Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание)
Контакт-дыхание - это техника, при которой рука физиотерапевта ведет и стимулирует дыхательные движения.
Методика:
Ладонь инструктора плоско лежит на той части грудной клетки, которую лечат в данный момент, и сопровождает дыхательные движения. Рука все время находится в контакте с кожей. Ребенок начинает дыхание бессознательно, а затем сознательно углубляет дыхание в зоне, где лежит рука. Тем не менее, физиотерапевт может увеличить дыхательные движения посредством контакта ладонью.
Эта техника требует от физиотерапевта высокой чувствительности к к дыхательным движениям, их частоте и ритму, например, к смене вдоха и выдоха. Эта техника сконцентрирована на одной части грудной клетки на более длительное время и обычно комбинируется с техникой изменения положения. Она доставляет приятные ощущения ребенку.
Внимание: каждое движение грудной клетки вызывает соответствующую реакцию в легких.
Рис. 4-16 | Рука физиотерапевта:
|
Цель контакт-дыхания:
- Увеличение амплитуды дыхательного движения за счет
- понижение учащенного дыхания до нормальной частоты
- высвобождение и транспортировка секрета, достигнутое изменениями бронхиального калибра и ускоренным потоком воздуха
- улучшение газовой сатурации (насыщения кислородом) посредством лучшей вентиляции
- Снижение дыхательных усилийпассивной поддержкой выдоха
- Изменение формы дыханиямануальными усилиями во время вдоха
- Улучшение эластичностигрудной клетки
- Релаксацияребенка (теплая рука), соответственно, расслабление мышц и улучшение эластичности грудной клетки
Преимущества контакт-дыхания:
- может применяться у пациентов любого возраста и в любом состоянии, в том числе и у тяжело больных
- может быть освоено родителями и сиделками
- преследует множество лечебных целей одновременно
- помогает детям задуматься более осознано о своих дыхательных движениях
- является хорошей предварительной практикой перед другими формами терапии
- достижение точки, где ладонь инструктора чувствует секрецию, уменьшение или улучшение эластичности в различных участках грудной клетки (например, треск под рукой, запаздывание движения определенной секции)
Пояснения к иллюстрациям: Стрелки показывают направление движения грудной клетки и, соответственно, руки физиотерапевта. Направления движений всегда описываются по отношению к телу ребенка. Так, движения | ||
вверх | означает | по направлению к голове ребенка |
вниз | означает | по направлению к ногам ребенка |
кзади | означает | по направлению к спине ребенка |
кпереди | означает | по направлению к груди ребенка |
к середине | означает | по направлению к средней линии ребенка |
вбок (латерально) | означает | по направлению к боку ребенка |
Позиции головка кверху
а) на спине. Голова приподнята
Рис. 4-17 | Рис. 4-18 | Рис. 4-19 | |
Ладонь физиотерапевта плоско лежит на коже вдоль ребер ребенка непосредственно под его ключицей. При выдохе рука движется:
| |||
Рис. 4-20 | Рис. 4-21 | ||
б) на животе. Голова приподнята
Рис. 4-22 | Рис. 4-23 |
Ладонь физиотерапевта лежит на спинке ребенка между плечом и шеей поверх лопатки. Мизинец или подушечка мизинца размещена между лопаткой и позвоночником. При выдохе рука движется:
|
Рис. 4-24 | Рис. 4-25 |
Горизонтальные позиции
а) на спине, горизонтально
Рис. 4-26 | Рис. 4-27 |
Ладонь физиотерапевта лежит на груди. При выдохе рука движется:
| |
Рис. 4-28 | Рис. 4-29 |
б) на животе, горизонтально
Рис. 4-30 | Рис. 4-31 |
Кончики пальцев или подушка ладони физиотерапевта лежат на спине ребенка между между лопаткой и позвоночником. При выдохе рука движется:
| |
Рис. 4-32 | Рис. 4-33 |
Позиции с головой книзу
а) на спине. Голова книзу
Рис. 4-34 | Рис. 4-35 |
Ладонь физиотерапевта лежит на нижней части грудной клетки вдоль нижнего края реберной дуги. При выдохе рука движется:
| |
Рис. 4-36 | Рис. 4-37 |
б) на боку. Голова книзу
Рис. 4-38 | Рис. 4-39 |
Рука лежит на боковой поверхности нижней области грудной клетки. При выдохе рука движется:
| |
Рис. 4-40 | Рис. 4-41 |
б) на животе. Голова книзу
Рис. 4-42 | Рис. 4-43 |
Рука лежит на нижней части грудной клетки сзади, вдоль нижнего края реберной дуги. При выдохе рука движется:
| |
Рис. 4-44 | Рис. 4-45 |
к содержанию
Мануальная вибрация на выдохе
Вибрация создается потряхиванием грудной клетки рукой физиотерапевта для поддержки экспираторного движения (выдоха) и помощи высвобождению мокроты. Вибрация усиливает высвобождение секреции и делает ясно слышимым как мокрота двигается ко рту.
Методика:Ладонь физиотерапевта как и при контакт-дыхании плоско лежит на той части грудной клетки, которую лечат в данный момент. Процедура начинается с сопровождения дыхания (контакт-дыхание), затем происходит переход к вибрации.
Вибрация - это движения вверх-вниз, глубоко достигающие ткани грудной клетки с интенсивностью от деликатной до энергичной. Только одна область груди прорабатывается в один продолжительный момент времени, до тех пор пока не будет заметен эффект - можно увидеть и почувствовать увеличение дыхательных движений.
Физиотерапевт должен обладать умением слышать и чувствовать, как высвобождается слизь.
Вибрация часто комбинируется с позиционированием и изменением положения. Область груди, на которую проводится процедура, всегда располагается в наиболее верхнем положении для стимуляции больших движений. Вибрация может быть слышимой если ребенок издает устойчивый "звук" на выдохе (см. активную технику для новорожденных и детей)
Мануальная вибрация:
- выполняется движениями руки вверх и вниз
- от деликатных до энергичных
- используется только на выдохе
- осуществляется в одной области в течение длительного времени
- всегда адаптируется к дыханию ребенка
- применяется в комбинации с другими видами техники (позиционированием, контакт-дыханием)
Цели вибрации:
- Увеличение амплитуды дыхательного движения (см. контакт-дыхание)
- Облегчение дыхания пассивной поддержкой движения выдоха
- Изменение формы дыхания мануальными усилиями
- Улучшение эластичности грудной клетки
- Релаксация ребенка (теплая рука), соответственно, расслабление мышц и улучшение эластичности грудной клетки
- Облегчение секреции за счет осцилляций в воздушном потоке. Осциллирующее ускорение воздушного потока облегчает транспорт мокроты во время выдоха
Преимущества вибрации:
- может применяться у пациентов любого возраста и в любом состоянии, в том числе и у тяжело больных
- может быть освоено родителями и сиделками
- преследует множество лечебных целей одновременно
- помогает детям задуматься более осознано о своих собственных дыхательных движениях
- достигает точки, где ладонь инструктора чувствует местоположение мобилизованной мокроты, уменьшение или улучшение эластичности в различных участках грудной клетки (например, треск под рукой, запаздывание движения определенной секции)
Позиции головка кверху
а) на спине. Голова приподнята
Рис. 4-47 | Рис. 4-48 |
Рука (руки) физиотерапевта плоско лежит на коже вдоль ребер ребенка непосредственно под его ключицей. В момент выдоха рука вибрирует:
| |
Рис. 4-49 | Рис. 4-50 |
б) на животе. Голова приподнята
Рис. 4-51 | Рис. 4-52 |
Ладонь (ладони) физиотерапевта лежит на спинке ребенка между плечом и шеей поверх лопатки. Мизинец или подушечка мизинца размещена между лопаткой и позвоночником. При выдохе рука вибрирует грудную клетку:
| |
Рис. 4-53 | Рис. 4-54 |
Горизонтальные позиции
а) на спине, горизонтально
Рис. 4-55 | Рис. 4-56 |
Ладонь/ладони физиотерапевта лежат на груди и на выдохе вибрируют грудную клетку:
| |
Рис. 4-57 | Рис. 4-58 |
б) на животе, горизонтально
Рис. 4-59 | Рис. 4-60 |
Кончики пальцев или подушка ладони физиотерапевта лежат на спине ребенка между между лопаткой и позвоночником. При выдохе рука вибрирует грудную клетку:
| |
Рис. 4-61 | Рис. 4-62 |
Позиции с головой книзу
а) на спине. Голова книзу
Рис. 4-63 | Рис. 4-64 |
Ладонь/ладони физиотерапевта лежат на нижней части грудной клетки вдоль нижнего края реберной дуги. При выдохе руки вибрирует грудную клетку:
| |
Рис. 4-65 | Рис. 4-66 |
б) на боку. Голова книзу
Рис. 4-67 | Рис. 4-68 |
Рука/руки лежат на боковой поверхности нижней области грудной клетки. При выдохе руки вибрирует грудную клетку:
| |
Рис. 4-69 | Рис. 4-70 |
б) на животе. Голова книзу
Рис. 4-71 | Рис. 4-72 |
Рука/руки лежат на нижней части грудной клетки сзади, вдоль нижнего края реберной дуги. При выдохе рука вибрирует:
| |
Рис. 4-73 | Рис. 4-74 |
Потряхивание
Потряхивание - ритмические движения, выполняемые инструктором одномоментно в одной из частей тела для возникновения реакции в грудной клетке.
Цели потряхивания:
- Поддержка транспорта слизи
- Улучшение подвижности грудной клетки
- Релаксация ребенка
Методика:
- Потряхивание используется, главным образом, у новорожденных и маленьких детей и может быть выполнено у физиотерапевта на коленях, в кровати, на терапевтическом мате, на гимнастическом мяче, на мягком мяче.
- Потряхивание ритмично начинается с рук или ног, таза или туловища, концентрируясь на одной части тела на определенный период времени.
- Осцилляции от потряхивания передаются от рук или ног к грудной клетке и эффективны только в комбинации с легким потягиванием.
- Потряхивание осуществляется попеременно, потом продольно
- Более глубокое дыхание происходит лишь когда ребенок расслабляется
- Кожа и мышцы вытянуты в наибольшем положении
- Различные начальные положения для потряхивания требуют частого изменения положения (см. раздел Позиционирование/изменение положения)
- Потряхивание может легко комбинироваться с другими видами техники, например, чтобы дать ребенку привыкнуть к новому положению, успокоить ребенка, который становится беспокойным во время контакт-дыхания или вибрации.