Оценка физического развития методом «центилий»
Метод вычисления «центилий» (делят данные на 100 частей). Для объективной оценки полученных показателей хорошим методом являются центильные таблицы и шкалы. Они представляют собой процентное распределение показателей среди спортсменов одного возраста и пола. Обычно используется шкала Стюарта, в которой предусмотрено выделение 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 «центилей». При этом исходят из того, что из 100 спортсменов лишь 50 имеют идеальные средние показатели, 3 спортсмена из 100 — крайне низкие значения (3-й «центилъ»), 3 спортсмена из 100 — крайне высокие (97-й «цен-тилъ»). Совершенно нормальным считаются варианты, лежащие в пределах 75 и 25 «центилей». Выше и ниже этих дентальных пределов лежат пограничные зоны количественных характеристик. Спортсмены, находящиеся в этих границах, требуют внимания тренера в отношении прогнозирования спортивных результатов. Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го «центилей», отражают уже явную детренированность.
Если масса тела спортсмена определенного роста попадает в среднюю зону (25—75 «центили» или 4—5 интервал), то масса тела адекватна его росту, и развитие является гармоничным. Зоны от 25 до 10 «центилей» и от 75 до 90 «центилей» указывают на тенденцию соответственно к снижению или повышению массы тела и роста. Зоны от 10 до 3 (2-й интервал) и от 90 до 97 «центилей» (7-й интервал) указывают на достоверное снижение или превышение (соответственно) массо-ростового показателя, требующего особенного внимания врача и тренера к состоянию здоровья и питания спортсмена. Еще более крайние отклонения (1-й и 8-й интервалы указывают уже на наличие у спортсмена гипотрофии или гипертрофии (соответственно), требующей соответственного лечения.
Таблица 14 Схема оценки физического развития детей и подростков по центильным таблицам
(И.Н. Усов с соавт., 1990)
Центили по массе тела | Центили | ||||
3-10 | 10-25 | 25-75 | 75-90 | 90-97 | |
90-97 | Низкое резко дисгармоничное ИМТ II ст. | Нижесреднее Дисгармоничное ИМТ II ст. | Среднее резко дисгармоничное ИМТ II ст. | Вышесреднее резко дисгармоничное ИМТ II ст. | Высокое резко дисгармоничное ИМТ II ст. |
75-90 | Низкое дисгармоничное ИМТ 1 ст. | Нижесреднее дисгармоничное ИМТ I ст. | Среднее дисгармоничное ИМТ I ст. | Вышесреднее дисгармоничное ИМТ I ст. | Высшее дисгармоничное ИМТ I ст. |
25-75 | Низкое гармоничное | Нижесреднее гармоничное | Среднее гармоничное | Вышесреднее гармоничное | Высокое гармоничное |
10-25 | Низкое гармоничное ДМТ 1 ст. | Нижесреднее гармоничное ДМТ I ст. | Среднее гармоничное ДМТ I ст. | Вышесреднее гармоничное ДМТ I ст. | Высокое гармоничное ДМТ I ст. |
3-10 | Низкое резко дисгармоничное ДМТ II ст. | Нижесреднее резко дисгармоничное ДМТ II ст. | Среднее резко дисгармоничное ДМТ II ст. | Вышесреднее резко дисгармоничное ДМТ II ст. | Высокое резко дисгармоничное ДМТ II ст. |
Примечание. ИМТ — избыток массы тела; ДМТ — дефицит массы тела.
Заключение о физическом развитии спортсменов
1. Общая оценка физического развития по большинству оценок антропометрических показателей.
2. Тип телосложения и оценка осанки.
3. Указания о конкретных недостатках, выявленных методами соматоско-пии, антропометрии.
4. Рекомендации:
а) по устранению выявленных недостатков средствами и методами основ-
ного вида спорта и дополнительными упражнениями;
б) по выбору средств и способов повышения физического развития применительно к избранному виду спорта.
Практические занятия
1. Определить физическое развитие всеми описанными методами: соматос-копии; антропометрии; антропоскопи-ческое определение типа конституции.
2. Оценить физическое развитие: методом стандартов; индексов; корреляции; перцентилей.
3. Написать заключение с рекомендациями.
Исследование физического развития спортсмена
Испытуемый
Ф.И.О. ____Пол________Лет________Рост_________Вес
Условия
(период тренировки и цель исследования)
I. ДАННЫЕ СОМАТОСКОПИИ
1. Тип телосложения
2. Осанка (общая оценка) _, недостатки_____
3. Форма рук_____________Ног_______Стоп
4. Развитие мускулатуры
5. Жироотложение _____
И. ДАННЫЕ АНТРОПОМЕТРИИ (см. на обороте)
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Общая оценка физического развития ______________
2. Тип телосложения____________________3. Осанка
4. Недостатки, выявленные методами соматоскопии и антропометрии
5. Рекомендации:
а) по устранению выявленных недостатков
б) по повышению физического развития
200 г.
Исследования проводил
П. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Показатель | Обозначение, формула 1 | Рост | Вес | Ж ЕЛ | Окружность | Диаметр | Сила | |||||||||||||
шеи | груди | плеча | предплечье | бедра | голени | плечевой | поперечный | пер./задний | тазогребн. | кисти | становая | |||||||||
вдох | выдох | пауза | экскур. | напряж. | расслабл. | |||||||||||||||
Измеренный | ||||||||||||||||||||
Стандартный | ||||||||||||||||||||
Разница ± | ||||||||||||||||||||
Отклонения в «а» | ||||||||||||||||||||
Очень высокий | ||||||||||||||||||||
Высокий | ||||||||||||||||||||
Выше среднего | ||||||||||||||||||||
Средний | ||||||||||||||||||||
Ниже среднего | ||||||||||||||||||||
Низкий | ||||||||||||||||||||
Очень низкий |
Тема 7