Тема: «сестринский процесс при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 5
2. Цель самоподготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6
3. Исходный уровень знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6
4. План изучения темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6
5. Требования к знаниям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 7
6. Сестринское обследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 8
Анамнез гастроэнтерологического больного . . . . . . . . . . . . стр. 8
Данные объективного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 11
Данные диагностических и лабораторных методов
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 12
7. Выявление нарушенных потребностей и проблем
пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 13
8. Схемы базисного ухода при заболеваниях желудочно-
кишечного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 17
План сестринского ухода при стоматите . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 17
План сестринского ухода при энтеробиозе, аскаридозе . . . стр. 18
План сестринского ухода при функциональном
расстройстве желудка, остром гастрите . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 21
План сестринского ухода при хроническом гастрите, гастродуодените, язвенной болезни желудка и/или 12-
перстной кишки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 22
План сестринского ухода при функциональном
расстройстве билиарного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 25
9. Алгоритмы практических манипуляций . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 27
Техника обработки полости рта при стоматите . . . . . . . . . . стр. 27
Техника взятия соскоба на энтеробиоз с перианальных складок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
стр. 30
Техника взятия кала для копрологического исследования . стр. 31
Техника взятия кала для исследования на скрытое
кровотечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 33
Техника промывания желудка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 34
Техника постановки газоотводной трубки . . . . . . . . . . . . . . стр. 37
Техника фракционного желудочного зондирования . . . . . . стр. 39
Техника фракционного дуоденального зондирования . . . . . стр. 43
Техника «слепого» зондирования (тюбажа) по Демьянову . стр. 48
Техника постановки очистительной клизмы . . . . . . . . . . . . стр. 50
Подготовка пациента к фиброгастродуоденоскопии . . . . . . стр. 53
10. Неотложная помощь при рвоте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 55
11. Неотложная помощь при метеоризме . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 57
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые студенты!
Вы приступаете к изучению одной из актуальнейших проблем педиатрии.
Медицинские сестры в своей практической деятельности ежедневно могут сталкиваться с патологией органов пищеварения у детей. Хронические болезни органов пищеварения у детей занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости.
Медицинские сестры должны четко и грамотно, в зависимости от нарушенных потребностей выявлять проблемы ребенка. Составлять план сестринского ухода, реализовать поставленные цели.
Основная цель методического пособия – систематизация теоретических знаний, совершенствование умений и навыков медицинской сестры по уходу за ребенком с патологией органов пищеварения.
Пособие содержит в себе информационные, справочные, наглядные материалы, задания для самоконтроля.
Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело» и рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по темам:
«Сестринский уход при болезнях органов пищеварения у детей старшего возраста», «Рубежный контроль «Сестринский уход при болезнях детей старшего возраста».
Информация по данной теме будет для вас полезной и нужной для сдачи экзамена Итоговой Государственной Аттестации и послужит хорошим подспорьем в вашей практической работе.
ТЕМА: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ»
I. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ
Данное пособие предназначено для получения дополнительных практических знаний к информации в учебном и лекционном материале.
II. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
Для изучения данной темы необходимо повторить:
· АФО желудочно-кишечного тракта у детей.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ
1. Повторить вопросы исходного уровня знаний.
2. Выучить:
· Определение, этиологию, клинические симптомы следующих заболеваний:
- стоматит
- острый гастрит
- функциональное расстройство желудка
- хронический гастрит, гастродуоденит
- дисфункциональное расстройство билиарного тракта
- язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки
- глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз).
· Особенности диетотерапии и медикаментозного лечения данных заболеваний
· Методику сестринского обследования пациента (сбор анамнеза, объективный осмотр)
· Схемы сестринского ухода при данных заболеваниях
· Технику обработки полости рта при стоматитах, фракционного желудочного зондирования, фракционного дуоденального зондирования, промывания желудка, постановки газоотводной трубки, очистительной клизмы, сбора кала на яйца глистов, скрытую кровь, соскоба на энтеробиоз
· Правила подготовки больного к диагностическим методам исследования (ФГДС, УЗИ и др.).
ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ СТОМАТИТЕ
Цели:
Краткосрочная – снять или ослабить боль в области рта в течение 3-5 дней; Долгосрочная – все симптомы заболевания ликвидировать через 7-10 дней, предупредить повторные высыпания элементов поражения.
План сестринского ухода | Обоснование |
1. Информировать больного и его родственников о заболевании | - обеспечение права пациента на информацию - осознанное участие ребенка и его родственников в мероприятиях ухода |
2. Изолировать ребенка, обеспечить отдельной посудой и предметами ухода | - обеспечение инфекционной безопасности окружающих детей и взрослых |
3. Обеспечить рациональное питание: пища должна быть теплой, жидкой или полужидкой; исключить острые и соленые блюда; при затруднении сосания и глотания кормить из ложки | - исключение раздражения слизистой оболочки полости рта |
4. Обеспечить обильное витаминизированное питье | - устранение симптомов интоксикации, укрепление защитных сил организма |
5.Обеспечить регулярное проветривание помещения, влажную уборку, обработку поверхностей дезраствором | - профилактика присоединения бактериальной инфекции |
6. Провести беседу о необходимости тщательного мытья рук лицам, ухаживающим за ребенком, мытья игрушек, кипячения посуды, сосок | - профилактика присоединения бактериальной инфекции |
7.Выполнить назначения врача: а) местно: - в продромальный период: интерферон по 3-4 капли в нос и под язык каждые 4 часа - перед приемом пищи: 5-10% раствор анестезина на персиковом масле; лидохлор-гель - после каждого приема пищи орошени | - для лечения заболевания - для повышения противовирусного иммунитета - для обезболивания слизистой оболочки - антисептические средства |
раствором перманганата К 1:5000 или раствором фурацилина 1:5000, 2% раствором мирамистина, крепким раствором свежезаваренного чая; смазывание растворами ферментов (трипсин, химотрипсин) - в период высыпаний смазывание мазями: флореналь,теоброфен, бонафтон, ацикловир в сочетании с имудоном до 8 таблеток в день для рассасывания б) общее лечение: диазолин 0,02-0,05 г на ночь фенкарол 0,02- 0,05 г на ночь тавегил до 1 г. 2.5 мл на прием Ca глюконат до 4-х лет – ¼ т. 4-6 лет – ½ т. старше 6 лет – 1т. на прием Эффералган, панадол, калпол, тайленол (сироп, табл.) анальгин (свечи) | -для воздействия на возбудителя - гипосенсибилизирующие средства - жаропонижающие, обезболивающие средства |
ГЛИСТНЫЕ ИНВАЗИИ
ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ЭНТЕРОБИОЗЕ
Цели:
Краткосрочная: уменьшить проявления зуда к концу недели. Долгосрочная: предупредить процесс аутоинвазии, заражения окружающих больного людей.
План сестринского ухода | Обоснование |
1. Информировать больного и его родственников | - обеспечение права на информацию - ребенок и его родственники сознательно относятся к выполнению мероприятий ухода |
2. Следить за состоянием рук и ногтей: тщательное мытье рук перед | - профилактика аутоинвазии |
едой хозяйственным мылом. Коротко остричь ногти, смазать подногтевые пространства йодом или спиртом | |
3. Ежедневно утром после сна и вечером перед сном подмывать ребенка (промыть анальную область, промежность, бедра, ягодицы, нижнюю часть спины, половые органы) | - механическое удаление яиц гельминтов с соответствующих участков кожи - профилактика аутоинвазии и заражения окружающей среды |
4. На ночь надевать ребенку плотные трусики, утром менять их, проглаживая горячим утюгом с двух сторон | - профилактика аутоинвазии |
5.Организовать строгое соблюдение ребенком, родственниками и т.д. правил личной гигиены. Строго индивидуализировать предметы личной гигиены (полотенца, мочалки, постельное белье, которое необходимо стирать в горячей воде с хозяйственным мылом, ежедневно проглаживать с обеих сторон горячим утюгом) | - профилактика самозаражения и заражения окружающих ребенка людей |
6. Организовать сон ребенка в отдельной постели | - предупреждение заражения окружающих больного людей |
7.Выполнение назначений врача: а) дача медикаментозных препаратов (комбантрин (пирантел) – 5-10 мг/кг однократно после завтрака, перед проглатыванием таблетки разжевать, вермокс (1-10 лет – 0,025-0,05, старше 10 лет по 0.1 один раз в день внутрь после еды на ночь, декарис 2,5 мг/кг) б) при выраженном анальном зуде после подмывания смазать анальную область вазелином с добавлением анестезина в) при воспалительном процессе в анальной области вводить на ночь свечи проктоседил г) провести контрольное взятие соскоба на энтеробиоз после лечения через 2 и 4 недели | - лечение заболевания |
8. Проводить беседы о необходимости соблюдения личной гигиены. | - профилактика аутоинвазии |
Обучить ребенка, его родителей и родственников навыкам проведения туалета кожи и слизистых | |
9. Организовать влажную уборку помещения (палаты, комнаты) с применением горячего мыльно- содового раствора, проветривание |
ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ АСКАРИДОЗЕ
Цели:
Краткосрочная: уменьшить болевой синдром к концу недели. Долгосрочная: предупредить повторное заражение больного и заражения окружающих.
План сестринского ухода | Обоснование |
1. Информировать больного и его родственников о заболевании | - обеспечение права на информацию - ребенок и его родственники сознательно относятся к выполнению мероприятий ухода |
2. Контролировать состояние рук и ногтей (ногти коротко остричь, руки мыть перед едой хозяйственным мылом) | - профилактика повторного заражения |
3. Ежедневно утром после сна и вечером перед сном подмывать ребенка, менять нательное белье | - механическое удаление яиц гельминтов - профилактика повторного заражения и заражения окружающих |
4. Строго индивидуализировать предметы личной гигиены | - профилактика заражения окружающих |
5. Организовать сон ребенка в отдельной постели | - профилактика заражения окружающих |
6. Из пищевого рациона исключить капусту, горох, копчености, жареное мясо, сладости; фрукты заменить соками | - для улучшения аппетита - для полноценного эффекта лечения |
7. Проводить беседы с ребенком и родственниками о необходимости соблюдения личной гигиены; тщательное мытье фруктов и овощей перед употреблением | - профилактика повторного заражения - профилактика заражения окружающих |
8. Обучить ребенка и родителей навыкам проведения туалета кожи и слизистых | - осознанное участие в лечении заболевания и профилактике повторного заражения |
9. Организовать влажную уборку помещения (палаты, комнаты), проветривание | - профилактика заражения окружающих |
10. Выполнять назначения врача: а) дача медикаментозных препаратов: декарис (левамизол) 2.5 мг/кг однократно после еды перед сном б) пирантел (комбантрин) 10 мг/кг 2 раза в день 1-3 дня подряд в любое время дня, независимо от приема пищи, тщательно разжевать и запить ½ стаканом воды в) вермокс 0,05 г 2 раза в день 3 дня | - лечение заболевания |
11. Провести контрольный забор кала на яйца глистов | - контроль эффективности лечения |
ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ РАССТРОЙСТВЕ ЖЕЛУДКА, ОСТРОМ ГАСТРИТЕ
Цели:
Краткосрочная: устранить болевой синдром в течение 3-х дней.
Долгосрочная: не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода | Обоснование |
Медицинская сестра: 1. Проинформирует больного и его родственников о заболевании | - обеспечение права на информацию - ребенок и его родственники сознательно относятся к выполнению мероприятий ухода |
2. Обеспечит спокойную обстановку | - для улучшения эмоционального состояния ребенка |
3. Окажет помощь при рвоте | - для обеспечения комфортного состояния ребенка |
4. Промоет желудок физ. раствором, 1% раствором соды, минеральной или кипяченой водой | - выведение из желудка раздражающих веществ |
5. Обеспечит обильное, небольшими порциями питье (оралит, регидрон, мин. вода слабой минерализации) | - для восполнения объема потерянной со рвотой жидкости |
6. Обеспечит диетическое питание малыми, дробными порциями с постепенным расширением диеты (стол 1а) | - для исключения раздражения слизистой оболочки желудка |
7. Проведет беседу с больным и его родственниками о необходимости соблюдения режима дня, диеты, физических нагрузок | - предупреждение развития осложнений |
8. Будет контролировать состояние больного | - для эффективности лечения, раннего выявления осложнений |
9. Будет выполнять назначения |
ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ГАСТРИТЕ, ГАСТРОДУОДЕНИТЕ, ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА И/ИЛИ 12-ПЕРСТНОЙ КИШКИ
Цели:
Краткосрочная: устранить болевой синдром в течение недели. Долгосрочная: достичь полной ремиссии заболевания через 3-4 недели, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода | Обоснование |
Медицинская сестра: 1. Проинформирует больного и его родственников о заболевании | - обеспечение права пациента на информацию - осознанное отношение ребенка и его родственников к целесообразности выполнения диеты, мероприятий ухода |
2. Обеспечит госпитализацию в случае выраженного болевого синдрома | - для эффективного лечения |
3. Организует щадящую диету ребенку (механически, химически, термически) с учетом фазы заболевания | - уменьшение раздражения воспаленной слизистой желудка |
4. Обеспечит ребенку 4-5 разовое питание малыми порциями; последний прием пищи не позднее 19- 20 часов; объяснит необходимость тщательного пережевывания пищи | - для снятия нагрузки с желудочно- кишечного тракта и обеспечения защиты слизистой оболочки желудка от действия соляной кислоты |
5. Объяснит ребенку необходимость соблюдения вертикального положения в течение 2-3 часов после еды | - предупреждение патологического заброса дуоденального содержимого в желудок |
6. Организует и проконтролирует соблюдение постельного режима, режима дня; сон не менее 8-10 часов с приподнятым головным концом, в положении на правом боку | - для лучшего усвоения пищи, т. к. она будет приниматься в одно и то же время - для исключения чрезмерных нагрузок, заброса пищи из 12- перстной кишки в желудок, следовательно, предупреждения болевого синдрома, обострения и прогрессирования заболевания |
7. Обеспечит прогулки на свежем воздухе после еды не менее 30-40 мин. | - улучшение процессов пищеварения |
8. Будет следить за эмоциональным состоянием ребенка | - нервный фактор является предрасполагающим для развития хронического гастрита, его обострений, способствует формированию язвенной болезни |
9. Подготовит ребенка к ФГДС, УЗ- исследованию, произведет забор анализов | - для диагностики заболевания |
10. Выполнит назначения врача: а) антихеликобактерная терапия 1) однонедельная «тройная» терапия - метронидазол 40 мг/кг/с 2-3 р/д (тинидазол 10 мг/кг/с 2р/д) кларитромицин 7,5 мг/кг/с 2 р/д или - амоксициллин 25 мг/кг/с 2 р/д кларитромицин 7,5 мг/кг/с 2 р/д или - амоксициллин 25 мг/кг/с 2 р/д метронидазол 40 мг/кг/с 2-3 р/д вместе с омепразолом 30-60 мг/с 2 р/д, 7 дней 2) однонедельная «тройная» с препаратом висмута препараты висмута (де-нол, десмол, бисмофальк) 4 мг/кг/с 4 р/д вместе с: - тетрациклином 20-25 мг/кс 4 р/д - метронидазолом 40 мг/кг/с 2-3 р/д (тинидазол 10 мг/кг/с 2 р/д) 7 дней 3) однонедельная «квадро» терапия омепразол 30-60 мг/с 2 р/д и препарат | - эрадикация Helibacter pylori |
висмута 4 мг/кг/с 4 р/д вместе с: - тетрациклином 20-25 мг/кг/с 4 р/д - метранидазолом 40 мг/кг/с 2-3 р/д (тинидазол 10 мг/кг/с 2 р/д) 7 дней б) антацидные, антисекреторные препараты: - альмагель (маалокс, фосфалюгель) 1-2 доз. ложки 3 р/д через 1,5-2 часа после еды и на ночь - ранитидин 150 мг 2-3 р/д - омепразол 30-50 мг/с 2 р/д - гастроцептин 25 мг 2 р/д перед едой в) сорбенты энтеросгель, смекта, холестирамин в возрастных дозах за 30-40 мин. до еды и на ночь г) прокинетики - церукал (метоклопрамид) 0,5-1 мг/кг/с в приема перед едой не разжевывая - мотилиум 0.25 мг/кг 3-4 р/д за 15- 20 мин. до еды и перед сном д) базисная терапия - вентер 3-4 р/д - препараты коллоидного висмута (де-нол, вентрисол, бисмофальк) 1 т. 3 р/д за 40 мин. до еды и на ночь, тщательно разжевать и запить ½ стакана воды - цитотек 200 мкг 4 р/д во время еды - солкосерил, актовегин, вит. А, Е. гр. В, фолиевая кислота е) коррекция вегетативных нарушений ж) физиотерапия - электрофорез с платифиллином или новокаином – в фазу обострения - СМТ, ДДТ, ультразвук, индуктотермия в фазу субремиссии 10-12 процедур на курс - парафин, озокерит, грязи – в фазу ремиссии з) фитотерапия в фазу субремиссии и ремиссии | - подавление избытка и продукции соляной кислоты - коррекция патологического заброса дуоденального содержимого в желудок - регуляция нарушений моторно- эвакуаторной функции желудка - улучшение защитных функций слизистой желудка и 12-перстной кишки |
- ромашка, зверобой, календула - корень аира, солодки, кора дуба - плоды шиповника, трава тысячелистника, листья подорожника Заваривают 1:10, принимать 1/3-1/2 стакана 3 р/д за 15-20 мин. | - противовоспалительное - вяжущее действие - стимулирующее действие |
ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ РАССТРОЙСТВЕ БИЛИАРНОГО ТРАКТА
Цели:
Краткосрочная: устранить болевой синдром в течение недели. Долгосрочная: достичь полной ремиссии заболевания через 3-4 недели, не допустить развития рецидива.
План сестринского ухода | Обоснование |
Медицинская сестра: 1. Проинформирует больного и его родственников о заболевании | - обеспечение права пациента на информацию - осознанное участие ребенка и его родственников к проведению всех мероприятий ухода |
2.Организует ребенку стол № 5 с учетом индивидуальной переносимости продуктов, регулярный прием пищи, не переедая, исключая еду в сухомятку. При гипотонической форме включать в рацион продукты, оказывающие желчегонное действие ( растительное масло, сливки, сметана, яйцо); показаны овощи, фрукты, черный хлеб. При гипертонической форме вышеуказанные продукты исключаются | - предупреждение усиленного образования желчи и раздражения желчных путей - предотвращения застоя желчи, который лежит в основе развития болевого синдрома при гипотоническом типе ДРБТ - при гипертоническом типе ДРБТ нарушается отток желчи из-за спазма сфинктера Одди, поэтому желчегонные продукты могут провоцировать приступ боли |
3. Будет строго следить за соблюдением ребенком диеты | - любое отклонение в диете может спровоцировать обострение болевого синдрома |
4. Организует и будет следить за | - при соблюдении режима приема |
строгим приемом пищи в одно и то же время | пищи происходит «тренировка» процесса желчевыделения | |
5. Ограничит физическую и эмоциональную нагрузку при организации труда и отдыха ребенка | - нагрузки могут спровоцировать болевой синдром | |
6. Подготовит ребенка к УЗ исследованию, дуоденальному зондированию, проведет забор анализов | -для диагностики заболевания | |
7.Выполнит назначения врача: а) спазмолитики (но-шпа, папаверин ½-1 т. 3 р/д на 3-5-7 дней) б) тонизирующие (жень-шень, элеутерококк, лимонник) или в) седативные (настойка валерианы, пустырник 1 кап./год 2-3 р/д 3 нед.) г) желчегонные препараты сочетанного действия (оксафенамид, холосас, фламин) или: | - лечение заболевания - купирование болевого синдрома - коррекция вегетативных нарушений - коррекция вегетативных нарушений - для усиления образования желчи и выделения желчи из желчного пузыря в кишечник | |
Гипертоническая | Гипотоническая | |
форма | форма | |
1)аллохол, холензим, | 1)фламин, | |
оксафенамид, отвар | оливковое масло, | |
кукурузных рылец | подсолнечное | |
бессмертника | масло, 10% ксилит, | |
сорбит, 25 или 33% | ||
2)тюбажи № 5-7 с | серно-кислая | |
минеральной водой | магнезия, альгинат | |
Смирновская, | магния по 1 ч.л.-1 | |
Славяновская, | ст.л. 3 р/д 2-3 | |
Ессентуки № 4, | недели | |
отваром кукурузных | ||
рылец 100-200 мл | 2)тюбажи № 5-7 с | |
минеральной водой | ||
3)физиотерапия | Ессентуки № 17, | |
индуктотермия, | Джермул 100-200 | |
электрофорез | мл, 25-33% | |
с 1-2% новокаином, | сернокислой | |
0,1% платифиллином, | магнезией 20-50 мл. | |
2% папаверином на | 10-20% раствором | |
область | ксилита или | |
правого подреберья | сорбита 50-70 мл | |
№ 10 | ||
3)физиотерапия | ||
СМТ, электрофорез | ||
магния сульфата на | ||
область правого | ||
подреберья |
ТЕХНИКА ВЗЯТИЯ КАЛА
ТЕХНИКА ВЗЯТИЯ ФЕКАЛИЙ
ТЕХНИКА ПРОМЫВАНИЯ ЖЕЛУДКА
Цель: удалить из желудка токсические вещества.
Противопоказания: кровотечение из ЖКТ, воспалительные заболевания в полости рта и глотки.
Оснащение:
· желудочный зонд
· резиновый фартук 2 штуки
· емкость с раствором для промывания 20—22оС
· таз для промывных вод
· лоток для оснащения
· лоток для отработанного материала
· марлевые салфетки
· шпатель
· стерильная емкость для промывных вод
· бланк-направление
· емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь
· резиновые перчатки.
Обязательное условие: раствор для промывания не должен быть теплым (будет всасываться) и не должен быть холодным (может вызвать спазм желудка).
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
Подготовка к процедуре | |
- Объяснить ребенку/родственникам цель и ход проведения процедуры | - Соблюдение права на информацию - Формирование мотивации к сотрудничеству |
- Подготовить необходимое оснащение | - Обеспечение четкости выполнения процедуры |
- Надеть фартук | - Защита одежды от загрязнения и промокания |
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | |
- Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пеленку | |
- Усадить и зафиксировать ребенка на руках у помощника: | |
а). Ноги ребенка помощник охватывает своими ногами | |
б). Руки фиксирует одной рукой | |
в). Голову – другой рукой, положив ладони на лоб ребенка. Примечание: ребенка младшего возраста можно завернуть в пеленку или простыню для лучшей фиксации | |
- надеть на ребенка фартук поверх руки фиксирующего | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Поставить таз для промывных вод у ног ребенка | - Защита одежды от загрязнения и промокания - Предупреждение загрязнения окружающей среды |
Выполнение процедуры | |
- Измерить зондом расстояние до желудка (от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка) | - Соблюдение условия для попадания зонда в желудок |
- Смочить «слепой» конец зонда в воде | - Облегчение проведения зонда в желудок |
- Открыть рот ребенку с помощью шпателя (если сам не открывает). При необходимости использовать роторасширитель и языкодержатель. Примечание: для открывания рта взять шпатель, как писчее перо, | - Условие, позволяющее ввести зонд в желудок и провести процедуру |
ввести его в ротовую полость, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя и резко нажать на корень языка | |
- Ввести зонд по средней линии языка до метки и указательным пальцем правой руки завести зонд за зубы. Примечание: если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять – немедленно извлечь зонд | - Профилактика рвоты - Признаки попадания зонда в дыхательные пути |
- Присоединить к зонду воронку или шприц Энане без поршня | - Создание условия для введения жидкости в зонд |
- Опустить воронку ниже уровня желудка (чуть наклонив ее) и налить в нее воду для промывания | - Вода не уходит в желудок по системе сообщающихся сосудов |
- Медленно поднимая воронку вверх, следить за поступлением из нее жидкости в желудок (вода должна опуститься до устья воронки) | - Промывание желудка происходит по закону сообщающихся сосудов |
- Быстро и плавно опустить воронку ниже исходного уровня и вылить содержимое желудка в таз | |
- Повторить промывание до получения «чистой воды» | - Достижение эффективности процедуры |
Примечание: а). Количество воды для промывания берется из расчета 1 литр на год жизни б). При промывании желудка необходимо следить, чтобы количество введенной и выделенной жидкости были примерно равными | |
- Отсоединить воронку и быстрым движением удалить зонд через салфетку | - Предупреждение рвоты - Обеспечение инфекционной безопасности |
Завершение процедуры | |
- Прополоскать рот ребенку | - Обеспечение гигиенического комфорта |
- Передать ребенка мама или положить в кроватку | - Обеспечение комфортных условий |
- Собрать желудочное содержимое | - Выявление причины отравления |
для исследования в стерильную емкость (около 200 мл) | |
- Отправить в лабораторию в сопровождении направления | |
- Весь инструментарий, фартуки подвергнуть дезинфекции | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Снять перчатки, вымыть и осушить руки |
ТЕХНИКА
ТЕХНИКА
ТЕХНИКА
«СЛЕПОГО» ЗОНДИРОВАНИЯ (ТЮБАЖА) ПО ДЕМЬЯНОВУ
Цель: стимулировать отток желчи из желчных путей.
Оснащение:
· стакан с теплой водой
· отвар бессмертника или кукурузных рылец
· чайная ложка
· пеленка
· грелка, наполненная водой 60оС
· желчегонный завтрак
· часы
Обязательное условие: проводить натощак.
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
Подготовка к процедуре | |
- Познакомить ребенка/маму с ходом процедуры, установить доброжелательные отношения | - Психологическая подготовка, осознанное участие в процедуре |
- Вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Приготовить необходимое оснащение | - Обеспечение четкости выполнения процедуры |
Выполнение процедуры | |
- Дать ребенку выпить ½-1 стакан теплой воды или отвара трав (кукурузные рыльца, бессмертник) | - Теплая вода, отвар бессмертника и кукурузных рылец обладают желчегонным действием |
- Через 30 минут дать выпить в течение 15 минут желчегонный завтрак (желтки – гоголь-моголь: 1-2 желтка + 1-2 столовые ложки сахара + 1-2 чайные ложки меда; соки – яблочный, виноградный, морковный ½-1 стакан), подогретый до 38о-40оС, запить «завтрак» ½-1 стаканом очень теплого подслащенного чая или тем же отваром трав | - Стимуляция желчевыделения |
- Уложить ребенка на левый бок, а на | - В таком положении желчный |
правый бок на область печени, положить теплую грелку на 1,5 часа | пузырь анатомически оказывается как бы «опрокинутым» вверх дном, и желчь свободно может вытекать из желчного пузыря даже в случаях гипокинетической дисфункции |
- Укрыть ребенка одеялом. Маленьких детей чем-либо отвлечь (чтением книги и другим) | - Обеспечение комфортного состояния при длительном нахождении в одном положении |
- После окончания процедуры попросить ребенка сделать 10-15 глубоких вдохов, приседаний, затем покормить его завтраком | - Для хорошего опорожнения желчного пузыря |
Завершение процедуры | |
- Записать результат | - Документирование результатов исследования - Обеспечение преемственности |
- Вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание:
1.Для медикаментозного «слепого» зондирования используют:
· 1-3 столовые ложки 25-33% раствора сернокислой магнезии (или 10 г порошка на 50 мл воды, подогретой до 38-4-оС)
· сорбит, ксилит (1/4-1/2 стакана 10-20% раствора) в подогретом виде
· минеральная вода (1/2-1 стакан «Смирновская», «Славяновская».
«Ессентуки» и другие)
· растительное масло (1-2 десертные ложки, лучше оливковое).
2.Иногда во время процедуры может появиться умеренная боль в правом подреберье, вследствие интенсивного сокращения желчного пузыря, особенно при аномалиях его развития. При последующих процедурах ребенку необходимо с приемом воды дать спазмолитик (но-шпу или папаверин).
При хорошем опорожнении желчного пузыря может появиться разжиженный стул.
3.Курс тюбажей 5-10 процедур 1-2 раза в неделю. 4.Противопоказания: обострение холецистохолангита, желчекаменная
болезнь, эрозивно-язвенные состояния гастродуоденальной зоны, цирроз
печени.
ТЕХНИКА
ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ФИБРОГАСТРОДУОДЕНОСКОПИИ
Цель: обеспечить качественную подготовку к исследованию, информирование и обучение пациента.
Обязательное условие: освобождение желудка от содержимого.
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
Подготовка к процедуре | |
- Установить доверительные отношения с пациентом | - Обеспечение осознанного участия в процедуре |
- Объяснить ребенку/маме цель и ход исследования, значение исследования для выздоровления, получить согласие | - Обеспечение права пациента на информацию |
- Провести дыхательные упражнения накануне исследования, перед процедурой и по ее окончании | - Для предотвращения возникновения рвоты, облегчения введения зонда |
- Исключить накануне утром прием пищи, воды, лекарственных препаратов, не курить, не чистить зубы | - Обеспечение возможности осмотра слизистой оболочки натощак |
- Промыть желудок за 1,5-2 часа до исследования (при необходимости) | |
- Взять с собой полотенце | - Исключение дискомфорта, связанного с соливацией |
- Предупредить, что нельзя разговаривать и глотать слюну | - Нарушение акта глотания в связи с введением эндоскопа и анестезии |
- Проводить пациента в эндоскопический кабинет | - Обеспечение своевременного проведения исследования |
- После окончания процедуры |
принимать пищу через 1-1,5 часа | |
- Контролировать состояние ребенка после процедуры | - Выявление осложнений (обморок, побочные реакции на введение анестезирующих средств, кровотечения и других) |
ПОДГОТОВКА
РВОТА
Причины появления рвоты:
· отравления
· интоксикация
· заболевания желудочно-кишечного тракта
· заболевания ЦНС.
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РВОТЕ
Цели:
· не допустить аспирации рвотными массами, устранить рвоту
· не допустить повторного развития рвоты.
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ | ДОЗЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ |
1. Уложить пациента с возвышенным головным концом, голову повернуть на бок | - Профилактика аспирации рвотных масс | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | - Обеспечение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | - Облегчение дыхания - Исключение неприятных запахов | |
4. По назначению врача промыть желудок | - Механическое удаление токсинов, ядов - Промывание желудка в некоторых случаях может ухудшить состояние |
5. Ввести следующие препараты: per os 0,25% раствор новокаина | - Уменьшает возбудимость периферического рвотного центра | 1 ч. л. – 1 д. л. – 1 ст. л. в зависимости от возраста |
внутримышечно церукал (реглан) или прозерин | - Нормализует перистальтику - Нормализует перистальтику | 1 мг/кг (1 мл = 5 мг) 0,1 мл/год |
при неукротимой рвоте – в/в аминазин | - Уменьшает возбудимость центрального рвотного центра | 0,1 мл/год |
6. После рвоты: | ||
- Обеспечение | ||
а). прополоскать рот | гигиенического | |
кипяченой водой | комфорта | |
б). назначить водно- | & Наши рекомендации
|