Малыш в возрасте от 4 до 9 месяцев
На данный период в жизни малыша приходится столь важное открытие как его целенаправленные и самостоятельные движения. Он научится ползать, начнет подниматься в своей кроватке на ножки, брать в руки нужный ему предмет и бросать его. В этом же возрасте он отведает грубой пищи и поймет значение многих слов, даже если при этом и не будет еще говорить. Он становится истинным созидателем самого себя.
Обе руки его работают отдельно друг от друга, а при необходимости помогают друг дружке. Он может собрать несложную вещь, катает перед собой игрушки, гремит ими. Он может играть сам по себе или с игрушками.
Развивающие занятия
Теперь их назначение иное, а именно — помочь малышу обрести физическую самостоятельность, сохранив остроту восприятия. Ваша задача организовать эти занятия, придать им логику и доступность в понимании. В результате малыш должен стать полновластным пользователем собственных ощущений.
Осязание
Малышу доступны новые игры, но не мешайте ему в его желании все потрогать.
• Текстура и температура . Приготовьте разноцветные льдинки, с разным вкусом и разной формы, налив в формочки для нарезки различные сиропы и затем заморозив их в холодильнике. Поставьте перед ребенком эти льдинки и чашку с теплой водой. Пусть ребенок по очереди берет в руки льдинки, а затем опускает руки в воду. При этом он почувствует и текстуру и температуру.
• Сумки с сюрпризом . Их можно приобрести в магазине, а можно сделать самим из прочного и тонкого материала. В этих сумках самые разные предметы (не пользуйтесь мелкими предметами, малыш может взять в рот и проглотить). В сумке должен находиться один предмет. Сумку следует прочно зашить. Малышу нравится нащупывать форму невидимого предмета.
• Шишки . Во время прогулки в парке можно собрать шишки разных деревьев, они имеют интересную форму, своеобразный и притягательный запах, который очень нравится детям.
Начинаем играть
Открываем для себя понятие размера и формы
В процессе игры с кубиками, шарами, цилиндрами, а также бытовыми принадлежностями малыш, еще до того как он сможет их называть, уже познакомиться с понятиями формы и размера предметов.
Учимся держать и бренчать
В возрасте от 4 до 9 месяцев малыш еще не достаточно ловок, но он в состоянии крепко схватить что-то для себя новое и шлепнуть им по столу. А возможность пошуметь чем-либо — для него несравненное удовольствие.
Запах и вкус
Не запрещайте малышу ничего их того, что могло бы способствовать развитию его обоняния и вкуса. Текстура, форма, запах — это цепочка завораживающих открытий, которые дарит сама природа.
• Фрукты и овощи . Замените незаметно для малыша некоторые из привычных ему предметов (кубики, небольшие игрушки) морковкой, грушей, мандарином, помидором, только тщательно вымытыми.
Складываем, вставляем, строим
Малыш может привыкать к форме предметов, просто играя с ними. Помогите ему получить результат поинтереснее.
• Размер и форма . Разложите на его стульчике или просто на полу самые разнообразные по форме предметы (кубики и колесики) так, чтобы их было легко перемещать.
Слух
На этом этапе своей жизни малыш с удовольствием расширяет знакомую звуковую палитру. Читайте ему сказки, пойте ему песенки. Увиденное и услышанное придает словам красоты, чувства и доходчивости.
• Звучащие предметы . Поскольку малыш может теперь управляться с собственными руками, всякий попадающийся ему предмет становится звучащим. Это и деревянная ложка, и перевернутая вверх дном кастрюлька, стеклянная бутылка, картонная коробка со вставленной в нее разделочной доской. Покажите малышу, что все это звучит по-разному.
Читайте ему сказки
Читайте своему ребенку сказки. Ему нравится сидеть у вас на коленях, слушать вас и рассматривать картинки. Так что читайте ему каждый вечер по сказке. Скоро он научится говорить и начнет просить вас читать одну и ту же сказку. А пока ему интересно множество историй. Есть масса специальных книг для самых маленьких. Они изготовлены из прочных материалов, и зачастую с приятным на ощупь покрытием, так что прикосновение к ним нравится малышу. На каждой страничке нарисована красочная картинка (со знакомым обыденным предметом, животным, фруктом или простенькой сценкой).