Чакры и величие внутреннего видения

Чакры, или психические сплетения (тибет. кхор-ло, буквально «колесо») - это психические энергетические центры, образованные на центральном канале пересечением множества тонких каналов и соединением различных эссенций. Когда чакры очищены и полностью открыты, они становятся внутренними мандалами Пяти Дхьяни Будд.

О количестве каналов в каждом психическом центре говорится как о числе лепестков, или спиц колеса. Цвета, звуки, элементы и т.п., связываемые с каждой чакрой, отражают особые аспекты сознания, представляемые чакрой. Чакры постепенно утончаются, начиная с самого низшего центра, представляющего сексуальную энергию, вплоть до самой верхней чакры, относящейся к чистому осознаванию. Низший центр расцветает первым и без больших усилий. Поскольку в этом центре так много удовольствия, он создает силу лености, которую многие люди никогда не пытаются преодолеть. Хотя существуют тантрические практики, которые используют силу сексуального центра для постижения недвойственного блаженства мудрости.

В тибетской тантрической системе не более шести основных чакр, в отличие от семи индуистской системы. Обычно толькопять чакр используются при внутренней визуализации, а упоминаются часто только три. Когда используются только три, они соответствуют центрам тела Будды, речи Будды и ума Будды. Их упоминают как «три места».

  Чакра головы Чакра горла Чакра сердца Чакра пупка Чакра гениталий
Тибетское название Колесо блаженства Колесо наслаждения Колесо явлений Колесо преобразования Колесо удержания счастья
Число спиц
Священный слог ОМ А ХУМ СВА ХА
Цвет Белый Красный Синий Желтый Зеленый
Элемент Эфир\ Пространство Огонь Вода Земля Воздух
Направление Центр   Запад Восток Юг Север
Семейство Будда Падма (лотос) Ваджра Ратна (сокровище) Карма
Дхьяни-будды Вайрочана, буквально «Делающий Формы Видимыми» Амитабха, Буквально «Безграничный Свет» Акшобхья, буквально «Невозмутимый» Ратнасамбхава, буквально «Происхождение сокровищ» Амогхасиддхи, буквально «Неизменный успех»
Будда-аспект Тело Речь Ум Качество Активность
Средство передвижения Лев Павлин Слон Лошадь Птица шан-шан
Скандxa Формы Восприятия Сознание Чувства Понятия
Яд Невежество Желание Гнев Гордость Зависть (ревность)
Мудрость (преобразо- Ванный яд) Дхармадату, абсолютная мудрость Различающая мудрость Отражающая мудрость Уравнивающая мудрость Воесовершен-ная мудрость
Железа Шишковидная и гипофиз Щитовидная Надпочечники Селезёнка(?) Гонады

Чакра тела находится между бровями. Ее связывают с белым светом и преобразованием невежества. Чакра речи - в горле и связывается с красным цветом и преобразованием желания. Чакра ума находится в сердце и связывается с синим цветом и преобразованием гнева. Четвертая чакра-чакра качества в пупке. Она связывается с желтым светом и преобразованием «я». Пятая чакра-чакра активности расположена в гениталиях. Она связывается с зеленым светом и представляет собой преобразование зависти (ревности).

В некоторых практиках головной чакрой, или «чакрой-короной», называют самую макушку черепа, а не место между бровями. Когда упоминают обе головные чакры, полное их число составляет шесть, как это и рассматривается в медицинской системе.

Таблица на странице 92 обобщает большую часть основных сведений по пяти чакрам. Она отражает то, как буддийская тантра описывает соответствия между непросветленными энергетическими и физическими функциями и их аналогами на уровне природы Будды.

Путь практики тантрической визуализации и других упражнений ведет в конечном итоге к постижению. Это преобразование собственного тела в мандалы Будд есть торжественное завершение тантрической практики. Ее описание - плод внутреннего видения и завершенный опыт пути к просветлению через человеческое тело.

В тибетских религиозных текстах часто сталкиваешься с историями мужчин и женщин, которые кажутся обычными людьми, но в действительности являются излучениями буддовости, то есть достигшими ее. Истории рассказывают, что когда вскрывают их тела, целые миры сияющих божеств и мандал, сети и паутины мерцающих узоров энергии обнаруживаются внутри.

Вообще считается, что существует сорок два мирных божества, пребывающих в мандале сердечного центра и пятьдесят восемь гневных божеств в мандале головного центра. Кроме того, существует десять лам линии передачи в чакре горла. Мирные божества отвечают нашим интуитивным чувственным способностям. Если мы не можем воспринимать этот уровень, энергии просветления приходится ударять в нас гневным образом - то есть действовать соответственно нашим способностям. Столь ужасающее поведение гневных божеств пробивается через холодную стену мыслительной защиты и вызывает эмоциональную реакцию, которая приводит к объединению интуитивных и мыслительных аспектов нашего ума.

В том, что касается медицинской мандалы - высочайшим уровнем постижения будет овладение ею «тайным», тантрическим методом. «Чжуд-ши» наставляет нас визуализировать центр медицинской мандалы, то есть самого Будду Медицины, в нашей головной чакре. Лекарственные горы четырех направлений мандалы сходным образом расположены в других чакрах. Как описывалось выше, эти горы представляют собой основное четы-рехчастное деление средств, поддерживающих здоровье и исцеляющих болезни. Западная гора - Малая, которая поддерживает жизненные органы, расположена в горловой чакре; восточная гора - Понадан, излечивающая все болезни, находится в чакре сердца; южная гора - Бекче, устраняющая жар - в пупковой чакре; а северная гора - Гангчен, устраняющая холод, в чакре гениталий.

Таким образом, постижение трех тел буддовости в целом или в отдельных аспектах есть результат тантрической йоги тонкого тела.

Буддийская тантрическая йога делится на две стадии: стадия накопления (кье-рим) и стадия совершенствования (дзог-рим). Они включают в себя соответственно обряды и йогические процедуры. За ними следуют высочайшая йога Ваджраяны и Ати-йога. В последней нет ни объекта сосредоточения, ни того, чем управлять и что преобразовывать. Она - прямое постижение природы Будды, непосредственное переживание просветления, союз осознавания и пустоты.

Наши рекомендации