Тибетская медицина как таковая
В четырнадцатом столетии было два известных тибетских врача -Джанпа и Цзуркарпа, которые писали и учили до изнеможения. Медицинские системы, носившие их имена, соперничали между собой. Каждый из них написал один их трех главных комментариев к «Чжуд-ши». Обе системы передавались непрерывно, но к семнадцатому веку имел место некоторый упадок, поэтому пятый Далай-лама решил учредить первую в Тибете медицинскую школу.
Первоначально школа располагалась в монастыре Дрепунг. Но впоследствии Далай-лама и его регент, избрав место мистическими средствами, построили школьно-больничный монастырский комплекс, названный Железная Гора, или Чагпори, названный так по скале в Лхасе, на которой он был построен. Он стал центром духовной медицины в Тибете и был известен в соседних странах как место, где обучают медицине, а ламы-врачи готовят таинственные лекарственные составы.
Монгольские врачи начали изучать и применять тибетскую медицину столетиями раньше, после обращения Кублай Хана в Дхарму. Они также совершали паломничество в Чагпори и с большим энтузиазмом принимали тибетскую Аюрведу, делая переводы основных трудов на монгольский и усваивая медицинскую традицию в целом. (Монгольская Аюрведа, которая в действительности есть тибетская буддийская медицина, жива по сей день в СССР)39.
Сангье Гьяцо, регент пятого Далай-ламы и самая мощная политическая фигура в Тибете того времени, был также искусным целителем. Он знал и применял медицинские системы дзур-лугси бьянг-лугс. Он написал третий и самый важный комментарий к « Чжуд-ши», - «Голубой берилл» («Вайдурья-онбо»).
После основания центра Чагпори, регент заявил, что в каждый крупный монастырь будет отныне направляться лама-врач. Это было началом «здравоохранения» в Тибете. Однако, несмотря на это, большинство тибетцев имело крайне антисанитарные привычки из-за большой высоты над уровнем моря и холода, первобытных условий быта и недостатка образованности среди простых людей.
Тибетская медицина славилась по всей центральной Азии, особенно известно было искусство лам-врачей в анализе мочи и применении травяных лекарств. Еще более знаменитыми были лекарства Дхармы, которые ламы создавали благодаря своим йогическим и мистическим силам. Техники и компоненты этих лекарств тщательно скрывались от исследователей и просто любопытных.
Существует история, зафиксированная в «Анатомии Маячу», написанной западным миссионером в Китае в XVII веке о том, как император Кан Си любил устраивать соревнование между соперничающими медицинскими системами (как и цари древнего Тибета). Во время пребывания с императором на северо-западной границе хирург миссии заболел, страдая от острых резей. Ни один западный или китайский врач не мог его вылечить, и, узнав об этом, император в качестве проверки потребовал чтобы те записали свои диагнозы и назначения. Затем он вызвал тибетского ламу-врача, который «излечил больного за полчаса с помощью объемистой свечи, сделанной здесь же из растительного масла, воска, веревки и порошков из трав»40.
Почтение, с которым относились к врачам в Тибете, понятно по званиям, присваивавшимся величайшим из них: «Царь Богов», «Всеведующий». Последний является эпитетом, применяемым исключительно к бодхисаттвам. В идеале считалось, что врач должен проявлять сострадание во всякое время и равным образом ко всем существам, совершенствовать свое мастерство ради них и всегда помнить, что является представителем Будды Медицины и священной линии передачи медицинского учения.
В этом идеале искусство исцеления неотделимо от Дхармы. Чем глубже в сердце практикующего постигнута подлинная Дхарма, тем более великим врачом он может быть. Ибо тогда он обладает двумя аспектами природы Будды: мудростью, которая делают его способным понимать глубины медицинской науки, и состраданием - способностью служить физическим, чувственным и духовным нуждам своих пациентов. Такой человек ответственен за оказание духовной и эмоциональной поддержки, что часто имеет решающее значение для физического, а в случае психиатрии, — Душевного лечения. Его способность искусно оказывать помощь своим пациентам является следствием мудрости и сострадания, Развитого буддийской практикой. Трудно найти более возвышенный образчик для врача, чем бескорыстная исцеляющая сила просветленного, представленного Бхайшаджья-гуру, Буддой Медицины.
Это, конечно, идеальный уровень. Без сомнения, не все тибетские врачи-ламы соизмеримы с ним, но и таких было немало. Великие врачи Тибета были также великими ламами, чья философская мудрость и глубина сосредоточения выходили далеко за пределы любых мирских понятий о медицине и медицинской нравственности.
Примером такого ламы-врача был «Бирюзовый лекарь» Юдхог, распространявший учение медицины и применявший ее с чрезвычайным искусством. Он овладел конечным лекарством Дхармы, преобразовав свое физическое тело в радужный свет в момент своей смерти. Кроме него существовал непрерывный поток передачи учения через лам, йогов и святых, обращавших свою мудрость и силы разума к предмету медицины, и традиция эта продолжается до сегодняшнего дня.
В конце девятнадцатого - начале двадцатого веков продолжателем этой традиции был лама Мипхам. Будучи самым знаменитым ученым своего времени, лама Мипхам систематизировал сутры и тантры и написал тридцать два тома сочинений, где были работы по музыке, логике, астрологии, алхимии и медицине. Он создал и применял сотни обрядов созерцания различных Будд и семь лет провел в уединении. Его многочисленные медицинские труды включают в себя раздел, называемый «Тайное целительство», в котором тантрические и соматические медицинские практики сочетаются с Дхармой. Им также написан текст по целебным качествам драгоценных камней, текст по применению пяти тибетских трав и комментарий на основные положения « Чжуд-ши».
Другим великим ламой конца XIX столетия, а также великим врачом был Джамгон Конгтрул, основатель тибетского экуменического движения римэ, наставник пятнадцатого Гьялва Кармапы. Его медицинские сочинения включают практическое руководство по медицине, которое до сих пор используется современным и врачами Тибета.
В начале XX столетия, во времена тринадцатого Далай-ламы, выдающийся лекарь-лама Кхьенраб Норбу основал новое медицинское учреждение в Лхасе, названное Домом медицины и астрономии. Он был вундеркиндом и еще в детстве стал монахом. Он начал изучать медицину в четырнадцать, и за два года запомнил весь « Чжуд-ши» (тибетским врачам положено его запоминать), а за четыре года понял все учение и сдал медицинские экзамены
Сез запинки. В возрасте тридцати трех лет он приступил к строительству новой медицинской школы.
Учащиеся медицинских заведений следовали суровому распорядку, сочетавшему в себе молитву и религиозные упражнения, (начинавшиеся в три часа утра молитвой к бодхисаттве мудрости Манджушри), а также изучение искусств, наук и всех предметов медицинской специальности. Они выходили на специальные экскурсии для определения и сбора лекарственных растений и испытания своих знаний. Строгие экзамены по всем предметам проводились каждый год. Полный курс занимал шесть лет.
Выпускные экзамены медицинских учебных заведений были невероятно трудоемки. И обычно перед началом требовалось пройти четырнадцатилетний курс основного обучения. Считается, что в целом на овладение медициной уходило тридцать лет.
Речунг Ринпоче, в своей книге «Тибетская медицина» говорит, что в институте медицины и астрологии ежедневно принимались пациенты, которые лечились бесплатно. Он говорит далее: «Провинции страны располагали своими собственными врачами, отправляемыми туда правительством для ухода за больными. Было также много частных врачей, бравших плату за свои услуги, но никогда не назначавших определенную цену за лекарства. Пациенту предоставлялось право платить столько, сколько он хотел или мог заплатить. Частные врачи тоже никогда не брали платы с бедных пациентов и лечили их бесплатно.»41