Глава 5. тантрическая медицина
Тантрическая медицина Тибета служит мостом между религиозной медициной Дхармы и рациональной, или научной, медицинской системой.
Тантра есть прямой священный опыт, постижение абсолютной истины. На относительном уровне она открывается через единение полярных энергий человеческого тела, а на абсолютном - непосредственным осознаванием истинной природы Будды.
Йога буддийского тантризма опирается на понимание того, что священная вселенная находится внутри нас самих. Основная цель практики состоит в том, чтобы понять соотношения между «более грубым кармическим телом», т.е. телом человеческим, и телом абсолютной истины, «чистым экстрактом Тела Будды», которое скрыто привязанностями и омрачениями. Промежуточным звеном между этими двумя телами являются тонкие праны жизненной силы, психические каналы и жизненные субстанции, поддерживающие физическое существование. Посредством тантрической практики привязанности и омрачения изгоняются, а жизненные силы, сосуды и субстанции очищаются и преобразуются таким образом, что открываются три неотъемлемых тела Буддовости. Гарма К.К. Чанг сказал, что тантризм - это «понимание единства и тождества сансары и нирваны, преобразование страстей-желаний и открытие изначально присущей Трикайи»4
Астрологическая диаграмма, основанная на Калачакра Тантре. Астрология — это составная часть медицины, и тибетские врачи должны мастерски владеть ею, чтобы правильно диагностировать и лечить. Так, различные типы болезней, биения пульса, проявления жизненных сил и т.д. превалируют во время определенных астрологических периодов.
Все учение буддизма, но особенно его тантрические формы, где рассматривается трехмерное построение действительности - Три сокровища, Три корня, Три кайи, - демонстрируют три неразделимых, но отчетливо выраженных уровня одной реальности: внешний, внутренний и тайный; открытый, скрытый и абсолютный; тройственность природы Будды.
Выражение абсолютной истины в виде тройственного тела Будды лежит в основе тантрической практики и тантрической медицины; это также модель нашего реального бытия с его тремя аспектами - умственным, тонким (жизненным) и физическим - и трех видов тибетской медицины - дхармической, тантрической и соматической, - соответственно влияющих на них.
В целом структуру тибетской медицины можно представить как переплетающиеся нелинейные взаимоотношения личности и вселенной на трех уровнях - духовном, психологическом и физическом. В тантрической медицине буддизма на вселенную смотрят как на внутреннюю, присущую нам. Тантрическая медицина имеет дело с жизненными психофизическими энергиями этой внутренней вселенной и использует их для преобразования и ее, и вселенной снаружи. Тонкие психофизические энергии порождают физическое тело, подобно тому как сами они порождаются бесформенными процессами ума.
Это тело из энергетических субстанций называется «тонким телом» (phra-bai-lus), довольно подходящим термином, поскольку он охватывает невидимые, и все-таки неотъемлемо принадлежащие жизни силы. Тантрические практики нацелены на очищение составляющих тонкого тела, являясь средством осознавания тройственного тела Будды.
Тантрическая медицина есть медицина «внутреннего» уровня, который помещается между тайным уровнем медицины Дхармы, то есть непосредственным восприятием абсолютной истины, и уровнем «внешней медицины», медицины физического тела в физической вселенной. Как и сама Трикайя, эти три тела медицины отличны друг от друга, но неразделимы.
Глубочайшая бескачественная, нерожденная и неумирающая чистая реальность, «таковость», называется Дхармакайя («тело мудрости», соответствующее уму Будды). Она постигается преобразованием обыденного сознания в высшее осознавание всеохватывающей пустоты. Действительность тонких проявлений, таких как свет и энергия, звуки, цвета и т.п., известна нам как Сам-бхогакайя («тело блаженства», соответствующее речи Будды). Именно на очищенную форму «тонкого тела» воздействуют обсуждаемые здесь тантрические процедуры. Нирманакайя («проявленное тело», тело Будды) - это физическое тело в его очищенном осознанном состоянии. Эти три кайи представляют собой уровни, на которых Будда-природа представлена в жизни всего живого, но при этом будучи затуманеной до неузнаваемости. Постижение этой изначально присущей нам Будда-природы, Буддовости, - конечная цель тибетского буддизма и тибетской медицины. Три уровня тибетской медицины - дхармический, тантрический и физический соответствуют трем кайям: абсолютной реальности, лучезарной ясности и беспрепятственному действию.
В самой основе тибетской медицины - в ее определении здоровья, - лежит тот факт, что духовная практика и лечение неотделимы друг от друга. Впрочем, для практических нужд религия и медицина образуют отдельные дисциплины. Между ними стоят методы лечения буддийского тантризма. Искусство овладения этими силами и применение их в духовной практике называется тантрической йогой; по отношению к здоровью мы можем называть его тантрическим лечением.
Через практику тантры и осознание природы Будды (проявляющейся тремя телами - кайами) возникают различные чудесные и сверхчеловеческие способности, которые в тантрической медицине относят к исцеляющим силам. Например, среди «восьми сиддхп», или сил, появляющихся в результате «мирского выполнения» тантрической практики, есть «овладение волшебными пилюлями чудесных сил исцеления»43. «Запредельное постижение» - это реализация трех тел (Кайя).
Мистические, или психические силы - сиддхи, - возникают естественным образом по мере продвижения по пути не только в тантрической традиции. Будда сам описал пять «высших» видов осознавания, доступных обычным людям, хотя немногие из нас способны осознать их. Одна из них-это «чудесная сила», другие - память прошлых жизней и знание мыслей других.
При понимании тантрических процессов становится ясно, что это не просто какой-то религиозный фокус-покус, которым мы обманываем себя и других. Тантрическая практика - это искусное управление психофизическими энергиями возможное для тех, кто через практику Дхармы, особенно созерцание, усовершенствовал способность ума к внутреннему видению до такой степени, что может воспринимать невидимые до того грани реальности; подобно тому как микроскоп является усовершенствованным продолжением глаза, безмерно усиливая его возможности. Видение духовно и Логически продвинувшегося практикующего называют иногда «оком мудрости». Среди прочего, он может воспринимать формы в смысле их исходной, или тонкой структуры и светимости - вроде ауры и цветов энергии, подобно тому, как мы видим скрытое с помощью рентгеновских лучей или ультразвука.
Тантрические процессы - равным образом и реальные и непостижимые чудеса. Однако они, особенно в тибетском буддизме, скрыты в символах культуры духовного учения, которые мы, жители научного западного мира, не готовы понять или соотнести с нашим. А потому они кажутся нам чуждыми, колдовскими суевериями. Однако загадочный шифр и скрытый смысл символического языка тантры создавался намеренно, с тем чтобы держать недостойных и непосвященных в незнании.
К счастью, за последнее время было сделано немало для разъяснения действующих основ тантры и устранения покрова чуждости, ее окружавшего. Это чрезвычайно сложная и детальная система представляет из себя что-то вроде мета-науки о психической и духовной реальности, а выражаясь в терминах медицины, - науки психического и духовного лечения.