Эмоциональное и телесное участие.
Символом перехода из одной полярности в другую, комплиментарную ей полярность может служить взаимодействие обоих полушарий нашего головного мозга. Теперь стало известно, что, в противоположность широко распространенному мнению, левое аналитическое, рациональное и вербальное полушарие, не является "доминантным" (хотя именно оно "берет слово"); оно находится под контролем правого - синтетического, эмоционального, невербального полушария, связанного с работой воображения. Перлз как бы предугадывал этот факт, восклицая: "Loose your head, come to your senses!" ("Отбросьте вашу голову, вернитесь к чувствам!").
Современные гештальтисты больше не следуют за Перлзом во всех его крайностях: чтобы избежать "гемиплегии", ставшей характерной чертой нашей культуры (которая отрицает и атрофирует правое полушарие головного мозга), следует вовсе не "терять голову', а, наоборот, создать союз головы, сердца и тела. Даже через двадцать лет после смерти своего создателя, Гештальт продолжает страдать от привитого Перлзом презрения к любого рода теоретизированиям, которые он охотно называл "bullshit" ("чушь собачья или буквально "бычье дерьмо"), и даже многие гештальтисты еще вздыхают по поводу концептуального несовершенства этого метода. Такая точка зрения, конечно, же неправомерна, а злопыхатели критикуют то, о чём они не имеют ни малейшего представления. Как бы то ни было, но оба полушария нашего головного мозга так же взаимодополняют друг друга, как разум дополняет эмоцию, и Гештальту стоит поставить в заслугу тот факт, что он придает особое значение интуиции, которая на время исчезла с авансцены под натиском сциентизма прошлого века. Неужели наш выбор ограничивается лишь головой без тела или только телом без головы?
В действительности Перлз был уже достаточно пожилым человеком к моменту расцвета и признания его метода, к тому же сам он совсем не практиковал "психотелесный" Гештальт. Но Лаура Перлз, которая занималась музыкой и танцами13, постоянно подчеркивала, что "работа с телом - это составная часть Гештальта". Она не опасалась физического контакта, охотно трогала своих клиентов и позволяла им трогать ее. В настоящее время одни гештальтисты, в зависимости от их личных и философских взглядов, техник, которым они отдают предпочтение и базового образования занимаются вербальным контактом, ограничиваясь словесным напоминанием клиенту о его телесных реакциях. Другие же, в русле "нео-рейхианского" направления, при первой же возможности мобилизуют свое собственное тело, тем самым побуждая клиента делать то же самое, т. е. воплощать свои эмоции в теле и даже экспериментировать в режиме терапевтического контакта (нежного или агрессивного) "телом к телу." При этом учитывается, что подобного рода взаимодействия мобилизуют глубинные (лимбические) слои головного мозга, пробуждают архаические ассоциации и благоприятствуют реорганизации ментальных образов, а также когнитивных и аффективных представлений. Итак, мысль больше не рассматривается ни в отрыве от эмоции, ни в отрыве от тела. Но остается открытым вопрос о преимуществах и о пределах участия клиента и терапевта в телесной работе. Само собой разумеется, последний должен быть уверен, что со своей стороны он сможет контролировать степень своего соучастия и ограничить его только тем, что окажется полезным для клиента. Это означает, что так называемая "искренность" реакций не должна служить предлогом для удовлетворения личных агрессивных или эротических желаний. Любая терапевтическая работа с использованием телесного соучастия становится приемлемой только в том случае, если терапевт строго придерживается деонтологических правил и не наносит никакого ущерба терапии самого В этом смысле современные французские гештальтисты резко отмежевываются от того, что' позволял себе Перлз, нередко в ходе терапии переходивший к половому акту, что объяснялось как его собственными желаниями, так и его потребностью в провокации истэблишмента того времени.
______________________________________________________________________
12 Вариант психодрамы, заимствованный у Морено, состоящий в том, что клиент сам играет одну за другой все роли.
13 Параллельно Гештальту и психоанализу Лаура Перлз обучалась различным"психотелесным" техникам (методы Александера, Фельденкрайца и т. д.)
АГРЕССИВНОСТЬ.
Перлз, как Лоренц и многие другие, считал, что агрессивность, как и сексуальность - это импульс жизни. Он отмечал, что как первая, так и вторая несут в себе фундаментальные либидные ценности, позволяющие выжить отдельному индивидууму и всему роду. Для него, как и для Мелани Клайн, агрессивность проявляется в виде архаических импульсов начиная с оральной стадии. Как только у сосунка появляются зубы, он начинает кусаться, и именно благодаря агрессии он усваивает окружающий его мир: воздух, которым он дышит, пищу, которую он пережевывает, "разрушает", проглатывает, а затем переваривает.
Как известно, именно тема оральной агрессивности составила один из предлогов для ссоры Перлза с Фрейдом, связывавшим агрессивность с анальностью и с импульсом смерти.
До настоящего момента гештальтисты так и не опровергли взглядом своего учителя; многие из них, вслед за этологами (Лоренцом, Монтанье и др.) позитивно оценивают витальную агрессивность. Провоцируя и задевая клиента, они мобилизуют его энергетические ресурсы, по возможности избегая при этом материнской сверхопеки по отношению к клиенту и стараясь не вызывать у него чрезмерно сильной или длительной фрустрации, которая может привести его к ощущению покинутости и к пассивности.
Остается добавить, что в наших рассуждениях мы придерживаемся этимологического смысла термина "агрессивность", ведь в латыни глаголы "ad-gressere" (приближаться к другому человеку), как и "ргоgressere" (продвигаться, идти вперед) по смыслу противоположны "геgressere" (отступать, идти назад).
КРЕАТИВНОСТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ.
В конечном итоге, большая часть базовых принципов Гештальт-терапии опирается на понятие о праве человека оставаться самим собой, активно и творчески самовыражаться, используя символический и метафорический язык правого полушария головного мозга, тот изначальный язык, что достался нам в наследство от наших первобытных предков. Этот язык можно было бы назвать филогенетическим эсперанто, записанным иероглифическими письменами нашего сознания. Сам терапевт, расшифровывая и интерпретируя символы, тем самым противостоит "дьявольским" силам: для своего самовыражения он использует образный, "поэтический", а не "научно-математический" язык14.
Еще предшественники и пионеры Гештальта (Отто Ранк, Гудман, Зинкер и др.) выделяли его творческий, креативный аспект, не потерявший своего значения и в наши дни. Гештальт был и продолжает оставаться скорее искусством, чем наукой.
ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ ЛЮДЕЙ.
Экзистенциальная оригинальность каждого человеческого существа и его способность к творчеству особенно проявляются в отношениях отдельного человека с окружающими его людьми, на границе между индивидуумом и окружающей его средой. Гештальт-подход не нацелен на интеграцию индивидуума в ту или иную социальную подгруппу, наоборот, он позволяет человеку яснее увидеть в чем он непохож на других. Гештальт - это не групповая терапия, а индивидуальная терапия, проводимая в группе15. Участники группы являются свидетелями индивидуальной работы своих товарищей: как правило, они вмешиваются в нее только по просьбе терапевта или самого клиента, а в ходе "обратной связи" ("feed-back") по окончании терапевтического сеанса они говорят о самих себе, не интерпретируя то, что происходило с клиентом. Таким образом, группа служит чем-то вроде резонатора всех проблем каждого отдельного участника группы, она помогает как их более эффективному разрешению, так и их дедраматизации.
Перлз - гений с неустойчивым и взрывчатым характером – никогда не проводил со своими клиентами длительной глубокой терапии. А в возрасте 63 лет он покинул Нью-Йорк и в течение последних четырнадцати лет вел бродячую жизнь, колеся по Соединенным Штатам и по всему миру, пропагандируя свой метод на лекциях и демонстрационных терапевтических сеансах. Он отказывается от представлений об углубленной индивидуальной терапии в пользу идеи терапевтических групп и даже открытых для широкой публики краткосрочных регулярных групп. В конце своей жизни Перлз индивидуальной терапии предпочитал групповые ее виды, но наибольшее значение придавал терапии в общине ("Гештальт-киббуц"). Такого рода психотерапевтическую общину Перлз с группой своих учеников из Исалена основал на острове Ванкувер озера Ковичен. Община прекратила свое существование через несколько месяцев после его смерти, наступившей 14 марта 1970 года. Сейчас, двадцать лет спустя после кончины Перлза, большинство современных французских терапевтов обычно совмещают следующие виды работ:
Индивидуальную терапию в ситуации "клиент - терапевт" (как правило, один сеанс в неделю в течение нескольких лет).
Индивидуальную терапию внутри группы (к примеру, один вечер в неделю или один выходной в месяц в течение года - двух лет).
Оба этих терапевтических подхода в комбинации друг с другом дают больший эффект, если работа в обоих подходах ведется одним и тем же терапевтом;
Но, помня о том, что "Гештальт слишком хорош для работы с больными" (Перлз), некоторые терапевты организуют регулярные группы личностного роста (от 3 до 5 дней, один или несколько раз в год).
Другие используют Гештальт-подход как вспомогательный метод в своей практике психолога, педагога или социального работника (к примеру, в учреждениях для "трудных" детей или в психиатрических больницах) и даже на предприятиях промышленного и торгового сектора, где они работают как обучающие тренера или консультанты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На общее развитие Гештальт-подхода оказали решающее влияние именно идеи самого Перлза, хотя и нельзя отрицать неоспоримый вклад его первых сотрудников: Лауры Перлз, Пола Гудмана, Исидора Фрома, Джима Симкина, Эрва и Мириам Польстер и других.
С момента смерти Перлза прошло двадцать лет, но и теперь его представления продолжают влиять на такие базовые понятия Гешталь, как развитие awareness, холистический подход, понятие гомеостаза, контролируемое участие терапевта, вызывающее, провоцирующее поведение терапевта, представление об агрессивности, интерес ко всему богатсву ситуаций, возникающих в группе и т. д.
Но многие современные французские практики отдалились от правления, в котором двигался основатель Гештальта. В отличие Перлза, они продолжают дополнять и углублять теорию, придают особое значение бессознательным явлениям и механизмам трансфера, всем не используют ни технику "горячего стула", ни другие, широко применявшиеся двадцать лет назад игры и упражнения, не стремятся специально вызвать у клиента эмоциональный катарсис, скрупулезно соблюдают деонтологические правила на всех этапах терапии.
Так понемногу начинает вырисовываться специфический облик французского Гештальта, который удачно сочетает в себе местную культ у, успешно усвоившую психоанализ, и мобилизующее влияние метода более, чем психоанализ нацеленного на интеракцию, и придающего особое значение эмоции, телу и правому полушарию головного мозга,которые авторы подчеркивают, что за последние годы Гештальт, вернувшись на европейскую почву, успешнее развивается именно со стороны Атлантики.
Мы надеемся, что Гештальт и через двадцать лет останется на переднем плане гуманистических видов терапии, продолжая развиваться перерабатывать и успешно интегрировать новые достижения в психологии, биологии и социологии.
Серж Тингер (Serge Ginger)
___________________________________________________________________________________
13 Слово "символ" (от греч. sun-bolei'n - складывать вместе, объединять) противоположно слову "диавол" (от греч. dia-boleTn - разбрасывать, разъединять). Слово "поэтический", от греч. роТеп (творить), противоположно по смыслу слову "математический", от греч. mathema (заученное наизусть, повторять то, что уже известно).
14 См. статью Анн Пейрон-Гингер "Индивидуальная терапия в группе" (в "Журнале Французского Общества Гештальта", № 1, осень 1990 г.).