Совпадение и несовпадение характеров
Впервые я оценила соответствие лошади и всадника в 1978 году Я проводила семинар в районе Шварцвальда (Черного леса) в Германии. Одним из участников семинара была Мария, учитель по профессии, впечатлительная молодая женщина с живым умом и широким крутом интересов. Ей очень хотелось ездить в лес на лошади, которая бы с любопытством воспринимала окружающий мир и разделяла ее энтузиазм и радость от таких прогулок.
Мария пришла на мой семинар потому, что она чувствовала, что не понимает свою лошадь. Ее конь казался совсем подавленным и не интересовался окружающим миром, в особенности, когда они выезжали в лес. Как только я увидела ее лошадь, я поняла, в чем заключалась проблема. Мария винила себя и свой метод работы, тогда как трудности были вызваны несовпадением характеров.
Темно-гнедого мерина для Марии привезли из Польши, где ранее он был учебной лошадью в школе. Его уши были малоподвижными, а узкие и глубоко посаженные глаза смотрели внутрь — он не смотрел вокруг и не проявлял никакого интереса к окружающему миру. У него была маленькая щека, довольно длинная голова и короткий рот с толстыми губами. Увидев все эти признаки, я подумала, что умственные способности лошади были явно ниже среднего.
«Эта лошадь вам просто не подходит, — сказала я и посоветовала продать ее и купить лошадь, которая бы не знала состояния полного подчинения и имела бы жизнерадостный характер (араба или лошадь арабского типа), которая любила бы прогулки в лесу так же, как и сама Мария. Она испытала огромное облегчение, когда услышала, что ей следует прекратить попытки «все исправить», купить себе новую лошадь и не испытывать чувства вины.
При продаже лошади я посоветовала Марии искать такого покупателя, которому бы нравилось общаться с послушным животным, не интересующимся окружающим миром.
Если бы ей трудно было продать лошадь и купить новую, я бы посоветовала ей отправить этого мерина на отдых на пастбище, что обычно рекомендую в подобной ситуации.
Однажды я получила фотографии выездковой лошади для оценки ее характера. Она так сопротивлялась работе и была такой невосприимчивой, что ее хозяйка, профессиональная всадница и тренер, стала терять уверенность в своих способностях.
«Неудивительно, что вы в отчаянии», — написана я ей. У этой лошади был слегка горбатый нос, три завитка, очень близко поставленные короткие уши, очень узкие ноздри, маленькие глаза и очень короткая линия рта. Все это указывало на то, что эта лошадь была маловосприимчивой, упрямой и трудной. «Найдите кого-то, кто хочет просто ездить на прогулки или ради физической нагрузки, а не для спортивных достижений, и продайте ему лошадь», — посоветовала я ей.
Эта женщина испытала такое же облегчение, как и Мария, когда поняла, что есть хорошая причина для того, чтобы продать лошадь, при этом такое решение не умаляло ее способностей тренера. Я заметила, что многие люди с большим трудом принимают решение расстаться с лошадью, чувствуют при этом вину. В таких ситуациях очень помогает умение оценивать характер.
Марии определенно нужна была лошадь с живым темпераментом, который был бы похож на ее собственный. Однако не всегда стоит подбирать себе лошадь с характером, близким к вашему. Я заметила, что людей нервных, чувствительных и очень напряженных часто тянет к лошадям с таким же характером. В ситуации, когда подобное притягивает подобное, нервозность и лошади и всадника повышает напряжение, особенно тогда, когда всадник неопытен. Скорее всего для такого человека лучшим партнером будет лошадь спокойная и добрая.
Подбор пары лошади и всадника похож на игру случая и часто то, что может разочаровать одного человека, будет интересно для другого. Давайте рассмотрим для примера лошадь с выступающим бугром между глаз (непредсказуемость), выраженным щучьим профилем (повышенная чувствительность) и выраженным лосиным носом (самоуверенность). Понятно, что такая необычная комбинация противоречивых черт говорит о сложном и трудном характере. И именно такую смесь я обнаружила несколько лет назад на фотографии, которую получила по почте для анализа.
Письмо с фотографией прислала Дорис Черчиль, которая в 1960-х годах прошла у меня в школе девятимесячный курс обучения для инструкторов верховой езды. Теперь Кэрри, ее 15-летняя дочь, без особого успеха выступала в юношеском выставочном классе. Это была честолюбивая молодая всадница, которая очень хотела побеждать.
Единственная проблема заключалась в том, что сама Кэрри оказалась в ловушке непонимания. Она любила своего коня, но это было сложное создание — он неожиданно пугался, и его непредсказуемое поведение часто приводило девочку в отчаяние. Она никогда не знала, как он поведет себя на следующем шоу.
Дорис хотела знать, следовало ли ей продать этого коня, чтобы Кэрри могла добиться успеха с более уравновешенной лошадью, или стоило продолжать работать именно с этим мерином.
Фотография сказала мне все, что было необходимо, чтобы ответить на этот вопрос. Лошадь с таким набором трудных качеств не была подходящей парой для Кэрри. Этот сложный конь был бы хорош для человека, который не собирался выигрывать шоу, но готов был тратить время на достижение взаимопонимания и работу со сложной лошадью. Я посоветовала Дорис найти лучшую пару для Кэрри.
Конь Кэрри отлично подошел бы кому-то, вроде Элизабет Блейк. Лиз, обаятельная рыжеволосая шотландка, которая жила в Аризоне, имела кобылу по кличке Дива. Одно время Лиз была президентом собственной маркетинговой компании. Она смогла рано выйти на пенсию и имела возможность уделять много времени своему страстному увлечению — работе с Дивой.
Дива — лошадь, которую можно было бы сравнить с девочкой «все наоборот», но для Лиз, рожденной для того, чтобы преодолевать трудности, она была идеальным выбором. Чем больше проблем появлялось с этой лошадью, тем больше увлекалась Лиз. Кобыла была такой необычной, умной, горячей, гордой и переменчивой, что я никогда бы не порекомендовала ее никому, кроме опытного, искушенного всадника, который бы получал удовольствие от понимания тонкостей ее характера и уважительно обращался с ней.
В руках обыкновенного человека Дива была бы очень трудным существом, строптивым, упрямым и всегда готовым к борьбе. Однако Лиз точно знает и интуитивно чувствует лучшее в ней и справляется с этой лошадью, тонко ощущая грань между спокойной твердостью и открытым уважением, и признает гордый и необычный нрав этой кобылы.
Наблюдать за Дивой и Лиз, за их взаимной симпатией в работе — значит видеть то, что называется «союзом, заключенным на небесах».
Конечно. Лиз является уверенным и опытным всадником. А если у вас мягкий характер или вы достаточно уверены в себе, но ваш опыт пока невелик? Я помню случай, когда одна лошадь поставила трудную задачу перед целой семьей. Там присутствовали оба этих фактора.
Мой хороший друг Лотар Карла — владелец международной автобусной компании. Он очень умный, спортивный и добрый человек и страстно любит соревноваться. С моей точки зрения, у Лотара идеальная частная конюшня — это ряд больших открытых денников, где лошади могут высовывать головы, чтобы видеть большой двор с песчаным фунтом. Они также могут целыми днями пастись вместе с отарой овец на большом, залитом солнцем лугу. Люди, которые смотрят из окон дома Лотара, также чувствуют себя счастливыми: они могут наблюдать за этой мирной идиллией и слушать голоса кукушек, доносящиеся из леса, который находится неподалеку.
До событий, о которых и будет моя история, главной заботой Лотара в отношении лошадей было найти подходящих лошадей для своей жены Аманды и дочери Евы.
В один прекрасный день Лотар увидел объявление в местной газете: «Бесплатно отдам лошадь в хорошие руки, приезжайте и заберите». Лотар как раз искал лошадь для своей семьи, поэтому они тут же поехали ее посмотреть. Они увидели Мерика, большого рыжего теплокровного мерина с широким белым фонарем на морде и белыми носочками на задних ногах. Они привезли его к себе домой.
Беда в том, что Мерик быстро научился запугивать Аманду, которая была не очень уверенным всадником, а также Еву. которая была более уверена, однако не имела опыта взаимодействия с такой большой лошадью. Каждый раз, когда они заходили в денник, чтобы его покормить, он прижимал уши и выгонял их из денника.
После трех дней таких отношений Лотар решил вмешаться. «Просто смешно, — сказал он. — Я не собираюсь кормить такую лошадь». Он зашел в денник с большой палкой, которую отломан от дерева, и когда конь попытался применить свою обычную тактику. Лотар сильно ударил его по крупу, а затем спокойно стоял и ждал, что будет делать Мерик дальше.
Мерик отпрыгнул в сторону, повернулся и посмотрел на Лотара с выражением, которое говорило: «Ну вот, наконец, нашелся интересный тип!» Он насторожил уши и подошел посмотреть на Лотара повнимательнее. И с этого момента Мерик стал лошадью Лотара. Лотар, который вначале не собирался заниматься с Мериком, теперь был единственным человеком, который на нем ездил. Они стали прекрасным гармоничным дуэтом.
Голова Мерика указывала на исключительно сильный, уверенный и умный характер. У него был очень широкий и ровный лоб, очень большая щека и большие, необычайно умные глаза. Кроме того, у него были огромные ноздри, лосиный нос и скошенный храп.
Это была лошадь, которая думала быстрее многих людей, настоящая лошадиная индивидуальность, полная самых разных идей. Лотар однажды видел, как он развлекался тем, что носил в зубах овцу. Он развлекал всю семью, но оставался лошадью Лотара.
Шесть месяцев спустя они пригласили меня посмотреть на Мерика и привезти Аманде более подходящую лошадь, которую я выбрала специально для нее. Это был замечательный, очень покладистый квотерхос из Калифорнии, настоящая нянька, которая очень хорошо подходила для ее сомневающейся натуры и с которой Аманда была совершенно счастлива. Лотар также купил лошадь для Евы — молодого, умного и уверенного араба, как раз такую лошадь, которая подходила этой способной и энергичной девушке.
Лошадь в роли учителя
Когда вы по-настоящему любите лошадь с очень трудным характером, это создает, мягко говоря, не слишком радостную ситуацию. Я часто вижу, как люди при этом продолжают бороться, даже если пользы от этого нет. В таком случае самое разумное решение — просто бросить это дело и продать лошадь.
Для большинства людей я рекомендую расставаться с лошадью с легким сердцем. Это лучшее решение такой проблемы. Однако бывает так, что упорство может открыть дорогу к удивительному путешествию, полному открытий.
Я помню один из таких случаев. Лошадь звали Эро. Это был четырехлетний мерин породы пасо фино. Когда хозяйка Марсия Укура прислала мне его фотографии для анализа характера, я подумала: «Это одна из самых трудных и сложных голов лошадей, которые я когда-либо видела».
Первое, что бросилось мне в глаза, это его скошенный храп, что говорило о том, что лошадь постоянно проверяет всадников. К этому добавились большие ноздри (лошадь много думает), длинный рот и длинный плоский подбородок (это также говорит о том, что лошадь активно думает и слишком чувствительна), бугорок (непредсказуемое и странное поведение) и тонкие уши, которые были повернуты немного в стороны, как антенны, как будто бы эта лошадь не доверяла окружающему миру.
В письме Марсия описала свой уровень подготовки и свои проблемы с Эро: «Я занимаюсь верховой ездой уже три года и все время беру уроки: год вестерна, год охотничьей езды и год на Эро с инструктором для верховых лошадей.
Тренинг Эро начался, когда ему было 34 месяца, и продолжался 3 месяца. После этого он успешно выступал в обычном классе и в классе пасо фино. Сначала я разминала его на площадке, а потом выезжала в лес. Через два месяца он стал плохо управляемым, отказывался идти шагом, все время хотел быстро бежать вперед и делал вертушки, когда я не давала ему самому выбирать аллюр.
Я снова отдала его в тренинг, а сама ездила на нем один раз в неделю. Через несколько месяцев он стал хорошо слушаться, правильно ходить всеми тремя аллюрами (включая четырехтактный аллюр), реагировать на трензель, хотя был очень чувствительным на шенкель, поэтому сигналы моих ног были едва заметными.
Через 6 недель я снова поехала в лес. Он снова стал совершенно ненормальным, пятился и крутился, когда я пыталась им управлять и менял аллюры так быстро, что я даже не могла понять, что он делал.
Я отдана его в работу третьему тренеру. Она имела большой опыт с лошадьми пасо фино. Она сказала мне, что Эро любит сам себя возбуждать и что ему трудно расслабиться.
Это моя первая лошадь, и я очень его люблю. Я не хочу другую лошадь. Может ли больная артритом женщина средних лет научиться справляться с этой лошадью?»
Я позвонила Маремм и сказала: «Смотрите, если вы хотите научиться большему, чем научились за всю вашу жизнь, оставьте себе эту лошадь. Для вас это будет преодолением огромных трудностей и в конце концов у вас может все получиться. С другой стороны, если вы не хотите иметь много хлопот, продайте его кому-то, кого не пугают проблемы, и найдите себе лошадь, которая будет вас слушаться. Это ваш выбор».
Марсия посетила один из моих семинаров и была поражена тем, каких изменений в поведении некоторых лошадей удавалось добиться с помощью ТТЕАМ. Она уехала домой, и там с помощью терпеливого и опытного тренера начала работать с Эро, используя методы ТТЕАМ.
Через два месяца я получила радостное письмо от Марсии: «Я занимаюсь с ним четыре раза в неделю. Я всегда начинаю с работы с телом по методу Т-прикосновений и потом делаю несколько упражнений на площадке. Разница в его поведении поразительна. Я бы, конечно, хотела большего, но все равно произошли удивительные перемены.
Мы стоим в конном центре, там нет тихого места, чтобы делать ТТЕАМ, так что Эро пришлось научиться контролировать себя. Когда мы только начали работать, он стоял на развязках, топай ногами и качался из сотрудничеству, любит ли она учиться и готова ли она умственно, физически и эмоционально выполнять требуемую от нее работу.
Может быть, у вас уже есть лошадь, но это не должно мешать вам периодически задавать себе вопрос о соответствии ее вашим нуждам и оценивать ее точно так же, как вы оценивали бы будущую покупку. Спросите себя: радуют ли меня мои отношения с этой лошадью? Получаю ли я настоящее удовольствие, когда тренирую ее или провожу с ней время?
Может быть, у вас есть трудности. В этом случае проверьте, не требуете ли вы от вашей лошади слишком многого. Проверьте ваши методы работы. Подумайте и оцените вашу лошадь с точки зрения того, подходит ли она для того уровня работы, к которому вы стремитесь. Еще раз оцените физические, умственные и эмоциональные способности вашей лошади, ее сильные стороны и ограничения.
В процессе работы с лошадью вы иногда можете чувствовать разочарование и думать: «О, она никогда не изменится». Или «Эта работа, похоже, ни к чему не приводит». Я знаю, что все периодически это чувствуют, по крайней мере, со мной такое бывает. Однако вы всегда можете заменить свои негативные ожидания на позитивное мышление.
Существует множество доказательств того, что мысленные образы воздействуют на физические результаты. В наше время в каждом виде спорта для достижения успеха считается необходимой практика позитивной визуализации. В медицине накапливается все больше доказанных случаев пользы и преображающей силы позитивной визуализации при лечении болезней, причем излечение иногда близко к чуду.
Наши ожидания оказывают очень сильное влияние на результаты наших усилий. Я вижу это постоянно при работе с лошадьми, которые могут реагировать позитивно или негативно в зависимости от того, как мы их воспринимаем.
Когда вы работаете со своей лошадью, вы можете исправить ее поведение, если будете мысленно представлять ее себе такой, какой вы хотите ее видеть. Уверяю вас, что вы будете приятно удивлены тем, насколько ваши позитивные ожидания ускорят изменение ее поведения и характера.
Из всего этого можно сделать много выводов. Вы можете обнаружить, что понимание лошадей под новым углом зрения дает вам способность справиться с любыми проблемами. Вместо того, чтобы ругать себя за неудачи в работе, вы сможете понять, что, если у вашей лошади есть какие-то трудности или ограничения, вы можете помочь ей их преодолеть с помощью несложных методов переобучения.
Я постоянно наблюдаю, когда человеку нравится лошадь, которая ему не подходит, но из-за того, что это «любовь с первого взгляда», этот человек не сдается. Иногда, когда человек проявляет терпение и последовательность при работе с трудной лошадью, животное вызывает у него совершенно иной образ мыслей. Когда вы работаете вместе над преодолением трудностей, процесс преодоления их открывает новые горизонты. В конце концов, важна не цель, а сам путь.
Я надеюсь, что эта книга поможет вам обострить вашу наблюдательность и научит по-новому воспринимать лошадей и искусство верховой езды.