Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы

Контроль за пульсом — один из самых простых и информативных методов самоконтроля. При этом определяется на лучевой артерии, для чего 2 или 3 пальца одной руки накладываются на нижнюю часть другой у основания большого пальца со стороны ладони. Частота сердечных сокращений подсчитывается в состоянии мышечного покоя, после небольшого отдыха, в течение 10—20 с с пересчетом на минуту. При очень частом пульсе. (например, после небольшой нагрузки) его частоту удобнее считать по сердечному толчку, положив ладонь на область сердца. Частота сердечных сокращений меняется с возрастом и в связи с уровнем тренированности. У взрослого здорового человека ЧСС обычно составляет 66—72 уд/мин, у тренированных спортсменов пульс замедляется до 46—60 уд/мин (так называемая брадикардия), отражая более экономную деятельность сердца. У новорожденных пульс очень частый (до 100 уд/мин), в 7—9 лет ЧСС обычно находится в пределах 80—90 уд/мин, в 10-12 лет - 70-85, 13-14 лет - 76-78, 15-16 лет - 72-78, 16-18 лет -68—72 уд/мин.

Замедление пульса при нарастании тренированности у детей выражено меньше, чем у взрослых. После физической нагрузки при достаточной подготовленности уже через 5—10 мин ЧСС не должна превышать 90 уд/мин, а через 1—2 часа полностью возвращается к исходным величинам (до нагрузки).

При правильном ритме сердечные сокращения следуют одно за другим с примерно одинаковым интервалом времени (меняться они могут только в связи с ритмом дыхания).

При резком учащении пульса в покое (так называемая тахикардия), особенно приступообразного характера, слабом его наполнении или ощущении сердцебиений, нарушениях ритма (большие различия времени между сокращениями, дополнительные удары) пульс следует подсчитывать более длительно (в течение 1—3 мин) и обращаться к врачу, поскольку это чаще всего бывает при заболеваниях и перенапряжении. К вечеру пульс чаще, чем утром, у девочек и девушек на 2—4 удара чаще, чем у мальчиков.

Пульс следует подсчитывать утром натощак, до и после урока или тренировки и утром следующего дня для оценки восстановления.

Физическое развитие

Очень важно в процессе самоконтроля следить за динамикой своего физического развития. Полную его характеристику можно получить, измеряя все параметры: длину тела стоя и сидя, массу тела, пропорции тела, окружность груди на вдохе и выдохе, окружности конечностей при расслаблении и сокращении, мышечную силу, толщину жировой складки, жизненную емкость легких и максимальную их вентиляцию, силу мышц вдоха и выдоха.

Но это требует специального навыка и аппаратуры и должно проводиться 1—2 раза в год медперсоналом. Школьнику полезно ознакомиться с этими материалами, занести в дневник полученные величины и общую оценку своего физического развития.

Самому же при самоконтроле можно определить массу (вес) тела, жизненную емкость легких, силу кисти, мышц спины и живота.

Масса тела (вес) — простой, надежный и удобный метод самоконтроля. В каждом доме надо иметь портативные весы, взвешиваться утром натощак,' без одежды или в очень легкой одежде (в трусах, для старших девочек — в бюстгальтере), а также до занятия, после него и следующим утром. Под влиянием регулярных занятий в первые недели и месяцы масса тела обычно уменьшается за счет потери излишнего жира и воды. Затем стабилизируется и даже несколько повышается за счет наращивания мышечной массы. У детей и подростков, учитывая ежегодный прирост длины (5—6 см) и массы тела (3—4 кг в год), снижение веса не наблюдается, за исключением лиц с избыточным весом — ожирением, имевшимся у ребенка и подростка до начала занятий. Непосредственно после занятия вес может снизиться (на 0,5—1 кг).

У старших подростков (16—18 лет) закономерности изменения веса в связи с занятиями физкультурой и спортом соответствуют таковым у взрослого человека. Снижения веса при ожирении можно добиться, лишь сочетая физические упражнения с диетотерапией (снижение общего количества и калорийности пищи за счет сокращения употребления жира, сахара, хлебобулочных и кондитерских изделий). При нормальном весе (относительно данного роста) похудание ребенка и подростка нецелесообразно. Потеря веса может свидетельствовать о несоответствии нагрузки, недостаточном питании либо заболевании.

Оценить массу тела по отношению к росту можно с помощью метода так называемых стандартов — сравнение индивидуальных величин со среднестатистическими, полученными в результате массовых измерений соответствующей возрастно-половой группы. Определенным ориентиром может служить массо-ростовой индекс — отношение массы тела в граммах к росту в сантиметрах. У младших школьников в норме он составляет 180—260 г/см, в среднем школьном возрасте — 220—360 г/см, у девочек немного выше, чем у мальчиков.

Сила мышц при самоконтроле определяется с помощью ручного (сила мышц кисти) и станового (сила мышц спины) динамометров. В связи с увеличением мышечной массы с возрастом (у взрослого человека отношение мышечной массы к общей массе тела составляет 40%, в 8 лет — 27%, в 15 лет — 33%) увеличивается сила мышц, особенно между 14-м и 18-м годами жизни. Для измерения силы мышц кисти на ладонь кладут ручной динамометр и сжимают его с максимальным усилием. У здорового взрослого человека сила составляет чаще всего 50—70 кг (у женщин несколько меньше). У детей — от 15—20 до 50—60 кг в зависимости от возраста. Сила мышц спины измеряется становым динамометром (площадка с крюком, цепью, ручкой и указателем силы), но в практике самоконтроля измерения эти затруднительны. Оценить мышечную массу можно с помощью стандартов.

Становая сила у здорового взрослого человека соответствует чаще всего 140— 160 кг (у женщин меньше), у детей и подростков — 60—120 кг. Для сравнения изменения силы в динамике можно пользоваться формулой отношения силы, умноженной на 100, к массе тела в кг.

Повторяя измерения силы несколько раз с интервалом 10—20 с, можно судить о степени утомления мышц.

О силе мышц живота можно судить с помощью следующего приема — лежа на кушетке, скамейке или на полу с вытянутыми вдоль тела руками перейти в положение сидя, не сгибая и не отрывая ног от поверхности кушетки. Чем большее число раз школьник может повторить, тем выше сила.

Наши рекомендации