Под закаливанием понимается повышение устойчивости —
Особенности закаливания
Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды. Закаливание невозможно рассматривать вне связи с общим режимом дня, питания, двигательной активности школьника, его образом жизни.
Закаливание осуществляется естественными природными факторами (воздух, его движение, температура, вода, солнце, атмосферное давление). Закаливание влияет на деятельность желез внутренней секреции, нервной системы и отражается на состоянии всего организма на клеточном уровне (изменяется активность клеточных ферментов). Для состояния организма важны и специфический (устойчивость к раздражителю) и неспецифический (общая устойчивость) эффекты закаливания: совершенствуется температурный гомеостаз, повышается противодействие возбудителям заболеваний, увеличивается физическая и умственная работоспособность.
Наибольшим оздоровительным эффектом обладает холодовое закаливание, которое имеет тренирующее значение для сбалансирования процессов образования тепловой энергии в организме и ее отдачи в среду.
Охлаждение вызывает сокращение кожных сосудов для поддержания температурного гомеостаза тела, а затем их расширение вследствие компенсаторного увеличения образования тепла. По мере роста закаленности сокращается период спазма сосудов и быстрее активизируются внутренние источники теплообразования. Эти процессы являются однонаправленными с тренирующим воздействием мышечной работы, т. к. в обоих случаях имеет место активизация энергообразования в организме. Вместе с тем при холодовом воздействии в мышцах образуется больше красных мышечных волокон, а мышечная деятельность сопровождается увеличением количества белых волокон. В этом проявляется противоречие в эффекте закаливающего и тренировочного воздействия на организм. Из этого следует, что необходимо разумно сочетать холодовое воздействие и двигательную работу, четко координировать их сочетание в перспективном планировании тренировочной деятельности. Длительная и интенсивная мышечная нагрузка замедляет адаптацию к холоду, поскольку требует увеличения отдачи тепла организмом, чтобы предупредить его перегревание. Следовательно, их нужно развести по времени, и строго учитывать специфику спортивной специализации и индивидуальные особенности организма.
Закаливание может быть успешным только при правильной методике его проведения, которая строится на основе известных гигиенических принципов: постепенность, комплексность, разнообразие форм закаливания, сочетание с движениями, положительный психоэмоциональный настрой.
В условиях современной школы с ее скудной материально-технической базой, с учетом обострения экономических проблем общества, его все более явного социального расслоения следует широко использовать закаливание как средство неспецифического, экономически не затратного оздоровления детского организма. Необходимо использовать в школьной практике некоторые нетрадиционные формы закаливания (хождение босиком по полу, по асфальту в теплый сезон года, полоскание горла прохладной водой, влажные обтирания ног и пр.). Одной из задач воспитания школьников является выработка у них потребности в систематическом применении закаливающих процедур в соответствии с указанными гигиеническими рекомендациями.
Закаливание может быть пассивным и активным. Проживание в холодном климате само по себе тренирует механизмы терморегуляции и повышает устойчивость к холоду. Пассивное закаливание отмечается также у людей, профессия которых связана с длительным охлаждением организма (холодильные установки, моряки, лесорубы и др.). Активное закаливание - специальное воздействие закаливающего фактора в виде систематических дозируемых процедур. Для закаливания используют солнечный, воздушный, водный факторы и их сочетание, которые применяются в соответствии с определенными правилами:
- учет особенностей организма каждого конкретного школьника и условий его проживания;
- сочетание закаливания с положительными эмоциями;
- комплексное воздействие разных закаливающих факторов (вода, солнце, воздух);
- принимать закаливающую процедуру надо спустя 1,5 часа после еды или за 1,5 часа до нее;
- в конце процедуры должно сохраняться хорошее самочувствие;
- закаливание сочетать с умеренной мышечной нагрузкой;
- для поддержания закаленности нужно использовать разнообразные закаливающие мероприятия: температура помещений, одежда и пр.
Современный школьник проводит в помещении 75-90 % времени суток. Постоянство температурного режима помещений не создает закаливающего эффекта. С этой целью необходимо создать "пульсирующий" микроклимат, т. е. систематические колебания температуры и скорости движения воздуха с оптимальной для человека разницей. Для младших школьников и учеников средней школы - это колебания температуры в 5-7 °С, для старших - 8-10 °С, для взрослых - 10-12 °С. Подобные условия создаются изменением режима работы отопительной системы и проветриванием помещений. Такие условия можно создать и в школе, и дома во все сезоны года и в любую погоду.
"Пульсирующий" микроклимат учебных и жилых помещений стимулирует терморегуляцию, повышает устойчивость к холодовым воздействиям.
Очень важную роль для закаливания школьника играют термозащитные свойства одежды. Излишне теплая одежда угнетает терморегуляцию. Поэтому одежда должна соответствовать сезону года, возрасту, здоровью ребенка, активности его поведения. Закаленность организма возрастает при длительных прогулках, играх на воздухе, при использовании бани, ходьбе по росе, по мокрому асфальту, гальке в вечернее время в теплый сезон года.
Наиболее щадящей формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 38). Их можно широко использовать для закаливания ослабленных детей и в домашних, и в школьных условиях (на уроках физкультуры, в группе продленного дня). При этом для школьников не рекомендуется принимать более двух различных процедур в день и обязательно учитывать самочувствие ребенка. При появлении признаков передозирования (значительное покраснение кожи, обильная потливость при тепловой процедуре или "гусиная" кожа - при холодовой), следует прекратить воздушную ванну.
Воздушные ванны со временем можно сочетать с солнечными, обеспечив постепенность их совмещения через световоздушные процедуры (в тени деревьев с разреженными листьями).
Хорошим оздоравливающим эффектом обладают водные закаливающие воздействия - обтирания, обливания, ванны, души (табл. 39). Водная процедура обладает бoльшим (в сравнении с воздушной) стрессовым воздействием на организм и поэтому индивидуализация ее применения особенно важна. С нее не следует начинать закаливание, а лучше подготовить организм к этому воздействию с помощью воздушных ванн.
Наиболее доступными в быту являются полоскания носоглотки прохладной водой, обтирание шеи; не следует укутывать шею слишком теплыми шарфами. Для закаливания носоглотки у часто болеющих школьников можно применять ходьбу босиком по увлажненному полу или сочетать ходьбу по сухому полу с ходьбой по увлажненному коврику. Подобную процедуру можно практиковать в период школьных уроков физкультуры и в домашних условиях, и в группе продленного дня. Очень важно не прекращать закаливание и в каникулярное время. Летом и зимой можно организовать ходьбу и бег по сырому песочку (в песочнице, в специальном домашнем манеже или на берегу водоема) или по утренней траве, увлажненной росой. Все это простые увлекательные для ребенка и достаточно эффективные формы оздоровления, которые наряду с закаливанием укрепляют мышцы и связки стоп и голеней, обеспечив профилактику и, в ряде случаев, коррекцию плоскостопия. Можно рекомендовать также ходьбу босиком по скошенной траве, по опавшей хвое в лесу, по земле после летнего дождя и т. д.
При этом не надо заканчивать перечисленные формы закаливания искусственным согреванием ног ребенка путем растирания, поскольку этим существенно снижается естественный терморегуляционный эффект. Следует лишь следить за рациональным дозированном такой процедуры и предотвращать переохлаждение организма.
Обливание стоп делается чаще в домашних условиях. Над тазом на ноги ребенка льют из лейки, кувшина воду комнатной температуры, снижая ее каждые 10 дней на 1-2 °С. Ноги промокнуть полотенцем, особенно тщательно между пальцами. Конечная температура воды - не менее 10 °С.
При необходимости применяют ножные ванны, начиная с 30 °-й температуры воды, которую наливают в таз или ведро и снижают ее каждые 10 дней на 1-2 °С, а длительность ванны постепенно возрастает от 1 до 5 минут. Рекомендуется выполнять движения ногами в воде, пританцовывая.
Для достаточно закаленного ребенка можно рекомендовать контрастные ножные ванны.
В 2 ведра наливают горячую (38-40 °С) и прохладную (30-32 °С) воду. Начинают с погружения в горячую воду на 1,5-2 минуты, затем на 5-10 минут - в холодную, повторяют подобную процедуру 4-5 раз. Каждые 10 дней снижают температуру холодной воды, удлиняют время ее воздействия и увеличивают количество погружений ног в ведро с холодной водой. Смена температуры воды оказывает тренирующий эффект для сосудов ног, для терморегуляционной реакции организма.
С ростом закаленности ребенка можно применять обливание туловища в следующей последовательности: спина, грудь, живот, левая и правая рука и в том же порядке ноги. Начинают с температуры 30 °С (зимой) и 28 °С летом, снижая ее каждые 10 дней на 1-2 °С, время воздействия - 1-1,5 минут. После процедуры сухим полотенцем следует обсушить ребенка.
Если ребенок ослаблен или недавно перенес тяжелое заболевание, то лучше применить обтирание. Для этого смочить в воде махровое полотенце (температура равна 30-32 °С зимой и 26-28 °С летом) и протереть руки, ноги, грудь, живот, спину от периферии к центру каждой части тела. Указанный порядок присоединения обтираемых частей тела желательно сохранять, а температуру воды снижать каждые 10 дней на 1-2 °С. Как правило, закаливающие процедуры доводятся до температуры воды 14-16 °С.
Очень высоким закаливающим эффектом обладают бани и купание в открытых водоемах, но эти процедуры подвластны лишь достаточно крепким организмам. За детьми надо следить, обеспечивая их безопасность, не разрешать заходить в воду потными, разгоряченными, а в воде обеспечить активную деятельность, т. к. вода обладает высоким охлаждающим эффектом.
Использование "моржевания" для детей не может иметь однозначного рецепта и рекомендаций, учитывая существенное холодовое стрессорное воздействие. Возможно, в отдельных случаях оно может быть показано и давать существенное оздоровительное воздействие, хотя до настоящего времени научная литература приводит разноречивые данные о влиянии моржевания на детский организм.
Таким образом, закаливание - мощный фактор оздоровления детского организма, не требующий больших временных затрат, экономически доступен даже малообеспеченным семьям. Закаливание способствует также воспитанию силы воли, упорства в достижении цели, самоорганизации школьника и существенно увеличивает резервы здоровья детского организма.
Контрольные вопросы по разделу
Определение понятия "закаливание".
Закаливание как система мероприятий.
Принципы закаливания.
Разновидности закаливания.
Механизмы закаливания.
Средства, формы, методы закаливания.
Правила закаливания.
Нетрадиционные виды закаливания.
Особенности закаливания школьников.
Особенности закаливания ослабленных детей.
Оценка эффективности закаливания.
Методика "холодовой пробы".
Закаливание и режимы тренировочной нагрузки.
Планирование закаливающих мероприятий в динамике тренировочной деятельности.
Литература
1. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1989. - С.206-215.
2. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984. - С.24-38.
3. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. - 159 с.
4. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 1989. - С.110-126.
5. Чмиленко В.И. Валеология: Учеб. пособие. - М.: Уникум-центр, 1999. - С.48-50.
6. Чусов Ю.А. Закаливание школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 126 с.
7. Чусов Ю.А. Особенности закаливания спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 93 с.
Определение понятия "закаливание".
Закаливание как система мероприятий.
Принципы закаливания.
Разновидности закаливания.
Механизмы закаливания.
Средства, формы, методы закаливания.
Правила закаливания.
Нетрадиционные виды закаливания.
Особенности закаливания школьников.
Особенности закаливания ослабленных детей.
Оценка эффективности закаливания.
Методика "холодовой пробы".
Закаливание и режимы тренировочной нагрузки.
Планирование закаливающих мероприятий в динамике тренировочной деятельности.
Литература
1. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1989. - С.206-215.
2. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984. - С.24-38.
3. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. - 159 с.
4. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 1989. - С.110-126.
5. Чмиленко В.И. Валеология: Учеб. пособие. - М.: Уникум-центр, 1999. - С.48-50.
6. Чусов Ю.А. Закаливание школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 126 с.
7. Чусов Ю.А. Особенности закаливания спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 93 с.
Контрольные вопросы
Содержание понятия "личная гигиена".
Значение личной гигиены для здоровья человека.
Рациональный суточный режим как элемент личной гигиены, содержа-ние понятия, значение для здоровья.
Биоритмы как основа организации суточного режима.
Особенности режима дня у занимающихся физической культурой и спортом.
Суточный режим при подготовке к ответственным соревнованием.
Суточный режим студента в межсессионный период и в период экзаменационной сессии.
Функции кожи, уход за кожей, используемые средства, в том числе широко рекламируемые.
Баня, разновидности, значение для организма, методика применения. Ис-пользование веника.
Уход за руками в повседневной жизни и в спортивной практике, преду-преждение омозолелостей.
Уход за ногами в быту и в спортивной практике, предупреждение гриб-ковых заболеваний.
Уход за волосами, влияние шампуней, гелей, лаков, мытье, стрижка, пре-дупреждение завшивленности (педикулеза).
Чесотка, основные симптомы, профилактика.
Предупреждение гнойничковых заболеваний кожи, в том числе в спор-тивных единоборствах.
Гигиенические требования к одежде и обуви, к материалам, из которых они производятся.
Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат, профилактика плоско-стопия.
Гигиена половых органов.
Гигиена половой жизни.
Гигиена половой жизни спортсменов.
Перечислите свои вредные привычки.
Каково их влияние на Ваше здоровье?
Каковы причины вредных привычек, как их ликвидировать и нужно ли это делать?
Как предупредить возникновение вредных привычек у школьников?
Гигиена закаливания
Закаливание — одно из наиболее мощных и эффективных
оздоровительных средств физического воспитания. Оно позволяет не
только сохранить и укрепить здоровье, но и повысить работоспособность.
Гигиена одежды
Спортивная одежда должна поддерживать оптимальное тепловое равновесие организма во время занятий физическими упражнениями, быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать по росту и полноте, защищать от травм и механических повреждений. Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной.
Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, ее гигиенические свойства, а также гигиенические свойства тканей, из которых она изготавливается (воздухопроницаемость, паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гидроскопичность, гибкость, сминаемость и др.).
Теплозащитные свойства одежды зависят, прежде всего, от теплопроводности тканей, которые, в свою очередь, зависят от пористости, структуры ткани, вида волокон и их переплетения. Большой пористостью обладают меха, шерсть и фланель. Хорошими теплозащитными свойствами обладают изделия из лавсана, нитрона, поливинилхлоридных волокон.
Воздухопроницаемость обеспечивает поддержание теплового баланса с окружающей средой и удаление из пододежного пространства углекислоты, влаги и кожных выделений. При недостаточной вентиляции ухудшаются самочувствие и работоспособность. Хорошей воздухопроницаемостью обладают пористые и толстые шерстяные, суконные, трикотажные ткани. Неплохо пропускают воздух изделия из лавсана и хлорина. Низкой воздухопроницаемостью обладают изделия из плотных хлопчатобумажных и льняных тканей, капрона и других синтетических волокон. Ткани, покрытые различными водоупорными материалами, а также прорезиненная одежда пор не имеют и, следовательно, полностью исключают воздухообмен. Такая одежда хорошо защищает от ветра и дождя и должна использоваться лишь в подобных случаях.
Паропроницаемость - способность пропускать водяные пары как изнутри, так и снаружи. Она зависит от толщины и пористости материала и должна обеспечивать сохранение нормального теплообмена и выделение газообразных продуктов жизнедеятельности.
Испаряемость - способность отдавать влагу путем испарения.
Шерсть теряет воду медленнее, чем хлопчатобумажная ткань, поэтому и меньше охлаждает тело. Это свойство особенно важно учитывать при спортивных нагрузках в условиях высокой температуры воздуха.
Водоемкостъ - способность материала задерживать влагу.
При намокании одежды увеличивается ее теплопроводность.
Теплопроводность смоченных шерстяных тканей возрастает в 1,6-2,2 раза,а хлопчатобумажных в 3-4 раза, поэтому одежда после дождя или пропитывания потом сильнее охлаждает тело.
Намокшая ткань становится менее воздухопроницаемой. Плотное белье почти совсем не пропускает воздуха, а у трикотажа воздухопроницаемость уменьшается всего на 30 % .
Гигроскопичность - свойство тканей адсорбировать на своей поверхности пары из окружающего воздуха, поглощать пот и влагу. Это особенно важно для обеспечения нормального теплообмена. Высокая гигроскопичность материалов позволяет поглощать испаряющийся пот с поверхности кожи во время выполнения физических упражнений, одновременно сохраняя на достаточном уровне теплозащитные свойства.
Самой высокой гигроскопичностью обладают шерстяные ткани. Хорошую
гигроскопичность имеют и трикотажные изделия из натуральных волокон. Большинство синтетических тканей (капрон, нейлон и др.) негигроскопичны.
Гибкость тканей зависит от переплетения и плотности.
Трикотаж обладает наибольшей гибкостью, так как нити полотна нефик-сированы и подвижны относительно друг друга. Для спортивных изделий необходим как можно более мягкий и гибкий материал.
В настоящее время в спортивной одежде широко используются ткани
из искусственных волокон и синтетических материалов. Синтетические ткани относительно дешевы и обладают рядом ценных свойств: легкостью, прочностью, стойкостью к различным воздействиям.
Основными недостатками большинства из них являются низкие гигроскопичность, способность электризоваться и др.
Одежда занимающегося обычно состоит из майки и трусов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Негигиенично
пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.
Также не следует забывать, что спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.
Повышенное потоотделение и отсутствие прямого света способствуют лучшей выживаемости микроорганизмов. Некоторые микробы могут сохранять свою жизнедеятельность до 2-3 месяцев. В связи с этим спортивная одежда должна стираться регулярно, с предварительным замачиванием в качественном моющем средстве. Неправильно, если стирка спортивной одежды производится по мере ее
загрязнения, так как одежда внешне может выглядеть чисто, но микробов
содержать предостаточное количество.
Гигиена обуви
Спортивная обувь должна быть удобной, легкой, прочной, мягкой и эластичной. Она должна иметь хорошую водоупорность, достаточную вентилируемость, после увлажнения не терять гибкости и не изменять форму и размеры. Спортивная обувь должна соответствовать погодным условиям и особенностям занятий различными видами физических упражнений.
Говоря о качестве спортивной обуви, отмечают ее комфортность. Под комфортностью обуви понимают ее способность обеспечивать нормальное
состояние стопы и всего организма человека при различных условиях и в течение всего срока эксплуатации, определяемых назначением обуви.
Составляющими комфортности обуви предложено считать соответствие ее внутренней формы и размеров форме и размерам стопы (или антропометрическое соответствие в статике и динамике) и способность поддерживать определенный влаготемпературный режим внутриобувного пространства (ВОГТ) в условиях отсутствия вредных токсических воздействий (так называемую гигиеничность).
Обеспечение необходимого уровня гигиеничности спортивной обуви - важная задача, так как эксплуатация негигиеничной обуви ведет к возникновению и развитию гипергидроза, кожных, грибковых заболеваний, а также патологий стопы.
Материалы обуви должны быть прочными, обладать плохой теплопроводностью (для зимней обуви), хорошей воздухопроницаемостью, защищать от сырости, охлаждения и механических воздействий. Конструкция обуви должна иметь его
достаточную вентиляцию, предотвращающую перегревание стоп и потливость. Все приведенные гигиенические требования взаимосвязаны и могут быть объединены в одно комплексное требование - конструкция и материал обуви при носке должны обеспечивать оптимальный микроклимат вокруг ног человека: температура 21-33 ОС, влажность 60-73 % (в обуви из натуральной кожи - 64,3 %), содержание углекислоты -0,8 %.
Важное значение имеет форма спортивной обуви. Она должна равномерно облегать стопу, фиксировать ее форму, не сдавливать мягкие ткани стопы; не причинять боли как в состоянии покоя, так и при движении; не ограничивать движения в суставах, а также обеспечивать максимальную свободу движений. Носочная часть спортивной обуви по длине, ширине и высоте должна создавать возможность свободного движения пальцев. Под сводная часть обуви должна соответствовать продольному своду стопы и обладать амортизационными свойствами.
Пяточная часть обуви должна создавать гнездо для пятки, равномерно ее
обхватывать, что обеспечивает ей устойчивое положение.
Материалы спортивной обуви должны обладать способностью принимать и сохранять форму стопы под влиянием внешних воздействий без значительных изменений внутренней формы и внешнего вида.
Спортивная обувь должна иметь минимальную массу, а ее низ обладать амортизирующей способностью, т.е., ослаблять силу ударов при движении: при восприятии нагрузки часть ее поглощать, а часть рассредоточивать по площади опоры. Весьма важно полное соответствие обуви спортсмена размерам стопы. Так, ограничение подвижности пальцев стопы в обуви с зауженной носочной частью приводит к большим усилиям при беге, уменьшению устойчивости, к быстрому охлаждению из-за нарушения кровообращения (особенно зимой). Недостаточная длина обуви приводит к сгибанию пальцев стопы, к натиранию их обувью. В
чрезмерно свободной обуви стопа теряет устойчивость, может подвергаться повреждения связочного аппарата и суставов.
Нерациональная форма стелечной поверхности подсводной части часто вызывает хроническое утомление мышц, поддерживающих свод стопы, что может привести к плоскостопию, а недостаточная амортизационная способность усиливает сотрясение организма спортсмена при беге и прыжках
Для изготовления спортивной обуви применяются различные материалы: кожа, ее заменители, резина и др. Лучшим материалом для верха обуви считается натуральная кожа. Она прочная, достаточно мягкая и эластичная, хорошо защищает от сырости и механических повреждений, малотеплопроводна, обеспечивает необходимое испарение пота, обладает способностью сохранять форму и размеры после увлажнения и последующего высушивания.
Личная гигиена студента
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим; уход за телом и полостью рта; отказ от вредных привычек. Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, т.к. пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию
физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.
Уход за телом.
Уход за телом включает в себя гигиенические мероприятия по уходу за кожей, руками, ногами и др.
Уход за кожей. Кожные покровы выполняют многообразные физиологические функции: защиту внутренней среды организма, выделение продуктов обмена и распада, теплорегуляцию, поэтому здоровье человека, его работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом зависят от состояния кожи тела. Основа ухода за кожей - регулярное мытье горячей водой с мылом и мочалкой не реже одного раза в 4-5 дней (душ, ванна, баня). После этого обязательно меняется нательное белье. Наиболее загрязняемые участки тела (лицо,
шея и др.) необходимо мыть с мылом каждый день утром и вечером.
Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляцию и др. В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма о всех действующих на тело раздражителях. Подсчитано, что на 1,см2 поверхности тела приходится около 100 болевых, 12—15
Холодовых, 1—2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление!
Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека. Основа ухода за кожей — регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4—5 дней в душе, ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно.
При занятиях физическими упражнениями кожа загрязняется больше, чем обычно, поэтому после тренировки следует обязательно принимать теплый душ. Он не только хорошо очищает кожу, но и оказывает благоприятное действие на нервную и сердечно-сосудистую системы, повышает обмен веществ и улучшает восстановительные процессы. После душа необходимо хорошо растереть тело полотенцем и сделать легкий массаж основных мышечных групп.
Улучшить функции кожи и укрепить здоровье поможет баня. В настоящее время наибольшей популярностью в нашей стране пользуются паровая (русская) баня и суховоздушная (финская) - сауна.
В гигиенических целях баню рекомендуется посещать 1-2 раза в неделю.
Уход за рукамитребует особого внимания, т.к. находящиеся на них патогенные микробы, а иногда и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95 %) скапливается под ногтями. После посещения туалета, выполнения различных работ и перед едой следует обязательно мыть руки с мылом. В результате выполнения физических упражнений на руках могут появиться мозоли, которые являются физиологическим приспособлением тканей к длительному давлению предметами. Мозоли рекомендуется удалять с
помощью пемзы. С целью предупреждения их появления используют различные защитные приспособления для ладоней.
Уход за ногамидолжен осуществляться систематически. Это особенно необходимо при их повышенной потливости, способствующей появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Поэтому необходимо ежедневно на ночь мыть ноги с мылом, часто менять носки. При появлении сухих мозолей их следует своевременно удалять с помощью мозольного пластыря или мозольной жидкости. В целях профилактики грибковых заболеваний следует пользоваться только своими вещами, в раздевалках и душевых нужно пользоваться
индивидуальными шлепанцами. После мытья ног в общественном месте следует досуха вытирать стопы и межпальцевые промежутки.
Особенности закаливания
Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды. Закаливание невозможно рассматривать вне связи с общим режимом дня, питания, двигательной активности школьника, его образом жизни.
Закаливание осуществляется естественными природными факторами (воздух, его движение, температура, вода, солнце, атмосферное давление). Закаливание влияет на деятельность желез внутренней секреции, нервной системы и отражается на состоянии всего организма на клеточном уровне (изменяется активность клеточных ферментов). Для состояния организма важны и специфический (устойчивость к раздражителю) и неспецифический (общая устойчивость) эффекты закаливания: совершенствуется температурный гомеостаз, повышается противодействие возбудителям заболеваний, увеличивается физическая и умственная работоспособность.
Наибольшим оздоровительным эффектом обладает холодовое закаливание, которое имеет тренирующее значение для сбалансирования процессов образования тепловой энергии в организме и ее отдачи в среду.
Охлаждение вызывает сокращение кожных сосудов для поддержания температурного гомеостаза тела, а затем их расширение вследствие компенсаторного увеличения образования тепла. По мере роста закаленности сокращается период спазма сосудов и быстрее активизируются внутренние источники теплообразования. Эти процессы являются однонаправленными с тренирующим воздействием мышечной работы, т. к. в обоих случаях имеет место активизация энергообразования в организме. Вместе с тем при холодовом воздействии в мышцах образуется больше красных мышечных волокон, а мышечная деятельность сопровождается увеличением количества белых волокон. В этом проявляется противоречие в эффекте закаливающего и тренировочного воздействия на организм. Из этого следует, что необходимо разумно сочетать холодовое воздействие и двигательную работу, четко координировать их сочетание в перспективном планировании тренировочной деятельности. Длительная и интенсивная мышечная нагрузка замедляет адаптацию к холоду, поскольку требует увеличения отдачи тепла организмом, чтобы предупредить его перегревание. Следовательно, их нужно развести по времени, и строго учитывать специфику спортивной специализации и индивидуальные особенности организма.
Закаливание может быть успешным только при правильной методике его проведения, которая строится на основе известных гигиенических принципов: постепенность, комплексность, разнообразие форм закаливания, сочетание с движениями, положительный психоэмоциональный настрой.
В условиях современной школы с ее скудной материально-технической базой, с учетом обострения экономических проблем общества, его все более явного социального расслоения следует широко использовать закаливание как средство неспецифического, экономически не затратного оздоровления детского организма. Необходимо использовать в школьной практике некоторые нетрадиционные формы закаливания (хождение босиком по полу, по асфальту в теплый сезон года, полоскание горла прохладной водой, влажные обтирания ног и пр.). Одной из задач воспитания школьников является выработка у них потребности в систематическом применении закаливающих процедур в соответствии с указанными гигиеническими рекомендациями.
Закаливание может быть пассивным и активным. Проживание в холодном климате само по себе тренирует механизмы терморегуляции и повышает устойчивость к холоду. Пассивное закаливание отмечается также у людей, профессия которых связана с длительным охлаждением организма (холодильные установки, моряки, лесорубы и др.). Активное закаливание - специальное воздействие закаливающего фактора в виде систематических дозируемых процедур. Для закаливания используют солнечный, воздушный, водный факторы и их сочетание, которые применяются в соответствии с определенными правилами:
- учет особенностей организма каждого конкретного школьника и условий его проживания;
- сочетание закаливания с положительными эмоциями;
- комплексное воздействие разных закаливающих факторов (вода, солнце, воздух);
- принимать закаливающую процедуру надо спустя 1,5 часа после еды или за 1,5 часа до нее;
- в конце процедуры должно сохраняться хорошее самочувствие;
- закаливание сочетать с умеренной мышечной нагрузкой;
- для поддержания закаленности нужно использовать разнообразные закаливающие мероприятия: температура помещений, одежда и пр.
Современный школьник проводит в помещении 75-90 % времени суток. Постоянство температурного режима помещений не создает закаливающего эффекта. С этой целью необходимо создать "пульсирующий" микроклимат, т. е. систематические колебания температуры и скорости движения воздуха с оптимальной для человека разницей. Для младших школьников и учеников средней школы - это колебания температуры в 5-7 °С, для старших - 8-10 °С, для взрослых - 10-12 °С. Подобные условия создаются изменением режима работы отопительной системы и проветриванием помещений. Такие условия можно создать и в школе, и дома во все сезоны года и в любую погоду.
"Пульсирующий" микроклимат учебных и жилых помещений стимулирует терморегуляцию, повышает устойчивость к холодовым воздействиям.
Очень важную роль для закаливания школьника играют термозащитные свойства одежды. Излишне теплая одежда угнетает терморегуляцию. Поэтому одежда должна соответствовать сезону года, возрасту, здоровью ребенка, активности его поведения. Закаленность организма возрастает при длительных прогулках, играх на воздухе, при использовании бани, ходьбе по росе, по мокрому асфальту, гальке в вечернее время в теплый сезон года.
Наиболее щадящей формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 38). Их можно широко использовать для закаливания ослабленных детей и в домашних, и в школьных условиях (на уроках физкультуры, в группе продленного дня). При этом для школьников не рекомендуется принимать более двух различных процедур в день и обязательно учитывать самочувствие ребенка. При появлении признаков передозирования (значительное покраснение кожи, обильная потливость при тепловой процедуре или "гусиная" кожа - при холодовой), следует прекратить воздушную ванну.
Воздушные ванны со временем можно сочетать с солнечными, обеспечив постепенность их совмещения через световоздушные процедуры (в тени деревьев с разреженными листьями).
Хорошим оздоравливающим эффектом обладают водные закаливающие воздействия - обтирания, обливания