Чакры и величие внутреннего видения
Чакры, или психические сплетения (тибет. кхор-ло, буквально «колесо») - это психические энергетические центры, образованные на центральном канале пересечением множества тонких каналов и соединением различных эссенций. Когда чакры очищены и полностью открыты, они становятся внутренними мандалами Пяти Дхьяни Будд.
О количестве каналов в каждом психическом центре говорится как о числе лепестков, или спиц колеса. Цвета, звуки, элементы и т.п., связываемые с каждой чакрой, отражают особые аспекты сознания, представляемые чакрой. Чакры постепенно утончаются, начиная с самого низшего центра, представляющего сексуальную энергию, вплоть до самой верхней чакры, относящейся к чистому осознаванию. Низший центр расцветает первым и без больших усилий. Поскольку в этом центре так много удовольствия, он создает силу лености, которую многие люди никогда не пытаются преодолеть. Хотя существуют тантрические практики, которые используют силу сексуального центра для постижения недвойственного блаженства мудрости.
В тибетской тантрической системе не более шести основных чакр, в отличие от семи индуистской системы. Обычно толькопять чакр используются при внутренней визуализации, а упоминаются часто только три. Когда используются только три, они соответствуют центрам тела Будды, речи Будды и ума Будды. Их упоминают как «три места».
Чакра головы | Чакра горла | Чакра сердца | Чакра пупка | Чакра гениталий | |
Тибетское название | Колесо блаженства | Колесо наслаждения | Колесо явлений | Колесо преобразования | Колесо удержания счастья |
Число спиц | |||||
Священный слог | ОМ | А | ХУМ | СВА | ХА |
Цвет | Белый | Красный | Синий | Желтый | Зеленый |
Элемент | Эфир\ Пространство | Огонь | Вода | Земля | Воздух |
Направление | Центр | Запад | Восток | Юг | Север |
Семейство | Будда | Падма (лотос) | Ваджра | Ратна (сокровище) | Карма |
Дхьяни-будды | Вайрочана, буквально «Делающий Формы Видимыми» | Амитабха, Буквально «Безграничный Свет» | Акшобхья, буквально «Невозмутимый» | Ратнасамбхава, буквально «Происхождение сокровищ» | Амогхасиддхи, буквально «Неизменный успех» |
Будда-аспект | Тело | Речь | Ум | Качество | Активность |
Средство передвижения | Лев | Павлин | Слон | Лошадь | Птица шан-шан |
Скандxa | Формы | Восприятия | Сознание | Чувства | Понятия |
Яд | Невежество | Желание | Гнев | Гордость | Зависть (ревность) |
Мудрость (преобразо- Ванный яд) | Дхармадату, абсолютная мудрость | Различающая мудрость | Отражающая мудрость | Уравнивающая мудрость | Воесовершен-ная мудрость |
Железа | Шишковидная и гипофиз | Щитовидная | Надпочечники | Селезёнка(?) | Гонады |
Чакра тела находится между бровями. Ее связывают с белым светом и преобразованием невежества. Чакра речи - в горле и связывается с красным цветом и преобразованием желания. Чакра ума находится в сердце и связывается с синим цветом и преобразованием гнева. Четвертая чакра-чакра качества в пупке. Она связывается с желтым светом и преобразованием «я». Пятая чакра-чакра активности расположена в гениталиях. Она связывается с зеленым светом и представляет собой преобразование зависти (ревности).
В некоторых практиках головной чакрой, или «чакрой-короной», называют самую макушку черепа, а не место между бровями. Когда упоминают обе головные чакры, полное их число составляет шесть, как это и рассматривается в медицинской системе.
Таблица на странице 92 обобщает большую часть основных сведений по пяти чакрам. Она отражает то, как буддийская тантра описывает соответствия между непросветленными энергетическими и физическими функциями и их аналогами на уровне природы Будды.
Путь практики тантрической визуализации и других упражнений ведет в конечном итоге к постижению. Это преобразование собственного тела в мандалы Будд есть торжественное завершение тантрической практики. Ее описание - плод внутреннего видения и завершенный опыт пути к просветлению через человеческое тело.
В тибетских религиозных текстах часто сталкиваешься с историями мужчин и женщин, которые кажутся обычными людьми, но в действительности являются излучениями буддовости, то есть достигшими ее. Истории рассказывают, что когда вскрывают их тела, целые миры сияющих божеств и мандал, сети и паутины мерцающих узоров энергии обнаруживаются внутри.
Вообще считается, что существует сорок два мирных божества, пребывающих в мандале сердечного центра и пятьдесят восемь гневных божеств в мандале головного центра. Кроме того, существует десять лам линии передачи в чакре горла. Мирные божества отвечают нашим интуитивным чувственным способностям. Если мы не можем воспринимать этот уровень, энергии просветления приходится ударять в нас гневным образом - то есть действовать соответственно нашим способностям. Столь ужасающее поведение гневных божеств пробивается через холодную стену мыслительной защиты и вызывает эмоциональную реакцию, которая приводит к объединению интуитивных и мыслительных аспектов нашего ума.
В том, что касается медицинской мандалы - высочайшим уровнем постижения будет овладение ею «тайным», тантрическим методом. «Чжуд-ши» наставляет нас визуализировать центр медицинской мандалы, то есть самого Будду Медицины, в нашей головной чакре. Лекарственные горы четырех направлений мандалы сходным образом расположены в других чакрах. Как описывалось выше, эти горы представляют собой основное четы-рехчастное деление средств, поддерживающих здоровье и исцеляющих болезни. Западная гора - Малая, которая поддерживает жизненные органы, расположена в горловой чакре; восточная гора - Понадан, излечивающая все болезни, находится в чакре сердца; южная гора - Бекче, устраняющая жар - в пупковой чакре; а северная гора - Гангчен, устраняющая холод, в чакре гениталий.
Таким образом, постижение трех тел буддовости в целом или в отдельных аспектах есть результат тантрической йоги тонкого тела.
Буддийская тантрическая йога делится на две стадии: стадия накопления (кье-рим) и стадия совершенствования (дзог-рим). Они включают в себя соответственно обряды и йогические процедуры. За ними следуют высочайшая йога Ваджраяны и Ати-йога. В последней нет ни объекта сосредоточения, ни того, чем управлять и что преобразовывать. Она - прямое постижение природы Будды, непосредственное переживание просветления, союз осознавания и пустоты.