Дополнительные примечания по диагностике
Тибетские «врачи говорят, что если невозможно по каким-либо причинам положиться на двенадцать сотен методов исследования болезней, то можно с большой точностью использовать три основных метода - опрос, осмотр и ощупывание. До того как выяснить, какой жизненной силе принадлежит заболевание, врач пытается установить, относится ли болезнь к холоду или к жару, поскольку все заболевания жизненных сил можно разделить на эти две большие группы. Зная только это, он уже может назначить полный курс лечения.
При опросе во время первого посещения обсуждаются все стороны жизни больного, и большая важность придается его половой жизни, которая обсуждается достаточно откровенно. В этом смысле тибетцы едва ли являются скромниками. Тибетская медицина проводит прямую связь между физическим и душевным благополучием и здоровой половой жизнью. Вариант монашества - особая ситуация, где речь часто идет о йогической практике удержании семени (тигле), и направлении его в центральный канал.
Все аспекты жизни больного подвергаются рассмотрению: поведение, питание, эмоциональная жизнь, семья и окружение, а также духовная жизнь. На основе только этого опроса врач может многое узнать о болезни. Он также уделяет внимание внешнему виду больного: оценивается его «цвет», манеры, телосложение, осанка, речь и т.п. Существует двадцать общепринятых вопросов, задаваемых тибетскими врачами больному на этом собеседовании, и все они касаются симптомов, обозначенных на «Древе Здоровья и Болезни». После собеседования диагностика продолжается исследованием пульса и мочи.
Тибетские врачи славились своим искусством диагностики по моче; это было их великим вкладом в аюрведическую медицину. Они читают по ней очень-очень хорошо и полагают, что моча отражает внутреннее состояние тела как зеркало. Для анализа берется первая утренняя порция. Она взбивается, взбалтывается, встряхивается и оставляется для отстаивания, и даже пробуется на язык для определения сладости (на предмет диабета). Оценивают пенистость мочи, ее осадок, цвет, пар, запах, накипь и т.д. Моча исследуется с точки зрения жара и холода, вовлеченности ветра, желчи и слизи и поражения жизненно важных органов. « Чжуд-ши» обычно описывает нормальную и здоровую мочу следующим образом (из второй главы Четвертой Тантры):«... Прозрачная, с желтоватым оттенком, цвета свежерастопленного масла; светлая, с плохим запахом; испарение нормальное, держится умеренное количество времени после мочеиспускания; пузыри в моче в умеренном количестве; после исчезновения запаха, осадок голубой с желтоватым оттенком, не плотный и не редкий; пленка тонкая и расходится по краям сосуда после того, как пар и тепло мочи исчезли»54. Описание осадка мочи при различных заболеваниях могут выглядеть так:
«Если осадок выглядит так, будто его можно собрать после выпадения, это означает болезнь ветра; если выглядит разбрызганным, это означает болезнь холода; если поднимается наверх, это означает болезнь, затронувшую сердце и легкие, если на половину глубины, означает заболевания, затрагивающие почки и кишечник» и т.д.55
Что касается пульсовой диагностики, она подразумевает высокий уровень и несомненно требует многих лет совершенствования. По большей части она связана с китайской системой. Левая рука больного обследуется правой рукой врача и наоборот. Вот как описывает это врач Еши Донден:
«Врач нащупывает сосуды тремя пальцами обоих рук, указательным, средним и безымянным. Каждая половина каждого из трех пальцев считывает что-то свое. Это дает двенадцать аналитических данных. Правая рука, внешняя половина подушечки указательного пальца (ладонью к себе) обследует сердце; внутренняя половина подушечки - тонкую кишку. Внешняя половина среднего пальца обследует селезенку; внутренняя - желудок. Внешняя сторона безымянного обследует левую почку, внутренняя - семенное яичко или матку.
Левая рука внешней половиной подушечки указательного пальца обследует легкие; внутренняя сторона обследует толстую кишку. Внешняя сторона среднего пальца изучает печень; внутренняя -желчный пузырь. Внешняя сторона безымянного исследует правую почку; внутренняя - мочевой пузырь56.
Кроме того, пульсация сосудов бывают трех типов.Она соответствует трем типам личности. Это пульсация женского типа, мужского типа и нейтрального типа. Существует опасность принять женский пульс за болезнь желчи, мужской пульс за расстройство жара, а нейтральный пульс за болезнь слизи.
Что касается теории элементов в тибетской медицине, то они связаны с астрологией, а астрология играет важную роль в диагностике и лечении заболевания. Поскольку астрологические аспекты элементов заимствованы из китайской системы, эти элементы порой известны под их китайскими именами: дерево, огонь, земля, железо и вода.
Внешне элементы связаны с временами года. Этот астрологический и сезонный аспект важен при диагностике. Например, если врач обследует больного весной, то в силе элемент дерево; если врач не может лично видеть больного, он может кое-что узнать о его состоянии по астрологическим данным. После этого он может провести настройку элементов в теле, болезни и внешнем мире. Вот почему определение соотношения элементов столь важно при сборе и выращивании трав и составлении лекарств.
При анализе мочи и пульсовой диагностике астрологические ориентиры также важны. При анализе мочи астрологическая карта используется для разметки сосуда с мочой по направлению сторон света. Каждое из направлений отождествляется с каким-либо элементом, а изменения мочи в этих направлениях указывают на то, можно ли лечить эту болезнь и какова ее природа. Астрологический аспект анализа мочи входит также в процесс гадания, который будет разобран позднее в теме, посвященной влиянию невидимых сил.