Работа 5. «опосредованное запоминание»
Цель задания. Исследование опосредствованного запоминания методом свободного графического ассоциирования.
Необходимый материал. Слова и словосочетания:
мальчик— трус, сердитая учительница, трудная работа, развитие, ошибка, праздник, дом, ум, город, слепой музыкант, наука, подъем, движение, улица, покой.
Ход выполнения задания. Экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. После окончания чтения под каждой пиктограммой, начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение.
Обработка данных выполненного задания.
Результаты работы фиксируются в таблице:
Количество предъявленных слов и сочетаний | Количество верно записанных испытуемым слов и словосочетаний | Объем памяти в % |
Исследования объема непосредственной памяти
Объем непосредственной памяти - это наибольшее число отдельных элементов (цифр), которое может быть безошибочно воспроизведено после однократного воспроизведения этих элементов в определенной последовательности.
В течение 1 минуты — положите перед собой часы — прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить:
сено тротуар
ключ столетие
самолет фильм
поезд аромат
картина Карпаты
месяц Гималаи
певец неподвижность
радио календарь
трава мужчина
перевал женщина
автомобиль абстракция
сердце вертолет
букет
Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл.
По сумме баллов определите к какой категории вы можете себя отнести.
6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состоянии.
7—12 баллов. Удовлетворительная
13—17 баллов. Хорошая
18—21 балл. Отличная
Работа 6. «Логическая и механическая память»
Цель задания Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал. Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Ход выполнения задания. Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют (пример см. в материале к данной методике). Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10—15 пар слов первого ряда (интервал между парой — пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10—15 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка данных выполненного задания.
Результаты опыта записываются в таблицу:
Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
К-во слов 1-го ряда (В1) | К-во запомнив-шихся слов (А1) | Коэффи-циент смысло-вой Памяти С1 | Кол-во слов 2-го ряда (В2) | Кол-во запомнив-шихся слов (А2.) | Коэф. Механи-ческой памяти С2 |
С = А : В х100,где, А – количество правильно воспроизведенных чисел, В – количество всех чисел в таблице
Тестирование по Айзенку.
На все вопросы нужно отвечать либо “Да”, либо “Нет”. Подсчитать количество ответов, совпавших с Дешифраторами 1 и 2. Отложить полученное значение на оси абсцисс на рисунке 1. Это показатель Экстравертности. Подсчитать количество совпадающих ответов с дешифратором 3. Отложить полученное значение на оси ординат на рисунке 1. Это показатель Нейротизма.
Построить перпендикуляры из полученных точек к осям.
В месте пересечения перпендикуляров прочитать Вашу типологическую принадлежность.
Проверить количество совпадений с дешифратором
Л (Ложь). В случае появления более 4 совпадений –
результат является недостоверным.
Для лиц с высоким показателем Экстравертности характерны отзывчивость, непринужденность, жизнерадостность, уверенность в себе, стремление к лидерству. Они имеют много друзей, оптимисты, но бывают вспыльчивы и несдержанны.
Интраверты - лица, противоположные Экстравертам. В большинстве своем спокойны, уравновешены, рассудительны, осмотрительны, миролюбивы, действия их всегда продуманы, рациональны. Круг друзей невелик, предпочитают книги, личные встречи, высоко ценят этические нормы.
Нейротики отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоционально-психологической неустойчивостью и лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны мнительность, частые смены настроения, тревожность, склонность к пессимизму, нерешительность.
Анкета Спилбергера-Ханина.
Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан ЧД.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой, определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из 2-х частей - раздельно оценивающих реактивную (РТ - ситуационная тревожность, высказывания номер 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания номер 21-40) тревожность.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности испытуемого. При этом показателями уровней тревожности будут:
3,5-4,0 балла – очень высокая тревожность
3,0-3,4 балла – высокая тревожность
2,0-2,9 балла – средняя тревожность
1,5-1,9 балла – низкая тревожность
0,0-1,4 балла – очень низкая тревожность
Следует обращать внимание не только на лиц, имеющих высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся "чрезмерным спокойствием" (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы испытуемого во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой испытуемый по разным причинам не хочет сообщать экспериментатору.
Рекомендации лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха, низкотревожным людям - требуются пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.