Умирание, смерть и перерождение
Смерть, конечно же, является центральным вопросом и в религии, и в медицине. «Чжуд-ши» посвящает целую главу признакам приближающейся смерти, включая знаки, сны и медицинские симптомы.
С точки зрения тибетского буддизма владение умом и понимание действительности, достигнутое в течение жизни, определяет способность понять опыт смерти и управлять ходом осознавания в процессе умирания. Традиция считает, что одна из целей практики Дхармы - это возможность использовать ее в момент смерти.
Признаки и стадии умирания зафиксированы как в медицинских трактатах, таких как «Чжуд-ши», так и в религиозных текстах, в частности в терма гуру Падмасамбхавы, называемом «Тибетская книга мертвых» («Бардо Тедол»). И медицинскаяи религиозная теория разделяют одну точку зрения на то, что происходит во время смерти. Во-первых, пять элементов, образующих физическое тело, рассеиваются, и сознание освобождается в пространство. Во-вторых, человек, либо узнает светоносную природу ума и действительности, либо, если этого не произошло, испытывает различные галлюцинации и направляется силой кармы в приятные и неприятные переживания (воспринимаемые как реальные - подобно тому, как ум переживает сон), пока в конечном итоге не принимает новое рождение. Находясь в чреве, он проходит через различные сознательные переживания, предшествующие рождению.
Нижеследующее описание того, что происходит на стадиях смерти, основано на материале главы 7 второй тантры «Чжуд-Ши",на «Тибетской книге мертвых» и наставлениях Его Святейшества Дуджома Ринпоче и Дхинлей Норбу Ринпоче.
Физическое тело образуется из пяти внутренних элементов, соответствующих пяти внешним элементам. Как внешние, так и внутренние элементы в конечном итоге зависят и порождаются от абсолютных или тайных элементов, неотъемлемых от сущности мудрости ума, или пустоты. В момент смерти пять внутренних элементов, поддерживающих жизнь, рассеиваются, а с ними распадаются пять органов чувств и центры тонкой энергии, или чакры. К тому же «кармические ветра» овладевают в теле всеми пятью подвидами ветра на их местах.
Для того, чтобы не бояться в момент смерти, когда происходит распад элементов, следует уметь распознавать стадии их рассеивания.
Первым элемент земли растворяется в элементе воды. Земля располагается в пупковой чакре, которая распадается на части. В этот момент умирающий человек теряет силу и не может больше держать голову и т.п. Цвет лица начинает блекнуть. Формы уже невозможно видеть ясно. Внешние признаки этой стадии человек чувствует погружение в туман и может просить, чтоб его подняли. Кармические ветры завладевают «ветром, сопровождающем огонь», и поэтому тело не может больше переваривать пищу; телесная теплота оттягивается из конечностей к центру тела. Тело кажется тяжелым, и движения затруднены.
Вторым элемент воды растворяется в элементе огня. Вода располагается в чакре сердца, которая распадается. В этот период девять отверстий тела иссушаются и появляется ощущение сухости и жажды. Ум начинает волноваться и сердиться. Кармический ветер завладевает «ветром, поддерживающим жизнь» и от этого ум встревожен.
Третьим элемент огня растворяется в ветре. Огонь расположен в горловой чакре, которая распадается. Человек чувствует, что выдыхает прохладный ветер и становится трудно дышать. Внутреннее тепло иссякает и ему становится очень холодно. Ум рассредоточивается, впадает в прострацию. Сознание то появляется, то исчезает. «Вниз очищающий ветер» выходит из равновесия и человек теряет контроль над такими телесными функциями, как мочеиспускание и испражнение.
Четвертым элемент ветер рассеивается в элементе пространства. Ветер располагается в нижнем «тайном» генитальном центре, который распадается на части. Вдохов больше не будет, только последний выдох. Теперь ум совсем уж растревожен и различные переживания и галлюцинации возникают в соответствии с прошлыми действиями или кармой умирающего человека. Враждебно настроенные люди могут чувствовать, что на них нападают враждебные силы, и несмотря на свое бессилие, такой человек будет пытаться противостоять атакующим. У людей миролюбивых будут более мирные видения. У тех, кто следовал религиозен практике, будут видения различных божеств, которые придут, чтобы взять их. «Проникающий ветер», который циркулирует по всему телу, замещается кармическими ветрами, и тело коченеет и цепенеет. Когда все элементы растворились, превратившись таким образом в сознание, человеку кажется, что на него давит огромный вес.
Наконец, сознание рассеивается в пространстве. Сознание расположено в лобной чакре, которая распадается. Дыхание полностью прекращается. «Белая отцовская капля эссенции» из верхней части головы, и «красная материнская капля эссенция» из нижней части тела двигаются в сторону сердечного центра. Поначалу возникает переживание белого света, подобного «восходящей луне», затем вспышка красного света, затем сознание и «проникающий ветер» оказываются стиснутыми между красной и белой эссенциями и переживается полная темнота. В этот момент все психические каналы рца, силы (лунг), эссенции (тигле) и сознание растворяются в сердечном центре. И из сердечного центра сознание покидает тело и растворяется в пространстве.
В этот момент, момент собственно смерти, испытывается что-то вроде провала или обморока. После того, как смерть действительно произошла, красная и белая жидкости исторгаются из тела через ноздри трупа.*(В случае, когда тело сильно повреждено болезнью, жидкости могут не выходить из носа и/или гениталий.)
До того как это произойдет, человек может казаться мертвым, но сознание и жизненная сила еще не покинули тело, и поэтому его не следует тревожить. Это может занимать от нескольких дней для обычного человека, и до нескольких недель для сильных практикующих, которые извлекают огромное количество полезного, из необычного и мощного состояния расширенного сознания во время умирания.
Момент, когда сознание рассеивается в пространстве, является решающим для буддийской тантрической практики, ибо пространство представляется в тот момент сияющей светимостью, чистым светом (Дхармакайя). Очень важно в этот момент помнить наставления. Практиковавшие созерцание и осознающие светимость ума могут слиться с этой светимостью. Это называется «светимость мать-дитя». В этот момент можно достичь просветления.
Уровень дхармической практики, достигнутьй в течении жизни, обуславливает способ умирания, которых много. Лучшие из практикующих растворяют свое сознание в пространстве, как это было описано, или же сливаются с радугой57. Практикующие среднего уровня могут быть только как «дети», или «нищие», не имея возможности удержаться ни за что конкретное.
Обыкновенные практикующие могут практиковать «пхову», перенос сознания из макушки головы в поле Будды по своему выбору, где они будут ожидать перерождения в присутствии Будд и получат наставления.
Говорится, что крайне важно, чтобы сознание покинуло тело, выйдя вверх через центральный канал из макушки головы, через мягкое место на черепе, называемое «Вратами Брамы». Говорится, что выход через нижние центры приводит к движению в сторону низших перерождений.
Согласно тибетской медицине важно, чтобы умирающий не находился под влиянием сильных лекарств и болеутоляющих, которые нарушают его способность распознавать стадии умирания, и особенно его способность распознать чистый свет. Более того, существуют лекарства, которые воздействуют на сознание в мирах между смертью и перерождением, если просветление не достигается в момент смерти.
Стадии между смертью и новым перерождением живо описаны в «Тибетской книге мертвых». Книга рассчитана на то, чтобы ее читали вслух умирающему или умершему. В основном она обозначает последовательные состояния видений между смертью и перерождением (промежуточное состояние называется бардо) и побуждает умершего признать, что все им испытываемое является проекцией его собственного ума. В случае узнавания этого, в тот же момент сознание становится просветленным. Однако, по мере прохождения стадий бардо, становится все труднее осознать это. И легче всего такое распознавание дается при первой вспышке чистого света. Но даже частичное узнавание и память о том, что все переживаемое является проекцией ума, поможет умерить ужас и взбудораженные чувства. Потому что, хотя материального тела уже не существует, сознание проходит целый ряд ощущений и эмоций и видит целый мир форм и видений точно так же, как это бывает во сне с телом сновидения. Содержание переживаний на стадиях бардо обусловлено кармой, интеллектуальными привычками, развитыми в течении жизни и последними предсмертными мыслями.
«Тибетская Книга Мёртвых» - одно из самых необыкновенных Произведений. Как написал доктор Карл Юнг в своем «Психологическом комментарии» на нее, «годами, с тех пор как она вышла в свет, «Бардо Тедол» была моим постоянным спутником, и я обязан ей не только большим количеством будоражащих идей и открытий, но также многими глубокими прозрениями. «Бардо Тедол» предлагает понятную философию, обращенную к человеческим существам, а не к богам или простодушным дикарям. Ее философия содержит в себе квинтэссенцию буддийской психологической критики; и можно с уверенностью сказать, что она обладает ни с чем не сравнимым превосходством»58.
По окончании путешествия через промежуточные области бардо, сознание принимает перерождение. Тибетская медицина говорит, что рождение бывает четырех типов: из влаги, из яйца, из утробы, и через одномоментное проявление. Последнее может быть двух типов: высшего и низшего. При высшем типе просветленные существа принимают рождение из таких объектов, как лотос, или вселяясь в различные неодушевленные формы предметов (мост и т.п.) для того, чтобы оказывать помощь живущим. При низшем типе существо может внезапно переродиться в аду.
Просветленные существа и бодхисаттвы могут направлять силу своего сознания в бардо и сознательно перерождаться, чтобы помогать другим. Так, тибетские ламы иногда предсказывают, где переродятся; еще детьми они признаются тулку, или телом проявления предыдущего воплощения. Они сохраняют память о своей предыдущей жизни. Например, линия Далай Лам признается таким образом. Это способ, которым великие ламы прослеживают свои воплощения назад, вглубь столетий и продолжают различные линии передачи учения.
Обыкновенным существам, для того чтобы родиться человеком, необходимо, чтобы умственный поток кармического сознания из бардо был притянут обратно в мир видением акта совокупления двух человеческих существ. Найти чрево для вхождения можно только таким образом, либо с особой кармой, предполагающей конкретных родителей. Считается, что остальные продолжают блуждать, пока не обнаружат подходящее чрево.
Когда сознание видит двух родителей, занимающихся любовью, оно чувствует влечение к одному из них и отвращение к другому. Это основное чувство, которое должно возникнуть. Оно описывается в «Чжуд-ши».
«Три вещи необходимы для образования тела: нормальное семя без изъяна, вызванного какой-либо болезнью, менструальная кровь [под которой тибетцы подразумевают яйцеклетку], и сознание в промежуточном состоянии (бардо)., движимое правильной кармой. Все пять элементов необходимы для его последующего существования: в этом причина зачатия. От связей сознания зависит, будет ли тело мужским или женским. Если оно отождествляет себя с семенем и влечется к матери, отвращаясь от отца, оно родится мальчиком. Если отождествляется с менструальной кровью матери, которая должна появиться в должное время и не содержать изъянов, и если по отношению к матери испытывается гнев, то родится девочка»59.
В сознании, влекомом к половому органу одного из родителей, возникает гнев к другому родителю, и это возникновение гнева прекращает пребывание в бардо. Короткий опыт смерти пройден, видение чистого света и т.д., и здесь в момент зачатия воплощающееся сознание соединяется со смесью спермы и яйцеклетки и становиться бессознательным. При поддержке пяти элементов частицы полностью перемешиваются и зародыш приходит к бытию. Психические каналы и чакры образуются к концу второго месяца, из них в первую очередь жизненный сосуд и пупочная чакра, а уже из них развивается тело. Понедельные стадии развития зародыша подробно описаны во второй главе второй тантры «Чжуд-ши».
Постепенно сознание возвращается к зародышу, и на шестом месяце он уже испытывает чувства, такие как радость или печаль. Говорится, что на двадцать шестой неделе он способен вспомнить свои предыдущие жизни.
Например: «Когда мать не соблюдает равновесия в питании, отдавая предпочтение холодной пище, зародыш страдает как раздетый, брошеный на лед. Также он страдает, когда еда слишком острая или слишком кислая. Если съедается слишком много, то ощущение такое, как будто ты зажат между двух скал; если слишком мало, то как будто висишь и качаешься в воздухе... Если мать слишком часто предается соитию во время беременности, зародыш чувствует, как если 6 его кололи шипами». Он говорит, что на двадцать седьмой неделе «сознание плода пребывает в горе от грязи, вони, темноты и заключения и приходит к мысли о побеге»60.
В труде тибетского философа-врача-святого XI века Гампопы «Драгоценный орнамент освобождения», бедственное положение существа в утробе описывается еще подробнее, чем в «Чжуд-ши». Гампопа говорит, Также описывается страдание от боли, испытываемой ребенком во время рождения: «При рождении чувствуешь себя как корова, с которой заживо содрали кожу, или как ужаленный осой. И когда тебя купают, прикосновение теплой воды дает ощущение, как будто тебя лупят»61.
Быть может необязательно все рождения столь удручающи - Гампопа лишь рисует здесь неизбежность страдания в жизни, смерти, бардо и рождении. Что касается беременности и родов, тибетская медицина располагает собственной подробной системой и даже лекарствами, управляющими родами. Существуют средства, даваемые при родах, расслабляющие мускулы и облегчающие родовую деятельность - лекарственное масло, принимаемое внутрь и втираемое во влагалище, также лекарства, даваемые во время беременности и после родов.
Во время беременности подчеркивается психологическая значимость любви в отношениях между матерью и плодом; с плодом обращаются как с сознательной личностью. А после рождения, в детстве и отрочестве, новое существо демонстрирует характерные привычки и предпочтения вследствие собственной кармы, унаследованной из прошлых жизней.