Личная жизнь и отношения с родителями

В возрасте между годом и тремя ваш ребенок заявит о своей автономии и понемногу обретет её. На ваш взгляд это будет выглядеть протестом в ваш адрес. Запаситесь терпением, во многом проявляя непреклонность, когда столкнетесь с его обидами, гневом и агрессивностью.

В полтора года ребенок ходит, самостоятельно перемещается и уже пытается отойти от родителей подальше. Он довольно ловко манипулирует предметами и так быстро, что за этим порой трудно уследить. Ему нужно все потрогать, со всем познакомиться. Ему становится доступной речь, и он все чаще и чаще заявляет о своих желаниях. К трем годам со всей очевидностью обозначается его индивидуальность. Но его постоянно раздирает противоречие между поиском самостоятельности и тягой к опеке со стороны родителей. Ему одновременно хочется и избавиться от неё, и сохранить её уют. Всяческое новое вызывает в его душе эмоциональное потрясение. На волне внутренних противоречий он может возбудиться, взволноваться, и, из-за противности встав в позу, стать агрессивным. Точно также в юношеском возрасте, столкнувшись с очередными возрастными проблемами в познании мира, ребенок готов на конфронтацию с родителями, пытается освободиться от их власти, понимая при этом что они крайне ему нужны. Этот душевный конфликт с самим собой он выражает подчас в виде буйного поведения.

Отказ

Слово «нет», которое малыш начинает говорить к году, на втором и третьем становится основным в его повседневном словаре. Чтобы самоутвердиться, он должен противоречить. Так иногда он повторяет «нет» постоянно на любой заданный ему вопрос или сформулированное к нему предложение.

Провокационное «нет»

Вы говорите ему: «Мы идем на прогулку», спрашиваете его: «Не хочешь ли поиграть со своей куклой?», предлагаете: «Сейчас будем кушать…» и всякий раз слышите в ответ «нет», тогда как в душе ему очень хочется ответить согласием. Отвечая априори «нет», ребенок берет тайм аут для размышления над услышанным, чтобы поразмышлять над нужным ему ответом. При этом он провоцирует родителей, проверяя их настойчивость. Он хочет заставить их действовать, повториться, пугнуть его и даже при случае поругать — завладев при этом полностью их вниманием к себе, он сам для себя задает интенсивный ритм жизни.

Подобную не следует привычку к отказу воспринимать как родительскую неудачу. Напротив, это подтверждение того, что малыш занят построением своей личности и внутренне становится индивидуальностью, отрываясь от матери.

Деликатные ситуации

Тем не менее, такое поведение нелегко терпеть, особенно в случае постоянного его проявления во всем: в играх, переодевании, и уж тем более при укладывании спать и приеме пищи.

• Малыш отказывается спать . Ребенок, с устоявшимся в течение многих месяцев распорядком дня, вдруг начинает отказываться идти спать и внезапно просыпается по ночам, значит он просто-напросто проверяет свою власть над вами.

• Он становится невыносимым за столом . Малыш ни с того, ни с сего начинает капризничать, отказывается от каких-то блюд, требует бутылочку с соской, а то и выбирает с кем из взрослых он будет есть, а с кем откажется. Он очень быстро сообразит, что отказ от пищи выводит вас из равновесия. Если вы в открытую запротестуете и заставите его есть, он может заупрямиться. Он требует права выбора и того, что есть, и того, когда есть, а вы теперь уже не властны ему приказать. В этом не следует излишне настаивать, можно допустить его большую автономию, довериться его инстинкту (он ни за что не умрет с голоду!), и попробовать вызвать у него аппетит если не с юмором, то с некоторым попустительством, призывая на помощь выдумку.

Гнев

Злобно кричать под влиянием гнева ребенок начинает на первом году жизни, а с полутора годовалого возраста у него случаются настоящие гневные приступы. Он кричит, плачет (не обязательно при этом заливаясь слезами), топает ногами и чуть ли не катается по земле. Подобные приступы гнева, как правило, неожиданны, а их причина может показаться взрослым смешной рядом с вызванной ею реакцией.

Внутреннее противоречие

Подобные вспышки негодования на самом деле являются выражением созревшего у малыша внутреннего конфликта, основанного на противоречии между тягой к личной независимости и нуждой в вашей к нему близости. Они неопасны сами по себе и ни в коем случае не свидетельствуют о плохом характере вашего ребенка.

Лучше предоставить ему возможность выплеснуть чувства, в противном случае накопленные внутри они могут проявиться проблемами со сном или школьными неудачами, причину которых трудно будет выявить и разрешить. Старайтесь отвлекать малыша и утешать его, спокойно объясняя ему причины его негодования и уверяя его при этом в том, что вы все понимаете. Если же все ваши усилия остаются напрасными, вам остается лишь переждать грозу, противопоставив ей свое спокойствие и выдержку.

Вспашки гнева

Доказательства своей силы

Сцена настолько привычна, насколько и внезапна. Все начинается с крика, затем наступает черед топанья ногами, потом вам в физиономию летят его игрушки, малыш валяется по полу, если только не пытается вас ударить. Его драма по сути проста — он понял свою неповторимость, но не в состоянии сделать без вашей помощи то, чего ему очень хочется самостоятельно. Для достижения желаемого он тестирует ваши слабые стороны, пытается выяснить, до каких границ простирается его собственное могущество без столкновения с противлением, провоцирует вас на ответную реакцию.

Возвращение к спокойствию

Сохраняйте при этом собственное хладнокровие. Постарайтесь ему спокойно объяснить, что вы все понимаете. Оставайтесь твердыми, но понимающими.

Рыдания навзрыд

Конечно же, трудно сдержать себя при виде ребенка, который, капризничая, что называется взахлеб, рыдает. При этом он кричит, плачет так, что у него перехватывает дыхание, а лицо его то чуть ли не бледнеет, то приобретает синюшный оттенок. Наконец тело его мякнет, и он даже может на какое-то время потерять сознание. На самом деле это беспамятство необходимо детскому организму для восстановления нормального дыхания. Рыдания навзрыд не столь уж и редкое явление в возрасте от года до трех. Если они повторяются довольно регулярно и напоказ, помните, что никаких последствий не будет, поскольку дыхание никогда не останавливается надолго.

Крики малыша такой природы являются проявлением раздирающего его изнутри острого противоречия. Вам не следует при этом идти ему во всем на уступки под предлогом устранения подобных внешних проявлений. Окружите его нежностью и пониманием, но не роняйте своего авторитета. Ребенок, чтобы быть спокойным, нуждается в ограничениях.

Агрессивность

Не всякий ребенок прибегает к рыданиям, как к последнему аргументу, однако редко кто из них в возрасте от полутора до трех лет не проявляет агрессивности в отношениях с близкими: родителями, братьями и сестрами или со сверстниками по яслям. Это тот самый возраст, в котором дети бросаются во взрослых игрушками и «грубыми словами», могут ударить ногой, пытаются расцарапать сверстнику лицо. При этом не следует отвечать насилием на его насилие, даже жестами не обозначать ответную агрессивность. Ребенка нужно урезонить, сохраняя при этом собственное спокойствие. Подобное агрессивное поведение у него пройдет, когда его возраст перевалит за трехлетнюю отметку и малыш подберет иные средства для обозначения своих проблем. Если вы столкнетесь с неконтролируемым его продолжением, вам лучше обратиться за помощью к психологу.

Проявление регресса

Внутренние конфликты могут проявляться и в так называемом «упадочном» поведении, когда вдруг малыш возвращается к старым и уже казалось бы забытым привычкам. То вдруг ставший самостоятельным ребенок не отходит от матери, то неожиданно отказывается есть с ложки и требует бутылочку с соской. Другой ни с того ни с сего вновь начинает не говорить, а лепетать, ему снова становятся нужны вдруг подгузники, он не может оставаться в кроватке один и т. д.

Подобная реакция относится к классике. В самом деле, развитие ребенка не поддается описанию с помощью линейной функции. Он растет, то делая шаг вперед, то отступая на шаг назад, перед тем как совершить очередной рывок. И торможение или отступление в его развитии имеют свои резоны, они помогают ребенку выстоять, когда он сталкивается с трудными, потрясающими его проблемами (вынужденное для него новое общение, рождение в семье нового ребенка, болезнь, госпитализация). Они могут случится как бы совсем и несвязанными с кажущейся жизнью малыша. Очень нужно, чтобы вы при этом отнеслись к происходящему с пониманием, не лили бы по этому поводу слез, за исключением случаев затяжных рецидивов, при которых обязательна помощь психологов.

Пробуждение сексуальности

Между полутора годами и тремя малыши проявляют крайнюю любознательность к своим половым органам. Прежде они трогали их руками ровно так же, как и прочие части собственного тела. Теперь, оставшись нагишом, они пристальнее разглядывают их, дотрагиваются до них с явным удовольствием, но без предрассудков. Такие потрагивания весьма естественны и бесполезно их запрещать, даже в случае, если они кажутся вам чересчур частыми или чрезмерными, это лишь усилит к ним тягу малыша и породит у него чувство виновности, связанное с сексуальностью. Лучше постараться отвлечь его, переключив внимание на другие интересы. Так вы избегаете варианта, при котором все это будет происходить в тайне от вас.

Девочка и мальчик

Каждый младенец осознает свою сексуальную принадлежность где-то около двух лет от роду. Он замечает анатомическое различие между мужчиной и женщиной, и отмечает, что окружающие относятся к нему как к маленькому мальчику или маленькой девочке. Начав говорить, малыш очень скоро начинает обозначать речью кто он, мальчик или девочка. Он и вести себя начинает так, как это свойственно его полу. Девочкам характерны мягкие манеры в поведении, кокетство, они подражают маме в разговоре и игре с куклами. Мальчик более склонен к физическим играм, он гордится проявлением собственных физических возможностей, любит катать машинки и стучать по мячу.

Объясняется ли подобное различие в их поведении разницей биологической структуры полов или же оно находится под влиянием семейных отношений и социального статуса, в которых находит яркое проявление половая принадлежность? Сегодня нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Даже в том случае, когда девочка или мальчик внешне жестко отвечают неким требованиям, предъявляемым со стороны их близких к их соответствию половой принадлежности. Впрочем, сами они себя идентифицируют с родителем одного с ним пола, перенимая жесты, интонации, походку и стремятся обольщать родителя противоположного пола.

Комплекс Эдипа

В греческой мифологии существует легенда об Эдипе. Она рассказывает историю мальчика, который в младенчестве был оставлен родителями. Став взрослым, Эдип в ссоре убил некого мужчину, а затем женился на его супруге. Оказалось, что это были его собственные родители и, будучи не в силах вынести содеянного, он сам себе выколол глаза. Фрейд использовал миф об Эдипе для иллюстрации треугольника отношений, существующих между ребенком и его родителями на бессознательно-эмоциональном уровне. Согласно Фрейду эти отношения в основе своей опираются на конфликт полов: ребенок испытывает к родителю противоположного пола чувство любви и чувство соперничества и вражды к родителю одного с ним пола.

Любому ребенку, будь то мальчик или девочка, мать представляется объектом любви «номер один». До трех лет мальчик ищет ласки матери и всячески старается доказать ей свою силу. Отец ему кажется соперником, вызывающим в нем противоречивые чувства: с одной стороны восхищение, с другой ревности, поскольку тот частично отбирает у него мать. Девочка в свою очередь также ищет ласки матери, но легко превращается ей в соперницы перед лицом собственного отца, которого пробует обольстить и целиком завладеть им. Для маленькой девочки этот конфликт порой усугубляется пониманием того, что она не может адекватно ответить на любовные заботы, расточаемые её матерью. Для решения эдиповой задачи всякий ребенок старается уподобиться родителю одного с ним пола и во всем на него походить. И он надеется соблазнить родителя противоположного пола, добившись на то одобрения со стороны родителя одного с ним пола.

Затишье

К концу третьего года жизни ребенок легче переносит свои внутренние противоречия. Этот возраст отмечен наступлением периода затишья. Овладев словом, ребенок в состоянии точно выразить своё желание, лучше понимает требуемое от него и происходящее вокруг него. Преодолев первые трудные периоды своей жизни, он стал более независимым и вплотную приблизился в своем развитии к очередному этапу. Он знает, что если не видит вас, то вы не исчезли и обязательно объявитесь вновь. И его уверенности в вас и в себе стало достаточно, чтобы не бояться обратить свой взор в сторону кого-то другого, и детей и взрослых. Наступило время открытия для себя окружающего мира, а между тем и школы…

Игры и развитие ребенка

Для ребенка игра сродни естественной деятельности. Во время игры он совершенствует и свое тело, и свой разум. Посредством игрового разнообразия, которое вы ему предлагаете и которое он придумывает сам, происходит становление его личности.

Совсем маленьким ваш малыш любил крутить в руках игрушки, обращая внимание на их форму, цвет, какова она на ощупь. Теперь играя, он создает целый мир, наполняя его своими словечками и подсмотренными в жизни сюжетами. Со второго года жизни он окунается в придумывание игр и длится это вплоть до шестилетнего возраста. Подвижные игры, рукоделие, артистические занятия, физические упражнения становятся более разнообразными, меняются по форме и содержанию, способствуя развитию внутреннего равновесия малыша.

Наши рекомендации