Этапы медицинского сопровождения
Индивидуально ориентированное сопровождение
Содержание деятельности | Способы организации | Специалисты |
Данные медосмотра Определение группы здоровья Установление основного диагноза по направлению сопровождения Сопутствующие заболевания | Изучение индивидуальных медицинских карт, осмотр врача | Врач-педиатр, медицинский персонал |
Анамнез Выявление неблагоприятных факторов развития: искусственное вскармливание, хронические заболевания матери, осложнения во время беременности и родов, частые простудные заболевания ребенком на 1-ом году жизни. | Собеседование с родителями | Специалисты Центра здоровья сопровождения |
Формирование групп «риска» по направлению коррекции физического развития - объединение в группы детей с общей проблемой | ПМПк | Педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр, инструкторы по физкультуре и ЛФК |
Определение маршрута сопровождения – направления взаимодействия специалистов Центра здоровья и педагогов ДОУ | ПМПк | Инструкторы по физкультуре и ЛФК, музыкальные руководители |
Разработка содержания коррекционной работы привлекаемых педагогов и специалистов, составление графика лечебно-профилактических мероприятий | Планирование работы | Все привлекаемые специалисты |
Проведение физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий в соответствии с маршрутом сопровождения | Индивидуальные и подгрупповые занятия | Инструкторы по физкультуре, медицинский персонал, воспитатели |
Мониторинг с целью определения эффективности проводимых мероприятий. Коррекция маршрутов сопровождения. | Диагностические мероприятия, контрольные срезы, данные о заболеваемости | Специалисты Центра, медицинский персонал, педагоги. |
Общую цель физического воспитания мы понимаем как сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его физических качеств. Средствами реализации этих задач нами были определены создание гигиенических и социально-бытовых условий, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и навыков здорового образа жизни. Эта работа ведется педагогическим коллективом в системе, представленной в таблице № 1.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Таблица № 1
Представления о здоровом образе жизни | Формирование здорового образа жизни |
Знания о пользе пищи (вредная, полезная, съедобная, несъедобная), о продуктах питания | ПИТАНИЕ | Режим питания, культура питания (культурно-гигиенические навыки, сервировка стола), игра |
Знания о необходимости определенной жизненной деятельности (сон, прием пищи, умывание, прогулка и т.д.) | РЕЖИМ | Четкое выполнение режимных моментов как в саду, так и дома. |
Что умеет делать (прыгать, бегать и т.д.) Ощущения (устал, запыхался, напрягся) Для чего делает - тренировка | ДВИЖЕНИЕ | Утренняя гимнастика, занятия, плавание, игры, пешие прогулки, основные виды движений |
Мое тело ( строение, назначение, функции) Знание о болезнях и их предупреждении. Здоровье нужно беречь и укреплять | ЗДОРОВЬЕ | Игра |
Знания об опасностях и их предотвращении | БЕЗОПАСНОСТЬ | Игра |
СРЕДСТВА |
Занятия познавательного цикла | Беседы, рассматривание иллюстраций | Дидактические игры, приемы развивающего обучения (моделирование) | Решение проблемных ситуаций | Чтение художественной литературы | Праздники и развлечения | Занятия физкультурой, плаванием, утренняя гимнастика | Культурно-гигиенические навыки | Закаливающие процедуры | Основные виды движения | Подвижные игры | Прогулка, пешие походы, дозированная ходьба | Сюжетно-ролевая игра |
В системе физического воспитания образовательные и воспитательные задачи мы рассматриваем как комплекс методов, направленных на формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и обучение их основным движениям.
В детском саду отработан обширный комплекс закаливающих мероприятий: утренняя и коррегирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, «тропа здоровья», обливание рук и умывание прохладной водой, полоскание рта, массаж десен и чистка зубов, сон при свободном доступе свежего воздуха, самомассаж, соблюдение температурного режима в течение дня. Эта система закаливания оказалась эффективной. Проблематичным ее звеном стала только прогулка и ее длительность. Преобладание низких температур – объективная причина не только сокращения пребывания детей на свежем воздухе, но и невозможности регулирования нагрузки во время прогулки (температура ниже 15 градусов требует активного движения, а обеспечить его на протяжении ходя бы двух часов невозможно без ущерба для здоровья детей). Отсюда снижение и оздоравливающего эффекта прогулки, и двигательной активности дошкольников.
Системный анализ результативности работы по сохранению и укреплению здоровья помог выявить следующие противоречия:
- при всем разнообразии оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в детском саду, не произошло желаемого снижения заболеваемости (нам удалось только стабилизировать этот показатель на уровне 18 дней на одного ребенка)
- уровень двигательной активности по-прежнему нельзя назвать достаточным.
Кроме этого анализ состояния здоровья детей показал, что в структуре хронических заболеваний во всех возрастных группах детского сада на первом месте находятся заболевания костно-мышечной системы.
Сниженный уровень здоровья контингента воспитанников детского сада характеризуется недостаточными показателями мышечной силы, выносливости. Используемые в течение года различные утяжелители (традиционные мешочки с песком, набивные мячи и не традиционные пластиковые бутылочки, наполненные различными наполнителями, пластмассовые игрушечные гантели, наполненные песком, браслеты-утяжелители) обеспечили увеличение показателей физической подготовленности таких, как сила, количество приседаний, челночный бег. Увеличение показателей составило от 15 до 20%.
Именно поэтому предметом особого внимания мы определили развитие и укрепление костно-мышечной системы дошкольников.
Оптимальными условиями развития мышц являются тренировки. Придать физкультурным занятиям тренировочный эффект можно, используя дополнительное оборудование. Мы выбрали степ-платформы, фитболлы и различные утяжелители. По нашему мнению, их использование не только обеспечит необходимое физическое воздействие на нужные группы мышц и разумную нагрузку, но и значительно повысит интерес детей к физическим упражнениям.
В основу разработки занятий положен ряд принципов:
· Естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;
· Оздоровительный характер (подбор упражнений направлен на всестороннее оздоровление и укрепление организма ребенка)
· Адекватность физической нагрузки возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его функциональным возможностям;
· Индивидуализация (особенности состояния здоровья и психического развития детей, учет их поведения в двигательной деятельности).
Характерные черты круговой тренировки как самостоятельной организационно – методической формы построения занятия:
- последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных «по кругу»;
- использование хорошо освоенных упражнений;
- периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях»;
- последовательное включение в работу различных мышечных групп;
- индивидуализация тренировочной нагрузки;
- систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.
Разработку содержания работы по физическому воспитанию ведет инструктор по физической культуре. Направленность ее профессиональных задач определена темой «Комплекс тренировочных занятий как средство развития и укрепления костно-мышечной системы детей старшего дошкольного возраста».
В последнее время в педагогической практике предлагается огромное количество здоровьесбрегающих методик и технологий. Включение даже элемента новой оздоравливающей методики требует большой организационной, содержательной и практической подготовки. К тому же неоправданное увеличение количества таких мероприятий может привести к «размыванию» оздоровительного эффекта. Решение этой проблемы мы видим в разработке таких комплексов оздоровительных мероприятий, которые бы дополняли друг друга, имели общую направленность и были адекватны текущим природно-климатическим и санитарно-эпидемиологическим условиям.
Содержание комплексов представлено в таблице №2.
В комплексах отображены только дополнительные средства оздоровления, т.к. сами комплексы являются дополнением в системе оздоровительных мероприятий. Новыми элементами в комплексе выступают виброгимнастика и «Веселые пробежки».
Виброгимнастика относится к профилактическим мерам физкультуры. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное пульсирование крови в венах, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм. Виброгимнастика может использоваться и как физкультурная минутка во время или после напряженной умственной деятельности. Упражнения виброгимнастики разработаны академиком А.А.Микулиным. Время для проведения виброгимнастики определено перерывом между занятиями. Длительность гимнастики 2 – 3 минуты.
Обучив детей этому виду гимнастики, мы обеспечим им достаточный арсенал усвоенных упражнений для самостоятельных занятий.
«Веселые пробежки» направлены на восполнение двигательной активности детей в актированные дни. Их выполнение предусматривается в первую половину дня между учебной и самостоятельной игровой деятельностью детей. Пробежки предполагают спуск и подъем по лестнице (1 этаж) шагом и легкий бег по коридору (25 метров) в среднем темпе. Длительность процедуры - 15 минут. Организуют и проводят ее воспитатели групп. Облегченная одежда обеспечит эффект закаливания.
Экспериментальной частью оздоровительных комплексов является фитопрофилактика.
Предполагается использование следующих фитосборов:
«Витаминный». Направленность: улучшение обмена веществ, повышение иммунитета, восполнение витаминной недостаточности. Состав: плоды шиповника, рябины, аронии; листья крапивы, трава эхинацеи, душицы, зверобоя.
«Иммунномоделирующий». Направленность: иммуномодулирующее, витаминное, общетонизирующее, общеукрепляющее, противовоспалительное средство, при ослабленном иммунном статусе, снижении умственной и физической работоспособности, для профилактики респираторно-вирусных и простудных заболеваний. Состав: трава эхинацеи, плоды шиповника, рябины, облепихи, аронии, трава тысячелистника, душицы, зверобоя, мяты, цветы липы, календулы, листья мать-и-мачехи.
«Противовирусный». Направленность: противовирусное, противовоспалительное, иммуностимулирующее, потогонное, отхаркивающее средство, улучшает обмен веществ; в качестве профилактического и лечебного средства при гриппе, острых респираторных и простудных заболеваниях. Состав: трава эхинацеи, тысячелистника, мяты, листья мать-и- мачехи, шалфея, плоды можжевельника, цветы липы.
Фитосборы подобраны по рекомендации врача-педиатра. В зависимости от направленности действия фитонапитки предлагаются детям перед завтраком или за 15 минут до обеда. Приготовление фитонастоев осуществляется на пищеблоке, а получение по графику раздачи пищи.
Деятельность Центра здоровья предполагает оказание помощи и поддержки не только детям, но и педагогам как участникам педагогического процесса.
Сопровождение педагогов направлено на:
- определение стиля взаимодействия и общения с детьми обозначенных «групп риска»;
- помощь в организации взаимодействия педагога с ребенком и его родителями;
- на профилактику конфликтных ситуаций;
Вопросы сохранения и укрепления здоровья актуальны в коллективе, где большинство женщин в возрасте от 40 до 50 лет. Наряду с такими организационными формами поддержки педагогов, как консультативные циклы, практические педагогические и психологические тренинги, работа кабинета психологической разгрузки с использованием элементов муз – и атр-терапии, мы начали регулярно использовать «5 минут здоровья» перед каждым методическим мероприятием. Два раза в неделю для желающих организуются физкультурные занятия. Финансирование профилактического курса для взрослых предполагается за счет первичной профсоюзной организации детского сада.
Оздоровительный комплекс для педагогов представлен в таблице № 3.
Организация оздоровительно – профилактических сессий в детском саду Таблица №2
№ | Мероприятия | Дозировка, время проведения | группы | Ответственные |
1 оздоровительная сессия «Адаптация» (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) | ||||
Полоскание горла минеральной водой Самомассаж стоп Оксолиновая мазь Психопрофилактика (адаптирующие игры) Спелеотерапия Фитонцидотерапия (чеснок, лук) Фитосбор «Иммуномоделирующий» Виброгимнастика | 1 раз в день; после завтрака 1 раз в день, после сна 1 раз в день (Адаптационный период 1курс 10 дней (по подгруппам) Ноябрь Ежедневно Ежедневно перед обедом | Все группы Все группы Младшие группы, дети «группы риска» Все группы Все группы Все группы Со средней группы | Воспитатели Завьялова И.Н., Воспитатели Шепелева Г.М., Воспитатели Тепаева Л.Г. Медицинский персонал Воспитатели Медицинский персонал, воспитатели | |
2 оздоровительная сессия «Профилактика гриппа» (Декабрь, Январь, Февраль) Цель: Профилактика острых вирусных респираторных заболеваний. | ||||
Витаминизация блюд Общее кварцевание Полоскание горла соленой водой Гимнастика для горла по И.В. Васильевой Спелеотерапия Вакцинация против гриппа Фитосбор «Противовирусный» «Веселые пробежки» Виброгимнастика | 1 раз в день курс 10 дней 1 раз в день; после завтрака 1 раз в день, после сна 1курс 10 дней (по подгруппам) Ежедневно перед завтраком Актированные дни Январь | Все группы Все группы по графику Все группы Все группы Старшие группы Все группы Все группы Со средних групп Со средних групп | Медицинские работники Шепелева Г.М., Воспитатели Воспитатели Завьялова И.Н., Воспитатели Медицинский персонал. Медицинский персонал. Медицинский персонал. Воспитатели групп Воспитатели групп | |
3 оздоровительная сессия «Профилактика авитаминоза» (Март, Апрель, Май) Цель:Профилактика авитаминоза | ||||
Самомассаж на ушных раковинах Общеукрепляющий самомассаж Витамины «Ревит» Оздоровительные напитки (брусника, клюква) Фитосбор «Витаминный» Гимнастика для глаз Витамины «Черника-форте» | Март, 1 раз в день, после сна Апрель 1 раз в день, после сна 1 раз в день 1 раз в день Ежедневно перед завтраком Ежедневно Ежедневно | Все группы Все группы Все группы Со средних групп Все группы | Мельниченко С.А., Воспитатели Шепелева Г.М., Воспитатели Медицинский персонал Медицинский персонал Воспитатели Воспитатели |
Организация оздоровительно - профилактических сессий для сотрудников детского сада Таблица №3
№ | Мероприятия | Дозировка, время проведения | Ответственные |
1 оздоровительная сессия «Адаптация» (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) Цель: Оптимизация иммунной системы организма к резко изменяющим погодным условиям | |||
Антистрессовый массаж Оксолиновая мазь Психопрофилактика (тренинг) Фитонцидотерапия (чеснок, лук) Час здоровья (занятия физкультурой) Фиточай тонизирующий, общеукрепляющий «5 минут здоровья» | 1 раз в день 1 раз в день (Ноябрь – Декабрь) 1 раз в месяц Ежедневно Вторник, четверг 13.30 1 раз в день с 13.00- 13. 30 По понедельникам | Завьялова И.Н. Шепелева Г.М. Тепаева Л.Г. Курьян Т.И. (член ППО) З Завьялова И.Н. Мельниченко С.А. Завьялова И.Н. | |
2 оздоровительная сессия «Профилактика гриппа» (Декабрь, Январь, Февраль) Цель: Профилактика острых вирусных респираторных заболеваний | |||
Общее кварцевание Фиточай противопростудный Вакцинация против гриппа Час здоровья (занятия физкультурой) Точечный массаж по А.А. Уманской «5 минут здоровья» | курс 10 дней 1 раз в день с 13. 30 -13. 30 (Ноябрь – Декабрь) Вторник, четверг 13.30 Ежедневно По понедельникам | Шепелева Г.М Мельниченко С.А. Мед. работники Завьялова И.Н. З Завьялова И.Н. Тепаева Л.Г. | |
3 оздоровительная сессия «Профилактика авитаминоза» (Март, Апрель, Май) Цель: Профилактика авитаминоза | |||
Общеукрепляющий точечный массаж Витамины «Ревит» Оздоровительные напитки (брусника, клюква) Фиточай для повышения иммунитета Час здоровья (занятия физкультурой» «5 минут здоровья» | 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в день с 13. 30 -13. 30 Вторник, четверг 13.30 По понедельникам | Мельнмиченко С.А. Шепелева Г.М., Мед. работники Мельниченко С.А. З Завьялова И.Н. Мельниченко С.А. |