Индивидуальные особенности юных спортсменов
Период роста и формирования организма, как никакой другой, нуждается в строго индивидуальном подходе тренера и врача к тренирующимся. Это объясняется большими различиями в темпах и продолжительности отдельных этапов роста и созревания (общего и полового), сопровождающихся различиями в состоянии здоровья юных спортсменов, их функциональных и психологических особенностей, переносимости нагрузок, быстроты восстановления и двигательной одаренности и др. Стандартный подход в подборе нагрузок, их объема и интенсивности, способа общения с подопечными, режима труда, тренировки и отдыха, методов восстановления и т.д. не только снижает эффективность тренировки, но и может привести к перегрузке, нервным срывам, потере интереса к тренировке и в конце концов к уходу ребенка из спорта.
Индивидуальные особенности — это сочетание и взаимообусловленность генетических и средовых факторов (условия и образ жизни, характерные различные воздействия в течение жизни, отношения с людьми, заболевания и пр.).
Генетические особенности влияют на здоровье человека, тип телосложения, внешность, привычки, характер, способности, двигательную и умственную одаренность и многое другое. К генетическим факторам в определенной мере можно отнести длину тела, состав мышечных волокон, аэробные возможности, максимальное потребление кислорода, склонность к определенным видам заболеваний (гемофилия, гипертония, атеросклероз, онкология и др.). Масса тела, вегетативные функции, реакция на нагрузку, тренированность, восстановление и т.д. скорее всего зависят от воздействия среды.
Поэтому врачу и тренеру надо хорошо знать родителей и семью ребенка, уровень их физического и умственного развития, отношение к спорту, выявить имевшиеся заболевания в семье и у ближайших родственников, причины смерти и ранние смерти в семье. Это можно осуществлять в личных беседах, путем агитации, через тренирующегося и другими способами.
Интерес к спорту у детей и подростков очень велик. Чем раньше ребенок начинает заниматься спортом, тем эффективнее физическое воздействие его на организм. Тренировка ускоряет физиологическую и психологическую зрелость ребенка, способствует развитию общеадаптационного механизма, укреплению здоровья, разностороннему физическому и умственному развитию, повышению сопротивляемости и иммунологической реактивности. Этому имеется множество доказательств науки и практики. В последние годы изменились и взгляды на раннюю спортивную специализацию. Убедительно доказано, что при полноценном отборе, квалифицированном врачебно-педагоги-ческом контроле (конечно, с учетом особенностей вида спорта и его требований к организму) занятие спортом не только целесообразно, но и безвредно. Начало тренировки с элементами специализации стимулирует разностороннее развитие и формирование организма, но при одном весьма важном условии — чем младше возраст, тем больший удельный вес в его подготовке должны занимать разносторонние, соответствующие возрасту средства общефизической подготовки, игры и тем меньше специальные, свойственные конкретному виду спорта упражнения. Важное условие при этом — правильное сочетание игр, физической и специальной подготовки. Только разносторонность, постепенность и достаточный интерес ребенка к занятиям, рациональное сочетание разносторонних и специальных упражнений обеспечат сохранение и укрепление здоровья, правильное развитие, последующее спортивное совершенствование и долголетие.
К сожалению, тренируют детей и подростков нередко по методике тренировки взрослых спортсменов, вследствие чего фактически она проводится на грани возможностей юного организма. Юный организм очень пластичен и при достаточной подготовке способен переносить довольно большие нагрузки и даже показывать относительно высокие спортивные результаты. Грубое вмешательство в законы природы не проходят бесследно и обязательно скажется в дальнейшем, что грозит перенапряжением, нарушениями здоровья, а иногда и уходом из спорта.
При этом надо иметь в виду, что высокие результаты — это отнюдь не физиологическая закономерность, а в первую очередь — результат таланта, генетической одаренности, терпения и очень сильного характера, высочайшей психологической устойчивости. Но, к сожалению, результаты при этом очень редко бывают стабильными и содействуют укреплению здоровья ребенка. На одном из последних международных конгрессов по спортивной медицине в целой серии докладов, посвященных этой проблеме, было убедительно показано, что форсированное достижение раннего спортивного результата с применением высоких нагрузок не только не будет устойчивым, но и ведет к перегрузке, нарушениям здоровья и в конце концов к раннему уходу из спорта. Только постепенное, осторожное наращивание нагрузок обеспечивает здоровье, высокую тренированность и устойчивый результат. И не случайно вспыхнувшие в раннем возрасте «звездочки» далеко не всегда становятся в дальнейшем звездами большого спорта. То есть высокие результаты юных отнюдь не являются решающими для прогноза его достижений в будущем.
Главным в тренировке юных должна быть разносторонность, эмоциональность, преимущественно игровая форма, введение элементов специализации в соответствии с периодами и темпами формирования организма и только затем взрослыми закономерностями развития физических качеств.
До достижения должного совершенствования вегетативных функций и потребления кислорода, а тем самым достаточной готовности к аэробной работе, ребенок лучше адаптируется к кратковременным эмоциональным нагрузкам с переключениями. При длительной работе дети быстрее устают, у них чаще регистрируются признаки перегрузки и снижения интереса к занятиям.
Раньше всего полезно начинать упражнения на быстроту, технику, гибкость, подвижность в суставах, координацию.
Что же можно отнести к факторам риска в тренировке юных спортсменов:
— нагрузки, не соответствующие возрасту и уровню подготовленности;
— узкоспециализированная тренировка на ранних этапах спортивной специализации;
— односторонняя ранняя спортивная специализация, которая неизбежно усиливает неравномерное развитие, появление различных дефектов и отклонений;
— использование упражнений, усиливающих неравномерное развитие мышц и возникновение различных деформаций. Мышцы еще слабо фиксируют позвоночник, связочный аппарат очень эластичен, что при раннем и чрезмерном использовании силовых и статических упражнений могут оказаться небезвредными;
— чрезмерное утомление на занятиях и отсутствие восстановления;
— одностороннее развитие двигательной сферы (усиливает отставание развития вегетативных систем);
— форсированная и неритмичная тренировка со стремлением к раннему достижению высоких результатов;
— неправильные тренировки в период активного полового созревания;
— отсутствие заинтересованности и мотивации;
— совместная тренировка с взрослыми;
— недооценка значения биологического возраста;
— монотонность, отсутствие переключения;
— нарушения режима жизни, питания, отдыха;
— отсутствие регулярного контроля или неучет в тренировке его результатов;
— отсутствие или снижения интереса к занятиям;
— отсутствие психологической разгрузки;
— неправильный отбор.
Отбор играет огромную роль в успешной тренировке юного спортсмена, укреплении его здоровья и дальнейшем спортивном совершенствовании движений (элементы гимнастики, фигурного катания). Очень полезна игра и игровая форма различных упражнений, но обязательно на фоне разносторонности и привития интереса к занятиям.
В педагогической и физиологической литературе достаточно подробно освещены современные методические основы подготовки детей и подростков. Мы остановимся на так называемых факторах риска, т.е. обстоятельствах, способствующих развитию различных отклонений в здоровье, перегрузке и различных деформаций. Отбор — это многоступенчатая система, задачи которой меняются на каждом его этапе. В отборе должны участвовать педагоги, врачи, биохимики, психологи. На первом этапе отбора — это определение целесообразности начала тренировки, связанной с последующей специализацией, главная задача — определение состояния здоровья, выявление всех имеющихся нарушений, их возможного влияния на спортивную тренировку, а также соответствие телосложения и психологических особенностей избранному виду спорта. Если имеются отклонения в здоровье, тут же надо обозначить пути и сроки их излечения. Обязателен анализ здоровья, физического состояния и спортивных достижений родителей и членов семьи, поскольку генетический фактор играет существенную роль в будущем спортсмена. Имеет значение и темп индивидуального полового развития, частота и характер имевшихся ранее травм.
На следующих этапах критериями должны служить тренированность, динамика возрастного развития и развития физических качеств к показателям высокого класса в избранном виде спорта, работоспособность, приближение личных показателей к лучшим, стабильность, интерес, мотивация, личностные характеристики, спортивное совершенствование, интерес к тренировке. И, наконец, завершающий, очень важный, этап — надежность функциональных, морфофизиологических, технических, психологических данных, рост и стабильность спортивных результатов, динамика здоровья, заболеваемость и травматизм, реакция на нагрузки, быстрота восстановления, образ жизни.
Переходный возрастной характер отклонений в здоровье надо проверить у соответствующего консультанта и принять все меры к их устранению, вместе с тем важно не пропустить серьезные нарушения в здоровье, которые являются противопоказаниями к занятиям спортом, — пороки сердца, перенесенный ревмокардит, воспаление сердечных оболочек, артериит, заболевания печени, почек, органов пищеварения и др. При частых простудных заболеваниях надо проверить иммунологическую реактивность и принять меры к повышению иммунитета — соответствующее питание, витаминизация, фрукты, белки, достаточное пребывание на воздухе, особенно в хвойных лесах, на берегу водоемов, специальные медицинские средства и пр.
Надо иметь в виду, что оценка функционального состояния детей связана с определенными трудностями по сравнению с уже подросшими и взрослыми спортсменами. Это объясняется преобладанием симпатических влияний, большой возбудимостью, отсутствием экономизации в покое и при физических нагрузках, частоте дистонических реакцией на нагрузку и удлинением восстановления, частым нарушением сердечного ритма, в развитии сердца, в том числе экстрасистол, отставанию в развитии сердца, что в период бурного роста можно рассматривать как вариант нормы, и в то же время правильный ответ могут дать только динамические наблюдения.
Поэтому часто приходится, прежде чем сделать определенное заключение, использовать дополнительные методы исследования (эхокардиография, мониторирование и др.), чаще подвергать такого человека динамическим обследованиям.
Из функциональных проб в раннем возрасте можно применять бс: на месте, пробу Руфье, пробы с переменой положения тела, дыхательные пробы. Начиная с 9—10 лет — пробу Летуно-ва, степ-тест, с 11 — 12 лет — PWC 150—170. Пробы с предельными нагрузками нецелесообразны. Периодически следует проверять переносимость нагрузки и течение периода восстановления в естественных условиях, этапное и текущее наблюдения врачами соответствующих команд и врачебно-спортивными учреждениями. Все материалы обследования должны быть зафиксированы в карте обследования.
Практические занятия
1. Ознакомиться с работой детского отделения врачебно-физкультурного диспансера.
2. Привести данные своего обследования в детском и подростковом возрасте и проанализировать их.
3. Проанализировать личные признаки и темпы возрастного развития и динамику развития.
4. Во время практики в школе провести обследование двоих детей одинакового возраста — спортсмена и неспортсмена.
1.2.3. Самоконтроль*
Это наблюдения занимающегося физической культурой и спортом за состоянием своего здоровья и физического развития. Самоконтроль существенно дополняет данные врачебного и педагогического контроля, способствует правильному выбору формы занятий и оптимальной для каждого занимающегося нагрузки, предупреждению и современному выявлению нарушений в здоровье и физическом развитии детей и подростков.
В процессе самоконтроля дети познают свой организм, на собственном опыте учатся определять свое состояние и влияние на него физических упражнений. Самоконтроль дисциплинирует их, приобщает к физической культуре и спорту, способствует сознательному отношению к занятиям, приобретению жизненно важных навыков и знаний, выполнению основных правил гигиены и здорового образа жизни. Тем самым самоконтроль повышает общую и санитарную культуру, способствует правильной организации физического воспитания, в том числе и в школе.
Наблюдения необходимо проводить регулярно, желательно всегда в одно и то же время — утром, после занятия, через 4—6 часов после него и на следующий день, что позволяет оценить влияние нагрузки и быстроту восстановления.
Полученные данные можно сравнивать со средними для данного возраста, а также оценивать их в динамике, ориентируясь на свои индивидуальные показатели, характерные для хорошего своего состояния.
*Основные положения этого раздела применимы и ко взрослым физкультурникам и спортсменам.
Данные своих наблюдений надо заносить в дневник самоконтроля, который ведется по произвольной форме: в дневнике фиксируется вся выполненная школьником в этот день нагрузка (в том числе нагрузка занятия, после которой проводились измерения), режим дня, перенесенные заболевания и травмы; в дневник вносятся также основные результаты врачебных осмотров и данные педагога: отношение к занятиям, выполненная нагрузка, показатели тестирования, а если школьник занимается спортом, то также проведенные соревнования и их результат. Дневник периодически (1 раз в 1—2 недели) предоставляется учителю физкультуры или тренеру, а если появляются какие-либо жалобы на здоровье, — то и врачу, вместе с ними анализируются показатели самоконтроля, которые затем используются для планирования и коррекции двигательного режима.
Проведение самоконтроля и ведение дневника вполне доступно школьникам среднего и старшего возраста. Приучать к самоконтролю младших школьников следует, с помощью родителей, обучая их методам самоконтроля.
Методы самоконтроля должны быть простыми, доступными и понятными занимающимся, не требовать специальной аппаратуры и не занимать много времени. Их принято делить на субъективные (оценка самочувствия, настроения, сна, аппетита, работоспособности и успеваемости, степени утомления после нагрузки и быстроты восстановления) и объективные (частота и ритм сердечных сокращений и дыхания, масса тела, сила мышц, жизненная емкость легких, результаты простых функциональных проб).
Субъективные методы
Самочувствие (субъективное ощущение своего здоровья) — важный показатель самоконтроля. Здоровый человек любого возраста чувствует себя хорошо, не испытывает никаких неприятных и болезненных ощущений. Он бодр, спокоен, активен, жизнерадостен, хорошо спит и обладает хорошим аппетитом, учится с охотой, с желанием занимается физическими упражнениями. Нагрузка сопровождается определенным чувством усталости, но это отражение естественного утомления после проделанной работы и не должно вызывать беспокойства, если оно быстро (через 2—4 часа после нагрузки) проходит. Если же усталость значительная (особенно после небольшой и привычной работы), долго держится и сопровождается вялостью, апатией, подавленным настроением или, наоборот, раздражительностью, слабостью, появлением жалоб на головокружение, головные боли, боли в области сердца, суставов, правого подреберья и пр. — это может быть связано с переутомлением, физическим перенапряжением или заболеванием. В этих случаях следует обратиться к врачу. Но при этом надо учесть, что ухудшение самочувствия может быть связано и с другими причинами — различными неприятностями, волнением перед экзаменами, резким изменением погоды и прочим. Поэтому надо указать в дневнике, появилось ли это состояние с нагрузкой, а также характер и содержание последней.
Иногда, преимущественно после первых занятий или при вовлечении в нагрузку ранее малоупотребляемых в работе мышечных групп, могут появиться боли в мышцах как реакция на непривычную нагрузку. В этом нет ничего страшного, и не следует прекращать занятия, можно лишь кратковременно несколько снизить нагрузку. Ускоряют восстановление тепловые процедуры (ванны, душ, плавание), массаж или самомассаж. У достаточно подготовленных к нагрузкам ребят после нее может ощущаться лишь приятная мышечная усталость.
В дневнике самочувствие отмечается как «хорошее», «удовлетворительное» или «плохое» с указанием появившихся жалоб.
Настроение — составная часть самочувствия. Отмечается как хорошее, бодрое или подавленное либо, наоборот, повышенная раздражительность.
Сон имеет особое значение для восстановления работоспособности после умственной и физической нагрузки, в том числе и дневной сон (особенно для младших школьников). Сон должен быть спокойным, достаточным (не менее 10— 11 часов для младших школьников, 9— 10 — в среднем и 8—8,5 часа — в старшем школьном возрасте). Спать следует ложиться в одни и те же часы, не ранее 1,5—2 часов после нагрузки и выполнения уроков. Лучшее время для сна — с 10—11 час вечера до 7—8 час утра. Быстрому засыпанию и спокойному сну способствуют прогулки перед сном, водные процедуры при нормальной температуре воды, обтирания, проветренная комната, тишина, удобная постель. Всякие нарушения сна (трудно засыпать, часто просыпается, неприятные сновидения и т.п.) фиксируются в дневнике. Если этого нет, сон оценивается как хороший либо удовлетворительный.
Аппетит характеризуется как хороший, сниженный, повышенный.