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз).

· Особенности диетотерапии и медикаментозного лечения данных заболеваний

· Методику сестринского обследования пациента (сбор анамнеза, объективный осмотр)

· Схемы сестринского ухода при данных заболеваниях

· Технику обработки полости рта при стоматитах, фракционного желудочного зондирования, фракционного дуоденального зондирования, промывания желудка, постановки газоотводной трубки, очистительной клизмы, сбора кала на яйца глистов, скрытую кровь, соскоба на энтеробиоз

· Правила подготовки больного к диагностическим методам исследования (ФГДС, УЗИ и др.).

ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ СТОМАТИТЕ

Цели:

Краткосрочная – снять или ослабить боль в области рта в течение 3-5 дней; Долгосрочная – все симптомы заболевания ликвидировать через 7-10 дней, предупредить повторные высыпания элементов поражения.

План сестринского ухода Обоснование
1. Информировать больного и его родственников о заболевании - обеспечение права пациента на информацию - осознанное участие ребенка и его родственников в мероприятиях ухода
2. Изолировать ребенка, обеспечить отдельной посудой и предметами ухода - обеспечение инфекционной безопасности окружающих детей и взрослых
3. Обеспечить рациональное питание: пища должна быть теплой, жидкой или полужидкой; исключить острые и соленые блюда; при затруднении сосания и глотания кормить из ложки - исключение раздражения слизистой оболочки полости рта
4. Обеспечить обильное витаминизированное питье - устранение симптомов интоксикации, укрепление защитных сил организма
5.Обеспечить регулярное проветривание помещения, влажную уборку, обработку поверхностей дезраствором - профилактика присоединения бактериальной инфекции
6. Провести беседу о необходимости тщательного мытья рук лицам, ухаживающим за ребенком, мытья игрушек, кипячения посуды, сосок - профилактика присоединения бактериальной инфекции
7.Выполнить назначения врача: а) местно: - в продромальный период: интерферон по 3-4 капли в нос и под язык каждые 4 часа - перед приемом пищи: 5-10% раствор анестезина на персиковом масле; лидохлор-гель - после каждого приема пищи орошени - для лечения заболевания   - для повышения противовирусного иммунитета   - для обезболивания слизистой оболочки   - антисептические средства

раствором перманганата К 1:5000 или раствором фурацилина 1:5000, 2% раствором мирамистина, крепким раствором свежезаваренного чая; смазывание растворами ферментов (трипсин, химотрипсин) - в период высыпаний смазывание мазями: флореналь,теоброфен, бонафтон, ацикловир в сочетании с имудоном до 8 таблеток в день для рассасывания б) общее лечение: диазолин 0,02-0,05 г на ночь фенкарол 0,02- 0,05 г на ночь тавегил до 1 г. 2.5 мл на прием Ca глюконат до 4-х лет – ¼ т. 4-6 лет – ½ т. старше 6 лет – 1т. на прием Эффералган, панадол, калпол, тайленол (сироп, табл.) анальгин (свечи)   -для воздействия на возбудителя   - гипосенсибилизирующие средства   - жаропонижающие, обезболивающие средства

ГЛИСТНЫЕ ИНВАЗИИ

ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ЭНТЕРОБИОЗЕ

Цели:

Краткосрочная: уменьшить проявления зуда к концу недели. Долгосрочная: предупредить процесс аутоинвазии, заражения окружающих больного людей.

План сестринского ухода Обоснование
1. Информировать больного и его родственников - обеспечение права на информацию - ребенок и его родственники сознательно относятся к выполнению мероприятий ухода
2. Следить за состоянием рук и ногтей: тщательное мытье рук перед - профилактика аутоинвазии

едой хозяйственным мылом. Коротко остричь ногти, смазать подногтевые пространства йодом или спиртом  
3. Ежедневно утром после сна и вечером перед сном подмывать ребенка (промыть анальную область, промежность, бедра, ягодицы, нижнюю часть спины, половые органы) - механическое удаление яиц гельминтов с соответствующих участков кожи - профилактика аутоинвазии и заражения окружающей среды
4. На ночь надевать ребенку плотные трусики, утром менять их, проглаживая горячим утюгом с двух сторон - профилактика аутоинвазии
5.Организовать строгое соблюдение ребенком, родственниками и т.д. правил личной гигиены. Строго индивидуализировать предметы личной гигиены (полотенца, мочалки, постельное белье, которое необходимо стирать в горячей воде с хозяйственным мылом, ежедневно проглаживать с обеих сторон горячим утюгом) - профилактика самозаражения и заражения окружающих ребенка людей
6. Организовать сон ребенка в отдельной постели - предупреждение заражения окружающих больного людей
7.Выполнение назначений врача: а) дача медикаментозных препаратов (комбантрин (пирантел) – 5-10 мг/кг однократно после завтрака, перед проглатыванием таблетки разжевать, вермокс (1-10 лет – 0,025-0,05, старше 10 лет по 0.1 один раз в день внутрь после еды на ночь, декарис 2,5 мг/кг) б) при выраженном анальном зуде после подмывания смазать анальную область вазелином с добавлением анестезина в) при воспалительном процессе в анальной области вводить на ночь свечи проктоседил г) провести контрольное взятие соскоба на энтеробиоз после лечения через 2 и 4 недели - лечение заболевания
8. Проводить беседы о необходимости соблюдения личной гигиены. - профилактика аутоинвазии

Обучить ребенка, его родителей и родственников навыкам проведения туалета кожи и слизистых  
9. Организовать влажную уборку помещения (палаты, комнаты) с применением горячего мыльно- содового раствора, проветривание  

ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ АСКАРИДОЗЕ

Цели:

Краткосрочная: уменьшить болевой синдром к концу недели. Долгосрочная: предупредить повторное заражение больного и заражения окружающих.

План сестринского ухода Обоснование
1. Информировать больного и его родственников о заболевании - обеспечение права на информацию - ребенок и его родственники сознательно относятся к выполнению мероприятий ухода
2. Контролировать состояние рук и ногтей (ногти коротко остричь, руки мыть перед едой хозяйственным мылом) - профилактика повторного заражения
3. Ежедневно утром после сна и вечером перед сном подмывать ребенка, менять нательное белье - механическое удаление яиц гельминтов - профилактика повторного заражения и заражения окружающих
4. Строго индивидуализировать предметы личной гигиены - профилактика заражения окружающих
5. Организовать сон ребенка в отдельной постели - профилактика заражения окружающих
6. Из пищевого рациона исключить капусту, горох, копчености, жареное мясо, сладости; фрукты заменить соками - для улучшения аппетита - для полноценного эффекта лечения
7. Проводить беседы с ребенком и родственниками о необходимости соблюдения личной гигиены; тщательное мытье фруктов и овощей перед употреблением - профилактика повторного заражения - профилактика заражения окружающих

8. Обучить ребенка и родителей навыкам проведения туалета кожи и слизистых - осознанное участие в лечении заболевания и профилактике повторного заражения
9. Организовать влажную уборку помещения (палаты, комнаты), проветривание - профилактика заражения окружающих
10. Выполнять назначения врача: а) дача медикаментозных препаратов: декарис (левамизол) 2.5 мг/кг однократно после еды перед сном б) пирантел (комбантрин) 10 мг/кг 2 раза в день 1-3 дня подряд в любое время дня, независимо от приема пищи, тщательно разжевать и запить ½ стаканом воды в) вермокс 0,05 г 2 раза в день 3 дня   - лечение заболевания
11. Провести контрольный забор кала на яйца глистов - контроль эффективности лечения

ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ РАССТРОЙСТВЕ ЖЕЛУДКА, ОСТРОМ ГАСТРИТЕ

Цели:

Краткосрочная: устранить болевой синдром в течение 3-х дней.

Долгосрочная: не допустить развитие осложнений.

План сестринского ухода Обоснование
Медицинская сестра: 1. Проинформирует больного и его родственников о заболевании - обеспечение права на информацию - ребенок и его родственники сознательно относятся к выполнению мероприятий ухода
2. Обеспечит спокойную обстановку - для улучшения эмоционального состояния ребенка
3. Окажет помощь при рвоте - для обеспечения комфортного состояния ребенка
4. Промоет желудок физ. раствором, 1% раствором соды, минеральной или кипяченой водой - выведение из желудка раздражающих веществ
5. Обеспечит обильное, небольшими порциями питье (оралит, регидрон, мин. вода слабой минерализации) - для восполнения объема потерянной со рвотой жидкости

6. Обеспечит диетическое питание малыми, дробными порциями с постепенным расширением диеты (стол 1а) - для исключения раздражения слизистой оболочки желудка
7. Проведет беседу с больным и его родственниками о необходимости соблюдения режима дня, диеты, физических нагрузок - предупреждение развития осложнений
8. Будет контролировать состояние больного - для эффективности лечения, раннего выявления осложнений
9. Будет выполнять назначения  

ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ГАСТРИТЕ, ГАСТРОДУОДЕНИТЕ, ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА И/ИЛИ 12-ПЕРСТНОЙ КИШКИ

Цели:

Краткосрочная: устранить болевой синдром в течение недели. Долгосрочная: достичь полной ремиссии заболевания через 3-4 недели, не допустить развитие осложнений.

План сестринского ухода Обоснование
Медицинская сестра: 1. Проинформирует больного и его родственников о заболевании - обеспечение права пациента на информацию - осознанное отношение ребенка и его родственников к целесообразности выполнения диеты, мероприятий ухода
2. Обеспечит госпитализацию в случае выраженного болевого синдрома - для эффективного лечения
3. Организует щадящую диету ребенку (механически, химически, термически) с учетом фазы заболевания - уменьшение раздражения воспаленной слизистой желудка
4. Обеспечит ребенку 4-5 разовое питание малыми порциями; последний прием пищи не позднее 19- 20 часов; объяснит необходимость тщательного пережевывания пищи - для снятия нагрузки с желудочно- кишечного тракта и обеспечения защиты слизистой оболочки желудка от действия соляной кислоты

5. Объяснит ребенку необходимость соблюдения вертикального положения в течение 2-3 часов после еды - предупреждение патологического заброса дуоденального содержимого в желудок
6. Организует и проконтролирует соблюдение постельного режима, режима дня; сон не менее 8-10 часов с приподнятым головным концом, в положении на правом боку - для лучшего усвоения пищи, т. к. она будет приниматься в одно и то же время - для исключения чрезмерных нагрузок, заброса пищи из 12- перстной кишки в желудок, следовательно, предупреждения болевого синдрома, обострения и прогрессирования заболевания
7. Обеспечит прогулки на свежем воздухе после еды не менее 30-40 мин. - улучшение процессов пищеварения
8. Будет следить за эмоциональным состоянием ребенка - нервный фактор является предрасполагающим для развития хронического гастрита, его обострений, способствует формированию язвенной болезни
9. Подготовит ребенка к ФГДС, УЗ- исследованию, произведет забор анализов - для диагностики заболевания
10. Выполнит назначения врача: а) антихеликобактерная терапия 1) однонедельная «тройная» терапия - метронидазол 40 мг/кг/с 2-3 р/д (тинидазол 10 мг/кг/с 2р/д) кларитромицин 7,5 мг/кг/с 2 р/д или - амоксициллин 25 мг/кг/с 2 р/д кларитромицин 7,5 мг/кг/с 2 р/д или - амоксициллин 25 мг/кг/с 2 р/д метронидазол 40 мг/кг/с 2-3 р/д вместе с омепразолом 30-60 мг/с 2 р/д, 7 дней 2) однонедельная «тройная» с препаратом висмута препараты висмута (де-нол, десмол, бисмофальк) 4 мг/кг/с 4 р/д вместе с: - тетрациклином 20-25 мг/кс 4 р/д - метронидазолом 40 мг/кг/с 2-3 р/д (тинидазол 10 мг/кг/с 2 р/д) 7 дней 3) однонедельная «квадро» терапия омепразол 30-60 мг/с 2 р/д и препарат   - эрадикация Helibacter pylori

висмута 4 мг/кг/с 4 р/д вместе с: - тетрациклином 20-25 мг/кг/с 4 р/д - метранидазолом 40 мг/кг/с 2-3 р/д (тинидазол 10 мг/кг/с 2 р/д) 7 дней б) антацидные, антисекреторные препараты: - альмагель (маалокс, фосфалюгель) 1-2 доз. ложки 3 р/д через 1,5-2 часа после еды и на ночь - ранитидин 150 мг 2-3 р/д - омепразол 30-50 мг/с 2 р/д - гастроцептин 25 мг 2 р/д перед едой в) сорбенты энтеросгель, смекта, холестирамин в возрастных дозах за 30-40 мин. до еды и на ночь г) прокинетики - церукал (метоклопрамид) 0,5-1 мг/кг/с в приема перед едой не разжевывая - мотилиум 0.25 мг/кг 3-4 р/д за 15- 20 мин. до еды и перед сном д) базисная терапия - вентер 3-4 р/д - препараты коллоидного висмута (де-нол, вентрисол, бисмофальк) 1 т. 3 р/д за 40 мин. до еды и на ночь, тщательно разжевать и запить ½ стакана воды - цитотек 200 мкг 4 р/д во время еды - солкосерил, актовегин, вит. А, Е. гр. В, фолиевая кислота е) коррекция вегетативных нарушений ж) физиотерапия - электрофорез с платифиллином или новокаином – в фазу обострения - СМТ, ДДТ, ультразвук, индуктотермия в фазу субремиссии 10-12 процедур на курс - парафин, озокерит, грязи – в фазу ремиссии з) фитотерапия в фазу субремиссии и ремиссии   - подавление избытка и продукции соляной кислоты     - коррекция патологического заброса дуоденального содержимого в желудок   - регуляция нарушений моторно- эвакуаторной функции желудка   - улучшение защитных функций слизистой желудка и 12-перстной кишки

- ромашка, зверобой, календула - корень аира, солодки, кора дуба - плоды шиповника, трава тысячелистника, листья подорожника Заваривают 1:10, принимать 1/3-1/2 стакана 3 р/д за 15-20 мин. - противовоспалительное - вяжущее действие - стимулирующее действие

ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ РАССТРОЙСТВЕ БИЛИАРНОГО ТРАКТА

Цели:

Краткосрочная: устранить болевой синдром в течение недели. Долгосрочная: достичь полной ремиссии заболевания через 3-4 недели, не допустить развития рецидива.

План сестринского ухода Обоснование
Медицинская сестра: 1. Проинформирует больного и его родственников о заболевании - обеспечение права пациента на информацию - осознанное участие ребенка и его родственников к проведению всех мероприятий ухода
2.Организует ребенку стол № 5 с учетом индивидуальной переносимости продуктов, регулярный прием пищи, не переедая, исключая еду в сухомятку. При гипотонической форме включать в рацион продукты, оказывающие желчегонное действие ( растительное масло, сливки, сметана, яйцо); показаны овощи, фрукты, черный хлеб. При гипертонической форме вышеуказанные продукты исключаются - предупреждение усиленного образования желчи и раздражения желчных путей     - предотвращения застоя желчи, который лежит в основе развития болевого синдрома при гипотоническом типе ДРБТ     - при гипертоническом типе ДРБТ нарушается отток желчи из-за спазма сфинктера Одди, поэтому желчегонные продукты могут провоцировать приступ боли
3. Будет строго следить за соблюдением ребенком диеты - любое отклонение в диете может спровоцировать обострение болевого синдрома
4. Организует и будет следить за - при соблюдении режима приема

строгим приемом пищи в одно и то же время пищи происходит «тренировка» процесса желчевыделения
5. Ограничит физическую и эмоциональную нагрузку при организации труда и отдыха ребенка - нагрузки могут спровоцировать болевой синдром
6. Подготовит ребенка к УЗ исследованию, дуоденальному зондированию, проведет забор анализов -для диагностики заболевания
7.Выполнит назначения врача: а) спазмолитики (но-шпа, папаверин ½-1 т. 3 р/д на 3-5-7 дней) б) тонизирующие (жень-шень, элеутерококк, лимонник) или в) седативные (настойка валерианы, пустырник 1 кап./год 2-3 р/д 3 нед.) г) желчегонные препараты сочетанного действия (оксафенамид, холосас, фламин) или:   - лечение заболевания - купирование болевого синдрома - коррекция вегетативных нарушений - коррекция вегетативных нарушений - для усиления образования желчи и выделения желчи из желчного пузыря в кишечник
Гипертоническая Гипотоническая  
форма форма
1)аллохол, холензим, 1)фламин,
оксафенамид, отвар оливковое масло,
кукурузных рылец подсолнечное
бессмертника масло, 10% ксилит,
  сорбит, 25 или 33%
2)тюбажи № 5-7 с серно-кислая
минеральной водой магнезия, альгинат
Смирновская, магния по 1 ч.л.-1
Славяновская, ст.л. 3 р/д 2-3
Ессентуки № 4, недели
отваром кукурузных  
рылец 100-200 мл 2)тюбажи № 5-7 с
  минеральной водой
3)физиотерапия Ессентуки № 17,
индуктотермия, Джермул 100-200
электрофорез мл, 25-33%
с 1-2% новокаином, сернокислой
0,1% платифиллином, магнезией 20-50 мл.
2% папаверином на 10-20% раствором
область ксилита или
правого подреберья сорбита 50-70 мл
№ 10  
  3)физиотерапия
  СМТ, электрофорез
  магния сульфата на
  область правого
  подреберья

ТЕХНИКА ВЗЯТИЯ КАЛА

ТЕХНИКА ВЗЯТИЯ ФЕКАЛИЙ

ТЕХНИКА ПРОМЫВАНИЯ ЖЕЛУДКА

Цель: удалить из желудка токсические вещества.

Противопоказания: кровотечение из ЖКТ, воспалительные заболевания в полости рта и глотки.

Оснащение:

· желудочный зонд

· резиновый фартук 2 штуки

· емкость с раствором для промывания 20—22оС

· таз для промывных вод

· лоток для оснащения

· лоток для отработанного материала

· марлевые салфетки

· шпатель

· стерильная емкость для промывных вод

· бланк-направление

· емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь

· резиновые перчатки.

Обязательное условие: раствор для промывания не должен быть теплым (будет всасываться) и не должен быть холодным (может вызвать спазм желудка).


ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЕ
Подготовка к процедуре
- Объяснить ребенку/родственникам цель и ход проведения процедуры - Соблюдение права на информацию - Формирование мотивации к сотрудничеству
- Подготовить необходимое оснащение - Обеспечение четкости выполнения процедуры
- Надеть фартук - Защита одежды от загрязнения и промокания
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки  
- Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пеленку  
- Усадить и зафиксировать ребенка на руках у помощника:  
а). Ноги ребенка помощник охватывает своими ногами  
б). Руки фиксирует одной рукой  
в). Голову – другой рукой, положив ладони на лоб ребенка. Примечание: ребенка младшего возраста можно завернуть в пеленку или простыню для лучшей фиксации  
- надеть на ребенка фартук поверх руки фиксирующего - Обеспечение инфекционной безопасности
- Поставить таз для промывных вод у ног ребенка - Защита одежды от загрязнения и промокания - Предупреждение загрязнения окружающей среды
Выполнение процедуры
- Измерить зондом расстояние до желудка (от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка) - Соблюдение условия для попадания зонда в желудок
- Смочить «слепой» конец зонда в воде - Облегчение проведения зонда в желудок
- Открыть рот ребенку с помощью шпателя (если сам не открывает). При необходимости использовать роторасширитель и языкодержатель. Примечание: для открывания рта взять шпатель, как писчее перо, - Условие, позволяющее ввести зонд в желудок и провести процедуру

ввести его в ротовую полость, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя и резко нажать на корень языка  
- Ввести зонд по средней линии языка до метки и указательным пальцем правой руки завести зонд за зубы. Примечание: если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять – немедленно извлечь зонд - Профилактика рвоты     - Признаки попадания зонда в дыхательные пути
- Присоединить к зонду воронку или шприц Энане без поршня - Создание условия для введения жидкости в зонд
- Опустить воронку ниже уровня желудка (чуть наклонив ее) и налить в нее воду для промывания - Вода не уходит в желудок по системе сообщающихся сосудов
- Медленно поднимая воронку вверх, следить за поступлением из нее жидкости в желудок (вода должна опуститься до устья воронки) - Промывание желудка происходит по закону сообщающихся сосудов
- Быстро и плавно опустить воронку ниже исходного уровня и вылить содержимое желудка в таз  
- Повторить промывание до получения «чистой воды» - Достижение эффективности процедуры
Примечание: а). Количество воды для промывания берется из расчета 1 литр на год жизни б). При промывании желудка необходимо следить, чтобы количество введенной и выделенной жидкости были примерно равными  
- Отсоединить воронку и быстрым движением удалить зонд через салфетку - Предупреждение рвоты - Обеспечение инфекционной безопасности
Завершение процедуры
- Прополоскать рот ребенку - Обеспечение гигиенического комфорта
- Передать ребенка мама или положить в кроватку - Обеспечение комфортных условий
- Собрать желудочное содержимое - Выявление причины отравления

для исследования в стерильную емкость (около 200 мл)  
- Отправить в лабораторию в сопровождении направления  
- Весь инструментарий, фартуки подвергнуть дезинфекции - Обеспечение инфекционной безопасности
- Снять перчатки, вымыть и осушить руки  

ТЕХНИКА

ТЕХНИКА

ТЕХНИКА

«СЛЕПОГО» ЗОНДИРОВАНИЯ (ТЮБАЖА) ПО ДЕМЬЯНОВУ

Цель: стимулировать отток желчи из желчных путей.

Оснащение:

· стакан с теплой водой

· отвар бессмертника или кукурузных рылец

· чайная ложка

· пеленка

· грелка, наполненная водой 60оС

· желчегонный завтрак

· часы

Обязательное условие: проводить натощак.

ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЕ
Подготовка к процедуре
- Познакомить ребенка/маму с ходом процедуры, установить доброжелательные отношения - Психологическая подготовка, осознанное участие в процедуре
- Вымыть и осушить руки - Обеспечение инфекционной безопасности
- Приготовить необходимое оснащение - Обеспечение четкости выполнения процедуры
Выполнение процедуры
- Дать ребенку выпить ½-1 стакан теплой воды или отвара трав (кукурузные рыльца, бессмертник) - Теплая вода, отвар бессмертника и кукурузных рылец обладают желчегонным действием
- Через 30 минут дать выпить в течение 15 минут желчегонный завтрак (желтки – гоголь-моголь: 1-2 желтка + 1-2 столовые ложки сахара + 1-2 чайные ложки меда; соки – яблочный, виноградный, морковный ½-1 стакан), подогретый до 38о-40оС, запить «завтрак» ½-1 стаканом очень теплого подслащенного чая или тем же отваром трав - Стимуляция желчевыделения
- Уложить ребенка на левый бок, а на - В таком положении желчный

правый бок на область печени, положить теплую грелку на 1,5 часа пузырь анатомически оказывается как бы «опрокинутым» вверх дном, и желчь свободно может вытекать из желчного пузыря даже в случаях гипокинетической дисфункции
- Укрыть ребенка одеялом. Маленьких детей чем-либо отвлечь (чтением книги и другим) - Обеспечение комфортного состояния при длительном нахождении в одном положении
- После окончания процедуры попросить ребенка сделать 10-15 глубоких вдохов, приседаний, затем покормить его завтраком - Для хорошего опорожнения желчного пузыря
Завершение процедуры
- Записать результат - Документирование результатов исследования - Обеспечение преемственности
- Вымыть и осушить руки - Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание:

1.Для медикаментозного «слепого» зондирования используют:

· 1-3 столовые ложки 25-33% раствора сернокислой магнезии (или 10 г порошка на 50 мл воды, подогретой до 38-4-оС)

· сорбит, ксилит (1/4-1/2 стакана 10-20% раствора) в подогретом виде

· минеральная вода (1/2-1 стакан «Смирновская», «Славяновская».

«Ессентуки» и другие)

· растительное масло (1-2 десертные ложки, лучше оливковое).

2.Иногда во время процедуры может появиться умеренная боль в правом подреберье, вследствие интенсивного сокращения желчного пузыря, особенно при аномалиях его развития. При последующих процедурах ребенку необходимо с приемом воды дать спазмолитик (но-шпу или папаверин).

При хорошем опорожнении желчного пузыря может появиться разжиженный стул.

3.Курс тюбажей 5-10 процедур 1-2 раза в неделю. 4.Противопоказания: обострение холецистохолангита, желчекаменная

болезнь, эрозивно-язвенные состояния гастродуоденальной зоны, цирроз

печени.

ТЕХНИКА

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ФИБРОГАСТРОДУОДЕНОСКОПИИ

Цель: обеспечить качественную подготовку к исследованию, информирование и обучение пациента.

Обязательное условие: освобождение желудка от содержимого.

ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЕ
Подготовка к процедуре
- Установить доверительные отношения с пациентом - Обеспечение осознанного участия в процедуре
- Объяснить ребенку/маме цель и ход исследования, значение исследования для выздоровления, получить согласие - Обеспечение права пациента на информацию
- Провести дыхательные упражнения накануне исследования, перед процедурой и по ее окончании - Для предотвращения возникновения рвоты, облегчения введения зонда
- Исключить накануне утром прием пищи, воды, лекарственных препаратов, не курить, не чистить зубы - Обеспечение возможности осмотра слизистой оболочки натощак
- Промыть желудок за 1,5-2 часа до исследования (при необходимости)  
- Взять с собой полотенце - Исключение дискомфорта, связанного с соливацией
- Предупредить, что нельзя разговаривать и глотать слюну - Нарушение акта глотания в связи с введением эндоскопа и анестезии
- Проводить пациента в эндоскопический кабинет - Обеспечение своевременного проведения исследования
- После окончания процедуры  

принимать пищу через 1-1,5 часа  
- Контролировать состояние ребенка после процедуры - Выявление осложнений (обморок, побочные реакции на введение анестезирующих средств, кровотечения и других)

ПОДГОТОВКА

РВОТА

Причины появления рвоты:

· отравления

· интоксикация

· заболевания желудочно-кишечного тракта

· заболевания ЦНС.

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РВОТЕ

Цели:

· не допустить аспирации рвотными массами, устранить рвоту

· не допустить повторного развития рвоты.

  ЭТАПЫ   ОБОСНОВАНИЕ ДОЗЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
1. Уложить пациента с возвышенным головным концом, голову повернуть на бок - Профилактика аспирации рвотных масс  
2. Расстегнуть стесняющую одежду - Обеспечение экскурсии легких  
3. Обеспечить доступ свежего воздуха - Облегчение дыхания - Исключение неприятных запахов  
4. По назначению врача промыть желудок - Механическое удаление токсинов, ядов - Промывание желудка в некоторых случаях может ухудшить состояние  

5. Ввести следующие препараты: per os 0,25% раствор новокаина - Уменьшает возбудимость периферического рвотного центра 1 ч. л. – 1 д. л. – 1 ст. л. в зависимости от возраста
внутримышечно церукал (реглан) или прозерин   - Нормализует перистальтику - Нормализует перистальтику 1 мг/кг (1 мл = 5 мг)   0,1 мл/год
при неукротимой рвоте – в/в аминазин   - Уменьшает возбудимость центрального рвотного центра 0,1 мл/год
6. После рвоты:    
  - Обеспечение
а). прополоскать рот гигиенического
кипяченой водой комфорта
б). назначить водно- &

Наши рекомендации