Предоставление социальных услуг семьям

Имеющим детей-инвалидов

В Российской Федерации наблюдается некоторая тенденция роста числа детей-инвалидов. На 1 января 2017 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по данным федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», составило 625,6 тыс. человек.

По данным статистической отчетности, численность детей, впервые признанных инвалидами, увеличилась до 86,7 тыс.человек (2015 г. – 86,3 тыс. человек; 2014 г. – 86,6 тыс. человек).

В структуре первичной детской инвалидности по классам болезней первое ранговое место с 2014 года стабильно занимают психические расстройства и расстройства поведения, удельный вес которых в 2016 году составил 24,4%, второе ранговое место – болезни нервной системы, удельный вес которых в 2016 году составил 19,8%, третье ранговое место – врожденные аномалии, удельный вес которых в 2016 году составил 17,9%. До 2014 года основными заболеваниями у детей, приводящими к инвалидности, являлись врожденные аномалии.

За 2016 год численность семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги, составила 292,1 тыс. (2015 г. – 320,5 тыс. семей с детьми-инвалидами; 2014 г. – 384,7 тыс. семей с детьми-инвалидами).

Дети-инвалиды, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития, получают социальные услуги в специализированных стационарных организациях социального обслуживания. По данным официальной статистической отчетности, на 1 января 2017 года в Российской Федерации функционирует 141 стационарная организация социального обслуживания, в том числе 130 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей (включая детские психоневрологические интернаты, детские отделения в психоневрологических интернатах для взрослых) и 11 детских домов-интернатов для детей с физическими недостатками; общая численность воспитанников – 12,8 тыс. человек.

Льготы по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотрено предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% в части:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления указанных мер социальной поддержки.

Для реализации данного полномочия органам государственной власти субъекта Российской Федерации выделяются субвенции из федерального бюджета. Главным распорядителем средств федерального бюджета, направляемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации на указанные цели, является Минфин России.

Повышение уровня интеграции инвалидов и детей-инвалидов в общество

Одной из мер по повышению уровня интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общество является обеспечение техническими средствами реабилитации (далее – ТСР).

Государство гарантирует инвалидам предоставление ТСР и услуг в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р.

Основные направления государственной политики в сфере обеспечения инвалидов ТСР являются:

- повышение качества ТСР, предоставляемых за счет средств федерального бюджета;

- своевременное и бесперебойное финансирование;

- обеспечение инвалидов ТСР в полном объеме с учетом их индивидуальных потребностей;

- сокращение административных барьеров и упрощение процедур обеспечения ТСР.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено 2 механизма обеспечения инвалидов ТСР:

1) предоставление инвалиду ТСР за счет средств федерального бюджета по результатам проведенных конкурсных процедур уполномоченными органами: территориальными органами ФСС, а в случае передачи части полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов ТСР субъектам Российской Федерации – органами социальной защиты субъекта Российской Федерации;

2) инвалиду выплачивается компенсация за самостоятельно приобретенное за собственный счет ТСР.

Указанные положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ реализуются в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», от 25 сентября 2007 г. № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)», от 30 ноября 2005 г. № 708
«Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размерах указанной компенсации, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.

В соответствии с нормами указанного Порядка компенсация инвалиду устанавливается в размере стоимости приобретенного ТСР, но не более стоимости соответствующего ТСР, предоставляемого в установленном порядке за счет средств федерального бюджета.

В целях определения размера компенсации на основании классификации ТСР (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной приказом Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 214н, устанавливается соответствие ТСР, приобретенных инвалидом, ТСР, предоставляемых уполномоченным органом.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом по месту жительства инвалида в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, до дня принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР.

В 2016 году на ТСР фактически было израсходовано 28,75 млрд. рублей, из них на детей-инвалидов пришлось 17% общих расходов.

Наши рекомендации